Рабочая программа по истории Средних веков, 6 класс. УМК ВедюшкинВ.А., Уколова В.И. М. Просвещение, линия Сфера
Администрация города Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан-Удэ»
«Рассмотрена и принята»
на заседании ШМО истории и обществоведческих дисциплин
Протокол № _____
от «_____» ___________2015г.
Руководитель ШМО
____________ Ю.А. Филиппова
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
_____________ Ю.Ф. Дикань
«_____»_____________2015г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 32
____________Т.Г. Митрофанова «_____» ______________ 2015г.
Приказ № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2015/2016 учебный год
ФИО учителя Филиппова Юлия Анатольевна
Учебный предмет История. Средние века
Класс 6
Составлена на основе программы «История. Средние века»,
(название, автор) В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, Л.С. Белоусов и др.
Количество часов 28
Используемый учебник «История. Средние века»,
(название, автор, В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова
выходные данные) М., «Просвещение», 2013.
2015 г.
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка;
Планируемые результаты освоения курса;
Календарно-тематическое планирование;
График контрольных работ;
Примерное поурочное планирование курса (технологические поурочные карты);
Учебно-методические материалы по курсу;
Критерии оценивания;
Контрольно-измерительные материалы.
1.Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Статус документа
Учебная программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории, учебника В.А. Ведюшкина, В.И. Уколовой. История. Средние века для учащихся 6 класса, изучающих предмет в первом концентре исторического образования.
Значимость, цели и задачи* истории как учебного предмета согласно Стандарту общего образования обусловлена познавательными и мировоззренческими свойствами истории как - учебного предмета.
Целью курса истории Средних веков является формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Задачи курса:
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие средневековых обществ, различные формы социального и политического строя;
показать наиболее яркие личности Средних веков и их роль в истории и культуре;
охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);
раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения;
формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Средние века от мира современного.
Место учебного предмета: предмет «История Средних веков» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в общем объеме 28 часов, т.е. по 2 часа в неделю.
Данная учебная программа используется при тематическом планировании курса истории в 6 классе. В программе использованы широкие межпредметные связи с курсами: литературы, естественно-научного и эстетического циклов (при изучении развития науки, техники, искусства), географии (при рассмотрении геополитических изменений и пр.) и др.
Объект изучения курса истории Средних веков - изучается всеобщая история с V в. н.э. (падение Западной Римской империи) до XV века.
Рабочая программа составлена на основе учебно-методический комплекта:
В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. История. Средние века. Учебник с приложением на электронном носителе (DVD-ROM) 6 кл. - М.: Просвещение, 2013/2014.
Тетрадь-тренажер к учебнику В.А. Ведюшкина, В.И. Уколовой. История. Средние века / авт. В.А. Ведюшкин, И.В. Ведюшкина. М: Просвещение, 2013/2014.
Тетрадь-экзаменатор к учебнику В.А. Ведюшкина, В.И. Уколовой. История. Средние века / авт. И.Е. Уколова. М: Просвещение, 2013/2014.
Атлас по истории Средних веков. – любое издание.
Основное содержание предмета.
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока.
Архитектура и поэзия.
2. Планируемые результаты освоения курса
«История. Средние века» учащимися 6 класса.
Личностные:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должен знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории средних веков; выдающихся деятелей всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников.
Должен уметь:
соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
* Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. (Стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2011.
3. Календарно-тематическое планирование курса
Так как авторская программа по истории Средних веков рассчитана на 34 часа, то при двух часах в неделю предполагается ее распределение (28 часов) по следующим темам:
Название тем в учебнике
§§ учебника
Кол-во часов
Введение. Работаем с учебником
с. 5-8
1
Глава I. Рождение средневекового мира
§§ 1-10
8
Глава II. Подъем средневековой Европы
§§ 11-25
12
Глава III. Многоликое Средневековье
§§ 26-33
5
Итоговое обобщение и повторение
с. 105
2
Всего по курсу
28
В рамках курса истории Средних веков предусматривается и интегрированное изучение/повторение истории Бурятии (национально-региональный компонент): при изучении тем «Великое переселение народов» (глава 1), «Тюрки на просторах Азии и Европы; Монгольские завоевания» (глава 3). При изучении этих тем предусматривается экскурсионное посещение Музеев (Музея Республики Бурятия, Этнографического музея, Музея БНЦ).
№
Тема урока
Сроки
6а
6б
6в
6г
6д
6е
6ж
6з
I четверть
1
Введение. Образование германских королевств. § 1.
1-5.09
2
Входная диагностика, КР № 1.
3
Христ. церковь в раннее Средневековье. § 2
7-11.09
4
Византийское тысячелетие. Культура Византии. §§ 3-4
5
Иран в V – VII вв. § 5
14-18.09
6
Возникновение новой религии. Мир ислама. §§ 6-7
7
Империя Карла Великого. § 8
21-25.09
8
Западная Европа в IX – XI вв. Возник-новение славянских государств §§ 9-10
9
«Рождение средневекового мира», КР №2
28.09-2.10
10
Сеньоры и вассалы. Рыцарство. §§ 11-12
11
Среднев. деревня. Среднев. город. §§ 13-14
5-9.10
12
Католическая церковь в XI – XIII вв. § 15
13
Крестовые походы. § 16
12-16.10
14
Франция и Англия: пути объединения § 17
15
Свящ. Римская империя в XII-XV вв. § 18
19-23.10
16
XIV век в истории Европы. Столетняя война. §§ 19-20
17
Торжество королевской власти. § 21
26-30.10
18
Гибель Византии и возникновение Османской империи. § 22
II четверть
1
Знания и образование в зените Средневековья. Время соборов. §§ 23-24
9-13.11
2
Культура Зап. Европы в XIV-XV вв. § 25
3
«Подъем средневековой Европы», КР № 3
16-20.11
4
Средневековые Индия и Япония. §§ 26, 29
5
Средневек. Китай и его культура §§ 27-28
23-27.11
6
Тюрки на просторах Азии и Европы. Монгольские завоевания. §§ 30-31
7
Африка и народы Америки. §§ 32-33
30.11-4.12
8
Многоликое Средневековье
9
Итоговое повторение и обобщение
7-11.12
10
«История. Средние века». КР № 4
4. График проведения контрольных работ
№
Тема контрольной работы
Сроки
6а
6б
6в
6г
6д
6е
6ж
6з
1
Входная диагностика, КР № 1.
1-5.09
2
«Рождение средневекового мира», КР №2
28.09-2.10
3
«Подъем средневековой Европы», КР № 3
16-20.11
4
«История. Средние века». КР № 4
7-11.12
5. Примерное поурочное планирование (технологические карты):
1. Форма организации учебной деятельности (ОУД):
ИНМ – изучение нового материала;
Комб. – комбинированное занятие;
КОУ – контрольно-обобщающее урок;
экскурсия в музей (* внеурочное занятие)
2. Виды учебной деятельности:
работа с лентой времени/хронологической картой;
анализ исторической карты;
анализ иллюстративного материала;
анализ исторического текста;
анализ и рассуждение по исторической ситуации (решение проблемных задач);
составление исторического портрета;
словарная работа;
просмотр видео-материала /презентации РРТ;
составление синхронистической таблицы;
составление сравнительной таблицы;
составление логической схемы;
составление тематического плана по тексту;
сообщения учащихся, презентация творческих проектов;
умение работать в коллективе (работа в паре, группе);
выполнение тестовых заданий (тетрадь – тренажер, рубрика «Выполняем тест»);
выполнение контрольных и проверочных работ (тетрадь-экзаменатор – Тэкз.; проверочная работа – ПР №)
3. Работа со слабоуспевающими учащимися:
анализ исторической карты;
анализ иллюстративного материала;
анализ схемы, таблицы;
анализ исторического текста;
составление исторического портрета;
словарная работа;
составление сравнительной таблицы;
составление логической схемы;
сообщения учащихся;
индивидуальные . задания.
Для слабоуспевающих учащихся предусматриваются задания по карточкам раздаточного дидактического материала (см приложения) для выполнения как во время урока, так и во внеурочное время, в том числе и выполнение заданий в тетради –тренажере данного УМК.
Технологическая карта № 1 Введение. I. Рождение средневекового мира. (9 часов)
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Виды учебной деятельности
(тетрадь-тренажер)
Виды контроля измерителей
Планируемые результаты освоения материала
Учебно-методические средства
1
Введение. Образование германских королевств. § 1.
1
ИНМ
работа с лентой времени;
анализ ист. карты №1 с. 13;
анализ ист. текста № 1 с. 22-23 (груп. работа);
составл. схемы № 1 с. 18;
словарная работа;
составл. ист. портрета;
сравнение № 1 с. 25,
№ 4 с. 28;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания № 1-2 с. 4.
С. 5-8
§ 1.
Вопросы и задания с.11
Уметь объяснять основные понятия и термины (Ср. века, Вел. переселение народов, варв. королевства, вождь, нар. собрание, дружина, знать, воен. демократия, Салич. Правда). Знать даты (476г. – падение Зап. Рим. империи, 486 г. – созд. Франк. кор-ва, 496 г. –крещение франков); хронол. рамки и периоды Ср. веков. Показывать на карте варв. Королевства. Иметь представ-ление о месте истории средних веков в истории чел-ва; источниках знаний об истории Ср. веков, о законах франков, кор. власти при Хлодвиге I. Сравнивать общ-во др. германцев и общ-во римлян. Объяснять сущность и причины Вел. переселения на-родов, падения Зап. Рим. империи и образо-вания варв. королевств, принятия христиан-ства франками. Использовать иллюстрации при описании быта германцев.
Презентация
Текст: Г. Турский о Суассон. чаше
Схема управл. Франкским королевством при Хлодвиге I.
Карта Франкское и Остготское королевства в конце V – начале VI в.
2
Входная диагностика.
1
КОУ
Индивидуальное тестирование
КР № 1
3
Христ. церковь в раннее Средневековье. § 2
1
Комб.
анализ ист. текста № 1 с. 8;
анализ иллюстраций;
словарная работа;
составл. ист. портрета;
составление схемы «План монастыря» № 2 с. 18;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания № 3-4 с. 4.
§ 2.
Вопросы и задания с.13
Уметь объяснять основные понятия и термины (догматы, Всел. собор, арианство, ересь, символ веры, Свящ. Предание, Свящ. Писание, христианство, клир, миряне, духо-венство, папа Римский, патриарх, архиепис- коп, епископ, священник, дьякон, церк. десятина, настоятель, аббат, монашество, отшельник, устав, мон. орден, бенедектинцы,). Знать дату Первого Всел. собора(325 г.). Иметь представление о символах христ. веры, иерархии Церкви, выд-ся деятелях Церкви.
Презентация
Текст Иерархия церкви
Схема «План монастыря»
Иллюстрации с. 12-13 уч.
4
Византийское тысячелетие. Культура Византии. §§ 3-4
1
Комб.
работа с лентой времени;
анализ карты № 2, 3 с.1 4;
анализ ист. текста №2 с. 8;
ан. иллюстраций № 6 с. 21;
словарная работа;
составл. ист. портрета;
сравнение № 2 с. 26;
анализ ист. ситуации № 2, 3 с. 24;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания № 5-8 с. 5;
сообщения учащихся.
§§ 3-4
Вопросы и задания с.15, 17
Уметь объяснять основные понятия и тер-мины (ромеи, василевс, Кодекс/свод Юсти-ниана, дипломатия; богословие, интерьер, базилика, неф, трансепт, апсида, крестово-куп. стиль, мозаика, фреска, иконопись, икона). Знать даты (основание Констан-тинополя -330 г., раздел Римской империи - 395 г., правление Юстиниана I - 527-565 гг., принятие христианства на Руси - 988 г.; строит-ство собора св. Софии - 532-537 гг.).
Показывать на карте тер-рию Византии и ее соседей, направления воен. походов.
Иметь представление о войнах Византии,
деят-сти имп-ров Феодосия, Константина I, Юстиниана I, Ираклия I; Сравнивать осн. черты развития Византии и др. государств.
Использовать иллюстрации при описании
Презентация Текст Константин VII «Об управлении империей»
Схема города Константинополя
Карта Византийская империя
Иллюстрации собор св. Софии с. 16-17 уч., храмы
Видео
5
Иран в V – VII вв. § 5
1
Комб.
работа с лентой времени;
анализ ист. карты;
анализ иллюстраций;
словарная работа;
составл. ист. портрета;
состав. плана № 3 с. 9;
сравнение № 2 с. 26;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания № 9-10 с. 5.
§ 5.
Вопросы и задания с.19
Уметь объяснять основные понятия (Иран-шахр, шахиншах, Сасаниды, зороастризм).
Знать даты (держава Сасанидов 224-651 гг., завоевание Ирана арабами 632-652 гг.)
Показывать на карте границы Ир. гос-ва
Иметь представление о деятельноссти Хосрова I, Хосрова II, периоде тюркских и монгольских завоеваниях, поэме «Шахнаме» Фирдоуси. Сравнивать осн. черты развития Ирана и др. раннефеод. государств. Использовать иллюстрации при описании памятников иранской культуры
Презентация
Карта Передняя Азия в Средние века
Иллюстрации с. 18-19 уч.
6
Возникновение новой религии. Мир ислама.
§§ 6-7
1
Комб.
работа с лентой времени;
анализ карты № 4 с. 15;
анализ текстов №4,5 с.9-10
анализ иллюстраций;
словарная работа;
сравнение № 3 с. 27;
анализ ист. ситуации;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания № 11-13 с.6;
сообщения учащихся.
§§ 6-7
Вопросы и задания с.21, 25
Уметь объяснять основные понятия и термины (бедуины, Кааба, монотеизм, Аллах, про-рок, ислам, мусульманин, хиджра, мечеть, хадж, паломничество, джихад, халиф, эмир, халифат, шииты, сунниты, медресе, михраб). Знать даты (хиджра – 622 г., возвр. в Мекку - 630 г., завоев. Пирен. п-ова - 711-714 гг., битвы при Пуатье - 732 г., при Таласе – 751 г.). Показывать на карте Арав. п-ов, Мекку, Медину, границы Ар. Халифата, направления завоев. походов арабов, места битв. Иметь представление о деят-сти и основах учения Мухаммеда; этапах объединения арабов; причинах распада Ар. Халифа-та; выд-хся деятелях ар. культуры.
Объяснять сущность ислама, причины его распростр., роль в объединении арабов.
Сравнивать особ-сти ист. развития арабов и др. народов. Использовать иллюстрации при описании памятников культуры.
Презентация Текст: Абу-Юсуф «Случай с халифом Омаром»
Карта Завоевания арабов. Арабский халифат
Иллюстрации с.20-25 уч.
Видео
7
Империя Карла Великого. § 8
1
Комб.
работа с лентой времени;
анализ карты № 5,6 с.16-17
анализ текста № 6 с. 10;
анализ иллюстр. № 4 с. 20;
словарная работа;
составл. ист. портрета;
сравнение № 5 с. 29;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания № 14-15 с. 7;
сообщения учащихся.
§ 8.
Вопросы и задания с.29
Уметь объяснять основные понятия и терми-ны (раннефеод. гос-во, майордом, феод, бене-фиций, теократия, Меровинги, Каролинги, династия, марки, империя, христианизация, монарх, коронация, церк. приход, «карол. Возрождение», академия, феод. раздр-ность). Знать даты (битва при Пуатье – 732 г., созд. Папской области – 756 г., правление К. Вели-кого – 768-814 гг., коронация К. Великого – 800 г., Верден. раздел – 843 г.). Показывать на карте направления походов, границы империи К. Великого и ее раздела, сражения.
Презентация Текст: Эйнгард «Жизнь К. Великого»
Карта «Империя К. Великого», «Раздел империи К. Великого»
Иллюстрации с. 26-29
Видео
Иметь представление о деят-сти К. Мартелла, П. Короткого, К. Великого; Алку-ина, Эйнгарда, Лотаря. Объяснять сущность и причины создания империи К. Великого и ее распада, карол. Возрождения. Сравнивать деят-сть ист. деятелей. Использовать иллюс-трации при описании памятников культуры
8
Западная Европа в IX – XI вв. Возникновение славянских государств.
§§ 9-10
1
Комб.
работа с хрон. картой;
анализ ист. карты;
анализ историч. текстов
№ 7, 8 с. 11-12;
анализ иллюстраций
№ 3 с. 19, № 5 с. 20;
словарная работа;
сравнение № 3 с. 27
(2 кол.), № 5 с. 29,
№ 4 с. 28 (2 кол.);
анализ ситуации № 3 с. 24;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания № 16,17 с.7;
сообщения учащихся.
§§ 9-10
Вопросы и задания с.33, 35
Уметь объяснять основные понятия и терми-ны (викинги/варяги, конунги, «область датс-кого права», феод. раздр-сть, домен, Капетин-ги, Валуа, Бурбоны, империя, скипетр, держа-ва, племенное устр-во, воен. демократия, крещение, раннефеод. гос-во, глаголица и кириллица). Знать даты (провозгл. Св. Рим. империи – 962 г., битва при Гастингсе – 1066 г., коронация Г. Капета – 987 г., созд. Герм кор-ва – 919 г., битва на р. Лех – 955 г., 863 г. – созд. слав. письм-сти, нач. IX в. – возн. Вел. Моравии, 1-е Болг. ц-во - 681 г., крещение болгар – 864 г., к. IX в. – крещение чехов, крещение поляков – 966 г., Польск. кор-во - 1025 г.) Показывать на карте границы гос-ств. Иметь представление об А. Великом, Кнуте,
Э. Исповеднике, Гароль-де, В. Завоевателе, Генрихе I, Оттонах I и III, Кирилле и Мефо-дии, Борис, Ситмеон, Мешко I, Болеслав I Храбрый. Объяснять сущность, причины и значение распространения христ-ва среди славян, создания слав.письм-сти
Сравнивать деят-сть ист. деятелей.
Использовать иллюстрации при описании образа жизни отд. народов, памятников культуры
Презентация Текст: Р. Вас «О выделении земли герц. Роллону», отрывки из литер. произведе-ний раннего Средневековья
Иллюстрации с.30-35 уч.; коронация Оттона II, битва при Гастингсе.
Видео
9
Рождение средневекового мира. КР №2
1
КОУ
Индивидуальное тестирование - проверочные работы № 1, 2
Подведем итоги с. 36;
ТЭкз, с. 4-13
Уметь объяснять основные понятия и термины; отвечать на вопросы, высказывать свои суждения и аргументировать их, объективно оценивать свои ответы и ответы др. учащихся.
Технологическая карта № 2 II. Подъем средневековой Европы. (12 час.)
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Виды учебной деятельности
Виды контроля измерителей
Планируемые результаты освоения материала
Учебно-методические средства
10
Сеньоры и вассалы. Рыцарство.
§§ 11-12
1
Комб.
анализ текста № 1,2 с. 35-36;
ан. иллюстраций № 1,2 с. 48;
словарная работа;
составление схемы;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания № 1-4 с. 30;
творч. работы учащихся.
§§ 11-12
Вопросы и задания
с.39, 41
Уметь объяснять осн. понятия и терми-ны (сословия, зависимость, имущ. нера-венство, феодализм, феод. лестница, ие-рархия, феод. землевладение, феод. знать сеньор, вассал, рыцарь, паж, оруженосец, турнир, замок, рыц. культура, кодекс рыц. чести, куртуазность, трубадур).
Иметь представление об осн. сосло-виях средневек. Европы, о правилах поведения рыцарей. Объяснять сущность и причины сосл. строя, сравнивать осн. отличия сословий. Использовать иллюстрации при описании снаряжения, замка, развлечений рыцаря.
Презентация Текст: письмо Эда, графа Блуаского; средневековые замки
Схема «Феодальная лестница»
Иллюстрации с. 38-41 уч.
Видео
11
Средневековая деревня. Средневековый город. §§ 13-14
1
Комб.
анализ ист. карты № 1 с. 43;
анализ текста № 3,4 с.36, 37;
групп. раб. – текст № 1 с. 53;
анализ иллюстраций
№ 4 с. 39;
словарная работа;
анализ ист. ситуации
№ 2,3 с. 54-55;
просмотр видео-материала
/презент. РРТ;
тест/задания № 5-7 с. 30-31;
сообщения учащихся.
§§ 13-14
Вопросы и задания
с.43, 47
Уметь объяснять осн. понятия и терми-ны (третье сословие, феод. повинности, барщина, оброк, личн. завис-сть, община, трехполье, угодья, нат. хоз-во, ремесло, бюргеры, буржуа, самоуправление, гор. совет, ратуша, гор. республика, ратуша, цех, мастер, подмастерье, ученик, шеде-вр, гильдия, Ганза, ярмарка, банк, меня-лы, тов.-ден. хоз-во). Показывать на карте кр. торг. города, ярмарки, торг. пути. Иметь представление о жизни, быте, труде крестьян, феод. зависимости и повинностях; кр. общине; гор. сослови-ях, управлении, жизни и быте горожан. Объяснять сущность и причины форми-рования креп. права, отделения ремесла от с/х-ва. Использовать иллюстрации при описании жизни и быта разл. сословий.
Презентация Текст: «Кр. повинности», «Решения цеха шелкопряд-иц», «Спор между графом, цехом и купцами»
Схема «Средневековый
город»
Карта «Зап. Европа в XI-XIII вв.»
Иллюстрации с. 42-47 уч.
Видео
12
Католическая церковь в XI – XIII вв. § 15
1
Комб.
анализ ист. карты;
анализ иллюстраций
№ 4 с. 49;
словарная работа;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания № 8 с.31;
сообщения учащихся.
§ 15
Вопросы и задания с.51
Уметь объяснять осн. понятия и терми-ны (клюн. реформа, папская теократия, «хождение в Каноссу», Вел. схизма, ка-толичество, православие (ортод. церковь) интердикт, ересь, катары, альбигойцы, инквизиция, аутодафе, монашеский орден, францисканцы, доминиканцы, теология). Знать дату раздела христианства – 1054 г. Показывать на карте границы Папской обл., центры кр. ересей. Иметь представ-ление о деят-сти выд-ся представителей церкви (Григорий VII, Иннокентий III, Фр. Ассизский, Д. де Гусман, Ф. Аквин-ский), о взаимоотношениях св. правите-лей и церкви; ересях и преследовании еретиков, нищенств. орденах. Объяснять сущность и причины возн. ересей, их преследовании, создания инквизиции
Сравнивать учения катол. и правосл. церкви. Использовать иллюстрации.
Презентация
Карта «Зап. Европа в XI-XIII вв.»
Иллюстрации с. 48-51 уч.
Видео
13
Крестовые походы. § 16
1
Комб.
работа с лентой времени;
анализ карты № 2 с. 44;
анализ текста № 5 с. 37;
анализ иллюстраций;
словарная работа;
сравнение № 1 с. 57;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания № 9-10 с.31;
сообщения учащихся.
§ 16
Вопросы и задания с.55
Уметь объяснять осн. понятия и терми-ны (крест. поход, крестоносцы, рыцарск. орден - госпитальеры, тамплиеры, Тевт.).
Знать даты (речь Урбана II - 1095г., кр. походы: 1й – 1096-1099 гг., 2й – 1187 г., 3й – 1189-1192 гг., 4й - 1202-1204 гг., дет. поход – 1212 г., падение Акры – 1291 г.).
Показывать на карте кр. походы, гос-ва крестоносцев, места сражений. Иметь представление о кр. походах феодалов, бедноты и их последствиях; духовно-рыц. орденах, борьбе народов Востока против крестоносцев. Объяснять сущ-ность, причины и последствия кр. похо-дов. Сравнивать цели, задачи и итоги кр. походов и их участников.
Презентация Текст: отрывок из речи папы Урбана II
Схема «Участники крест. походов»
Карта «Крест. походы XI-XIII вв.»
Иллюстрации с. 52-53 уч.
Видео
14
Франция и Англия: пути объединения. § 17
1
Комб.
работа с хр. картой;
анализ карты
№ 3 с. 44;
анализ
иллюстраций;
слов. работа;
составл. ист. портрета;
сравнение № 2 с. 58;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания
№ 11-12 с.31-32;
сообщения учащихся.
§ 17
Вопросы и задания с.59
Уметь объяснять основные понятия и термины (сосл. монархия, «Авиньонское пленение», Генер. штаты, зем. перепись, щит. деньги, наемники, суд. реформа, Вел. хартия вольностей, парламент, палаты лордов и общин, кортес). Знать даты («Авиньонское пленение» - 1285-1314 гг., созыв Ген. Штатов – 1302 г., норм. завоев. Англии – 1066 г., зем. перепись - 1086 г., подпис. Вел. хартии вольностей – 1215 г., созыв парламента в Англии – 1265 г.). Показывать на карте тер-рии Франции, Анж. державы, Нормандии, Англии. Иметь представление о борьбе Филиппа II Августа с англ. королями, борьбе Филиппа IV Красивого с рим. Папой, норм. завоевании Англии и его последствиях. Характеризовать ист. личность Филиппа II Августа, Людовика IX Святого, Филиппа IV Красивого, Генрих II Плантагенета, И. Безземельного, Генрих III, С. де Монфора, Эдуарда I. Объяснять сущность и причины усиления кор. власти и важн реформ во Франции и в Англии; характ. черты сосл. монархии; подписания «Вел. хартии вольностей», созыва сосл. органов. Сравнивать сосл. органы и реформы в разл. странах.
Презентация Текст: отрывок из «Вел. хартии вольностей»
Схема
Карта «Зап. Европа в XIII-XV вв.»
Иллюстрации с. 56-59 уч.
Видео
15
Священная Римская империя в XII-XV вв. § 18
1
Комб.
анализ карты;
анализ текста
№ 6-7 с. 38-39;
анализ
иллюстраций;
слов. работа;
составление ист. портрета;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания
№ 13-15 с.32;
сообщения учащихся.
§ 18
Вопросы и задания с.63
Уметь объяснять основные понятия и термины (феод. раздр-сть, Св. Римская империя, «Дранг нах остен», князья-курфюрсты, кантон, колонизация, «Золотая булла», гуситское движение, табориты, умеренные). Знать даты (образ. Швейцарии -к. XIII в., подпис. «Зол. буллы» - 1356 г., Констанц. собор – 1415 г., гуситские войны – 1419-1434 гг.). Показывать на карте границы государств, направления походов, места сражений. Иметь представление о расцвете римских городов; о ходе и результатах гус. движения. Характер-вать ист. личность (Фридрих I Барбаросса, Фридрих II, Рудольф I Габсбург, Карл IV Люксембург, Я. Гус, Я. Жижка). Объяснять сущность и причины раздр-сти герм. гос-ва в XII-XV вв., гус. движения, его значение. Сравнивать цели и состав таборитов и умеренных.
Презентация Текст: «О низложении Адольфа Нассауского», отрывок из высказываний Я. Гуса.
Карта «Зап. Европа в XIII-XV вв.»
Иллюстрации с.60-63 уч.
Видео
16
XIV век в истории Европы. Столетняя война. §§ 19-20
1
Комб.
работа с хр. картой;
анализ ист. карты
№ 4 с. 45;
анализ ист. текста
№ 8 с. 39;
анализ иллюстраций
№ 5 с. 50;
словарная работа;
сост. ист. портрета;
сравнение № 3 с.59;
просмотр видео-
материала /презент. РРТ;
тест/задания
№ 16, 17 с.33;
сообщения уч-хся.
§§ 19-20
Вопросы и задания с.67,69
Уметь объяснять основные понятия и термины (Черная смерть, погромы, гетто, наемные работники, Жакерия, крест. восстание, аутодафе). Знать даты (эпидемия чумы – 1347-50 гг., Жакерия -1358 г., восстание У. Тайлера – 1381 г., 100-няя война – 1337 – 1453 гг., битвы при Креси – 1346 г., при Пуатье – 1356 г., при Азенкуре – 1415 г.; договор Англии с Бургундией – 1420 г., осада Орлеана – 1428-29 г., казнь Ж. д’Арк – 1431 г.). Показывать на карте границы государств, направления походов, места сражений. Иметь представление об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Объяснять сущность и причины, цели восстаний крестьян в Англии и Франции; поражения фр-зов при Креси и Пуатье, поражения англичан в 100-ней войне. Сравнивать цели, действия, итоги крестьян в Англии и Франции. Характеризовать ист. личность (Г. Каль, У. Тайлер, Филипп VI Валуа, Эдуард III, Карл VI, Генрих V, Карл VII, Ж. д’Арк, Ж. де Рец).
Презентация Текст: отрывок из «Хроники Фруассара о восстании У. Тайлера»
Карта «Зап. Европа в XIII-XV вв.», «Столетняя война»
Иллюстрации с. 64-69 уч.
Видео
17
Торжество королевской власти. § 21
1
Комб.
работа с лентой времени;
анализ ист. карты
№ 5 с. 46;
анализ ист. текста
№ 9 с. 40;
анализ иллюстраций;
словарная работа;
сост. ист. портрета;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания
№ 18 с.33.
§ 21.
Вопросы и задания с.71
Уметь объяснять основные понятия и термины (централизация, объединение, династическая уния, католические короли, Реконкиста). Знать даты (битва при Нанси – 1477 г., война Алой и Белой розы – 1455-1485 гг., династ. уния, созд. Испании - 1469/1479 гг., завоев. Гран. Эмирата – 1492 г., изгнание евреев – 1492 г.). Показывать на карте границы государств, направления походов, места сражений. Характеризовать ист. личность (Людовик XI, К. Смелый, Генрих VII Тюдор, Изабелла Арагонская, Фердинандо Кастильский). Иметь представление о существ. чертах централиз. государства, войне Алой и Белой розы и ее роли в становлении и укреплении центр. гос-ва в Англии. Объяснять сущность, причины и последствия центр-ции во Франции, Англии и Испании. Сравнивать процессы центр-ции
в Англии, Франции и Испании.
Презентация Текст:
отрывки из воспоминаний Ф. де Коммина
Карта «Англия и Франция во вт. пол. XV в.»
Иллюстрации с. 70-71 уч.
Видео
18
Гибель Византии и возникновение Османской империи. § 22
1
Комб.
работа с лентой
времени;
анализ ист. карты
№ 6 с. 47;
анализ ист. текста
№ 10 с. 41;
анализ иллюстр.;
словарная работа;
сост. ист. портрета;
анализ ист.
ситуации № 4 с. 56;
просмотр видео-материала/презент.РРТ
тест/задания
№ 19, 21 с.33,34;
сообщения уч-хся.
§ 22
Вопросы и задания с.73
Уметь объяснять основные понятия и термины (турки-османы, султан, церковная уния). Знать даты (битва на Кос.м поле – 1389 г., кр. поход против турок, битва при Никополе – 1396 г., битва при Анкаре – 1402 г., Флорентийская уния – 1438-39 гг., битва под Варной – 1444 г., паден. Константинополя – 1453 г.). Показывать на карте границы государств, направления походов, места сражений. Иметь представление о падении Константинополя, обст-вах возникн. Осм. Империи. Характеризовать ист. личность (С. Душан, Осман, Баязид I, Мехмед II.) Объяснять сущность, причины и последствия причины 1000-летнего существ. Визант. империи; противостояния Византии, Сербии и Болгарии; победы османов. Сравнивать обстоятельства завоевания турками Византии и балканских стран.
Презентация Текст: описание сражения под Никополем.
Карта «Византия и Осм. Империя в XIV – XV вв.»
Иллюстрации с. 72-73 уч.
Видео
19
Знания и образование в зените Средневековья. Время соборов.
§§ 23-24
1
Комб.
словарная работа;
составление плана
№ 14 с. 42;
анализ ист. текста
№ 12 с. 42;
анализ иллюстраций
№ 6 с. 51; № 7 с. 52;
анализ ист. ситуации № 5 с. 56;
просмотр видео-материала/презент.РРТ
тест/задания
№ 20, 22 с.33,34;
№ 23, 24 с.34;
сообщения уч-хся.
§§ 23-24
Вопросы и задания
с.75, 77
Уметь объяснять основные понятия и термины (университет, ректор, факультет, декан, ваганты, схоластика, логика, теология, романский стиль, готика, витраж; Возрождением, Вел. геогр. открытия, гуманизм). Знать хронол. рамки распространения архитект. стилей в Европе. Показывать на карте кр. университеты Европы. Иметь представление о содержании средневековой литературы, объяснять ее сосл. характер; деят-сти И. Гутенберга, первых гуманистов и мастеров ран. Возрождения. Характеризовать техн. открытия и изобретения (вод. двигатель, развитие металлургии, мореплавания, изобр. книгопечатанья), искусство ран. Возрождения развитие практ. знаний. Объяснять особенности средневек. архитектуры, скульптуры, живописи. Сравнивать развитие науки и образования в раннем средневековье и в период раннего Возрождения. Использовать иллюстрации при описании памятников культуры
Презентация
Карта «Зап. Европа в XIII-XV вв.»
Иллюстрации с. 74-77 уч.
Видео
20
Культура Зап. Европы в XIV-XV вв. § 25
1
Комб.
§ 25.
Вопросы и задания с.79
Презентация Текст: отрывки из произв. Литературы.
Иллюстрации с. 78-79 уч.
Видео
21
Подъем средневековой Европы. КР № 3
1
КОУ
Инд. тестирование – провер. работы № 1, 2
Подведем итоги с.82;
ТЭкз, с.14-23
Уметь объяснять основные понятия и термины; отвечать на вопросы, высказывать свои суждения и аргументировать их, объективно оценивать свои ответы и ответы др. учащихся.
Технологическая карта № 3 III. Многоликое Средневековье. Итоговое повторение и обобщение (7 час.)
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Виды учебной деятельности
Виды контроля измерителей
Планируемые результаты освоения материала
Учебно-методические средства
22
Средневековые Индия и Япония. §§ 26, 29
1
Комб.
работа с хр. картой;
анализ карты № 1 с. 67;
анализ текста № 1 с. 62;
анализ иллюстраций
№ 4 с. 73;
словарная работа;
сост. ист. портрета;
сравнение № 1 с. 76;
просмотр видео-материала/презент. РРТ
тест/задания
№ 1, 2, 6 с. 60;
сообщения учащихся.
§§ 26, 29
Вопросы и задания с.85,91
Уметь объяснять осн. понятия и термины (варны, касты, брах-маны, кшатрии, вайшьи, шудры, раджпут, рад-жа, индуизм; микадо, сёгун, самурай, бусидо, харакири, икебана, синтоизм). Показывать на карте границы гос-в, направления походов. Иметь представление об Индии и Японии в IVVII вв. (особенности соц. и гос. строя Индии, Японии), полит. устр-ве инд. княжеств до вторжения мусульман, значении инд. и япон. культуры, их влияние на мир. историю и культуру. Объяснять сущность и причины колон. вторжений в Индию, причи-ны крест. выступлений. Использовать иллюст-рации при описании памятников культуры
Презентация Текст: С. Цзан Описание Индии
Карта «Индия и Китай в Ср. века»
Иллюстрации
с. 84-85, 90-91
Видео
23
Средневековый Китай и его культура.
§§ 27-28
1
Комб.
работа с хр. картой;
анализ карты № 1 с. 67;
анализ ист. текста
№ 2,3, с. 62-63;
групп. раб. – текст
№ 1 с. 74-75;
анализ иллюстраций
№ 1 с. 71, № 4 с. 73;
словарная работа;
сост. ист. портрета;
сравнение № 1 с. 76
просмотр видео-материала/презент. РРТ
тест/задания № 3-5 с.60
сообщения учащихся.
§§ 26, 29
Вопросы и задания с.87,89
Уметь объяснять осн. понятия и термины (Вел. шелк. путь, книгопечатание, пагода, пейзаж). Знать даты (правление династии Тан – 618-907 гг., Сун – 960-1279 гг., Юань – 1271-1368 гг., Мин – с 1368 г.; битва при Таласе – 751 г., завоев. монголами - 1215-1279 гг., восстание «желт. повязок» – 1368 г.). Показывать на карте границы Китая, направления походов. Иметь представление о Китае в IVVII вв., борьбе с кочевниками, Всекит. империи, особ-стях соц. и государств. строя, внутр. и внешн. политике). Раскрывать значение кит. культуры, ее влияние на мир. историю и культуру. Объяснять сущность и причины колон. вторжений в Китай, причины крест. выступлений и гражд. смуты. Сравнивать Китай и Японию.
Презентация Текст: отрывок из книги М.Поло, о самоизоляции Китая; стихотворение Ли Бо.
Схема
Карта
Иллюстрации с.86-89
Видео
24
Тюрки на просторах Азии и Европы. Монгольские завоевания.
§§ 30-31
1
Комб.
работа с хр. картой;
анализ карты № 2 с. 68;
анализ историч. текста
№ 4-6 с. 63-65;
анализ иллюстраций
№ 2 с. 71;
словарная работа;
составл. ист. портрета;
сравнение № 2 с. 77;
сост. плана № 7 с. 66
анализ ист. ситуации
№ 2 с. 75;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания № 7-10 с.61
сообщения учащихся.
§§ 30-31
Вопросы и задания с.95, 97
Уметь объяснять основные понятия и термины (кочевые империи, тюрки, гунны, авары, уйгу-ры, хазары, каганат, каган, болгары (булгары), печенеги, половцы, турки-сельджуки, турки-османы; монголы, юрты, курултай, Чингисхан, Орда). Знать даты (избр. Темучина Чингисха-ном – 1206 г., поход на Сев. Китай - 1215-1219 гг., поход в Ср. Азию – 1220-1223 гг., битва на р. Калке – 1223 г., см. Чингисхана – 1227 г., походы Батыя в вост. Европу - 1237-1241 гг., созд. Зол. Орды – 1242 г., походы Тамерлана – 1370-1405 гг.). Показывать на карте границы гос-в, направления походов, места сражений.
Иметь представление о «кочевых империях» тюрков и монголов, образе жизни и быте кочевников. Объяснять сущность и причины создания и распада «кочевых империй», побед монг. завоевателей. Сравнивать гос-ва тюрков, действия Чингисхана и Тимура. Использовать иллюстрации при описании жизни кочевников
Презентация Текст: описание тюрков, отрывок из книги П. Кар-пини «История монголов», отры-вок из дневника Р.Г. де Клавихо о дворе Тимура в Самарканде
Схема «Кочевые империи»
Карта «Завоевания Чингисхана»
Иллюстрации
с. 92-97
Видео
25
Африка и народы Америки.
§§ 32-33
1
Комб.
работа с хр. картой;
анализ карты № 4 с. 70;
анализ текста № 8 с. 66;
анализ иллюстраций
№ 4 с. 73;
словарная работа;
сравнение № 3 с. 75;
составл. плана № 7 с. 66;
просмотр видео-материала /презент. РРТ;
тест/задания №12 с.62;
сообщения учащихся.
§§ 32-33
Вопросы и задания с.99, 101
Уметь объяснять основные понятия и термины (саванна, пигмеи; инки, Верховный инка, кипу, майя, ацтеки, террасы). Знать дату открытия Америки - 1492 г. Показывать на карте границы государств. Иметь представление о о народах и государствах Африки и доколумбовой Америки (майя, инки, ацтеки) в Средневековья; деят-сти Мусы, правителя Мали, открытии Х. Колумба
Использовать иллюстрации при описании дос-тижений культуры народов Африки и доколум-бовой Америки. Сравнивать цивилизации амер. индейцев
Презентация Текст: «Открытие Америки»
Карты «Сев. Африка», «Вел. геогр. открытия»
Иллюстрации
с. 98-101
Видео
26
Многоликое Средневековье
1
КОУ
Инд. тестирование – проверочн. работы № 1, 2
Подведем итоги с.102;
ТЭкз, с.24-33
Уметь объяснять основные понятия и термины; отвечать на вопросы, высказывать свои суждения и аргументировать их, объективно оценивать свои ответы и ответы др. учащихся.
27
Итоговое повторение и обобщение
1
ПОУ
работа с лентой времени;
анализ ист. карты;
анализ иллюстраций;
словарная работа;
сравнение;
творч. проекты;
сообщения учащихся.
Заключение с. 103-104
Итоговые вопросы и задания с.105
Сочинения и исторические реконструкции (с. 46 ТЭкз):
I - № 1, 2; II - № 3 -6; III – завоевания Чингисхана, империи кочевников и американских индейцев;
Историческое сочинение (с. 46-47 ТЭкз.): № 1-7;
Проектные работы (с. 47 ТЭкз.): № 1-5;
Интеллектуально-познавательная викторина «Рыцарский турнир»
28
История. Средние века. КР № 4
1
КОУ
Инд. тестирование – проверочн. работы № 1, 2
ТЭкз, с. 34-43
Уметь объяснять основные понятия и термины; отвечать на вопросы, высказывать свои суждения и аргументировать их, объективно оценивать свои ответы и ответы др. учащихся.
6. Учебно-методические материалы по курсу.
I.Учебники, учебные пособия для учащихся:
В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. История. Средние века. Учебник с приложением на электронном носителе (DVD-ROM) 6 кл. - М.: Просвещение, 2013/2014.
Тетрадь-тренажер к учебнику В.А. Ведюшкина, В.И. Уколовой. История. Средние века / авт. В.А. Ведюшкин, И.В. Ведюшкина. М: Просвещение, 2013/2014.
Тетрадь-экзаменатор к учебнику В.А. Ведюшкина, В.И. Уколовой. История. Средние века / авт. И.Е. Уколова. М: Просвещение, 2013/2014.
Атлас по истории Средних веков. – любое издание
II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:
История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.
Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.
Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.
Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.
III. Учебно-методическая литература:
Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.
Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г.
Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;
Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.;
Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.;
Никифоров Д.Н.«Альбом по истории культуры Средних веков», М.,1959 г.;
Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2002 г.;
Смирнов С.Г. «Задачник по истории Средних веков», М., 1995 г.;
Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс»,
М., «Владос», 2003 г.
IV. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.
Общая литература, книги для чтения
Атлас Средневековья: История. Традиции. М., 2000. Дмитриева Н. Краткая история искусств / Н. Дмитриева. 2008.
Живая история Востока. М., 2010.
Иллюстрированная всемирная история: с древних времён XVII века. М., 1999.
История средних веков: кн. для чтения / Под ред. В. П. Будан вой. М., 1999.
Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. М., 2002.
Контамин Ф. Война в Средние века / Ф. Контамин. СПб., 2001. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы / Л. Д. Любимов. М., 2005.
Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. М., 1996.
Чубаръян А. О. Средние века: кн. для чтения по истории / А. О. Чм барьян. М., 2006.
Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история. М., 1994.
Энциклопедия для детей издательства «Аванта +». Тома: Всемирная история. Искусство. Религии мира (любое издание).
«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История».М., 2000 г.;
Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;
«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;
Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;
«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;
«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;
«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.;
«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;
«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2000 г.;
«Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост.
Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;
«Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;
«Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;
«Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.;
«Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.
V. Художественная литература для школьников
Произведения эпохи Средневековья
Тысяча и одна ночь: арабские сказки. М., 2006.
Беовульф: средневековый героический эпос. М., 2004.
Кельты: мифы и легенды народов мира. М., 2008.
Легенда о Робин Гуде. М., 2001.
Легенды Средневековья. М., 2002.
Лирика вагантов. М., 2007.
Мифы Древней Японии. М., 2006.
Падение Камелота. М., 1996.
Песня о Роланде. М., 2006.
Робин Гуд. М., 2003.
Старшая Эдда: скандинавский эпос. М., 2006.
Тристан и Изольда: рыцарский роман времён короля Артура. М.. 2004.
Исторические романы и научно-популярные книги об эпохе Средневековья
Воскобойников В. М. Великий врачеватель / В. М. Воскобойников. М., 1980.
Гершензон М., Хьюлетт М. Робин Гуд. Ричард Львиное Сердце М., 2010.
Гиза Г. История Франции для юных / Г. Гиза. М., 2006.
Говоров В. Последние Каролинги / В. Говоров. М., 2001.
Гуръян О. Марион и косой король: история Франции / О. Гурьян. М., 2009.
Гурьян О. Наследство Би Шэна, или Воображаемые истории шестнадцати мудрецов, взятые из подлинных летописей / О. Гурьян. М., 2008.
Гуръян О. Свидетели / О. Гурьян. М., 2007.
Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д'Арк / М. Дефур-но. СПб., 2002.
Диккенс Ч. История Англии для детей / Ч. Диккенс. М., 2002.
Конан Дойл А. Сэр Найджел. Белый отряд / А. Конан Дойл. М.; СПб., 2007.
Дхар Ш. История Индии для юных / Ш. Дхар. М., 2007.
Ионж Ш. М. Таинственные приключения маленького герцога Ричарда / М., 1993.
Клементе Дж. Викинги. Исчезнувший мир / Дж. Клементе. М., 2008.
Кулидж О. Крестовые походы / О. Кулидж. М., 2002.
Левандовский А. П. Жанна д'Арк / А. П. Левандовский. М., 2007.
Литаврин Г. Как жили византийцы / Г. Литаврин. СПб., 2000.
Майнк В. Удивительные приключения Марко Поло / В. Майнк. СПб., 1993.
Малое В. Тайны бесстрашных викингов / В. Малов. М., 2006.
Медведев М. Геральдика, или истинная наука о гербах / М. Медведев. М., 2008.
Моисеева К. Звезды мудрого Бируни / К. Моисеева. М., 2010.
Обер Ф. История Испании для юных / Ф. Обер. М., 2009.
Панова В. Пророк Мухаммед / В. Панова, Ю. Бахтин. М., 2000.
Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола / М. Пастуро. М., 2009.
Платт Р. Дневник пажа: Записки Тобиаса Бургесса / Р. Платт. М., 2006.
Плудек А. Повесть о Карле IV / А. Плудек. М., 1988.
Скотт В. Айвенго. Граф Роберт Парижский. Талисман. Квентин Дорвард. Карл Смелый (любое издание).
Стивенсон Р. Черная стрела / Р. Стивенсон. М., 2009.
Стил Ф. Средневековый замок / Ф. Стил. М., 1997.
Тарновски В. Рыцари / В. Тарновски. М., 2007.
Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века / Ж. Флори. М., 2006.
Хинкис В. А. Жизнь и смерть Роджера Бэкона / В. А. Хинкис. М., 2007.
Шишова 3. К. Джек-Соломинка / 3. К. Шишова. М., 1987.
Шпаковский В. Атлас самураев / В. Шпаковский. М., 2006.
Шпаковский В. Рыцари. Замки. Оружие / В. Шпаковский. М., 2006.
Эбри П. Иллюстрированная история Китая / П. Эрби. СПб., 2009.
Ян В. Чингиз-хан / В. Ян. М., 2010.
Янг Ш. История Германии для юных / Ш. Янг. М., 2006.
VI. Средства обучения.
1. Настенные исторические карты:
Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи;
Великое переселение народов;
Франкское государство в V – начале IX в.;
Византийская империя и славяне в VI – XI вв.;
Арабы в VII – XI вв.;
Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI – XIV вв.);
Западная Европа в XI – начале XIII в. Крестовые походы;
Англия и Франция в XI – начале XIV в.;
Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.;
Европа в XIV – XV вв.;
Англия и Франция во второй половине XV в.;
Чехия в XIII – XV вв.;
Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей;
Индия и Китай в средние века;
Географические открытия и колониальные захваты в XV- середине XVII в.
2. Картины, аппликации, альбомы:
1. Аппарович Н.И., Запорожец Н.И. Раздаточный материал по истории
средних веков (64 карточки), М., «Просвещение», 1977 г.;
2. Альбом учебных картин "История средних веков";
3. Аппликации по истории средних веков;
4.История средних веков (картины, картосхемы, опорные схемы)
VI. Информационно-коммуникативные средства.
Интернет-ресурсы.
Учебно-методические материалы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] лекции по истории Средних веков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] исторический проект «Хронос».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] история стран и цивилизаций.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] исторический проект «Всемирная история».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] всемирная история.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] проект «Всемирная история в лицах».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] справочный сайт «Хроники» (история в датах).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] коллекция «Мировая художественная культура».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] всемирная энциклопедия искусства.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] история архитектуры, архитектурные стили.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] музыкальные произведения эпохи Средневековья.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] коллекция исторических документов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] средневековые исторические источники.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мифы народов мира.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] военное искусство Средневековья.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] военно-исторический портал Средних веков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] история парусных судов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] история кораблестроения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] история ордена тамплиеров.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Реконкиста.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Византийская держава (история и культура).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] культура Византии и исламских стран.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] скандинавская мифология.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] религия .народов древней Скандинавии.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] история кельтской цивилизации.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] проект «История ордена Храма».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] электронная библиотека книг, посвященных эпохе Крестовых походов, истории рыцарских орденов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] готика во Франции.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] история и культура Китая.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] история Мезомерики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] загадки цивилизации майя.
Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. Интерактивный справочник.М. : Новый диск, 2007 (CD).
Занимательная история. Часть 1. Зарубежная история. Древний мир и Средневековье. М. : Новый диск, 2007 (CD).
История Древнего мира и Средних веков (5-6 классы) : Библиотека электронных наглядных пособий. М. : ГУ ФЦ ЭМТО; Нью Медиа Дженерейшн, 2004 (CD).
История Средних веков. 6 класс. Электронный образовательный комплекс. М. : 1С-Паблишинг, 2009 (CD).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 011 .htm
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 1 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Исторические фотодокументы, репродукции, фотодокументы, записи песен, гимнов, речей:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] arts/foreign/russian/art/index.html
http ://www. human iti es. edu. ru/d b/sect/44/6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Карты: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]uroku-chto-izuchaet-istoriya
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]http ://www. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Справочные и дополнительные материалы по истории/ Историч. понятия, персоналии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]lanskiy
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Критерии оценивания:
1. Оценка устного или письменного (развернутого) ответа:
«5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
«4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
«3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается, не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформулированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки
«2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет, в этом случае учащимся должны быть предоставлены дополнительные задания (см приложения) по индивидуальным карточкам (или др. ресурсам) базового уровня в соответствии с личностными особенностями ученика.
2. Оценка письменного (тест) ответа:
Задание закрытого типа (на выбор ответа) оценивается в 1 балл.
Задания открытого типа оценивается в 1-2 балла (по 1 баллу за каждый элемент ответа).
Задание на определение хронологической последовательности оценивается в 1 балл.
Задания на соотнесение оценивается в 1 балл за каждое верное соотнесение.
Задания с развернутым ответа оценивается в 3 - 5 баллов (по 1 баллу за каждое верное утверждение)
Итоговая оценка выставляется в зависимости от % выполнения всех (от максим. балла):
«5» - от 85 до 100%; «4» - от 65 до 85 %; «3» - от 50 до 65 %; «2» - менее 50%.
Оценивание проверочных работ по тетради –экзаменатору.
Проверочная работа № 1 – мах 16 б., проверочная работа № 2 – мах 24 б. Всего – 40 баллов.
«5» - от 31 до 40 б.; «4» - от 21 до 30 б.; «3» - от 15 до 20 б; «2» - менее 15 б.
3. Оценка проектной, творческой работы:
«5» - работа выполнена грамотно, оформлена в соответствии с требованиями (план, пояснитель-ная записка, методический аппарат, список литературы – не менее трех источников), основана на изуч. учебном и дополнит. материале; изложение работы и выступление при ее защите логично, последовательное, литературным языком; работа имеет общественно-значимые результаты.
«4» - в логическом рассуждении, изложении и оформлении материала нет существенных ошибок (хронология, терминология, персоналии, закономерности, причинно-следственные связи), но проект выполнен нерационально или допущено не более двух несущественных ошибок в изложении, оформлении материала или при его защите.
«3» - работа не соответствует критериям изложения материала, допущены грубые ошибки в изложении материала, его защите или оформлении; работа не имеет общественно-значимых результатов.
«2» - имеются существенные ошибки (хронология, терминология, персоналии, закономерности, причинно-следственные связи) в логическом рассуждении при изложении материала, теоретической или практической части работы.
4. Критерии для оценивания работы в группе:
а) правильность изложения материала; логика изложения материала, четкость;
б) культура изложения материала; дополнения др. групп;
в )поведение в группе, умение сотрудничать.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний; текст учебного пособия, текст дополнительных источников (фрагменты исторических документов, НПА, кино, видео, Интернет и др.); рассказ учителя, наглядный материал, информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
8. Контрольно-измерительные материалы по курсу
За исключением входной диагностики – все работы в соответствие с тетрадью-экзаменатором.
13PAGE 141815
13PAGE 141815
13PAGE 141815
Пояснительная записка
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
Рабочая программа Филипповой Юлии Анатольевны
13PAGE \* MERGEFORMAT14915
13PAGE \* MERGEFORMAT141315
Рабочая программа Филипповой Юлии Анатольевны
Рабочая программа Филипповой Юлии Анатольевны
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 415