Открытый урок по чтению Особенности речи героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» (10 класс)

ГБОУ школа-интернат с. Неверкино

Конспект
открытого урока по чтению и развитию речи
в 10 классе


Тема:
Особенности речи героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце».



Учитель русского языка и чтения
Хуснетдинова Р.З.






Аттестуемый педагог Хуснетдинова Раиля Зинятулловна
Полное название Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Пензенской области "Неверкинская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам"

Предмет чтение и развитие речи
Класс 10
УМК
Программное методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией Щербаковой А.М., Платоновой Н.Н.
М.: «ВЛАДОС»,2006

Тема: Особенности речи героев сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Цель: Создать условия для осознания ценности духовно-нравственных качеств в жизни человека.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
формировать умение давать характеристику главным героям произведения;
показать особенности речи героев сказа;
способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения на основе характеров главных героев.
Коррекционно-развивающие:
развивать навык самоконтроля, объективной самооценки;
развивать коммуникативные навыки;
развивать творческие способности.
Коррекционно- воспитательные:
умение работать в группе;
воспитывать интерес к чтению произведений большого объёма;
воспитывать сострадание к одиноким, сиротливым людям.
Оборудование и материалы: портрет писателя, аудиозапись сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце», тексты со сказом Бажова, иллюстрации к сказу, листы с тестом по произведению, тетради по чтению.
Тип урока: комбинированный.







ХОД УРОКА:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организация начала урока.
Задачи этапа: организация внимания учащихся, подготовка речевого аппарата работе.
Приветствует ребят и гостей. Проводит речевую разминку.
-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Речевая разминка.
На доске текст (читает учитель):
Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец-
Это главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь.
-Прочитайте это стихотворение «птичьим гамом».
-Прочитайте хором.
-Первое предложение стихотворения прочитайте с вопросительной интонацией.
-Речевой аппарат готов к работе, поэтому ответы должны звучать громко, чётко, внятно.


Слушают, настраиваются на работу. Готовят речевой аппарат.
Читают текст сначала «птичьим гамом», хором, далее первое предложение с вопросительной интонацией.

Проверка домашнего задания.
Задачи этапа:
выяснить степень усвоения заданного на дом материала.

Для проверки домашнего задания предлагает учащимся тест по сказу. Даёт целевую установку.
-Дома вы перечитали сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько внимательны вы были при чтении.
-У вас на столах лежат листы с тестом по сказу. Подпишите их и внимательно ответьте на вопросы теста.
Слушают целевую установку.
Выполняют тестовые задания ( см. приложение)

Актуализация знаний.
Задачи этапа:
повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала;
актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового: сравнение, анализ, обобщение.

Предлагает расшифровать слова.
На доске таблички с зашифрованными словами: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк., козлик ).
-Расшифруйте слова.
-Что связывает все эти слова?














Думают, расшифровывают слова: Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, козлик.
Отвечают на вопрос:
-Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»











Постановка цели урока.
Задачи этапа:
совместно сформулировать и согласовать цель и тему урока.

Задает вопросы, подводит учеников к формулировке цели и темы урока.
- Кто догадался. Чем будем заниматься на уроке?
-Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о героях сказа П.П.Бажова, об особенностях их речи, чтоб понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову. Будем продолжать учиться давать характеристику героям произведения.
-Что именно мы можем о них сказать?
Размышляют, сопоставляют, отвечают на вопросы, формулируют цель урока и тему урока.
-Будем говорить о героях сказа Бажова, давать героям характеристику и описывать их.

-У героев произведения мы можем описать внешность, характер, поступки.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задачи этапа:
организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся; посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала.
Проводит беседу по вопросам, приглашает к участию в обсуждении вопросов всех учащихся, направляет вопросы и комментарии от одного ребенка к другому.
-Назовите главных героев сказа.
Вывешивает на доску иллюстрации с изображением главных героев (Коковани и Дарёнки)
-Ребята, а почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть серебряное копытце?
-Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато? Нет, хотели просто увидеть. Набрали только шапку камней.
-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
Воспроизводят знания умения и навыки, необходимые для «открытия» нового знания. Думают, размышляют, отвечают на поставленные вопросы.


Этап усвоения новых знаний. Задачи этапа: добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; организовать взаимодействие “ученики-ученики”, “ученики – учитель” для “открытия” учащимися нового знания; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки; применить наглядность для более полного понимания материала.









Физкультминутка. Снятие мышечного напряжения.

Активизирует учащихся, настраивает на работу.
-Дома, при чтении, вы должны были найти и подчеркнуть в тексте описание героев, обратить внимание на их характер и поступки.
-Сейчас, в ходе работы мы и проверим, как вы подготовились.
Работа над портретной характеристикой.
Предлагает охарактеризовать главных героев по плану. Вывешивает план на доску. Даёт целевую установку.
-Давайте дадим характеристику Коковане и Дарёнке. Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Дарёнку) по следующему плану:
1. Семейное положение.
2. Внешность.
3.Характер.
4. Чем занимается.
Обращает внимание учеников на слова, записанные на доске.
-Для раскрытия 3 пункта вам помогут слова на доске (для Коковани: упрямый, ласковый, добрый, отзывчивый, жадный, трудолюбивый, сердечный, хитрый, справедливый, глупый, самолюбивый, любит природу, ценит красоту, злой; для Дарёнки: упрямая, честная , ласковая, вежливая, жадная, трудолюбивая, весёлая, хитрая, глупая, любит природу, ценит красоту, любознательная, сердечная)
- Кто готов прочитать свою характеристику Коковани и Дарёнки ?
-Что общего вы заметили в их описании?



Произносит слова, выполняет упражнения вместе с учениками.
-Мы немножко отдохнём. Встанем глубоко вдохнем.
-Руки в стороны, вперед.
-Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
-Верх на солнце посмотрели, вниз на травку поглядели.
-И тихонечко присели.











Самостоятельно выполняют работу в тетрадях по чтению.
















Выходят в парах к доске и зачитывают свои характеристики: один –про Кокованю, второй- про Дарёнку.
Отвечают на вопросы:
-И Кокованя, и Дарёнка оба одинокие, ценят красоту, любят природу.

Выполняют упражнения, согласуя движениями со словами.

Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Задачи этапа: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, проверить глубину понимания учащимися изучаемого материала.


























Предлагает сделать вывод.
-Ребята, давайте сделаем вывод: положительные или отрицательные герои Кокованя и Даренка?
-Есть ли в произведении отрицательные герои? Назовите их.
-Что можно сказать о Мурёнке и козлике? Опишите волшебных животных.
Задаёт вопросы:
--Чем заинтересовал Кокованя Даренку?
-О чем мечтали Кокованя и Даренка?
-Для чего они хотели увидеть Серебряное Копытце?
Обращает внимание на листы с заданием.
-Я предлагаю вам выбрать один из вариантов, представленных у вас на листочке: 1) Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо. 2)Герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато. - Какой из вариантов больше подходит героям, учитывая их характер?
-Почему же произошло чудо с Даренкой и Кокованей?
-Как автор относится к своим героям? В чем это проявляется.
-Ценность каких качеств Павел Бажов хотел донести до читателей?
-Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
Работа над особенностью речи героев сказа.
Предлагает послушать аудиозапись сказа (отрывок) и даёт целевую установку.
-Сейчас мы с вами ещё раз насладимся языком сказа Бажова и прослушаем небольшой отрывок из этого произведения.
-Я хочу, чтобы вы обратили особое внимание на речь героев.

Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания.



-Рассказами о Серебряном копытце.
- Хотели увидеть Серебряное Копытце.









-Верили в сказки и хотели увидеть чудо
-Они были добрыми и бескорыстными, не желали богатства.
Любит их, гордится ими. Он называет их ласково. Показывает их добрые поступки, отношения. - Доброта, любовь к природе, бережное отношение к семье и др.







Слушают целевую установку. Внимательно слушают аудиозапись.

Этап закрепления нового материала. Задачи этапа:
закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Активизирует учащихся, подводит к чтению по ролям.
- Сейчас я буду вам показывать иллюстрацию, а вы найдете в тексте отрывок, который на ней изображен.
- А теперь, давайте попробуем прочитать эти отрывки по ролям , так же , как читали артисты.
- О чём нужно помнить при чтении по ролям?
Показывает иллюстрацию к отрывку «Встреча Коковани с Дарёнкой».
-Сколько действующих лиц участвуют в данном эпизоде?
-Кто у нас подойдет на роль Коковани?Дарёнки?
Обращается к ученикам, которые будут читать по ролям:
-Как будешь читать слова Коковани?
-Как будешь читать слова Дарёнки?
Поощряет чтецов. Далее показывает иллюстрацию к отрывку «Уговоры Дарёнки». Предлагает учащимся самостоятельно распределить роли, напоминает о правилах чтения.
Поощряет чтецов.
Вспоминают правила чтения по ролям. Отгадывают эпизод, изображенный на иллюстрации, находят отрывок в тексте. Распределяют роли, читают отрывок по ролям.

.

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Задачи этапа:
сообщить учащимся о домашнем задании, обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения д/з.
Сообщает учащимся о домашнем задании, даёт инструктаж по его выполнению.
- Дома вы приготовите инсценировку любого из отрывков, которые читали в классе по ролям. Продумайте свой внешний вид, декорации, обратите внимание на выразительность речи героев.
-Будет объявлен конкурс, на самую лучшую роль.
Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Задачи этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели,
дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Подводит учеников к подведению итога урока.
- Какую цель ставили на урок? - Достигли цели? - Чему нас учат герои Павла Бажова?
-Спасибо вам всем за работу. На этом уроке вы трудились не только головой, но и сердцем. И напоследок несколько слов: Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта и улыбка твоя, Ты знай, что сей день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря.

Вместе с учителем подводят итоги урока, отвечая на вопросы учителя.
-Дать характеристику героям и их поступкам. Определить ценные качества личности.
-Да.
-Доброте, чуткости, состраданию, любви к окружающим и к красоте природы.

























Приложение к уроку.

1.Тест по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце».

1.Как звали отца Дарёнки?
А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила
2.На какой ноге у козлика серебряное копытце?
А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой
3.Какого цвета была шерсть у кошки Мурёнки?
А) белая Б) бурая В) серая
4.Сколько раз показывался волшебный козёл Дарёнке?
А) 1 Б) 2 В)3
5. На покосном ложке люди ещё долго находили камни. А большинство камней какого цвета?
А) голубого Б) розового В)зелёного
6. Какое настоящее имя Дарёнки?

Ключ к тесту.
1-А, 2-Б, 3-Б, 4-В, 5-В, 6-Б.
Оценка:«5»-сделано 6 заданий
«4»-сделано 4-5 заданий
А) Дуня Б) Дарья В) Дуся
«3»-сделано 3 задания

2.Выбери правильный ответ на вопрос:
-Для чего хотели увидеть Кокованя и Даренка серебряное копытце?
Варианты ответов:
1) Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо. 2)Герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато.
































Рисунок 2Рисунок 1C:\Users\user\Desktop\фото работа\ОТКРЫТЫЙ УРОК ХУСНЕТДИНОВОЙ Р.З\DSC05094.JPGРисунок 4C:\Users\user\Desktop\фото работа\ОТКРЫТЫЙ УРОК ХУСНЕТДИНОВОЙ Р.З\DSC05110.JPGРисунок 3C:\Users\user\Desktop\фото работа\ОТКРЫТЫЙ УРОК ХУСНЕТДИНОВОЙ Р.З\DSC05091.JPG Заголовок 115