Рабочая программа по физике для 10 класса (УМК Мякишева и др., 3 ч. в неделю)


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 им Г.А. Лигидова»
с. п. Сармаково Зольского муниципального района КБР

Согласована:
Заместитель директора по УВР
_______ /А. М. Машукова/

«___» _________2015 г.

Рассмотрена на заседании ШМО:
Протокол № _________
от «____» _____________ 2015 г.
Руководитель ШМО

________________ / Д. А. Батова /

Утверждаю:

И.о. директора МКОУ СОШ
_____________/Х. З. Калов/

«___» __________ 2015 г.




Рабочая программа

изучения курса физики
в 10 классе

при 3-х уроках в неделю
(102 урока за год)





Составитель:
Батова Даимат Алиевна,
учитель физики высшей категории







с.п. Сармаково
2015 г.
Содержание:

Пояснительная записка ..3
Вклад предмета в достижение целей основного общего образования..3
Общая характеристика учебного предмета...4
Место учебного предмета в учебном плане..5
Содержание курса5
Учебно-тематический план.....6
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности..6
Календарно-тематическое планирование изучения курса ..8
Перечень учебно-методического обеспечения ....14
Планируемые результаты изучения курса 15
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
учащихся по физике.18
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса19


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа изучения курса физики 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по физике в соответствии с:

Законом «Об образовании в российской Федерации»;
Требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФК ГОС);
Образовательной программой МКОУ «СОШ №2 им. Г. А. Лигидова» с. п. Сармаково;
Учебным планом МКОУ «СОШ №2 им. Г. А. Лигидова» с. п. Сармаково на 2015-2016 уч. год;
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ;
Авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);

В программе учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени среднего общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе реализован авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа использует учебно-методический комплект по физике для основной школы авторов Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского (издательство «Просвещение»).

Вклад физики в достижение целей среднего общего образования

Среднее общее образование – третья, заключительная, ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение физики, которое призвано обеспечить:
формирование системы физических знаний как основного компонента естественнонаучной картины мира
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности
выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии физики, а также формирование у них отношения к физике как к возможной области будущей практической деятельности.
Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, т. к. данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности
в ценности физических методов исследования живой и неживой природы
в понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности
понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Изучение физики необходимо не только для овладения основами одной из естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания физики в её историческом развитии человек не поймёт историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо для формирования миропонимания, развития научного способа мышления.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, – используя физические знания
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств
овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, основных физических законах и способах их использования в практической жизни.


Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МКОУ «СОШ №2 им. Г. А. Лигидова» с. п. Сармаково физика представлена как базовый курс в VII–IX классах (два часа в неделю, всего 208 часов) и базовый курс в X – XI классах (по 3 часа в неделю, всего 207 часов).

Содержание курса физики 10 класса
Согласно планированию, предполагается изучение следующих тем:
Механика (32 ч).
Основные понятия кинематики. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Принцип относительности в механике. Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. Решение задач. Свободное падение тел. Равномерное движение точки по окружности. Кинематика. Кинематика твердого тела. Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. Силы в механике. Гравитационные силы. Сила тяжести и вес. Силы упругости силы электромагнитной природы. Лабораторная работа №1. «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости». Силы трения. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы (механическая работа). Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии. Лабораторная работа №2. «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии». Закон сохранения энергии в механике. Законы сохранения в механике.
Молекулярная физика. Термодинамика (32 ч).
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование. Характеристики молекул и их систем. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Температура. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева – Клапейрона). Газовые законы. Лабораторная работа №3. «Опытная проверка закона Гей-Люссака». Основы молекулярной физики. Реальный газ. Воздух. Пар. Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости. Жидкое состояние вещества. Твердое состояние вещества. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. Термодинамика как фундаментальная физическая теория. Работа в термодинамике. Расчет работы в термодинамической системе. Теплопередача. Количество теплоты. Теплопередача. Количество теплоты. Первый закон (начало) термодинамики. Первый закон термодинамики. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Термодинамика.
Основы электродинамики (34 ч).
Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность. Теория близкодействия. Расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Энергетические характеристики электростатического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Электростатика. Стационарное электрическое поле. Закон Ома для участка цепи. Схемы электрических цепей. Лабораторная работа №4. «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников». Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Лабораторная работа №5. «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Постоянный электрический ток. Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках. Закономерности протекания тока в вакууме. Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях.

Контрольные работы


Тема

1
Кинематика. Кинематика твердого тела

2
Динамика и силы в природе

3
Законы сохранения в механике

4
Основы молекулярной физики

5
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

6
Термодинамика. Контрольная работа

7
Электроемкость. Энергия электрического поля конденсатора

8
Постоянный электрический ток

9
Электрический ток в различных средах

10
Итоговая контрольная работа
















Лабораторные работы


Тема

1
Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости

2
Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии

3
Опытная проверка закона Гей-Люссака

4
Изучение последовательного и параллельного соединений проводников

5
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока














Учебно-тематический план

Название темы
Количество часов


Механика
35


Молекулярная физика. Термодинамика
32


Основы электродинамики
26


Электрический ток в различных средах
5


Повторение
4


Итого:
13 =SUM(ABOVE) 1410215


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Темы
Основное содержание по темам
Характеристика деятельности ученика (на уровне УУД)

Механика
Основные понятия кинематики. Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. Свободное падение тел. Равномерное движение точки по окружности. Кинематика твердого тела. Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. Силы в механике. Гравитационные силы. Сила тяжести и вес. Силы упругости силы электромагнитной природы. Силы трения. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы (механическая работа). Закон сохранения энергии в механике.
Знать понятия:
система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы.
Понимать законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии.
Уметь: пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.

Молекулярная физика. Термодинамика
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева – Клапейрона). Газовые законы. Основы молекулярной физики. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. Термодинамика как фундаментальная физическая теория. Теплопередача. Первый закон (начало) термодинамики. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Знать понятия:
тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела.
Понимать законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Клайперона, I и II закон термодинамики.
Уметь: использование кристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнением окружающей среды.

Основы электродинамики
Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Энергетические характеристики электростатического поля. Конденсаторы. Стационарное электрическое поле. Закон Ома для участка цепи. Схемы электрических цепей. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Постоянный электрический ток. Электрический ток в различных средах.
Знать понятия:
электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник.
Понимать законы и принципы:
закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.
Уметь:
пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний об механических, молекулярных и электрических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
способны решать следующие жизненно-практические задачи: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.


Календарно-тематическое планирование
изучения курса физики в 10 классе
№ урока
Наименования разделов и тем
Параграф
Сроки изучения

Введение. Основные особенности физического метода исследования (1 ч)


Физика и познание мира
Введение


Механика (35 ч).

Кинематика. (11 ч).


Механическое движение. Система отсчёта
§1-2



Траектория. Путь. Перемещение
§3



Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения
§4



Решение задач по теме «Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения»
§5-7



Мгновенная и средняя скорости. Ускорение
§8-9



Движение с постоянным ускорением
§10-11



Решение задач по теме «Движение с постоянным ускорением»
§12-14



Равномерное движение точки по окружности
§15



Кинематика абсолютно твёрдого тела
§16



Решение задач по теме «Кинематика абсолютно твёрдого тела»
§17



Контрольная работа № 1. «Кинематика. Кинематика твердого тела».



Динамика (13 ч)


Основное утверждение механики.
§18



Сила. Масса. Единица массы
§19



Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона
§20-21



Решение задач по теме «Второй закон Ньютона»
§22-23



Третий закон Ньютона. Геоцентрическая система отсчёта
§24-26



Силы в природе
§27



Сила тяжести и сила всемирного тяготения
§28-29



Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»
§30



Вес. Невесомость
§31-33



Деформация и силы упругости. Закон Гука
§34-35



Лабораторная работа №1. «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости».




Силы трения
§36-37



Контрольная работа №2. «Динамика и силы в природе».



Законы сохранения в механике (10 ч).


Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса
§38-39



Механическая работа и мощность силы
§40



Энергия. Кинетическая энергия
§41-42



Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы
§ 43



Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике
§ 44-45



Лабораторная работа №2. «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии».




Решение задач по теме «Закон сохранения механической энергии»
§ 46-47



Основное уравнение динамики вращательного движения. Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия абсолютно твёрдого тела, вращающегося относительно неподвижной оси
§ 48-50



Равновесие абсолютно твёрдых тел
§ 51-52



Контрольная работа №3. «Законы сохранения в механике».



Молекулярная физика. Термодинамика (32 ч).

Основы молекулярной физики (14 ч).


Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул
§53



Решение задач по теме «Основные положения МКТ»
§54



Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел
§55-56



Основное уравнение МКТ
§57-58



Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Энергия теплового движения молекул
§59-60



Измерение скоростей молекул газа
§61-62



Уравнение состояния идеального газа
§63



Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа»
§64



Газовые законы
§65



Лабораторная работа №3. «Опытная проверка закона Гей-Люссака».




Решение задач по теме «Газовые законы»
§66



Решение задач по теме «Газовые законы»
§66



Решение задач по теме «Определение параметров газа по графикам изопроцессов»
§67



Контрольная работа №4. «Основы молекулярной физики».



Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (6ч).


Насыщенный пар
§68



Давление насыщенного пара
§69



Влажность воздуха
§70



Решение задач по теме «Насыщенный пар. Влажность воздуха»
§71



Кристаллические и аморфные тела
§72



Контрольная работа №5. «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела».



Термодинамика (12 ч).


Внутренняя энергия
§73



Работа в термодинамике
§74



Решение задач на расчет работы в термодинамической системе.
§75



Количество теплоты. Уравнение теплового баланса
§76



Решение задач по теме «Количество теплоты. Уравнение теплового баланса»
§77



Первый закон (начало) термодинамики
§78



Применение первого закона термодинамики к различным процессам
§79



Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»
§80



Второй закон термодинамики
§81



Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей
§82



Решение задач по теме «КПД тепловых двигателей»
§83



Контрольная работа №6 «Термодинамика»



Электродинамика (26 ч)

Электростатика (15 ч)


Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения заряда
§84



Закон Кулона. Единица электрического заряда
§85-86



Близкодействие и действие на расстояние
§87



Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Силовые линии
§88-89



Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей
§90



Решение задач по теме «Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей»
§91



Проводники и диэлектрики в электростатическом поле
§92



Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле
§93



Потенциал электростатического поля и разность потенциалов
§94



Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности
§95



Решение задач по теме «потенциальная энергия электростатического поля. Разность потенциалов»
§96



Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсатор.
§97



Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов
§98



Решение задач по теме «Электроёмкость. Энергия заряженного конденсатора»
§99



Контрольная работа №7. «Электростатика»



Постоянный электрический ток (11 ч).


Электрический ток. Сила тока
§ 100



°Закон Ома для участка цепи. Сопротивление
§ 101



Электрические цепи. Последовательное и параллельное сопротивление проводников
§ 102



Лабораторная работа №4. «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников».




Решение задач по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное сопротивление проводников»
§ 103



Работа и мощность постоянного тока
§ 104



Электродвижущая сила
§ 105



Закон Ома для полной цепи
§ 106



Лабораторная работа №5. «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».




Решение задач по теме «Работа и мощность постоянного тока. Закон Ома для полной цепи»
§ 107



Контрольная работа №8. «Постоянный электрический ток».



Электрический ток в различных средах (5 ч).


Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость
§108-109



Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Электрический ток через контакт полупроводников с разным типом проводимости. Транзисторы
§110-111



Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза
§112-113



Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма. Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах»
§114-115



Контрольная работа №9. «Электрический ток в различных средах».



Повторение (Резерв) (4 ч)


Обобщающий урок по курсу физики 10 класса
§ 1-83



Обобщающий урок по курсу физики 10 класса
§ 84-116



Итоговый зачёт по курсу физики 10 класса




Резервное время





Перечень учебно-методического обеспечения по физике для 10 класса
Для учителя:
Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе : базовый уровень / Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. Н. А. Парфентьевой.М.: Просвещение, 2014 г. Номер учебника в Федеральном перечне учебников 1.3.5.1.4.1
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2009 г.
Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. (Оптика, квантовая физика, ядерная физика)
Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов. (Молекулярная физика)
А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров. Физика 10-11 (книга для учителя)
Физический эксперимент в средней школе. С. А. Хорошавин.
Дидактические материалы. Физика 10 класс. А. Е. Марон. «Дрофа», Москва 2012 г.
Контрольные работы по физике 10 – 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2010 г.
Поурочное планирование по физике к Единому Государственному Экзамену/ Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.
Левитан Е.П. Астрономия – 11. – М.: Просвещение, 2003 г.
ЕГЭ 2009. Физика. Репетитор/ В.А. Грибов, Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2009 г.
ЕГЭ. Физика. Типовые тестовые задания /Н.А. Панов, С.А. Шабунин, Ф.Ф. Тихонин. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.

Для обучающихся:
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10. учебник для общеобразовательных учреждений.М.: Просвещение, 2013 г. Номер учебника в Федеральном перечне учебников 1.3.5.1.4.1
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2009 г.
Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1,2- М.: Наука, 1986
Перельман Я.И. Знаете ли вы физику.- М.: Наука, 1986

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСКИ:
Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий»
Программы Физикона. Физика 7-11 кл.
Уроки физики Кирилла и Мефодия. Мультимедийный учебник.
Кирилл и Мефодий. Библиотека Электронных наглядных пособий. Физика.
Компьютерный курс "Открытая физика 1.0"
Физика. Интерактивные творческие задания.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Открытая физика [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Газета «1 сентября»: материалы по физике [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Физика.ru [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
КМ-школа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный учебник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и журналов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Планируемые результаты изучения курса физики

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам обучения физике в основной школе относятся:
мотивация образовательной деятельности школьников;
сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;
убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: свободное падение тел, явление инерции, явление взаимодействия тел, колебания математического и пружинного маятников, резонанс, атмосферное давление, плавание тел, большая сжимаемость газов и малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, диффузия, броуновское движение, смачивание, способы изменения внутренней энергии тела, электризация тел, нагревание проводника электрическим током, электромагнитная индукция, образование тени, отражение и преломление света, дисперсия света, излучение и поглощение энергии атомом вещества, радиоактивность;
умение измерять и находить: расстояния, промежутки времени, скорость, ускорение, массу, плотность вещества, силу, работу силы, мощность, кинетическую и потенциальную энергию, КПД наклонной плоскости, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, атмосферное давление, силу электрического тока, напряжение, электрическое сопротивление проводника, работу и мощность тока, фокусное расстояние и оптическую силу линзы;
владение экспериментальным методом исследования в процессе исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения от площади соприкасающихся тел и от силы давления, силы Архимеда от объёма вытесненной жидкости, периода колебаний маятника от его длины, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, силы индукционного тока в контуре от скорости изменения магнитного потока через контур, угла отражения от угла падения света;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их для объяснения наблюдаемых явлений: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения импульса и энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, законы распространения, отражения и преломления света;
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми человек встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе, основанными на частных предметных результатах, являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить и фиксировать наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, кодировать извлечённую из опытов информацию в виде таблиц, графиков, формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений;
умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитое теоретическое мышление, включающее умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, формулировать доказательства выдвинутых гипотез;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями;
умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы;
развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по физике

6.1. Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

6.2. Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
6.3. Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

6.4. Перечень ошибок
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Для обучения учащихся основной школы основам физических знаний необходима постоянная опора процесса обучения на демонстрационный физический эксперимент, выполняемый учителем и воспринимаемый одновременно всеми учащимися класса, а также на лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому физический кабинет оснащён полным комплектом современного демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем оборудования для основной и средней школы.
Система демонстрационных опытов по физике предполагает использование как стрелочных электроизмерительных приборов, так и цифровых средств измерений.
Демонстрационное оборудование хранится в шкафах в специально отведённой лаборантской комнате.
Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике позволяет:
формировать общеучебное умение подбирать учащимися необходимое оборудование для самостоятельного исследования;
проводить экспериментальные работы на любом этапе урока;
уменьшать трудовые затраты учителя при подготовке к урокам.
Кабинет физики снабжён электричеством и водой в соответствии с правилами техники безопасности. К закреплённым лабораторным столам подводится переменное напряжение 36 В от щита комплекта электроснабжения.
К демонстрационному столу подведено напряжение 42 В и 220 В. Одно полотно доски в кабинете стальное.
В кабинете физики имеется:
противопожарный инвентарь;
аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;
инструкцию по правилам безопасности для обучающихся;
журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
Кроме демонстрационного и лабораторного оборудования, кабинет физики оснащён:
комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиа проектором и интерактивной доской;
учебно-методической, справочной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами и т.п.);
картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ учащихся, проведения контрольных работ;
портретами выдающихся физиков
комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики (отсутствуют или пришли в негодность).









13PAGE \* MERGEFORMAT141215







15