Интегрированный урок В здоровом теле — здоровый дух (Русский язык, литературное чтение, основы здоровья)


Єнакієвський міський відділ освіти
Навчально-виховний комплекс №17
План-конспект відкритого інтегрованого уроку (основи здоров'я, літературне читання, російська мова) у 2-Б класі
з теми «В здоровом теле - здоровый дух»
Підготовула та провела
учитель поч. клаcів НВК №17
Шепеленко С. Л.
19.03.2014р.
Тема урока мастер-класс: «В здоровом теле – здоровый дух».
Цель проведения: помочь учащимся понять, что здоровье – бесценный дар,
условие счастливой жизни;
формировать представление о здоровье и здоровом способе жизни, формировать навыки личной гигиены, правильного питания;
развивать общую моторику, согласовывать движения и речь;
развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, принимать правильные решения;
воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, картинки с заданиями, м/ф «Королева зубная щётка», рисунки предметов личной гигиены, «Страна Здоровья», презентация, «телестудия», миска с водой, мыло, полотенце.
Тип урока: интегрированный урок-путешествие.
Ход урока
І. Организационный момент.
Улыбнусь я гостям,
Улыбнусь я тебе,
Улыбнусь я себе.
Улыбаться мне не лень
Пусть хорошим будет день.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Уроки бывают разные. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим небольшое путешествие по одной удивительной стране. А в помощь мы возьмём знания по русскому языку, чтению и основам здоровья. Чтобы наша работа была плодотворной и полезной, мы все вместе должны работать активно, старательно, дружно.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.(слайд2)
Технология «Мозговой штурм»
(На фоне музыки) Представьте, что вы заблудились. Перед вами три дороги. На большом камне можно прочитать надписи.
Первая дорога: «Направо пойдёшь – богатство найдешь, но здоровье потеряешь».
Вторая дорога: «Налево пойдёшь – половину богатства найдешь, но половину здоровья потеряешь».
Третья дорога: «Прямо пойдёшь – богатства не найдешь, но здоровье сбережёшь».
-Какой путь вы выберите?
Вывод. Лучше пойти третьей дорогой, поскольку здоровье – главное богатство человека.
-Что значит бать здоровым? (Быть здоровым – значит бать весёлым, активным, подвижным, жизнерадостным, с надеждой встречать новый день, чувствовать себя по-настоящему счастливым).
Каждый человек должен беречь и укреплять своё здоровье. Игрушку, книжку, одежду можно купить за деньги, но здоровье – не купишь ни за какие деньги. Здоровье – самое ценное в жизни человека. Его надо научиться беречь с детства. А для этого нам надо придерживаться определённых правил. А чтобы узнать эти правила, мы отправимся с вами в путешествие по стране …. Здоровья.

Девизом нашего урока будет:
Я умею думать, я умею рассуждать,Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!
ІV. Ознакомление с правилами личной гигиены. (Урок основы здоровья) Привал на станции «Личная гигиена»
Путешествие на поезде.
Сейчас мы с вами сказочным поездом отправляемся в страну ЗДОРОВЬЯ.
Друзья, быстрее в путь!
- Внимание, внимание! Отправляется поезд в путешествие по стране Здоровья. Просьба всем пассажирам занять свои места.
Начальник поезда даёт свисток. Дети становятся друг за другом и имитируют движение поезда. Звучит грамзапись песни «Весёлые путешественники».
Мы едем, едем, едем,
В далёкие края.
Туда, где есть зарядка,
Туда, где есть игра.
Припев:
Ох игра, ох игра!
Для здоровья нам дана.
В поезд мы садимся,
Очень быстро мчимся.
Гигиена и режим
Вот уже встречают нас.
2. Ознакомление с понятием «личная гигиена».
Первая остановка в городе «Личная гигиена».
- Что же такое личная гигиена?
Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Все дети рано утром умываются, чистят зубы, делают зарядку, следят за чистотой своего тела, одежды – соблюдают правила личной гигиены. Но не все …
3. Просмотр фрагмента из мультфильма «Королева зубная щётка».
4. Сценка про грязнулю.
- Ребята, посмотрите, да ведь эта девочка забежала к нам в класс. (Вбегает девочка грязнуля).
- Ой, здравствуйте ребята? А куда я попала?
- Ты, девочка попала на урок во 2 класс УВК № 17.
- Светлана Леонидовна, какая же девочка грязная!
-Ах, ты девочка, чумазая
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на руках дорожки
-Я на солнышке лежала
Руки кверху всё держала
Вот они и загорели.
- Ах, ты девочка, чумазая
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный
Будто закопчённый.
-Я на солнышке лежала
Носик кверху я держала
Вот он и загорел
-Девочка нужно руки тебе помыть.
- Не надо! Не хочу! Не буду!
Не трогайте ладошки!
Они не будут белые,
Они же загорелые.
Практическая работа.( Дети учат девочку умываться.)
Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, затем смыть пену водой. Теперь чистыми руками моем лицо, уши, шею.
-Давайте посмотрим на её руки.
А ладошки то отмылись.
+Да. Значит, это была грязь.
Запомни: если не умываться, не купаться, не мыть руки – не следить за чистотой своего тела, то можно заболеть! Ведь грязная кожа может принести вред здоровью.
4. Ознакомление со средствами личной гигиены.
- Ребята, но только лишь знание правил личной гигиены не может сделать людей чистыми, опрятными. Для этого у личной гигиены есть свои помощники.
- Какие же помощники есть у личной гигиены?
(Дети загадывают загадки)
Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было –
Что, ребята? (Мыло)

На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю.
(Мочалка)
Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка.(Полотенце)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.(Расческа)
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
И та станет чище.
(Платяная щетка.)
Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щётка)
- Все это предметы личной гигиены.
Прочитайте одно из правил здоровья.
Чистота – залог здоровья.
(Закрыть)
V. Режим дня. (Урок чтения)
Ознакомление с понятием «Режим дня».
Чтобы быть успешным!
Чтобы быть здоровым!
Чтобы успевать всё сделать!
Чтобы всегда было хороше настроение!
Необходимо ……. (соблюдать режим дня).
Ребята, вы ёще маленькие. А поэтому главную роль в укреплении вашего здоровья играет режим дня

- Что такое режим дня? Для чего он нужен?
2. Физкультминутка для глаз под музыку.

Работа в группах под музыку.
Задание: из кусочков сложить картинку, на которой написано стихотворение и выразительно прочитать.
1 группаЧтоб прогнать тоску и лень
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
2 группа Сделать лёгкую зарядку
И убрать свою кроватку!
Душ принять и завтрак съесть.
А потом за парту сесть!
3 группа После школы отдыхай:
Но только не валяйся.
Дома маме помогай,
Гуляй, закаляйся!
4 группа Пообедав, можно сесть
Выполнить задания.
Всё в порядке, если есть
Воля и старания.

4. Чтение по частям хором
Соблюдаем мы всегда
Распорядок строго дня.
В час положенный ложимся,
В час положенный встаём.
Нам болезни нипочём:
Соблю--ем мы в-гда
Рас-ря-к стр- - дн-.
В ча- положен-й –жим-я,
В ча- по-жен-й вс-ём.
Н-м -лезни ни-чём.
- А как влияет соблюдение режима дня на здоровье детей?
5.Интерактивна игра «режим дня».
Составление режима дня по иллюстрациям.
Запомните: Спать не менше 9 часов
- Ложиться спать и просыпаться в одно и тоже время.
- Питаться в одно и тоже время.
- Регулярно гулять на свежем воздухе.
VІ. Физкультминутка «Мы - туристы».
- А к следующей станции мы пойдём пешком.
Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче видох, глубже вдох
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей –
Перепрыгнем поскоряй.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожче
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнём.
Дальше в путь пешком пойдём.
VІІІ. Ознакомление с понятием «активный образ жизни» (Урок русского языка).
Вот мы и в ещё одном городе страны Здоровья.
Как называется этот город вы узнаете позже. Нас встречает телестудия страны Здоровья.
1.Ознакомление с притчей. Создание проблемной ситуации. («Журналисты-телеведущие» под музыку знакомят с притчей).

Дорогие гости, вас приветствует телеканал страны Здоровья. Нам бы хотелось познакомить вас с одной притчей. В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец очень любил своих сыновей. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто и подолгу болели. Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо? Мудрецы долго совещались и самый старый из них сказал: …… Нам бы очень хотелось, чтобы вы нашли ответ на этот вопрос.
-Ребята, как вы думаете, что сказал мудрец правителю? (Соблюдать режим дня, соблюдать правила личной гигиены …).
-А хотите узнать, что сказал мудрец правителю?
-Вы это обязательно узнаете, выполнив задания по русскому языку..
2. «Орфографическая разминка». Упражнение «Образуй пары».(Первая испытание)
дв.жение
подвижныеспорт
сп.ртивныезд.ров.е
укр.пляют игры
- Составьте предложение.(Движение и спорт укрепляют здоровье.)
3. Работа над темой «Движение и спорт».
- Как вы понимаете значение слова движение?
- Какие виды спорта, спортивные игры вам известны?
- Как называют людей, которые увлекаются спортом, постоянно находятся в движении, любят играть в различный подвижные игры, а также трудиться? (Эти люди ведут активный образ жизни).
- Какими качествами обладают люди, ведущие активный образ жизни?
- Мы с вами находимся в городе «Активный образ жизни».

3.Разминка для пальцев рук.
- Перед тем, как мы с вами начнём работать в тетради, сделаем небольшую разминку для пальцев рук.
Пальчик к пальчику приходит –
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.
4. Работа в тетради.
1. Препятствие 2 «Творческая работа».
1). Беседа о футболе. Запись и разбор предложений.
Загадка.
Мяч по травке шустро скачетОт ворот и до ворот.Бьют ногами — он не плачет.Кто игру мне назовёт?(ФУТБОЛ)
-Я знаю, что в нашем классе есть ребята, которые занимаются футболом.
-Давайте попробуем составить предложение о наших юных футболистах по схеме:
нашего _______ _______ в футбол .
Футбол – это игра для сильных, смелых, отважных, дисциплинированных людей, она воспитывает в детях упорство и терпение, которые помогут им в дальнейшей жизни, в преодолении трудностей. И я думаю, что наши юные футболисты помогут открыть новую эру в истории украинского футбола.
2. 3 препятствие «Письмо с подсказкой»..
В нашем классе есть девочки, которые тоже ведут активный образ жизни.
- Поднимите руки!
Они занимаются танцами и гимнастикой.
Занятия танцами – это не только спорт, но ещё и вид искусства. Ведь танцы – это красиво, гармонично. Занятия танцами дисциплинируют, воспитывают трудолюбие, развивают физические качества, а главное – укрепляют здоровье.
А ____чк__ ________ются ______ь_____ _____нц____ .
- Давайте дадим характеристику юным спортсменам? (смелые, терпеливые, дисциплинированные, отважные, целеустремлённые, здоровые).
- Как можно сказать иначе о них? (Ведут активный образ жизни).
Выводы: Правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живёт по этим правилам. О таком человеке говорят: он ведёт здоровый образ жизни.
3).Итог работы над притчей.
Давайте вернёмся к притче.
- Так что же сказал мудрец правителю?
-А старец сказал следующее: «Здоровье человека во многом зависит от образа его жизни. Здоровый образ жизни – это путь к здоровью, к счастью, к радости.
-Совпали советы мудреца с вашими советами?
-Скажите, а от кого зависит, какое у нас будет здоровье, как сложится наша жизнь?(От нас самих, от каждого из нас)
- Так какие же правила мы должны соблюдать, чтобы иметь крепкое здоровье? (Цветок здоровья)
4.Составление «Ассоциативного куста».
Режим дня


Здоровый способ жизни
жизни

Активный образ жизни
Правильное питание

IX. Итог урока. Рефлексия.
1.. Ознакомление с пословицами о здоровье.
Интерактивное упражнение «Редактирование».
С давних времён украинский народ главной ценностью у жизни считал здоровье. Даже встречась и прощаясь люди желали друг другу здоровья: «Здоровенькі були!», «Дай, Боже, здоровя!», «Доброго вам здоров я!», «Здрастуйте!», «Бувайте здорові!», «Йдіть здорові!»
Не только в украинском языке, но и в русском существует множество пословиц и поговорок о здоровье. Сейчас мы с вами познакомимся с ними путём редактирования.
Здоровье дешевле богатства. Болен - берегись, а здоров - лечись.
Быстрого и ловкого болезнь догонит.
Здоров будешь – ничего не добудешь.Здоровому врач надобен.Здоровья за деньги много купишь.
Очень рад больной и золотой кровати.
Грязь - залог здоровья.
2.Чтение стихотворения учителем.
Здоровье-это кладезь,
Его нельзя купить.
Однажды потерявши,
Его не возвратить.
Не одолжить у друга,
Не выиграть в лото,
Ведь без здоровья счастье
Поверьте, уж не то.
3.Заключительное слово учителя.
Сегодня мы славно с вами потрудились и я с уверенностью могу сказать, что вы все знаете как правильно заботиться о своем здоровье. И если на вашем пути встретится человек, который этого не знает, не бросайте его в беде, а поделитесь с ним своими знаниями и умениями.