Интегрированный урок — Путешествие по средним векам. Решение линейных уравнений

КЕРЧЕНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
КОМПЛЕКС-ИНТЕРНАТ ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Интегрированный урок:
«МАТЕМАТИКА В ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ»
Тема:
«Путешествие ПО средним векам. Решение линейных уравнений»
Учителя: Белан Н.В., Ищук Т.В.
г. Керчь
2008 г. ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СРЕДНИМ ВЕКАМ,
РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Получая корни уравнений, рассказать об исторических датах и исторических событиях этого времени.
РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: На основании двух предметов: истории и математики показать тематическое повторение. История - Путешествие по средним векам. Математические решение линейных уравнений.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Воспитание любознательности, отработка памяти, стремление узнать больше о жизни наших предков, установление логической связи, между математикой и историей.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Одним из интересных разделов истории является история средних веков. Именно этот раздел истории рассматривается параллельно с изучением линейных уравнений в 7 классе в 1 чт. Математический материал, требует большой тренировки, которая часто утомляет детей. А исторические сведения об ученых и проповедниках, о рыцарях и героях, о путешественниках и исследователях, которыми так богаты средние века, пробуждает в ребятах романтику и поэтому хорошо воспринимаются детьми, пока дело не доходит до дат. Исторические даты семиклассникам трудно запоминать. Так пусть же история и математика помогут друг другу. Одна расскажет о событиях, с которыми связанна та или иная дата, а другая поможет увидеть не просто дату, а число, которое интересно само по себе, поскольку в нем обнаруживаются различные закономерности.
Число в истории - это не только даты. Это еще и иллюстрации особенностей хозяйства, обычаев или политических событий, без которых трудно представить жизнь наших предков. Странствуя от одной исторической даты к другой, учащиеся и не замечают, сколько математического материала они повторили и использовали.
ХОД УРОКА.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
В обязанности мусульманина входит отдавать 1/5 часть дохода на милостыню. Сколько должен мусульманин отдать на милостыню если его доход составляет 6835 тенге? (1367).
Чтобы из, мальчика получился настоящий рыцарь, его в 7 лет отдавали во дворец. К знатному феодалу, где он служил пажем. Когда мальчик становился старше в 2 1/7 раза его назначали оруженосцем рыцаря. Во сколько лет юноша мог стать оруженосцем?
Франкские законы о наказании за убийство сводились к штрафам. Жизнь человека, состоящего на королевской службе, стоила 600 солидов. Жизнь свободного франка - 50% от названной суммы, а жизнь раба 1/10 от жизни свободного франка. Во сколько солидов оценивалась жизнь раба?
По франкским законам за преступления полагались денежные взыскания. Кража быка - 900 солидов, поджог амбара - 7% от суммы, указанной за кражу быка; проникновение в чужой сад с целью кражи - 5/21 от суммы указанной за поджог амбара. Сколько солидов необходимо было уплатить за кражу в саду?

II. РЕШЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ, ПРИВОДИМЫХ К ИСТОРИЧЕСКИМ ДАТАМ.
Получив корень уравнения, найдите дату исторического события и расскажите о нем.
а) уравнения записанные в виде пропорции.
800 - Карл стал императором
532 - Восстание в Византии
732 - битва при Пуатье
б) уравнения, левая часть которых произведение, а правая - 0.
527-562 Правление Юстиниана 481-511 Правление Хлодвига 768-814 Правление карла Великого 726-843 Иконоборчество
б) уравнения с модулями.

г) уравнения, приводимые к линейным, путем упрощения.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА
IVДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Математика - решить уравнения, приводимые к линейным.
Определите протяженность исторического события. Какое историческое событие длилось столько лет.
НОД (240; 810)
НОД (120; 270)
НОД (300; 210)
Ответ 30.
а) Саксы отстаивали свободу в борьбе с франками, которыми предводительствовал Карл Великий.
б) Столько лет болгарский царь Симеон вел войны с Византией.
в) Столько лет работал классик таджикской и персидской литературы поэт Абдуль Касим (Книга царей).











Зm /4 =600
553 - х / 42 = 1/2
2х-6/9 = х + 78/5

(х - 527) (х - 565) = 0
(-2х + 962) (Зх- 1533) = 0
(1/Зх - 256) (1/2х - 407) = 0
(-1/6х +121) (1/Зх - 281) = 0

/х 610/ = О
/Зх- 1890/ = О
3 /2х - 906/ + 7,5 = 19,5


610 Начало проповеди Мухаммеда 630 Объединение арабов
451 Битва на Калаунских полях
455 Разгром Рима вандалами

410 Аларих захватил Рим
476 падение Римской Империи

(2х +13) - (15 - х) = 1288
3(3х - 8)-2(13 + 3х)=1378





15