Интегрированный урок русский язык/литературное чтение

Цель урока: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки; формирование умений обосновывать написание слов, распознавать орфограммы; развитие творческого воображения учащихся; воспитание любви к родной природе.
Оборудование: портрет С. Есенина; картина с изображением «зимней» березы; тексты стихотворения С. Есенина «Береза».
Ход урока
Постановка цели урока.
Вступительная беседа.
Сергей Александрович Есенин (1895-1925)-русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи он посвящал изображению родной природы.
«Береза» - это первое стихотворение, которое поэт посвятил детям. Оно было написано в 1914 г. В этом стихотворении поэт, восхищаясь березой в зимнем наряде, хотел показать красоту природы. Образ березы становится у поэта символом Родины. Вот почему так названо стихотворение. (Ученица читает наизусть художественное произведение.)
3. Словарная работа.
На доске записано предложение:
Берёза снегом (укрылась, накрылась, принакрылась).
- Выберите наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение.
Укрыться - закрыться со всех сторон; накрыться - закрыться сверху снегом; прина-крыться - слегка накрыться.
Почему вы так считаете?
Вспомните, как красива береза «под снегом». Попробуйте описать ее (с опорой на картину).
Какие краски вы будете использовать? Почему?
4. Выразительное чтение стихотворения учителем.
а) - В какое время года поэт изобразил березу? (Зимой.)
Какой увидел зимнюю березу автор? Почему она привлекла его внимание, вызвала у него удивление и восхищение?
б) Повторное чтение стихотворения.
5. Работа над содержанием.
Какое время суток рисует С. Есенин? (Утро.)
Почему? Какие слова и выражения указывают на это? Найдите их в тексте. (Белая, при-накрыласъ снегом, серебром, снежинки, в сонной тишине, заря.)
Солнечное утро или пасмурное? (Солнечное. «Горят снежинки в золотом огне».)
Как занимается заря? («Лениво».)
Почему автор так говорит? (Потому что зимой ночи длинные, а дни короткие. Трудно новому дню победить ночь, поэтому солнце восходит осторожно, не «торопясь».)
С чем сравниваются снежинки? (С серебром, снегом.)
А ветви березы? (С каймой, кистями, бахромой.)
Почему?
Как вы думаете, почему Сергей Есенин говорит о березе принакрылась снегом, распустились кисти? (Поэт одушевляет березу, саму природу - чудесную мастерицу, создательницу красоты.)
Что является главным предметом повествования? (Береза.)
Найдите строчки, в которых говорится о ней, ее зимнем наряде, цвете. (Белая берёза, принакрылась снегом, точно серебром, горят снежинки в золотом огне.)
Какое слово употреблено автором три раза? (Слово белый.)
Как вы думаете, почему он это сделал? (Чтобы показать именно зимнюю березу, в ее белом наряде.)
6. Чтение стихотворения учащимися.
Перечитаем еще раз стихотворение и подумаем, какие звуки чаще всего встречаются в тексте. (Звуки [а], [о], [э].)
Они звучат долго, придавая певучесть, плавность произведению.
При самостоятельном чтении выделяйте слова: берёза, кисти, снежинки, ветки, заря, так как они создают общий план стихотворения. Не забывайте в конце предложений делать паузы. Читайте неторопливо, мелодично.
7. Упражнение в проверке безударных гласных.
Запишем основные темы и выражения для их раскрытия.
Слова снегом, снежинки. Какое из данных слов является проверочным? {Снегом; г/ж.)
Подберите однокоренные слова к слову берёза. Запишите их. (Берёзовый, березняк, подберёзовик,)
К слову снежинки, (Снежный, снеговик, подснежник, снежок, снег; г/ж.)
К слову белый. (Белеет, побелка, белизна.)
К слову окном. (Оконный, подоконник.)
Выделите корень и гласную в корне.
На основе подбора однокоренных слов и выделения общей части сделаем вывод: безударную гласную нужно проверять. Следует подобрать проверочное слово, чтобы гласная в корне стояла под ударением.
8. Итоги урока.
- Как следует проверять безударную гласную в корне слова?
Чем стал для Сергея Есенина образ березы?
9. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Береза»; упр. 223.

15