Экзаменационная работа за курс 8 класса
Экзаменационная работа
по курсу «Математика»
основного общего образования
8 класс
(2015-2016 учебный год)
Пояснительная записка
Экзаменационная работа предназначена для оценки уровня общеобразовательной подготовки по математике учащихся 8 классов гимназии, изучающих курс математики на базовом уровне по Программе.. Алгебра. 7-9 классы. / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 63 с. и Геометрия. 7-9 классы. Автор программы: Л.С. Атанасян.//Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы// сост. В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2011.-31с..
Количество учебной нагрузки в соответствии с базисным учебным планом и учебным планом гимназии по математике 5 часов в неделю – 105 часов в год (из расчета 35 учебных недель).
Тестовая контрольная работа по математике за курс 8 класса составлена в форме Основного государственного экзамена, содержит 3 модуля: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Контрольная работа состоит из двух частей. 1 часть – 16 заданий, 2 часть – 5 задания. Контрольная работа рассчитана на 150 минут.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по математике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по математике учащихся 8-х классов, обеспечить подготовку к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы.
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей. Составлена на 4 варианта.
Часть 1 содержит 16 заданий базового уровня сложности. Задание 2,3,4,7,12,13 предусматривает выбор верных ответов из четырех предложенных. Задание считается выполненным правильно, если учащийся указал правильные варианты ответа. Учащийся не должен приводить какие-либо рассуждения, поясняющие его выбор. Задания 1,5,6,8,9,10,11,14,15,16 со свободным ответом. Каждое задание этой части считается выполненным правильно, если учащийся записал правильный ответ. Все необходимые вычисления, преобразования и т.д. учащиеся выполняют на черновиках.
Правильный ответ на каждое из заданий первой части оценивается одним баллом.
С помощью заданий первой части проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятия, их свойства, приемы решения задач и т.д.), владение основными алгоритмами, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применение знаний в простейших практических ситуациях.
Часть 2 содержит 2 заданий повышенного уровня сложности, требующих развернутого ответа с записью решения. Задания этой части считаются выполненными правильно, если учащийся привел развернутую запись решения задания и дал правильный ответ. Правильное решение каждого из заданий второй части оценивается двумя баллами.
При выполнении второй части работы учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
Время выполнения работы
На проведение экзамена отводится 150 минут.
Условия проведения экзамена и проверки работ
В начале экзамена учащемуся выдается полный текст работы.
Формулировки заданий не переписываются, рисунки Части 1не перечерчиваются.
После решения задачи записывается ответ. При записи ответа учитывается следующее:
в заданиях с выбором ответа указываются номера верных ответов;
в заданиях с кратким ответом указывается число (целое число или десятичная дробь), получившееся в результате решения.
Все необходимые вычисления, преобразования производятся в черновике. Черновики не проверяются и не учитываются при выставлении отметки.
Дополнительные материалы и оборудование
Линейка, карандаш и циркуль. Справочная литература, калькуляторы, мобильные телефоны на экзамене не используются.
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Общий балл формируется путем суммирования баллов, полученных за выполнение первой и второй частей работы.
Таблица 1
Схема формирования общего балла
Задания
Максимальное количество баллов за выполнение заданий части 1
Максимальное количество баллов за выполнение заданий части 2
Общий балл
Задания 1-16
Задания 17-18
17
18
Баллы
16
2
2
20
Таблица 2
Шкала перевода общего балла в школьную отметку
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0-5 балла
6-9 баллов
10-16 баллов
17-20 баллов
Вариант 1
Часть 1 Модуль «Алгебра»
1. Найдите значение выражения
2. Одно из чисел отмечено на прямой точкой A. Какое это число?
1)
2)
3)
4)
3. На рисунке изображены графики функций вида y = kx + b. Установите соответствие между знаками коэффициентов k и b и графиками функций.
Графики
Коэффициенты
1) k > 0, b < 0
2) k < 0, b < 0
3) k < 0, b > 0
4) k > 0, b > 0
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
4. Представьте выражение в виде степени с основанием x.
В ответе укажите номер правильного варианта.
1)
2)
3)
4)
5. Решите уравнение .
Если корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания.
6. Найдите значение выражения при
7.Решите систему неравенств
На каком рисунке изображено множество её решений?
В ответе укажите номер правильного варианта.
Модуль «Геометрия»
8. Диагональ BD параллелограмма ABCD образует с его сторонами углы, равные 50° и 85°. Найдите меньший угол параллелограмма.
9. Центральный угол AOB опирается на хорду AB длиной 6. При этом угол OAB равен 60°. Найдите радиус окружности.
10. Найдите площадь трапеции, изображённой на рисунке.
11. Найдите тангенс угла треугольника , изображённого на рисунке.
12. Какое из следующих утверждений верно?
1) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
2) Диагонали ромба равны.
3) Тангенс любого острого угла меньше единицы.
Модуль «Реальная математика»
13. В таблице даны рекомендуемые суточные нормы потребления (в г/сутки) жиров, белков и углеводов детьми от 1 года до 14 лет и взрослыми.
Вещество
Дети от 1 года до 14 лет
Мужчины
Женщины
Жиры
40
· 97
70
· 154
60
· 102
Белки
36
· 87
65
· 117
58
· 87
Углеводы
170
· 420
257
· 586
Какой вывод о суточном потреблении углеводов мужчиной можно сделать, если по подсчётам диетолога в среднем за сутки он потребляет 488 г. углеводов?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) Потребление в норме.
2) Потребление выше рекомендуемой нормы.
3) Потребление ниже рекомендуемой нормы.
4) В таблице недостаточно данных.
14. На рисунке изображён график изменения атмосферного давления в городе Энске за три дня. По горизонтали указаны дни недели и время, по вертикали значения атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба. Укажите значение атмосферного давления во вторник в 6 часов утра.
15. Плата за коммунальные услуги составила 800 руб. Сколько придется заплатить за услуги после подорожания на 6% ?
16. Какова длина (в метрах) лестницы, которую прислонили к дереву, если верхний её конец находится на высоте 1,6 м над землёй, а нижний отстоит от ствола дерева на 1,2 м?
Часть 2
17. Сократите дробь
18. Биссектрисы углов A и D параллелограмма ABCD пересекаются в точке, лежащей на стороне BC. Найдите BC, если AB = 34.
Вариант 2
Часть 1 Модуль «Алгебра»
1. Найдите значение выражения
2. На координатной прямой отмечено число a.
Найдите наибольшее из чисел a2, a3, a4.
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) a2
2) a3
3) a4
4) не хватает данных для ответа
3. В какое из следующих выражений можно преобразовать дробь ?
1)
2)
3)
4)
4. Найдите корни уравнения
Если корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания.
5. Установите соответствие между функциями и их графиками.
Функции
А)
Б)
В)
Графики
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
6. Упростите выражение и найдите его значение при . В ответ запишите полученное значение.
7. На каком рисунке изображено множество решений системы неравенств
Модуль «Геометрия»
8. Найдите площадь прямоугольника, если его периметр равен 58 и одна сторона на 5 больше другой.
9.В треугольнике ABC AB = BC = 53, AC = 56. Найдите длину медианы BM.
10. Треугольник ABC вписан в окружность с центром в точке O. Найдите градусную меру угла C треугольника ABC, если угол AOB равен 115°.
11. На клетчатой бумаге с размером клетки 1см Ч 1см изображена трапеция. Найдите её площадь. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
12. Какое из следующих утверждений верно?
1) Точка пересечения двух окружностей равноудалена от центров этих окружностей.
2) В параллелограмме есть два равных угла.
3) Площадь прямоугольного треугольника равна произведению длин его катетов.
Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания.
Модуль « Реальная математика»
13. В таблице приведены размеры штрафов за превышение максимальной разрешённой скорости, зафиксированное с помощью средств автоматической фиксации, установленных на территории России на 1 января 2013 года.
Превышение скорости, км/ч
11
· 20
21
· 40
41
· 60
61 и более
Размер штрафа, руб.
100
300
1000
2500
Какой штраф должен заплатить владелец автомобиля, зафиксированная скорость которого составила 175 км/ч на участке дороги с максимальной разрешённой скоростью 110 км/ч?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 100 рублей
2) 300 рублей
3) 1000 рублей
4) 2500 рублей
14. На рисунке изображён график изменения атмосферного давления в городе Энске за три дня. По горизонтали указаны дни недели и время, по вертикали значения атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба. Укажите значение атмосферного давления (в мм рт. ст.) во вторник в 12 часов дня.
15. В начале учебного года в школе было 1250 учащихся, а к концу года их стало 950. На сколько процентов уменьшилось за год число учащихся?
16. Определите высоту дома, ширина фасада которого равна 6 м, высота от фундамента до крыши равна 4 м, а длина ската крыши равна 5 м.
Часть 2
17.Решите неравенство
18. Сторона ромба равна 22, а острый угол равен 60°. Высота ромба, опущенная из вершины тупого угла, делит сторону на два отрезка. Каковы длины этих отрезков?
Вариант 3
Часть 1 Модуль « Алгебра»
1. Найдите значение выражения
2. Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу
Какая это точка?
1) точка A
2) точка B
3) точка C
4) точка D
3. Представьте выражение (m
·10)8 · m15 в виде степени с основанием m.
1) m
·17
2) m
·95
3) m
·65
4) m13
4. Решите уравнение
Если корней больше одного, в ответе укажите бульший корень.
5. Установите соответствие между функциями и их графиками.
Графики
Функции
А)
Б)
В)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
6. Упростите выражение , найдите его значение при ; . В ответ запишите полученное число.
7. На каком рисунке изображено множество решений неравенства
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Модуль «Геометрия»
8. В треугольнике ABC AB = BC = 53, AC = 56. Найдите длину медианы BM.
9. В окружности с центром в точке O проведены диаметры AD и BC, угол OAB равен 70°. Найдите величину угла OCD.
10. Сторона квадрата равна 10. Найдите его площадь.
11. Найдите тангенс угла треугольника , изображённого на рисунке.
12.. Какое из следующих утверждений верно?
1) Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90 градусам.
2) Средняя линия трапеции равна сумме её оснований.
3) В любой четырёхугольник можно вписать окружность.
Модуль «Реальная математика»
13. В таблице даны рекомендуемые суточные нормы потребления (в г/сутки) жиров, белков и углеводов детьми от 1 года до 14 лет и взрослыми.
Вещество
Дети от 1 года до 14 лет
Мужчины
Женщины
Жиры
40
·97
70
·154
60
·102
Белки
36
·87
65
·117
58
·87
Углеводы
170
·420
257
·586
Какой вывод о суточном потреблении жиров 10-летней девочкой можно сделать, если по подсчётам диетолога в среднем за сутки она потребляет 102 г жиров?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) Потребление в норме.
2) Потребление выше рекомендуемой нормы.
3) Потребление ниже рекомендуемой нормы.
4) В таблице недостаточно данных.
14. На рисунке показано, как изменялась температура воздуха на протяжении одних суток. По горизонтали указано время суток, по вертикали значение температуры в градусах Цельсия. Найдите разность между наибольшим и наименьшим значением температуры в первой половине этих суток. Ответ дайте в градусах Цельсия.
15. Поступивший в продажу в январе мобильный телефон стоил 3000 рублей. В апреле он стал стоить 2160 рублей. На сколько процентов снизилась цена на мобильный телефон в период с января по апрель?
16. Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 20 см, чтобы облицевать ими стену, имеющую форму прямоугольника со сторонами 3 м и 4,4 м?
Часть 2
17. Сократите дробь
18. В треугольнике АВС углы А и С равны 30° и 50° соответственно. Найдите угол между высотой ВН и биссектрисой BD.
Вариант 4
Часть 1 Модуль « Алгебра»
1. Найдите значение выражения
2. На координатной прямой отмечены числа и :
Какое из следующих утверждений неверно?
1)
2)
3)
4)
3. В какое из следующих выражений можно преобразовать дробь
1)
2)
3)
4)
4. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
1)
2)
3)
4)
Ответ укажите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых в указанном порядке
А
Б
В
5. Решите уравнение .
Если корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания.
6.Упростите выражение и найдите его значение при . В ответе запишите найденное значение.
7. На каком рисунке изображено множество решений системы неравенств
Модуль « Геометрия»
8. Сумма двух углов равнобедренной трапеции равна 140°. Найдите больший угол трапеции. Ответ дайте в градусах.
9. Центральный угол AOB опирается на хорду АВ так, что угол ОАВ равен 60° . Найдите длину хорды АВ, если радиус окружности равен 8.
10. Из квадрата вырезали прямоугольник (см. рисунок). Найдите площадь получившейся фигуры.
11. Найдите площадь трапеции, изображённой на рисунке.
12.Укажите номера верных утверждений.
1) Существует квадрат, который не является прямоугольником.
2) Если два угла треугольника равны, то равны и противолежащие им стороны.
3) Внутренние накрест лежащие углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей, равны.
Если утверждений несколько, запишите их номера в порядке возрастания.
Модуль « Реальная математика»
13. В таблице приведены нормативы по бегу на 30 м для учащихся 9 класса. Оцените результат девочки, пробежавшей эту дистанцию за 5,63 с.
Мальчики
Девочки
Отметка
«5»
«4»
«3»
«5»
«4»
«3»
Время, с
4,6
4,9
5,3
5,0
5,5
5,9
1) отметка «5»
2) отметка «4»
3) отметка «3»
4) норматив не выполнен
14. На графике изображена зависимость атмосферного давления (в миллиметрах ртутного столба) от высоты над уровнем моря (в километрах). На какой высоте (в км) летит воздушный шар, если барометр, находящийся корзине шара, показывает давление 540 миллиметров ртутного столба?
15. На пост председателя школьного совета претендовали два кандидата. В голосовании приняли участие 120 человек. Голоса между кандидатами распределились в отношении 3:5. Сколько голосов получил победитель?
16. Точка крепления троса, удерживающего флагшток в вертикальном положении, находится на высоте 15 м от земли. Расстояние от основания флагштока до места крепления троса на земле равно 8 м. Найдите длину троса.
Часть 2
17. Решите неравенство
18. На сторонах угла , равного 20°, и на его биссектрисе отложены равные отрезки , и . Определите величину угла .
Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 9Рисунок 10Рисунок 26Рисунок 27Рисунок 28Рисунок 25Рисунок 13Рисунок 14Рисунок 15Рисунок 20Рисунок 19Рисунок 23Рисунок 32Рисунок 35Рисунок 36Рисунок 40Рисунок 41Рисунок 42Рисунок 44Рисунок 45Рисунок 50Рисунок 51Рисунок 53Рисунок 54Рисунок 56Рисунок 61Рисунок 64Рисунок 66Рисунок 69Рисунок 71Рисунок 73Рисунок 77Рисунок 81Рисунок 83Рисунок 84Рисунок 85Рисунок 89Рисунок 90Рисунок 91Рисунок 94Рисунок 96Рисунок 98Рисунок 102Рисунок 105Рисунок 106Рисунок 10915