Календарно-тематическое планирование по физике к учебнику Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской, Д.А Исаева (10 кл.)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Рудни
____________________________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________________
И.Д. ДятченковаПриказ от 31.08.2015 №119 РАССМОТРЕНО
На заседании методсоветаПротокол от 24.08.2015 № 1 ПРИНЯТО
на заседании педсовета
Протокол от 28.08.2015 №1
Рабочая программа
по физике
Учитель Романенкова В.С.
Класс 10
2015-2016 учебный год
УМК: Физика. 10 кл. Базовый уровень: учебник/ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская,Д.А. Исаев; под ред. Н.С. Пурышевой. – М.: Дрофа, 2013
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской, Д.А. Исаева «Физика» для 10 класса.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития воспитания и социализации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Цели изучения физики в средней школе следующие:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определенное влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием различных источников информации и современных информационных технологий.
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально –этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
Место предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение физики в 10 классе 70 учебных часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). В программе предусмотрен резерв свободного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в средней школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в средней школе представлены в содержании курса по темам.
Содержание курса
10 класс
Физика и методы научного познания (1 часа)
Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Классическая механика (21ч)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов классической механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Лабораторные работы
1.Измерение ускорения свободного падения.
2.Исследование движения тел по окружности под действием постоянной силы.
3.Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
4.Исследование упругого и неупругого столкновений тел.
5.Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
6.Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии.
Молекулярная физика (35ч.)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Лабораторные работы
7.Измерение влажности воздуха.
8.Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Электродинамика (11ч.)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля.
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Электрическая емкость. Энергия электростатического поля заряженного конденсатора.
Резерв (2 часа)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения физики 10 класса на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, физический закон, теория, вещество, взаимодействие, смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движения небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
1.КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА (21 часа).
Требования к уровню подготовки учащихся следующие:
На уровне запоминания
Называть: физические величины и их условные обозначения: путь (l), перемещение (s), скорость (v), ускорение (а), масса (m), сила (F), импульс (р), механическая энергия (Е), механическая работа (А); единицы этих величин: м, м/с, м/с2, кг, Н, кг•м/с, Дж; методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.
Воспроизводить: исторические сведения о развитии представлений о механическом движении, системах мира; определения понятий: система отсчета, механическое движение, материальная точка, абсолютно упругое тело, абсолютно твердое тело, замкнутая система тел; формулы для расчета кинематических и динамических характеристик движения; законы: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения полной механической энергии, Кеплера; принцип относительности Галилея.
Описывать: явление инерции; прямолинейное равномерное и равноускоренное движение и его частные случаи; натурные и мысленные опыты Галилея; движение планет и их естественных и искусственных спутников;графики зависимости кинематических характеристик равномерного и равноускоренного движений от времени.
На уровне понимания
Приводить примеры: явлений и экспериментов, ставших эмпирической основой классической механики.
Объяснять: результаты опытов, лежащих в основе классической механики; сущность кинематического и динамического методов описания движения, их различие и дополнительность; отличие понятий: средней путевой скорости от средней скорости; силы тяжести и веса тела.На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь: обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы; строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач; применять изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать: полученные при изучении классической механики знания, представлять их в структурированном виде.
2.МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (35 ЧАСОВ).
Требования к уровню подготовки учащихся следующие:
На уровне запоминания
Называть:физические величины и их условные обозначения: относительная молекулярная масса (Мr), молярная масса (М), количество вещества (v), концентрация молекул (n), постоянная Лошмидта (L), постоянная Авогадро (NА); единицы этих величин: кг/моль, моль, м-3 , моль-1; порядок: размеров и массы молекул, числа молекул в единице объема; методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.
Воспроизводить: исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества; определения понятий: макроскопическая система, параметры состояния макроскопической системы, относительная молекулярная масса, молярная масса, количество вещества, концентрация молекул, формулы: относительной молекулярной массы, количества вещества, концентрации молекул; основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Описывать: броуновское движение; явление диффузии; опыт Штерна; график распределения молекул по скоростям; характер взаимодействия молекул вещества; график зависимости силы межмолекулярного взаимодействия от расстояния между молекулами (атомами).
На уровне понимания
Приводить примеры: явлений, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Объяснять: сущность термодинамического и статистического методов изучения макроскопических систем, их различие и дополнительность; результаты опытов, доказывающих основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества; результаты опыта Штерна; отличие понятия средней скорости теплового движения молекул от понятия средней скорости движения материальной точки; природу межмолекулярного взаимодействия; график зависимости силы межмолекулярного взаимодействия от расстояния между молекулами (атомами) На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь: обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы; строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач.
Применять: изученные зависимости к решению вычислительных задач; полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе и в быту.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать: полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
Основные понятия и законы термодинамики (6 ч)
Термодинамическая система. Состояние термодинамической системы. Параметры состояния. Термодинамическое равновесие. Температура. Термодинамическая шкала температур. Абсолютный нуль температуры. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.Второй закон термодинамики, его статистический смысл.
Требования к уровню подготовки учащихся следующие:
На уровне запоминания
Называть: физические величины и их условные обозначения: температура (t,Т), внутренняя энергия (U), количество теплоты (Q), удельная теплоемкость (c),удельная теплота сгорания топлива (q), удельная теплота плавления (γ), удельная теплота парообразования (L); единицы этих величин: °С, К, Дж, Дж/(кг•К), Дж/кг; физический прибор: термометр.Воспроизводить: определения понятий: тепловое движение, тепловое равновесие, термодинамическая система, температура, абсолютный нуль температур, внутренняя энергия, теплопередача, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, необратимый процесс; формулировки первого и второго законов термодинамики; формулы: работы в термодинамике, первого закона термодинамики; количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяющегося при охлаждении тела; количества теплоты, необходимого для плавления (кристаллизации); количества теплоты, необходимого для кипения (конденсации); графики зависимости температуры вещества от времени при его нагревании (охлаждении), плавлении (кристаллизации) и кипении (конденсации).Описывать: опыты, иллюстрирующие: изменение внутренней энергии при совершении работы; явления теплопроводности, конвекции и излучения; наблюдаемые явления превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Различать: способы теплопередачи.
На уровне понимания
Приводить примеры: изменения внутренней энергии путем совершения работы и путем теплопередачи; теплопроводности, конвекции, излучения в природе и в быту; агрегатных превращений вещества.
Объяснять: особенность температуры как параметра состояния системы; механизм теплопроводности и конвекции на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества; физический смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования; процессы: плавления и отвердевания кристаллических и аморфных тел; парообразования (испарения, кипения) и конденсации; графики зависимости температуры вещества от времени при его нагревании, плавлении, кристаллизации, кипении и конденсации; графическое представление работы в термодинамике.
Доказывать: что тела обладают внутренней энергией; что внутренняя энергия зависит от температуры и массы тела, от его агрегатного состояния и не зависит от движения тела как целого и от его взаимодействия с другими телами; что плавление и кристаллизация, испарение и конденсация — противоположные процессы, происходящие одновременно; невозможность создания вечного двигателя; необратимость процессов в природе.Выводить: формулу работы газа в термодинамике.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь: переводить значение температуры из градусов Цельсия в кельвины и обратно; пользоваться термометром; строить график зависимости температуры тела от времени при нагревании, плавлении, кипении, конденсации, кристаллизации, охлаждении; находить из графиков значения величин и выполнять необходимые расчеты.
Применять: знания молекулярно-кинетической теории строения вещества к толкованию понятий температуры и внутренней энергии; уравнение теплового баланса к решению задач на теплообмен; формулы для расчета: количества теплоты, полученного телом при нагревании или отданного при охлаждении; количества теплоты, полученного телом при плавлении или отданного при кристаллизации; количества теплоты, полученного телом при кипении или отданного при конденсации; формулу работы в термодинамике к решению вычислительных и графических задач; первый закон термодинамики к решению задач.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать: знания об: агрегатных превращениях вещества и механизме их протекания, удельных величинах, характеризующих агрегатные превращения (удельная теплота плавления,удельная теплота парообразования).
Сравнивать: удельную теплоту плавления (кристаллизации) и кипения (конденсации) по графику зависимости температуры разных веществ от времени; процессы испарения и кипения.
Свойства газов (17 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся следующие:
На уровне запоминания
Называть: физические величины и их условные обозначения: давление (р), универсальная газовая постоянная (R), постоянная Больцмана (k), абсолютная влажность (р), относительная влажность (φ), коэффициент полезного действия (КПД) теплового двигателя (η); единицы этих величин: Па,Дж/(моль•К), Дж/К, %; физические приборы для измерения влажности: гигрометр, психрометр.
Воспроизводить: определения понятий: идеальный газ, изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы, критическая температура, насыщенный пар, точка росы, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, тепловой двигатель, КПД теплового двигателя; формулы: давления идеального газа, внутренней энергии идеального газа, законов Бойля—Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, относительной влажности, КПД теплового двигателя, КПД идеального теплового двигателя; уравнения: состояния идеального газа, Менделеева—Клапейрона; графики изотермического, изохорного, изобарного и адиабатного процессов.
Описывать: модели: идеальный газ, реальный газ; условия осуществления изотермического, изохорного, изобарного, адиабатного процессов и соответствующие эксперименты; процессы парообразования и установления динамического равновесия между паром и жидкостью; устройство тепловых двигателей (двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, турбореактивного двигателя) и холодильной машины, негативное влияние работы тепловых двигателей на состояние окружающей среды и перспективы его уменьшения.На уровне понимания
Приводить примеры: проявления газовых законов; применения газов в технике; сжатого воздуха, сжиженных газов.
Объяснять: природу давления газа; характер зависимости давления идеального газа от концентрации молекул и их средней кинетической энергии; физический смысл постоянной Больцмана и универсальной газовой постоянной; условия и границы применимости: уравнения Менделеева—Клапейрона, уравнения Клапейрона, газовых законов; формулу внутренней энергии идеального газа; сущность критического состояния вещества и смысл критической температуры; на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества процесс парообразования, образование и свойства насыщенного пара, зависимость точки росы от давления; способы измерения влажности воздуха; получение сжиженных газов; принцип работы тепловых двигателей; принцип действия и устройство: двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, турбореактивного двигателя, холодильной машины.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь: выводить: уравнение Менделеева—Клапейрона, используя основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа и формулу взаимосвязи средней кинетической энергии теплового движения молекул газа и его абсолютной температуры; газовые законы, используя уравнение Клапейрона; строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач; строить индуктивные выводы на основе результатов выполненного экспериментального исследования зависимости между параметрами состояния идеального газа; использовать гигрометр и психрометр для измерения влажности воздуха
Применять: изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач; полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать: полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
Иллюстрировать: проявление принципа дополнительности при описании тепловых явлений и тепловых свойств газов.
Свойства твердых тел и жидкостей (8 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся следующие:
На уровне запоминания
Называть: физические величины и их условные обозначения: механическое напряжение (σ), относительное удлинение (ε),модуль Юнга (Е), поверхностное натяжение (σ); единицы этих величин: Па, Н/м.
Воспроизводить: определения понятий: кристаллическая решетка, идеальный кристалл, полиморфизм, монокристалл, поликристалл, анизотропия свойств, деформация, упругая деформация, пластическая деформация, механическое напряжение, относительное удлинение, модуль Юнга, сила поверхностного натяжения, поверхностное натяжение; формулировку закона Гука; формулы: закона Гука, поверхностного натяжения, высоты подъема жидкости в капилляре.Описывать: модели: идеальный кристалл, аморфное состояние твердого тела, жидкое состояние; различные виды кристаллических решеток; механические свойства твердых тел; опыты, иллюстрирующие различные виды деформации твердых тел, поверхностное натяжение жидкости; наблюдаемые в природе и в быту явления поверхностного натяжения, смачивания, апиллярности.
На уровне понимания
Приводить примеры:полиморфизма; анизотропии свойств монокристаллов; различных видов деформации; веществ, находящихся в аморфном состоянии; превращения кристаллического состояния в аморфное и обратно; проявления поверхностного натяжения, смачивания и капиллярности в природе и в быту.
Объяснять: анизотропию свойств кристаллов; механизм упругости твердых тел на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества, на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества свойства: твердых тел (прочность, хрупкость, твердость), аморфного состояния твердого тела, жидкости; существование поверхностного натяжения; смачивание и капиллярность; зависимость поверхностного натяжения от рода жидкости и ее температуры.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь: измерять экспериментально поверхностное натяжение жидкости.
Применять: закон Гука (формулу зависимости механического напряжения от относительного удлинения) к решению задач; формулу поверхностного натяжения к решению задач.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать: знания: о строении и свойствах твердых тел и жидкостей.
Сравнивать: строение и свойства: кристаллических и аморфных тел; аморфных тел и жидкостей.
3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (Электростатика) (11 ЧАСОВ).
Требования к уровню подготовки учащихся следующие:
На уровне запоминания
Называть: понятия: электрический за ряд, электризация, электрическое поле, проводники и диэлектрики; физические величины и их условные обозначения: электрический заряд (q), напряженность электростатического поля (Е), диэлектрическая проницаемость (ε), потенциал электростатического поля (φ), разность потенциалов или напряжение (U), электрическая емкость (С); единицы этих величин: Кл, Н/Кл, В, Ф; физические приборы и устройства: электроскоп, электрометр, крутильные весы, конденсатор.Воспроизводить: определения понятий: электрическое взаимодействие, электрические силы, элементарный электрический заряд, точечный заряд, электризация тел, проводники и диэлектрики, электростатическое поле, напряженность электростатического поля, линии напряженности электростатического поля, однородное электрическое поле, потенциал, разность потенциалов (напряжение), электрическая емкость; законы и принципы: сохранения электрического заряда Кулона; принцип суперпозиции сил, принцип суперпозиции полей; формулы: напряженности поля, потенциала, разности потенциалов, электрической емкости, взаимосвязи разности потенциалов и напряженности электростатического поля.
Описывать: наблюдаемые электрические взаимодействия тел,электризацию тел, картины электростатических полей; опыты Кулона с крутильными весами.
На уровне понимания
Объяснять: физические явления: взаимодействие наэлектризованных тел, электризация тел, электризация проводника через влияние (электростатическая индукция), поляризация диэлектрика, электростатическая защита; модели: точечный заряд, линии напряженности электростатического поля; природу электрического заряда и электрического поля; причину отсутствия электрического поля внутри металлического проводника; механизм поляризации полярных и неполярных диэлектриков.
Понимать: факт существования в природе: электрических зарядов противоположных знаков, элементарного электрического заряда; свойство дискретности электрического заряда; смысл: закона сохранения электрического заряда, принципа суперпозиции и их фундаментальный характер; эмпирический характер закона Кулона; существование границ применимости закона Кулона; объективность существования электрического поля; возможность модельной интерпретации электрического поля в виде линий напряженности электростатического поляНа уровне применения в типичных ситуацияхУметь: анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения; анализировать и объяснять наглядные картины электростатического поля; строить изображения линий напряженности электростатических полей.Применять: знания по электростатике к анализу и объяснению явлений природы и техники.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Уметь: проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, учитывая их структуру (объект наблюдения или экспериментирования, средства, возможные выводы); формулировать цель и гипотезу, составлять план экспериментальной работы; анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента; анализировать неизвестные ранее электрические явления и решать возникающие проблемы.
Применять: полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.
Календарно-тематическое планирование
Промежуточная аттестация за курс 10 класса проводится в форме тестирования в конце года
№ урока Дата Тема урока Характеристика основных видов учебной деятельности
Классическая механика (22 ч)
1/1 Что и как изучает физика. Физические законы и теории. Физическая картина мира.§ 1§ 2, § 3. Владеть векторным и координатным способами при решении задач. Знать понятия: траектория, перемещение, материальная точка. Понимать смысл понятий: механическое движение, относительность, инерция, инертность. Формулировать и объяснять: первый закон Ньютона. Приводить примеры ИСО и НИСО. Формулировать и объяснять второй и третий закон Ньютона. Приводить примеры, иллюстрирующие границы применимости законов Ньютона. Объяснять природу взаимодействия. Исследовать механические явления в макромире. смысл физических величин: импульс тела, импульс силы; раскрывать смысл физического закона сохранения импульса. Понимать границы его применимости. смысл физических величин: работа, механическая энергия. Мощность. Знать: формулы для расчета потенциальной энергии тела в поле тяжести Земли и упругодеформированной пружины, формулу кинетической энергии тела. закон сохранения механической энергии и границы его применимости описывать движение по графикам;
строить графики движения;
определить по рисунку пройденный путь;
читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени;
определять ускорение свободного падения;
пользоваться и приборами и применять формулы и периодического движения;
применять полученные знания при решении задач.
2/2 Классическая механика. Основные понятия классической механики. Путь и перемещение.§ 4, 5, 6. 3/3 Скорость. Ускорение.§ 7, § 8. Упражнение 1(1,2). 4/4 Решение задач по теме «Кинематика» § 7—8; 5/5 Решение задач по теме «Кинематика» Упражнение 1 (1, 3) 6/6 К/Р №1по теме «Кинематика» 7/7 Динамические характеристики движения.
§ 9, § 10. Упражнение 2(2-4). 8/8 Идеализированные объекты. Основание классической механики. §10—11; упражнение 3 (2) 9/9 Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного падения». § 12 10/10 Принципы классической механики § 13 11/11 Лабораторная работа №3 «Исследование движения тела под действием постоянной силы». Упражнение 4 (1) 12/12 Лабораторная работа №3 «Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости». Р. Т. задание 27 13/13 К/Р №2 по теме «Динамика» 14/14 Закон сохранения импульса§ 14; упражнение 6 (3, 4). 15/15 Лабораторная работа №4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел». Р. Т. задания 35, 36*. 16/16 Закон сохранения механической энергии. § 14; упражнение 7 (3, 5); 17/17 Лабораторная работа № 5 «Изучение закона сохранения механической энергии при действии на тело сил тяжести и упругости» Р. Т. задания 38, 41 18/18 Лабораторная работа № 6 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела» Р. Т. задание 42 19/19 Небесная механика. § 16; упражнение 8 (3). 20/20 Баллистика. § 17; Р. Т. задания 44—46 21/21 Освоение космоса. 18; упражнение 9 (3, 5). Повторить материал главы 3, используя раздел «Основное в главе 3» и на с. 80 «Итоги раздела» 22/22 К/Р №3 по теме «Классическая механика» Молекулярная физика (35 ч) 1/23 Макроскопическая система и характеристики ее состояния. Атомы и молекулы, их характеристики. § 19, 20; Знать и понимать основные положения МКТ.
Приводить доказательства основных положений МКТ.
Понимать смысл физических величин: количество вещества, масса молекул.
Знать характеристики молекул в виде агрегатных состояний вещества. Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Объяснять с молекулярной точки зрения. Знать основное уравнение МКТ.
Уметь высказывать свое мнение.
Решать задачи.
Анализировать состояние теплового равновесия.
Объяснять понятие теплового равновесия системы. Объяснять связь кинетической энергии молекул с температурой тела. Знать сходство и различие шкалы Кельвина и шкалы Цельсия.
Знать уравнение состояния идеального газа. Знать и понимать изопроцессы, их значение в жизни. Строить и объяснять графики изопроцессов.
Знать понятие насыщенного пара. Описывать зависимость между давлением насыщенного пара и температурой. Объяснять процесс кипения с молекулярной точки зрения.
Описывать внутреннее строение кристаллических и аморфных тел. Объяснять анизотропию кристаллов, свойства аморфных тел.
Знать формулу для расчета работы в термодинамике и ее графическое истолкование. Знать формулу для расчета внутренней энергии идеального одноатомного газа.
Понимать эквивалентность количества теплоты и работы; физический смысл удельной теплоемкости.
Формулировать и объяснять первый закон термодинамики и уметь применять его для изопроцессов.
Знать смысл второго закона термодинамики и границы его применимости.
Знать устройство и принцип действия тепловых двигателей.
2/24 Решение задач§ 19, 20; упражнение 10 (5, 6). 3/25 Движение молекул. Опытное определение скоростей
движения молекул. § 21, 22; упражнение 11 4/26 Взаимодействие молекул и атомов. § 23 5/27 Тепловое равновесие. Температура. § 24; упр. 14 6/28 Внутренняя энергия макроскопической системы. § 25; повторение материала об агрегатных превращениях вещества 7/29 Решение задач на уравнение теплового баланса. Упражнение 15 (1—3) 8/30 Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. § 26, 27; упражнение 16 (1, 2) 9/31 Решение задач по теме «Основные понятия и законы термодинамики» Упражнение 17 (1—3) 10/32 Второй закон термодинамики. Кратковременная К/Р №4 по теме «Основные понятия и законы термодинамики» § 28 11/33 Давление идеального газа. § 29 12/34 Уравнение состояния идеального газа. § 30 13/35 Решение задач на тему «Уравнение состояния идеального газа»Р. Т. задания 106—108* 14/36 Газовые законы. § 31 15/37 Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости объема газа данной массы от температуры при постоянном давлении» Упражнение 20 (1, 2). 16/38 Решение задач на тему «Газовые законы». Р. Т. задания 118, 119, 125, 126. 17/39 Решение задач на тему «Газовые законы». Упражнение 20 (4, 5, 7). 18/40 К/Р №5 по теме «Свойства идеального газа» Р. Т. задания 127, 129. 19/41 Критическое состояние вещества. § 32 20/42 Насыщенный пар. Влажность воздуха. § 33, 34 21/43 Лабораторная работа № 8 «Измерение относительной влажности воздуха». Р. Т. задания 134—136. 22/44 Применение газов. § 35; упражнение 22 (2, 3) 23/45 Принципы работы тепловых двигателей. § 36 24/46 Тепловые двигатели. § 37 25/47 Решение задач на тему «Тепловые двигатели» Упражнение 23 (2). 26/48 Работа холодильной машины. § 37 27/49 Обобщение знаний по теме «Свойства газов». Решение задач. Глава 6 28/50 Идеальный кристалл. Анизотропия свойств кристаллических тел. Деформация твердого тела. § 39—41 29/51 Механические свойства твердых тел. § 42 30/52 Реальный кристалл*. Жидкие кристаллы*. Аморфное состояние твердого тела. § 43*—45 31/53 Свойства поверхностного слоя жидкости. § 46 32/54 Смачивание. Капиллярность. § 47 33/55 Лабораторная работа № 9 «Измерение поверх
ностного натяжения жидкости». Упражнение 27 (3, 4) 34/56 Решение задач «Свойства твердых тел и жидкостей» Р. Т. задания 166—169* 35/57 К/Р №6 по теме «Свойства твердых тел и жидкостей» Электростатика (11 ч) 1/58 Электрический заряд. Электризация тел. § 48, 49; упражнения 28 (2, 3), 29 (2—4) Приводить примеры электризации. Определять знак зарядов по их взаимодействию. Знать и понимать закон сохранения эл.заряда. Понимать смысл: заряд, элементарный заряд. Формулировать закон Кулона, объяснять значение величин, входящих в закон. Изображать силу Кулона графически. Иметь понятие о суперпозиции сил Кулона. Понимать смысл эл.поля. Определять значение и направление. напряженность поля в данной точке. Знать принцип суперпозиции поле и уметь его применять. Применять полученные знания при решении задач. Понимать поведение проводников и диэлектриков в эл.поле. Два вида диэлектриков. Понимать физический смысл диэлектрической проницаемости среды. Определять работу эл.поля. Знать связь напряженности эл.поля и разности потенциалов. Понимать сущность эквипотенциальных поверхностей. Знать понятие электроемкости. Знать: о типах конденсаторов, формулы для расчетов емкости и энергии конденсаторов. Знать понятие: эл.ток. Знать условия, необходимые для существования эл.тока в цепи.
2/59 Закон Кулона. § 50; упражнение 30 3/60 Электрическое поле. § 51; упражнение 31 (1, 2, 4) 4/61 Линии напряженности электростатического поля. § 52; упражнение 31 (3) 5/62 Проводники в электростатическом поле. § 53 6/63 Диэлектрики в электростатическом поле. § 54; упражнение 32 (2—4) 7/64 Работа электростатического поля. § 55; упражнение 33 8/65 Потенциал электростатического поля. § 56; упражнение 34 (2—4*) 9/66 Электрическая емкость. § 57; упражнение 35 10/67 Энергия электростатического поля заряженного конденсатора. Лабораторная работа № 10 «Измерение электрической емкости конденсатора» Р. Т. задания 229, 232, 234,235 11/68 К/Р №7 по теме «Электростатика» 69-70 Повторение
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник: Физика 10.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Н. С. Пурышева, Н. Е . Важеевская.-3-е изд., доп.-М.: Дрофа, 2013
Физика. 10 класс: Тематическое и поурочное планирование/ Н. С. Пурышева, Н. Е . Важеевская.-М.: Дрофа, 2002
Тетрадь для лабораторных работ по физике 10
И.В. Годова Контрольные работы в новом формате М.: Интеллект-центр 2011
Сборник задач по физике. Рымкевич. – М.: Просвещение, 2002
Дидактические материалы по физике 10 класс: учебно-методическое пособие Марон А. Е., Марон Е. А. -3 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005
Мультимедийное приложение к учебнику
Презентации
.