Классный час о вреде сквернословия на тему Мат — не наш формат
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Нефтекамский нефтяной колледж
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
"Мат – не наш формат",
(открытый классный час о вреде сквернословия)
Составила
преподаватель А.В. Никитина
Нефтекамск – 2017
Цели:
Познакомить студентов с научным обоснованием негативного влияния сквернословия на здоровье человека.
Развитие умений студентов вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.
Организация содержательного, культурного досуга молодёжи.
Повышение общей и сценической культуры молодёжи.
Пропаганда здорового образа жизни, повышение культуры, формирование достойной личности.
Задачи:
Расширить знания студентов о негативных последствиях вредных привычек.
Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
Пробуждать к нравственному самосовершенствованию.
План проведения:
Стихотворение "Мужество" (А.А. Ахматова).
История возникновения ненормативной лексики.
Стихотворение "Есть слова пострашнее, чем порох" (М.Л. Матусовский).
Исследования и выводы учёных (о влиянии нецензурных выражений).
Виды наказания за нецензурную брань.
Стихотворение Марка Лисянского "Добрые слова".
Стихотворение "Как богат и свободен наш Великий язык".
Подведение итогов (выступление преподавателя).
Песня "Давайте восклицать" (Б. Окуджава).
Заключение.
Оснащение:
Музыкальное оформление (фоновая музыка).
Фонограмма к песне "Давайте восклицать".
Экран, мультимедиа проектор, ноутбук, слайды.
Программа мероприятия
Звучит фоновая музыка, голос за сценой:
– Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Выход ведущих
вед. 1
– Что такое сквернословие: порок или болезнь?
вед. 2
– Так же, как алкоголизм или курение, сквернословие сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести, аналогично: не выпить, не закурить, – безусловно, порок.
вед. 3
– Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.
вед. 4
– Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания.
вед. 1
– Тотальное распространение сквернословия в последнее время принимает угрожающие черты и формы.
вед. 2
– Сквернословие охватило почти все возрасты. Ругательства стали играть роль заменителей пауз.
вед. 3
– Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными вот, значит, так сказать. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.
вед. 4
– Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, и тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание.
вед. 1
– Сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Ненормативная лексика обрушивается со всех сторон: в общественном транспорте, с экрана телевизора, из Интернета и общения со сверстниками.
вед. 2
– Мат – язык людей необразованных, недалеких, опустившихся. Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать свои примитивные мысли.
вед. 3
– Человеку умному и начитанному нетрудно заменить нецензурное выражение меткими синонимами.
вед. 4
– Историческая справка.
чтец 1
– Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке розгами.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
вед. 1
– Механизм влияния сквернословия на человека таков: нецензурные выражения пробуждают в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы».
вед. 2
– Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких.
вед. 3
– Количество бранных слов переходит в качество.
вед. 4
– Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
чтец 2
– Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Мы советуем людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотулков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
вед. 1
– Сквернословить – это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам. Те люди, которые часто и много сквернословят, подвергаются ругани со стороны других.
вед. 2
– В глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, символ взрослости. Но это мнение ошибочно. Мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, – оружие неуверенных в себе людей. Грубость всего лишь позволяет им скрыть собственную уязвимость, слабость и неуверенность в этом возрасте.
вед. 3
– Нецензурная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.
вед. 4
– Сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема – радости или гнева. А что же говорят по этому поводу ученые?
чтец 3, 4 (учёные)
– (3) Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды, а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее, начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
– (4) Научно доказано, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования ученые смогли заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что они разглядели на молекулярном уровне, поразило их. На фото предстали кристаллы разной формы и чёткости – с виду очень похожие на снежинки.
– (3) Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Ученые сделали вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.
– (4) Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!
– (3) Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат.
– (4) Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, нецензурные слова вызывают мутации, ведущие к вырождению.
– (3) Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.
– (4) К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства.
вед. 1
– Как же борется закон с теми, кто всё-таки позволяет себе произносить нецензурные выражения?
вед. 2
– Статья 130 «Оскорбление» Уголовного Кодекса РФ гласит:
1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
вед. 3
– 2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до 1 года.
вед. 4
– Статья 20, часть 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
чтец 5
– Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
чтец 6
– Как богат и свободен наш Великий язык.
Как красив и чудесен его благостный лик
Все кругом говорят: “Век живи – век учись”.
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.
чтец 7
– Его многие любят, и он нравится многим
И наш мир без него не богат, а убогий.
И для каждого он частица себя
Возлюби его так, как ты любишь себя.
чтец 8
– Но что значит, для нас современным казаться?
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать?
Или мат полюбить, неудачником стать?
чтец 9
– Нет и нет! Это только казаться
А современным быть –
Это уметь говорить,
Это красиво уметь выражаться!
Слова преподавателя
– Сегодня вы узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.
Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества.
Нормальному, здоровому человеку ненормативная лексика не нужна. Любую мысль или эмоцию можно гораздо более сильно и хлёстко выразить в деликатной форме.
Даже если вы всего лишь привели слова оппонента, другими людьми они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. Значит, может пострадать ваш собственный авторитет и доверие к вам может быть подорвано.
Чем чаще вы будете тренировать себя разговаривать вежливо и не опускаться до площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний.
Пока сохраняется мнение, будто мата избегают лишь слабаки, а сильные, серьезные, деловитые люди не должны стесняться "называть вещи своими именами", – до той поры мы будем слышать ругань везде и всегда. А когда те, с кого большинству и в самом деле хотелось бы брать пример, будут разговаривать иначе, мат постепенно исчезнет из нашего лексикона.
Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова.
У каждого из нас есть право выбора, как поступать и как строить свою жизнь.
Песня "Пожелание друзьям"
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это все любви
Счастливые моменты.
Давайте горевать
И плакать откровенно,
То вместе, то поврозь,
А то попеременно.
Не будем придавать
Значения злословью,
Поскольку грусть всегда
Соседствует с любовью.
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб ошибившись раз
Не ошибиться снова.
Давайте жить во всем
Друг другу потакая,
Тем более, что жизнь
Короткая такая.
вед. 1
– Уверенный в себе человек знает, что он имеет определённые права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих.
вед. 2
– Уверенный в себе человек умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, независимо от поведения собеседника.
Слова руководителя
– Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я – исключение, моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.
вед. 3
– Пусть всё в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!
вед. 4
– От всей души желаем вам быть по-настоящему прекрасными людьми!
Спасибо за внимание!
ведущ розовя я P0