Урок по географии на тему Топливно-энергетический комплекс: нефтяная промышленность 8 класс
Добровольская И. П., учитель географии
ГБОУ школа № 567
Петродворцовый район г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока географии в 8 классе
‹‹Топливно-энергетический комплекс: нефтяная промышленность ››
(базовый уровень, второй урок в теме ‹‹Топливно-энергетический комплекс России››)
УМК:‹‹Полярная звезда››
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Педагогическая технология: ТРКМ (технология развития критического мышления).
Используемые приемы технологии: кластер, инсерт, концептуальная таблица, синквейн.
При работе по УМК «Полярная звезда» в 8 классе изучается тема «Межотраслевые комплексы», которая ранее изучалась в 9 классе. Тема сложна для понимания учащихся данного возраста, т.к. содержит много новых экономических терминов, трудно воспринимается информация о технологических процессах, географии отраслей. Все это для многих учащихся может стать причиной потери интереса к предмету.
Одним из способов активизации познавательной деятельности при изучении данной темы может стать технология развития критического мышления (ТРКМ).
Данная технология получила развитие в системе российского образования с 1997 года. Авторы – американские ученые К. Мередит, Д. Стилл, Ч. Темпл. Технология была адаптирована для российской педагогики и получила название «Технология развития критического мышления».
Цель технологии – развитие интеллектуальных умений, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни: умение работать с различными источниками информации, анализировать различные стороны явлений, умение принимать аргументированные решения и т.д. другими словами, главная цель ТРКМ – развитие интеллектуальных способностей ученика, что позволит ему учиться самостоятельно.
Основа технологии – базовая модель, состоящая из трех стадий (составлена С.И.Заир-Беком):
I стадия – ВЫЗОВ (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).II стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ (получение новой информации).III стадия – РЕФЛЕКСИЯ (осмысление, рождение нового знания).На стадии вызова стоит задача активизировать, заинтересовать учащихся, мотивировать его на дальнейшую работу, применяя имеющиеся знания.
На стадии осмысления задача меняется на приобретение новых знаний.
На стадии рефлексии информация анализируется, творчески перерабатывается. Здесь очень важно оценить изменение знания от стадии вызова – к стадии рефлексии.
Работа, построенная в данной технологии, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления. А на стадии рефлексии оценить собственную деятельность, методы, предлагаемые учителем, деятельность других учащихся – провести рефлексию процесса учения с целью определения достижения запланированных результатов.
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых. Таким образом, и новые стандарты и технология РКМ главной целью считают личностно-ориентированный подход в обучении.
Цели урока:
- В предметном направлении:
раскрыть роль и значение нефтяного комплекса в хозяйстве страны;
познакомить с составом комплекса и размещением месторождений
нефти в России,
выявить факторы размещения нефтяной и нефтеперерабатывающей
промышленности,
развивать умение работать с географическими картами.
- В метапредметном направлении:
учить анализировать информацию и выделять особенности нефтяной промышленности;
учить структурировать знания, составлять таблицу ‹‹Отрасли ТЭК››;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций, связанных
с добычей, транспортировкой, переработкой нефти и их влиянии наэкологическую безопасность.
- В направлении личностного развития:
развитие личностных действий нравственно-этического оценивания ;формирование личностной мотивации учебной деятельности.
Задачи:
- познакомить с особенностями производственных процессов нефтяной промышленности;
- развивать познавательный интерес учащихся к предмету;
- совершенствование коммуникативных навыков.
Оборудование и материалы к уроку:
Презентация «Нефтяная промышленность России».
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебник географии, 8 класс.
Карта «Топливная промышленность России».
Атласы 9 класса.
Контурные карты.
Коллекции «Нефть и продукты её переработки».
Содержание учебного материала урока и этапы урока с подобным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствие учащихся. Психологический настрой учащихся на урок Приветствие учителя. Настраиваются на урок.
Проверка домашнего задания Фронтальная беседа.
- состав ТЭК;
- значение ТЭК;
- виды энергетических ресурсов Отвечают на вопросы.
I стадия
Вызов Учитель называет тему урока:
«Нефтяная промышленность России» и предлагает учащимся сформулировать интересующие их вопросы по теме.
Вопросы графически записываются на доске в виде «кластера». Учащиеся формулируют и задают интересующие вопросы по теме и записывают их в тетрадь в виде «кластера».
II стадия
Осмысление Презентация «Нефтяная промышленность».
Организует работу с текстом учебника.
Выступление ученика с опережающим заданием «Что производят из нефти».
Организация работы с картами атласа по нахождению месторождений и бассейнов нефти.
Работа с концептуальной таблицей «Топливная промышленность».
Работа с текстом учебника. Используется прием «инсерт».
Делают записи в рабочей тетради - определения и классификация.
Работа с картами атласа.
III стадия
Рефлексия Учитель организует обсуждение по вопросам «кластера».
Дает задание выполнить «синквейн» на тему «Нефть».
Оценивает результаты урока, выставляет оценки в журнал. 1. Отвечают на вопросы, сформулированные в начале урока, делают выводы.
2. Составляют «синквейн».
3. Анализируют свою работу на уроке и оценивают результаты своей деятельности.
Домашнее задание Учитель записывает задание на доске, объясняет критерии оценки работы на контурной карте. Учащиеся записывают задание в дневник.
Список использованной литературы:
Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина Е.В., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб.:КАРО, 2013.
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках и в системе подготовки учителя. – СПб.:КАРО, 2013.