Рабочая программа Средние века Ведюшкин 6 класс


Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по истории и Программы по истории к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов В.А. Ведюшкина и др. (М.: Просвещение, 2015).Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода. Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
• деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
• компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способностей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
• дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
• личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленный, самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта.
Задача учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
• проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
• формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
• история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Основными задачами курса являются:
формирование представлений об истории Средних веков как части всемирно-исторического процесса;
ознакомление учащихся с новыми взглядами на средневековое общество, религиозность и культуру;
овладение приёмами анализа текстов, элементарными методами работы с историческими источниками и исторической информацией, в том числе визуальной;
продолжение формирования понятийного аппарата гуманитарных наук на примере таких терминов, как «общество», «государство», «культура», «цивилизация», «сословие», «феодализм» и др.; выработка умения применять их в учебном процессе в общении;
целостное и яркое описание периода Средневековья с особым вниманием к внутреннему миру средневекового человека, системам ценностей средневековых народов;
ознакомление учащихся с развитием религиозных учений и институтов в период Средневековья;
показ социальной жизни, структуры средневекового общества, взаимоотношений в нём;
раскрытие специфики отношений власти и собственности в период Средневековья;
освещение становления демократических институтов и форм правления, оказавших глубокое влияние на развитие современного мира; формирование основ гражданского самоопределения и социальной активности;
характеристика выдающихся деятелей эпохи Средневековья и их восприятия нашими современниками;
раскрытие значения политического и культурного наследия Средних веков для современности; формирование на этой основе понимания неразрывной связи поколений, места своего поколения в историческом процессе;
приобщение к гуманистическим ценностям; воспитание толерантности, умения любить «своё», уважая и понимая «чужое»;
формирование уважительного отношения к историческому наследию, к созидательной деятельности народов, людей предшествующих эпох.
Характеристика содержания и структура курса:
1. Научность: сегодня в мировой исторической науке доминирует такое освещение истории Средних веков, в центре которого находится человек — его ментальность, образ жизни, реализация в социуме, культуре, повседневности. Эти тенденции нашли отражение в данном курсе, как и ряд новейших научных открытий, особенно в области изучения социальной истории, истории Церкви, роли кочевников в системе международных отношений периода Средневековья.
2. Информационность: информация в курсе истории Средних веков строго подобрана, систематизирована, адаптирована к возрастным особенностям восприятия учащихся 6 класса; в то же время электронное приложение к учебнику позволяет учащемуся самостоятельно осуществлять поиск информации по интересующей его теме курса.
3. Альтернативность: в курсе для 6 класса в подаче учебного материала имеет строго взвешенный характер. Её цель — дать учащимся представление о существовании различных точек зрения на важнейшие исторические события и процессы и тем самым активизировать их собственный исторический поиск.
4. Широкое использование межпредметных связей с курсами географии, литературы, русского языка, иностранных языков.
5. Широкое использование внутрипредметных связей с курсами истории Древнего мира и Нового времени, а также с курсом отечественной истории.
6. Системность курса: обеспечивается как логикой отбора и
изложения материала в учебнике, так и созданием полного УМК по истории Средних веков.
7. Синхростадиальность: выступает как действенное средство освещения истории Средних веков в контексте единого мира, показа закономерности возникновения важнейших исторических явлений и процессов.
8. Диалогичность: предполагает возможность интерактивного познания исторического материала, диалог учащегося с учителем, с авторами учебника, с самим историческим прошлым, с учащимися, которые могут придерживаться иной точки зрения.
9. Сочетание познавательной основы с эмоциональным воздействием. Подкрепление рационально изложенного материала образными историческими представлениями.
10. Реализация развивающего подхода к обучению. На это направлена методическая система курса (вопросы, задания, самостоятельные исторические исследования учащихся, контрольные материалы, иллюстративное сопровождение, схемы, карты и т. п.). Ориентация учащихся на самостоятельную познавательную деятельность во всём многообразии её форм.
Структура курса определяется сочетанием проблемного, хронологического и регионального подходов. Курс состоит из разделов «Рождение средневекового мира», «Подъём средневековой Европы» и «Многоликое Средневековье». Большое внимание уделено истории стран и народов Востока, круг которых расширен за счёт введения материала по истории Ирана и по истории тюркских народов. Запад и Восток представлены в курсе как важнейшие составные части средневекового мира, находившиеся в тесном взаимодействии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование германских королевств. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Салическая правда.
Церковь в раннее Средневековье. Христианские догматы, Ереси. Структура и иерархия духовенства. Папство. Монашество. Церковь и культура.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и Церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат. Его расцвет и распад. Арабская культура.
Иран в V—VII вв. Внутренняя и внешняя политика Сасанидов.
Франкское королевство в VI—VIII вв. Бенефициальная реформа Карла Мартелла. Держава Каролингов: устройство и этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы. Франция в IX—XI вв. Священная Римская империя. Британия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни, культура.
Крестьянство: формы зависимости и условия жизни. Крестьянская община. Крестьянская культура.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и Церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Европа в XII—XV вв. Усиление королевской власти в Англии и Франции. Сословно-представительная монархия. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Объединение Испании. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XIV—XV вв. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Падение Византии.
Культура средневековой Европы. Образование: школы и университеты. Теология, философия и наука в Средние века. Романский и готический стили в архитектуре и искусстве. Новое в развитии культуры в XIV—XV вв. Изобретение книгопечатания. Развитие знаний о природе и человеке. Эпоха Возрождения. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.
Страны Востока в Средние века
Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.
Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей.
Япония в Средние века.
Тюркские государства в VI—XIII вв., их роль в истории.
Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчи-нёнными территориями. Держава Тимура.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.
Государства Африки и доколумбовой Америки
Особенности развития Африки в Средние века.
Цивилизации доколумбовой Америки. Общественный строй.
Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории.
Предмет «история» в 6 классе включает два курса: история Средних веков – 35 часов и истории России – часов, всего 68 часов (2 часа в неделю). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, хронологический диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, словарная работа, решение познавательных задач, работа с документами и др.Формы организации образовательного процесса:
При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. В 6 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение; дают возможность проявить творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности; формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок- аукцион, урок – исторический театр, интервью с историческим героем, урок-съезд, интерактивный урок. Вместе с тем необходимо применение и традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок и др.
Планируемые результаты освоения материала
Личностные результаты, формируемые при изучении содержания курса по истории в 6 классе:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Используемые УМК:
Для ученика:
- История. Средние века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 111с.
- Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. История Средних веков. 6 класс: рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2015.
Для учителя:
- Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.А. История Средних веков. 6 класс: поурочные рекомендации. М.: Просвещение, 2015.
- Ведюшкин В.А. История Средних веков. 6 класс: методические рекомендации. М.: Просвещение, 2015.
Содержание курса
ИСТОРИЯ. СРЕДНИЕ ВЕКА
6 класс (30 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «тёмный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Особенности развития разных частей света в эпоху Средневековья.
Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные.
РАЗДЕЛ I. РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРА (10 ч)
ТЕМА 1. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В V—VII вв. (2 ч)
Завершение и итоги Великого переселения народов. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления. Салическая правда. Принятие франками христианства.
Изменения в положении Церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианских догматов. Отцы Церкви. Ереси. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Монашество. Монастыри и книжное дело в раннее Средневековье. Церковь и культура.
ТЕМА 2. ВИЗАНТИЯ И ИРАН (3 ч)
Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.
Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств.
Иран в V—VII вв. Династия Сасанидов. Территория и население. Иран при Хосрове I и Хосрове II. Войны с Византией. Утрата независимости.
ТЕМА 3. АРАБСКИЙ МИР В VI—XI вв. (2 ч)
Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры.
Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.
ТЕМА 4. ЕВРОПА В VIII—XI вв. (3 ч)
Франкское государство в VIII—IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия.
Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и Церковь.
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.
РАЗДЕЛ II. ПОДЪЁМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (14 ч)
ТЕМА 5. ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (4 ч)
Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.
Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, её функции и значение. Культура крестьян.
Средневековый город. Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города.
Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
ТЕМА 6. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI—XIII вв. (2 ч)
Основы могущества Церкви. Упадок морального авторитета Церкви в X—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение Церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв., причины их широкого распространения. Борьба Церкви с ересями. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.
Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвёртый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.
ТЕМА 7. РАЗНЫЕ СУДЬБЫ ГОСУДАРСТВ (2 ч)
Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, её союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение пап.
Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Великая хартия вольностей, её историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии.
Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV вв. Положение Чехии в рамках Священной Римской империи. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.
ТЕМА 8. ЕВРОПА В XIV—XV вв. (3 ч)
Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Чёрная смерть», её экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и её итоги.
Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Людовик XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.
Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель Византии. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.
ТЕМА 9. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XI—XV вв. (3 ч)
Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Схоластика.
Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.
Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
РАЗДЕЛ III. МНОГОЛИКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (4 ч)
ТЕМА 10. КУЛЬТУРЫ И ГОСУДАРСТВА АЗИИ И АФРИКИ (2 ч)
Индия. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры.
Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шёлковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.
Япония. Отличительные черты японского общества и государства. Самураи. Культура Японии.
Отличительные черты древнетюркского общества. Государства, основанные тюрками, и их роль в системе международных отношений.
Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека.
ТЕМА 11. КУЛЬТУРЫ И ГОСУДАРСТВА АФРИКИ И АМЕРИКИ (2 ч)
Особенности развития Африки. Магриб и Чёрная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия.
Освоение человеком Америки. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч)
Значение Средневековья в мировой истории и культуре.
Критерий оценки знаний учащихся.
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Критерии оценки тестового задания:
90-100% - отлично «5»;
70-89% - хорошо «4»
50-69% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
В случае если оценка является спорной, то для повышения результата учитель вправе учитывать выполнение следующих требований к учащимся:
- ведение тетради (наличие в ней материала)
- активное или безактивное участие учащихся в общешкольных мероприятиях на историческую и обществоведческую тематику (это касается и классных часов если классный руководитель посчитает необходимым отметить учащихся)
- участие в самостоятельной или общешкольной экскурсионной деятельности
- готовность к уроку (выполнение домашних заданий)
Тематическое планирование
№ п/п Наименование раздела и темКол.
час. Характеристика УУД
личностныепредметные метапредметныепознавательные1 Введение.
1ч Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям Устанавливать историческую связь между периодами. Показывать преемственность. Умение  определять понятия. Раскрывать значение терминов, хронологические рамки Средневековья. Понятие «Средние века».
РАЗДЕЛ I. РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРА. 10 ч ТЕМА 1. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В V—VII вв. 2 ч 2 Образование германских королевств.
1 Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества. Умения сравнения, построения, аналогий, обобщения и систематизация исторических данных. Анализировать документ, оперировать понятиями. Умение  определять понятия, создавать обобщения. Комментировать и формулировать понятия: Великое переселение народов, падение Западной Римской империи, образование и отличительные черты германских королевств, расселение франков, занятие, общественное устройство.
3 Христианская церковь в раннее Средневековье. 1 Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Усвоение новых понятий, умение ими оперировать. Установление причинно-следственных связей, закономерностей. Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение умозаключение по аналогии) и делать выводы.Исследовать влияние религии в жизни средневекового человека, как верить. Понятия ереси, главная книга христиан, устройство христианской церкви, монашество на Востоке и на Западе.
ТЕМА 2. ВИЗАНТИЯ И ИРАН 3 ч 4 Византийское тысячелетие.
1 Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Знать причины сохранения и расцвета империи. Место императора.
Уметь составлять план. Устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Объяснить значение термина на перекрёстке Запада и Востока, власть Василевса, век Юстиниана. Объяснить взаимоотношения Византия и Русь.
5 Культура Византии.
1 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. Умение анализировать произведения искусства, выделять особенное и сравнивать с культурой Запад. Европы. Умение анализировать исторические источники, осмысливать и оценивать исторические явления. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Исследовать Античное наследие и христианство, рождение христианского храма. Раскрывать понятия образ мира, мозаика, фреска, икона.
6 Иран в V-VII вв. 1 Умеет сотрудничать со сверстниками. Умеет пересказывать содержание текста учебника. Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы.Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.
ТЕМА 3. АРАБСКИЙ МИР В VI—XI вв.
2 ч 7 Возникновение новой религии. 1 Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого. Умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Умение давать определение понятиям.
8 Мир ислама. 1 Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Умеет работать с историческими источниками. Умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Умение давать определение понятиям.
ТЕМА 4. ЕВРОПА В VIII—XI вв. 3 ч 9 Империя Карла Великого. 1 Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. Научатся определять термины.
Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого. Умение обобщать факты. Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
10 Западная Европа в IX-XI вв. 1 Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Научатся определять термины.
Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре.
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.
11 Возникновение славянских государств. Итоговое повторение раздела I. 1 Проявляют доброжелате-льность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Осознает первичную культурную идентичность на основе усвоения представлений людьми о прошлом.
Научатся определять термины: вече.
Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры.
Умеет характеризовать события, группировать факты по признакам, анализировать события. Умеет решать творческие задачи и оценивать правильность решения задач.
Умеет осуществлять контроль своей деятельности. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.
РАЗДЕЛ II. ПОДЪЁМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ. 14 ч ТЕМА 5. ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО. 4 ч 12 Сеньоры и вассалы. 1 Осознает целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывает собственные мировоззренческие позиции. Умеет работать с историческими источниками. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Строит логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
13 Рыцарство. 1 Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Умение понимать законы «Рыцарской чести». Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения.
14 Средневековая деревня. 1 Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни. Уметь подтверждать выводы примерами. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям.
15 Средневековый город. 1 Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города. Научатся определять термины.
Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Умение давать определение понятиям, сравнивают явление.
ТЕМА 6. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI—XIII вв. 2 ч 16 Католическая церковь в XI-XIII вв. 1 Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Знать особенности религиозных верований католической церкви. Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
17 Крестовые походы. 1 Освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека. Воспитание уважения к историческому наследию. Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Строит логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
ТЕМА 7. РАЗНЫЕ СУДЬБЫ ГОСУДАРСТВ. 2 ч 18 Франция и Англия: пути объединения. 1 Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. Воспитание уважения к историческому наследию.
Умение самостоятельно планировать пути  достижения целей. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
19 Священная Римская империя в XII-XV вв. 1 Уважение прав и свобод человека. Развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о причинах, последствиях, борьбы за свободу. Умение строить  логическое рассуждение. Строит логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
ТЕМА 8. ЕВРОПА В XIV—XV вв.
3 ч 20
XIV век в истории Европы. Столетняя война. 1
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.
Уважение к культуре других народов, толерантность. Умеет характеризовать события, группировать факты по признакам, анализировать события.
Воспитание уважения к историческому наследию. Умение работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками. Умение строить  логическое рассуждение.
Владение устной монологической контекстной речью. Строит логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы использования задач.
21 Торжество королевской власти. 1 Освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. Умение извлекать из исторических источников информацию о королевской власти во Франции и Англии. Умение анализировать и обобщать факты. Строит логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
22Гибель Византии и возникновение Османской империи. 1 Критически анализирует информацию исторического источника.
Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного - двух источников знаний. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Умение классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, задач.
ТЕМА 9. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XI—XV вв. 3 ч 23 Знания и образование в зените средневековья. 1 Формирование целостного мировоззрения. Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение давать определение понятиям, сравнивают явление.
24 Время соборов. 1 Формирование целостного мировоззрения. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Владение устной монологической контекстной речью. Строит логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
25 Культура Западной Европы в XIV-XV вв. Итоговое повторение раздела II. 1 Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Умеет определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения. Владение устной монологической контекстной речью.
Формулирует и высказывает публично собственное мнение, выслушивает и обсуждает разные взгляды и оценки исторических фактов. Умение давать определение понятиям.
РАЗДЕЛ III. МНОГОЛИКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. 4 ч ТЕМА 10. КУЛЬТУРЫ И ГОСУДАРСТВА АЗИИ И АФРИКИ. 2 ч 26 Средневековая Азия: Индия, Китай и Япония. 1 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного - двух источников знаний. Представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы. Умение давать определение понятиям.
27
Тюрки на просторах Азии и Европы. Монгольские завоевания. 1
Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию. Умеет работать с историческими источниками. Формирует навык работы с исторической картой, составляет рассказ, используя изученный материал. Умение осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий.
ТЕМА 11. КУЛЬТУРЫ И ГОСУДАРСТВА АФРИКИ И АМЕРИКИ. 2 ч 28 Африка: пути развития. 1 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам.Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. Умение формулировать и обосновывать выводы. Умение давать определение понятиям, сравнивают явление.
29 Страны и народы Америки. Итоговое повторение раздела III. 1 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам.Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. Умение формулировать и обосновывать выводы. Умение давать определение понятиям, сравнивают явление.
30 Итоговое повторение курса «История средних веков». 1 Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Умеет характеризовать события, группировать факты по признакам, анализировать события. Формулирует и высказывает публично собственное мнение, выслушивает и обсуждает разные взгляды и оценки исторических фактов. Умение давать определение понятиям, сравнивают явление.