Элективный курс по русскому языку Говорим и пишем правильно
Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку
11 класс 68ч.
“Говорим и пишем правильно”
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №1925
Никитина Ольга Николаевна
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствования речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
Овладение основными нормами русского литературного языка;
Создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
Обучение анализу текста, его интерпретации;
Формирование языковой и лингвистической компетенции;
Формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
Развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформулировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедически и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Ожидаемые результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале – в виде сформулированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предлагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Примерное тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Речь устная и письменная.
Особенности словесного ударения в русском языке 1
2-3 Классификация речевых ошибок и недочетов 2
4-6 Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка 3
7 Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов 1
8 Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов) 1
9 Трудности лексического анализа текста 1
10 Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи 2
11-13 Словообразование наречий. Морфемные модели наречий
Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматические значение, морфологические признаки, синтаксическая роль 5
14-15 Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. 16 Трудные случаи разграничений языковых явлений 17 Орфография. Система правил правописания. 1
18-19 Правописание приставок. Трудности правописания приставок 2
20-23 Виды орфограмм в корне слова4
24-26 Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний. 3
27-28 Трудные случаи правописания суффиксов. 2
29-31 Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ 3
32-34 Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов. 3
35 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. 1
36 Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. 1
37 Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. 1
38 Тире в простом предложении 1
39-40 Вводные слова и предложения 2
41-42 Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи 2
43 Уточняющие члены предложений 1
44-45 Прямая речь. Диалог. Цитата. 2
46-47 Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. 2
48-49 Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. 2
50-51 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. 2
52-54 Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. 3
55-57 Текстоведение. Способы связи предложений в тексте. 3
58-60 Стили речи и их особенности. Типы речи и их отличительные особенности. 3
61-63 Текст и его анализ. Выразительные средства языка 3
64-66 Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста. 3
67-68 Редактирование текста. 2
Литература.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М.,2010.
АрхароваД.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения(задание типа С). М.,2010
Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М.,2010