Календарно — тематическое планирование по физике 7 класс (по программе Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской)
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во ча-совТип урока Элементы содержания Требования
к уровню подготовки Вид конт-роля, измери- телиЭлемен- ты до- полни- тельно- го со- держа- нияДо- маш- нее зада- ниеДата про- ведения
План Факт
ВВЕДЕНИЕ (6 часов)
1/1 Что изучают физика и астрономия 1 Урок изу- чения нового материала Явления природы. Физические явления. Физические тела. Тело и вещество. Физика – наука о природе, изучающая физические явления и свойства веществ. Астрономия – одна из древнейших наук о природе. Связь физики и астрономии. Наблюдение и эксперимент. Научная гипотеза. Логика научного познания. Физические приборы. Роль наблюдений в изучении астрономических объектов. Называть: методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.
Воспроизводить: определение понятия «гипотеза».
Приводить примеры: физических и астрономических явлений, физических свойств тел и веществ.
Объяснять: роль и место эксперимента в процессе познания, роль физической теории в процессе познания, связь теории и эксперимента в процессе познания.
Беседа.
Л. № 5,6,12 (сборник задач Лукашика В. И.)
Р. Т. № 1-3, 6,7. § 1,2
Зад. 1 Сент. 2/2 Физические величины. Единицы физических величин 1 Комбини-рованный урок Физическая величина – количественная характеристика физических явлений и свойств тел и веществ. Значение физической величины. Числовое значение и единица физической величины. Основные, кратные и дольные единицы физической величины. Называть: условные обозначения физических величин: длина (ℓ), температура (t◦), время (t), масса (m); единицы физических величин: м, °∁, с, кг.Р. Т. № 11,12, 9, 10, 13, 15 § 3, зад. 2 Сент. 3/3 Измерение физических величин. Точность измерений 1 Комбини-рованный урок Измерение физических величин. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы прибора. Определение значения физической величины по шкале прибора. Погрешность измерений. Точность измерений и цена деления шкалы прибора. Запись результата измерений с учетом погрешности. Называть: физические приборы: линейка, секундомер, термометр, рычажные весы.
Воспроизводить: определения понятий: измерение физической величины, цена деления шкалы измерительного прибора, абсолютная и относительная погрешности измерения, формулу относительной погрешности измерения.
Приводить примеры: физических приборов.
Объяснять: причины погрешностей измерений и способы их уменьшения. Тест по §1-3
Зад. 3 (1,2),
Р. Т. № 22, 18-21, 24 § 4, 5
Зад. 3 (3), зад. 4 Сент. 4/4 Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объема и температуры тела» 1 Урок при- менения знаний и умений (практи-кум) Правила пользования линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром. Запись результата измерений. Определение погрешности измерений. Уметь: измерять длину, объем, температуру; вычислять погрешность прямых измерений этих величин; записывать результат измерений с учетом погрешности. Лабораторная работа №1 Зад. 3 (4, 5); Р. Т. № 25 Сент. 5/5 Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». Лабораторная работа №3 «Измерение времени» 1 Урок при- менения знаний и умений (практи-кум) Способы уменьшения погрешности измерений. Измерение малых величин. Правило пользования секундомером. Погрешность измерения времени с помощью секундомера. Уметь: измерять время, погрешность измерения малых величин, записывать результат измерений с учетом погрешности. Проверочная работа по § 4, 5 Лабораторная работа № 2, 3 Р. Т. № 28 - 31 Сент. 6/6 Связи между физическими величинами. Физика и окружающий нас мир 1 Комбини-рованный урок Связи между физическими величинами. Физический закон. Объяснение физических явлений и связей между величинами. Физическая теория. Взаимосвязь физики и техники. Обобщение знаний по теме «Введение». Приводить примеры: взаимосвязи физики и техники; связи между физическими величинами, физических теорий.
Объяснять: существование связей и зависимостей между физическими величинами.
Уметь: соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие; использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений.
Обобщать: полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде; на эмпирическом уровне наблюдаемые явления и процессы. Схема на рис. 21 § 6 - 8 Сент. ГЛАВА 1. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (38 ч) 1/7 Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. 1 Урок изу- чения нового материала Механическое движение. Поступательное, вращательное, колебательное движение. Относительность механического движения. Тело отсчета. Воспроизводить: определения понятий: механическое движение, тело отсчета.
Объяснять: относительность механического движения.
Понимать: существование различных видов механического движения; роль гипотезы в процессе научного познания.
Классифицировать: различные виды механического движения. Р. Т. № 32 - 35 § 9, 10; зад. 7 (1 - 3) Сент. 2/8 Траектория. Путь. Равномерное движение. 1 Урок изу- чения нового материала Траектория движения. Пройденный путь. Единица пути. Равномерное движение. Называть: условные обозначения физических величин: путь (s), время (t); единицы этих величин.
Воспроизводить: определение понятий: равномерное движение, траектория, путь. зад. 7 (4э);
§ 11, 12 (п.1); Р. Т. №37 – 39, 41, 43 Сент. 3/9 Скорость равномерного движения. 1 Урок изу- чения нового материала Скорость равномерного движения. Определение и формула для расчета скорости. Единицы скорости. Скорость – векторная величина. Называть: условное обозначение физической величины скорость (ʋ) и ее единицы измерения; физический прибор спидометр.
Воспроизводить: определение понятия скорость; формулы скорости и пути равномерного движения.
Понимать: векторный характер физической величины ʋ .Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулу скорости равномерного движения Р. Т. № 47, 49, 50 § 12; зад. 8 (1, 2, 6) Сент. 4/10 Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения». Решение задач 1 Комбини-рованный урок Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости движения тела от времени. Воспроизводить: графики зависимости: пути равномерного движения от времени.
Уметь: строить график зависимости пути от времени при равномерном движении; по графикам определять значения соответствующих величин; записывать уравнения по графикам зависимости пути равномерного движения от времени Р. Т. № 56 – 58
Лабораторная работа №4 Зад. 8 (4, 5, 7 – по желанию) Окт. 5/11 Неравномерное движение. Средняя скорость. 1 Урок изу- чения нового материала Неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для расчета средней скорости. Воспроизводить: формулу средней скорости.
Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулу средней скорости Р. Т. № 62, 63 (а), 65 § 13 зад. 9 Окт. 6/12 Равноускоренное движение. Ускорение 1 Комбини-рованный урок Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение – векторная физическая величина. Расчет скорости равноускоренного движения. Называть: условное обозначение физической величины ускорение (ɑ) и единицу ее измерения.
Воспроизводить: определение понятий: равноускоренное движение, ускорение; формулу скорости равноускоренного движения.
Понимать: векторный характер физической величины ɑ.
Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулу скорости равноускоренного движения; записывать уравнения по графикам зависимости скорости равноускоренного движения от времени Проверочная работа по § 12, 13 § 14 зад. 10 (1 - 3);
Р. Т. № 66, 67, 73 Окт. 7/13 Решение задач 1 Урок применения знаний и умений Расчет ускорения и скорости при равноускоренном движении Воспроизводить: график скорости равноускоренного движения от времени.
Понимать: возможность графической интерпретации механического движения.
Уметь: строить график зависимости скорости от времени при равноускоренном движении; по графикам определять значения соответствующих величин Повторить § 13, 14 Окт. 8/14 Инерция. Кратковременная контрольная работа (по материалу § 14) 1 Комбини-рованный урок Причина изменения скорости тел. Явление инерции. Закон инерции. Воспроизводить: принцип относительности Галилея.
Объяснять: физические явления: взаимодействие тел, явление инерции Р. Т. № 83
Кратковременная контрольная работа § 15
Р. Т. № 81, 82, 84 Окт. 9/15 Масса 1 Урок изу- чения нового материала Масса тела. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел. Называть: условное обозначение физической величины масса (m) и ее единицы измерения; физический прибор рычажные весы.
Воспроизводить: определение понятия масса.
Понимать: массу как меру инертности тела Р. Т. № 85 - 89 § 16 зад. 11 (1 – 4, по желанию - 5) Окт. 10/16 Измерение массы. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах» 1 Комбини-рованный урок Масса – физическая величина. Единицы массы. Измерение массы. Рычажные весы. Уметь: собирать установку по описанию, проводить эксперимент, представлять результаты в виде таблицы с учетом погрешностей измерений, делать вывод о проделанной работе. Лабораторная работа №5 § 17
Р. Т. № 90, 91 Окт. 11/17 Плотность вещества 1 Урок изу- чения нового материала Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значения плотностей твердых, жидких и газообразных веществ. Называть: условное обозначение физической величины плотность (ρ) и ее единицы измерения.
Воспроизводить: определение понятия плотность; формулу плотности вещества.
Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулу плотности вещества Таблицы плотностей § 18 зад. 12 (2, 3, 5)
Р. Т. № 92, 94, 96 Окт. 12/18 Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества твердого тела» 1 Урок при- менения знаний и умений (практи-кум) Расчет плотности, массы и объема различных тел Уметь: собирать установку по описанию, проводить эксперимент, представлять результаты в виде таблицы с учетом погрешностей измерений, делать вывод о проделанной работе. Лабораторная работа №6
Р. Т. № 97, 98, 102 Зад. 12 (4, 6)
Р. Т. № 99, 100*, 103 Окт. 13/19 Решение задач. Кратковременная контрольная работа (по материалу § 16 - 18) 1 Комбини-рованный урок Расчет плотности, массы и объема различных тел Уметь: видеть и формулировать проблему; планировать поиск решения проблемы; определять и формулировать рабочую гипотезу; отыскивать способы проверки решения проблемы Кратковременная контрольная работа Повторить § 2,3
Р. Т. № 104, 105, 107 Нояб. 14/20 Сила 1 Урок изу- чения нового материала
Понятие силы. Сила как мера взаимодействия тел. Сила – физическая величина. Единица силы. Сила – векторная величина. Зависимость ускорения движущегося тела от его массы и действующей на него силы. Определение значения силы, действующей на тело, по его массе и ускорению движения. Называть: условное обозначение физической величины сила (F) и ее единицы измерения.
Воспроизводить: определение понятия сила; формулу силы.
Понимать: векторный характер физической величины F; силу как меру взаимодействия тела с другими телами.
Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулу силы Зад. 13 (1, 4)
Р. Т. № 110 § 19 зад. 13 (2, 3) Нояб. 15/21 Измерение силы. Международная система единиц 1 Урок изу- чения нового материала
Деформация – результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил с помощью динамометра. Международная система единиц, основные и производные единицы. Уметь: сравнивать силы по величине, измерять силу с помощью динамометра. Таблица единиц измерения в системе СИ §20, 21
Р. Т. №114
Л. № 319, 320 Нояб. 16/22 Сложение сил 1 Урок изу- чения нового материала
Сложение сил. Равнодействующая и составляющие силы. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой. Объяснять: сложение сил, действующих на тело; сложение сил, действующих на тело под углом 90° друг к другу Р. Т. № 115, 118* § 22 зад. 14 Нояб. 17/23 Сила упругости 1 Урок изу- чения нового материала
Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жесткость пружины. Закон Гука. Воспроизводить: определение понятия сила упругости; формулу силы упругости; график зависимости силы упругости от деформации.
Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулу силы упругости (закон Гука); строить график зависимости силы упругости от деформации; по графикам определять значения соответствующих величин; записывать уравнения по графикам зависимости силы упругости от деформации Р. Т. № 119, 121, 124 § 23 зад. 15 (1, 3, 4) Нояб. 18/24 Сила тяжести 1 Урок изу- чения нового материала
Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъема над поверхностью Земли. Ускорение свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне. Воспроизводить: определение понятия сила тяжести; формулу силы тяжести.
Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулу силы тяжести Р. Т. № 127, 128, 130, 131 § 24 зад. 16 Нояб. 19/25 Решение задач. Закон всемирного тяготения 1 Комбини-рованный урок
Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная, ее физический смысл. Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша. Воспроизводить: закон всемирного тяготения.
Понимать: роль опыта Кавендиша в становлении физического знания.
Применять: изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике Зад. 17 (1, 3)
Р. Т. № 138, 139 § 25 зад. 17 (2, 4)
Р. Т. № 135 – 137, 140 Дек. 20/26 Вес тела. Невесомость 1 Урок изу- чения нового материала Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести. Называть: условное обозначение физической величины вес (Р) и ее единицы измерения.
Воспроизводить: определение понятия вес тела Р. Т. № 142, 144 § 26 зад. 18 Дек. 21/27 Лабораторная работа № 7 «Градуировка динамометра и измерение сил». Решение задач 1 Урок применения знаний и умений
Расчет сил тяжести и веса тела. Применять: изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике.
Уметь: собирать установку по описанию, проводить эксперимент, представлять результаты в виде таблицы с учетом погрешностей измерений, делать вывод о проделанной работе. Лабораторная работа №7
Р. Т. № 141, 143, 145 Р. Т. № 146, 147 Дек. 22/28 Давление. Кратковременная контрольная работа (по материалу § 19 - 26) 1 Комбини-рованный урок
Давление. Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Формула для расчета давления. Единица давления. Давление в природе и технике. Называть: условное обозначение физической величины давление (р) и ее единицы измерения.
Воспроизводить: определение понятия давление; формулу давления.
Обобщать: знания на теоретическом уровне. Зад.19 (1 - 3)
Р. Т. № 150, 158
Кратковременная контрольная работа § 27 зад. 19 (4 - 6) Дек. 23/29 Сила трения 1 Урок изу- чения нового материала Сила трения. Зависимость силы трения от силы нормального давления. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Коэффициент трения. Формула для нахождения силы трения. Виды трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя. Воспроизводить: определение понятия сила трения; формулу силы трения; график зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулу силы трения; строить график зависимости силы трения от силы нормального давления; по графикам определять значения соответствующих величин; записывать уравнения по графикам зависимости силы трения от силы нормального давления Р. Т. № 160, 163, 164, 167 Жидкое трение §28 (п.1 - 5) зад. 20 (2, 3, 5) Дек. 24/30 Лабораторная работа № 8 «Измерение коэффициента трения скольжения». Трение в природе и технике. 1 Урок применения знаний и умений
Примеры влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике. Применять: изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике.
Уметь: собирать установку по описанию, проводить эксперимент, представлять результаты в виде таблицы с учетом погрешностей измерений, делать вывод о проделанной работе. Лабораторная работа №8
Р. Т. № 166, 168 – 170* § 28 (п.6, 7)
Зад. 20 (1, 6, 7*)
Повторить § 23 - 27 Дек. 25/31 Механическая работа 1 Урок изу- чения нового материала
Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути. Формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единица работы. Называть: условное обозначение физической величины работа (А) и ее единицы измерения.
Воспроизводить: определение понятия механическая работа; формулу работы.
Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулу механической работы Р. Т. № 176, 178 § 29 зад. 21 (1 - 3) Дек. 26/32 Мощность 1 Урок изу- чения нового материала Мощность. Единица мощности. Называть: условное обозначение физической величины мощность (N) и ее единицы измерения.
Воспроизводить: определение понятия мощность; формулу мощности.
Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулу мощности Р. Т. № 188, 189 § 30 зад. 22 (2 - 4) Дек. 27/33 Решение задач 1 Урок применения знаний и умений
Расчет работы и мощности Применять: изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике.
Обобщать: знания о законах динамики Р. Т. № 179, 181, 182, 187, 190* Повторить § 22, 23 зад. 21 (4), зад. 22 (5*) Янв. 28/34 Решение задач 1 Урок применения знаний и умений Расчет работы и мощности. Применять: изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике.
Обобщать: знания о законах динамики Л. № 678, 682, 690, 718, 722, 724 Р. Т. №177, 184 Янв. 29/35 Простые механизмы. Кратковременная контрольная работа (по материалу § 29, 30) 1 Комбини-рованный урок
Простые механизмы. Виды простых механизмов. Воспроизводить: определение понятия простые механизмы.
Уметь: видеть и формулировать проблему; планировать поиск решения проблемы; определять и формулировать рабочую гипотезу; отыскивать способы проверки решения проблемы Кратковременная контрольная работа § 31
Р. Т. № 191 Янв. 30/36 Правило равновесия рычага 1 Урок изу- чения нового материал Рычаг. Плечо силы. Правило равновесия рычага. Применение рычагов в природе, технике, быту. Применять: изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике Р. Т. № 193, Л. № 750, 751 § 32 зад. 23 (1 - 3)
Р. Т. № 192, 194 Янв. 31/37 Лабораторная работа № 9 «Изучение условия равновесия рычага». Решение задач 1 Комбини-рованный урок
Условие равновесия рычага. Применять: изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике.
Уметь: оценивать полученные результаты.
Уметь: собирать установку по описанию, проводить эксперимент, представлять результаты в виде таблицы с учетом погрешностей измерений, делать вывод о проделанной работе.
Р. Т. № 195, 199
Л. № 738, 741
Лабораторная работа №9
Зад. 23 (4, 5, по желанию – 6*)
Р. Т. 196 - 198 Янв. 32/38 Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики 1 Урок изу- чения нового материала
Блок. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Применять: изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике
Обобщать: знания на теоретическом уровне
Р. Т. № 201, 203, 205 § 33 зад. 24 (1 – 3, 6) Янв. 33/39 Коэффициент полезного действия 1 Урок изу- чения нового материала Полезная работа. Полная работа. Коэффициент полезного действия. Воспроизводить: определение понятия КПД простых механизмов.
Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулу КПД.
Применять: изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике Р. Т. № 208, 209 § 34 зад. 25 (1 - 4) Февр. 34/40 Лабораторная работа № 10 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». Решение задач 1 Комбини-рованный урок
Расчет КПД Применять: изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике.
Обобщать: знания на теоретическом уровне.
Уметь: собирать установку по описанию, проводить эксперимент, представлять результаты в виде таблицы с учетом погрешностей измерений, делать вывод о проделанной работе.
Лабораторная работа №10
Л. № 775, 782, 799, 800 Повторить § 31 – 34 зад. 24 (4, 5), 25 (5) Февр. 35/41 Энергия. Кратковременная контрольная работа (по материалу § 31 - 34) 1 Комбини-рованный урок
Понятие энергии. Энергия – физическая величина. Единица энергии. Называть: условное обозначение физической величины энергия (Е) и ее единицы измерения.
Воспроизводить: определение понятия энергия.
Понимать: энергию как характеристику способности тела совершать работу
Кратковременная контрольная работа § 35 р. Т. № 210 Февр. 36/42 Кинетическая и потенциальная энергия 1 Урок изу- чения нового материала Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Потенциальная энергия деформированного тела. Относительность значения кинетической и потенциальной энергии.
Воспроизводить: определение понятий потенциальная и кинетическая энергия.
Обобщать: знания на теоретическом уровне Р. Т. № 211, 212, 217, 218 § 36 зад. 26 (1, 2, 4, 5) Февр. 37/43 Закон сохранения энергии в механике 1 Комбини-рованный урок Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Несохранение механической энергии в случаях действия сил трения. Воспроизводить: закон сохранения энергии в механике.
Объяснять: превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой.
Понимать: значение закона сохранения энергии в механике; существование границ применимости физических законов и теорий.
Обобщать: знания на теоретическом уровне
Проверочная работа по § 35, 36 § 37 зад. 27
Р. Т. № 213, 216, 219, 220 Февр. 38/44 Повторение и обобщение темы 1 Урок контроля Основные законы, понятия, физические величины и эксперименты, изученные в теме «Механические явления» Описывать: наблюдаемые механические явления.
Объяснять: применение законов механики в технике.
Применять: знания по механике к анализу и объяснению явлений природы; методы естественнонаучного познания при изучении механических явлений
Р. Т. Тренировочный тест 1 «Механи-ческие явления» Доклады по разделу Итоги главы 1 Февр. Глава 2. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ч)
1/45 Колебательное движение. 1 Урок изу- чения нового материала Колебательное движение. Колебания шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний. Называть: условные обозначения физических величин: смещение (х), амплитуда (А), период (Т), частота (ν); единицы этих величин: м, с, Гц.Воспроизводить: определения понятий: механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота; формулы связи периода и частоты колебаний; формулы периода колебаний математического и пружинного маятников.
Объяснять: процесс установления колебаний груза, подвешенного на нити, и пружинного маятника; превращения энергии при колебательном движении.
Понимать: характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити; характер зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити и от ускорения свободного падения; характер зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза.
Уметь: вычислять частоту колебаний маятника по известному периоду, и наоборот; вычислять неизвестные величины, входящие в формулу периода колебаний математического и пружинного маятников. Р. Т. № 223 – 225, зад. 29*, зад. 28 (3) Математический маятник*. Периоды колеба-ний математического и пружинного маятни-ков* § 38, 39* зад. 28 (1, 2) Февр. 2/46 Звук. Источники звука. 1 Комбини-рованный урок Колеблющееся тело – источник звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека. Называть: диапазон частот звуковых колебаний.
Понимать: источником звука является колеблющееся тело Проверочная работа § 40 Р. Т. № 237 – 239; по желанию – зад. 30 (1) Март 3/47 Волновое движение. Длина волны. 1 Урок изу- чения нового материала Волновое движение. Условия возникновения и распространения волн. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны. Формула для скорости волны. Называть: условные обозначения физических величин: длина волны (λ), скорость волны (ʋ); единицы этих величин: м, м/с.
Воспроизводить: определения понятий: волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны; формулу длины волны.
Объяснять: процесс образования поперечной и продольной волн.
Понимать: характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны; характер зависимости скорости волны от свойств среды, в которой она распространяется.
Уметь: вычислять неизвестные величины, входящие в формулу длины волны. Р. Т. № 240 - 244 § 41, 42 зад. 31 Март 4/48 Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука. 1 Урок изу- чения нового материала Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Звуковые волны и их распространение. Хорошие и плохие проводники звука. Звукоизоляция. Скорость звука. Зависимость скорости звука от свойств среды и от температуры. Воспроизводить: формулу скорости звука.
Объяснять: процесс распространения звука в среде.
Понимать: характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры.
Уметь: вычислять неизвестные величины, входящие в формулу скорости звука. Р. Т. № 247, 249, 251 Строение уха человека* § 45, 44 зад. 32
Докла-ды (стр.156) Март 5/49 Громкость и высота звука. Отражение звука. 1 Комбини-рованный урок Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний. Отражение звука. Эхо. Эхолот. Поглощение звука. Воспроизводить: закон отражения звука.
Объяснять: происхождение эха.
Понимать: зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний. Проверочная работа
Р. Т. № 253, 254, 258, 259 Тембр звука* § 45, 46 Зад. 33, 34
Трени-ровоч-ный тест 2 Март 6/50 Повторение и обобщение темы. Кратковременная контрольная работа (по теме «Звуковые явления») 1 Урок повторе-ния, обобще-ния и контроля
Повторение и обобщение знаний о характеристиках колебательного и волнового движений, условиях существования распространения звуковых волн, свойствах звука. Уметь: определять экспериментально период колебаний груза, подвешенного на пружине.
Обобщать: знания о характеристиках колебательного движения и о свойствах звука.
Сравнивать: механические и звуковые колебания; механические и звуковые волны. Кратковременная контрольная работа по теме Итоги главы 2 Март Глава 3. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (16 ч) 1/51 Источники света 1 Урок изу- чения нового материала Источники света: тепловые и люминесцирующие. Источники отраженного света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания. Называть: естественные и искусственные источники света.
Распознавать: естественные и искусственные источники света.
Воспроизводить: определения понятий: источник света, точечный источник света.
Описывать: наблюдаемые световые явления.
Понимать: разницу между естественными и искусственными источниками света. Р. Т. № 260; Л. № 1485, 1487, 1488. § 47 зад. 35 (1, по желанию - 2); Р. Т. № 261, 262 Март 2/52 Прямолинейное распространение света. Лабораторная работа №11 «Наблюдение прямолинейного распространения света» 1 Комбини-рованный урок Прямолинейное распространение света. Применение явления прямолинейного распространения света на практике. Называть: условия применимости закона прямолинейного распространения света.
Воспроизводить: закон прямолинейного распространения света.
Понимать: границы применимости закона прямолинейного распространения света.
Уметь: применять знание закона прямолинейного распространения света к объяснению явлений.
Использовать: методы научного познания при изучении явления прямолинейного распространения света. Лабораторная работа № 11 Отклонение света от прямо-линейно-го распро-стране-ния при прохождении преград очень малых размеров* § 48 зад. 36,
Л. № 1498, 1500 Март 3/53 Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени. 1 Урок изу- чения нового материала Световой пучок. Световой луч. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойство независимости световых пучков. Точечный источник света. Тень и полутень. Солнечное и лунное затмения. Воспроизводить: определения понятий: световой пучок, световой луч.
Объяснять: физические явления: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения.
Понимать: разницу между световым пучком и световым лучом; точечный источник света и световой луч – идеальные модели.
Уметь: изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей. Зад. 37 (1); Р. Т. № 264, 265 § 49, 50 Р. Т. № 266, 269, 270 Март 4/54 Отражение света. Лабораторная работа №12 «Изучение явления отражения света» 1 Комбини-рованный урок Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и рассеянное отражение света. Распознавать: падающий и отраженный лучи; углы падения и отражения; зеркальное и диффузное отражение.
Воспроизводить: закон отражения света; принцип обратимости световых лучей.
Уметь: применять знание закона отражения света к объяснению явлений.
Использовать: методы научного познания при изучении явления отражения света. Лабораторная работа №12
Зад. 39 § 51 Р. Т. № 274 - 277 Апр. 5/55 Изображение предмета в плоском зеркале 1 Урок изу- чения нового материала
Получение изображения предмета в плоском зеркале. Особенности изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Перископ. Воспроизводить: определения понятий: мнимое изображение.
Описывать: особенности изображения предмета в плоском зеркале.
Понимать: зависимость числа изображений в двух зеркалах от угла между ними; принцип устройства калейдоскопа.
Уметь: строить изображение предмета в плоском зеркале. Зад. 40 (3, 4) § 52
Р. Т. № 280 – 283
Зад. 40 (6 – по жела-нию) Апр. 6/56 Повторение материала. Решение задач. 1 Урок применения знаний и умений Вогнутое зеркало*. Применение вогнутых зеркал*. Называть: основные точки и линии вогнутого зеркала: полюс, оптический центр, главный фокус, радиус, главная оптическая ось.
Воспроизводить: определения понятий: увеличение вогнутого зеркала.
Описывать: особенности изображения в вогнутом зеркале.
Объяснять: применения вогнутого зеркала.
Уметь: строить изображение предмета в вогнутом зеркале. Р. Т. № 267, 268, 278, 279, 289*, 290*
Проверочная работа Вогнутые зеркала и их применение* § 53* § 47 – 52 – повто-рить; зад. 41*; Р. Т. 285 - 288 Апр. 7/57 Преломление света. Лабораторная работа № 13 «Изучение явления преломления света» 1 Комбини-рованный урок
Явление преломления света. Соотношение между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Распознавать: преломленный луч; угол преломления.
Воспроизводить: закон преломления света.
Уметь: применять знание закона преломления света к объяснению явлений.
Использовать: методы научного познания при изучении явления преломления света. Лабораторная работа №13
Зад. 42 (1 – 3) § 54
Р. Т. № 294 - 298 Апр. 8/58 Полное внутреннее отражение 1 Урок изу- чения нового материала Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Ход лучей в призмах. Воспроизводить: определения понятий: предельный угол полного внутреннего отражения.
Объяснять: ход лучей в призме; ход лучей в световоде.
Уметь: строить ход лучей в призме. Р. Т. № 300, 302 Волокон-ная оптика* § 55, 56* зад.43; Р. Т. № 301 Апр. 9/59 Линзы, ход лучей в линзах 1 Комбини-рованный урок Линза. Собирающие и рассеивающие линзы. Основные точки и линии линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Называть: условные обозначения физических величин: фокусное расстояние линзы (F), оптическая сила линзы (D); единицы этих величин: м, дптр; основные точки и линии линзы.
Воспроизводить: определения понятий: линза; формулу оптической силы линзы.
Описывать: особенности изображения предмета в линзе.
Уметь: строить ход лучей в линзе; изображение предметов, даваемых линзой известному фокусному расстоянию, и наоборот. Проверочная работа
Р. Т. № 307, 308 § 57 зад. 44
Р. Т. № 304 - 306 Апр. 10/60 Лабораторная работа №14 «Изучение изображения, даваемого линзой»
1 Урок при- менения знаний и умений (практи-кум) Построение изображений, даваемых линзами. Воспроизводить: увеличение линзы; формулу линзы.
Уметь: определять неизвестные величины, входящие в формулу тонкой линзы.
Устанавливать аналогию: между вогнутым зеркалом и линзой и ходом лучей в них. Лабораторная работа №14
Р. Т. № 311, 312* Формула линзы* § 58* зад. 45, 46*
Р. Т. № 315*, 310 Апр. 11/61 Фотоаппарат. Проекционный аппарат 1 Урок изу- чения нового материала Устройство фотоаппарата и ход лучей в нем. Создание резкого изображения, роль диафрагмы. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нем. Называть: оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, проекционный аппарат.
Объяснять: ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство. Р. Т. № 309, 316*, 317*, 318, 322* - 324* § 59 зад. 47 Апр. 12/62 Глаз как оптическая система
1 Комбини-рованный урок Строение глаза человека. Оптическая система глаза. Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения. Воспроизводить: определения понятий: аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения.
Описывать: строение глаза и его оптическую систему.
Объяснять: оптическую систему глаза.
Устанавливать аналогию: между строением глаза и устройством фотоаппарата. Проверочная работа
Р. Т. № 327 – 329 § 60 зад. 48 Май 13/63 Очки, лупа 1 Урок изу- чения нового материала Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Очки. Правила гигиены зрения. Лупа. Увеличение лупы. Называть: условные обозначения физических величин: увеличение лупы; оптические приборы: лупа, очки; недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость.
Воспроизводить: определения понятий: увеличение лупы.
Объяснять: зависимость размеров изображения от угла зрения; причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции; увеличение угла зрения с помощью лупы.
Уметь: строить ход лучей в приборах, вооружающих глаз (очки, лупа). Р. Т. № 339, 340
Л. № 1614, 1619, 1638, 1639 § 61
Р. Т. № 334 - 336, 338 Май 14/64 Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов 1 Комбини-рованный урок
Спектр белого света. Спектральные цвета. Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета. Основные цвета спектра. Называть: состав белого света; дополнительные и основные цвета.
Распознавать: сложение цветов.
Объяснять: происхождение радуги.
Понимать: причину разложения белого света в спектр. Р. Т. №341 § 62, 63
Р. Т. № 345 Май 15/65 Цвета тел. Обобщение темы «Световые явления» 1 Комбини-рованный урок
Поглощение света средой. Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность цвета. Распознавать: смешение красок.
Сравнивать: оптические приборы и ход лучей в них. Р. Т. № 346 - 348 § 64, докла-дыЗад. 52 (1 - 4); трени-ровоч-ный тест 3 Май 16/66 Контрольная работа по теме «Световые явления» 1 Урок контроля Контрольная работа Май 17/67 Повторение 1 Урок повторе-ния и обобще-нияОсновные понятия, законы, формулы, определения. Фронтальный опрос Май 18/68 Резервное время 1 Май