Рабочая программа по русскому языку (элективный курс Говорим и пишем правильно. Синтаксис)


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно. Синтаксис» по русскому языку для 11 класса составлена на основе образовательной программы (полного)  общего образования по русскому языку, основываясь на учебно-методический  комплект  С.И. Львовой, В.В. Львова. Русский язык 10-11 класс ( М: «Мнемозина», 2013)
(учебник: С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 10-11 класс М: «Мнемозина», 2013)Структура документа
Рабочая программа включает три раздела:
- пояснительную записку;
- содержание тем учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;  
- календарно-тематическое планирование;
- ресурсное обеспечение.
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Рабочая программа курса «Говорим и пишем правильно. Синтаксис» даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности обучающихся. Рабочая программа курса предназначена для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Материал курса рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста, изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и  контрольных работ, включающих задания части А в 11 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
Цели и задачи
Основная цель курса - повторение, обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации.
  Задачи курса:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
- подготовить обучающихся к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа и с открытым ответом;
- формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение).
   
Место учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.
2.Содержание тем учебного курса
№ п.п. Содержание раздела Количество часов Примечание
1 Речевой этикет в письменном общении 2 2 Пунктуация 32 Речевой этикет в письменном общении (2 часа)
Речевой этикет как правило речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. ИЗ истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Пунктуация (32часа)
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания (3 часа)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Знаки отделительные и выделительные.
Разделы русской пунктуации: 1)знаки препинания в конце предложения; 2)знаки препинания внутри предложения; 3)знаки препинания между частями сложного предложения; 4)знаки препинания при передаче чужой речи; 5)знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1 час)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения. Граница предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения (13 часов)
Система пунктограмм данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.
Способы обособления приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именами существительными в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединяющих членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи вводных слов разных смысловых групп.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных (что, что ж, как же, что.же).
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 часов)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 часа)
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным экспрессивным настроением. Поиски оптимального варианта с учетом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся1.Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.
2.Умение использовать основные приемы информационной обработки текста.
3.Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
4.Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
5.Умение проводить пунктуационный анализ предложения.
6.Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.
7.Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.
8.Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.
9.Умение проводить синтаксический анализ предложения.
10.Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста.
11.Умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного.
12Умение последовательно излагать собственные мысли.
13.Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
 
В  результате  изучения  курса  учащиеся  должны  уметь:
- извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, лингвистическими словарями;
-  осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с  темой, целями, сферой и ситуацией общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма  пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными  пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
 
Роль курса в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик
- овладевает глубокими систематизированными знаниями;
- способен работать с разнообразной информацией;
- может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;
- способен аргументировано доказать собственную точку зрения
- соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила  пунктуации;
- развивать речевую культуру, сохранять чистоту русского языка как явления культуры;
- расширять круг используемых грамматических средств, увеличивать словарный запас;
- развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использовать родной язык как средство получения знаний и продолжения образования.  
                           
4.Календарно-тематическое планирование по русскому языку элективного курса «Говорим и пишем правильно. Синтаксис» 11 класс
№урока Тема урока Количество часов Дата проведения Примечание
Речевой этикет в письменном общении (2 часа)
1,2 Речевой  этикет как правила речевого поведения.
2 Беседа, практика
Пунктуация (32 часа)
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания (3 часа)
3 Структура предложения и пунктуация. 1 Практика
4 Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ
5 Разделы русской пунктуации. 1 Практика
Знаки препинания в конце предложения(1 час)
6 Предложение и его основные признаки. 1 Беседа
Знаки препинания внутри простого предложения (13 часов)
7 Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ
8 Знаки препинания между однородными членами предложения. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ
9 Однородные члены, не соединённые союзом.  Однородные члены, соединённые неповторяющимися, повторяющимися и двойными союзами. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ
10 Однородные и неоднородные определения. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ
11 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ
12 Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ
13 Обособления приложений. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ
14 Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. 1 Работа  с деформированным текстом
15 Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ
16 Знаки препинания  при словах, грамматически не связанных с членами предложения. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ
17 Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ, повторение
18 Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно – восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же…)1 Практика, работа с тестами ЕГЭ, повторение
19 Тест по теме «Знаки препинания внутри простого предложения». 1 Практика
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 часов)
20 Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. 1 Практика
21 Знаки препинания между частями ССП. 1 Практика
22,23 Употребление знаков препинания между частями СПП. 2 Практика, работа с тестами ЕГЭ, повторение
24 Знаки препинания в БСП. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ, повторение
25 Знаки препинания в сложных  предложениях с несколькими придаточными. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ, повторение
26 Сочетание знаков препинания  в  сложном предложении. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ, повторение
27 Проверочный тест по теме «Знаки препинания в сложном предложении» 1 Практика
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа)
28,29 Прямая и косвенная речь. Диалог. 2 Практика
30 Разные способы оформления цитат. 1 Практика
Знаки препинания в связном тексте (4 часа)
31 Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. 1 Практика, работа с тестами ЕГЭ, повторение
32 Авторские знаки препинания 1 Практика
33 Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно – смысловое членение текста. 1 Практика
34 Итоговый тест 1 Практика
5.Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
1.ЕГЭ-2015: русский язык: самые новые реальные задания/авт.-сост. А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова. – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 158с. – (ФИПИ)
2.Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2016: Русский язык/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю .Бисеров, И.П. Васильевых и др. – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 191 с. – (ФИПИ)
3.Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии: пособие для учащихся/ А.Г.Нарушевич. – М.: Просвещение, 2016.- 161 с.
Для учителя
1. Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку/ сост. Т.О.Скиргайло, О.В.Волкова.- Казань: РИЦ «Школа», 2016. – 172 с.
2. ЕГЭ по русскому языку без ошибок / О.В. Волкова
3. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / Т.Ю.Угроватова. – М.: Эксмо, 2014. – 336 с. – (Мастер-класс для учителя);
Средства обучения
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Компьютер
Печатные пособия
1. Словари русского языка
2. Таблицы, схемы
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают задания, которые проверяются учителем. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.