Развитие наблюдательности у детей на уроках математики. Из опыта работы.
Развитие наблюдательности у детей на уроках математики
К.Д.Ушинский писал: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами». Умение наблюдать необходимо каждому человеку. Наблюдательность – важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления, интерес к учению. Умение это необходимо развивать на всех уроках и особенно на уроках математики.
Для этой цели можно использовать различные упражнения. Первоклашки с большим интересом выполняют, например, такие упражнения:
На доске выставлены круги разной величины и цвета и один треугольник. Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она лишняя?
Даны различные геометрические фигуры одного цвета. Вопрос: что общего в этих фигурах?
Игровая ситуация «Что изменилось?». Даны фигуры, разные по форме и цвету. Задание: рассмотри фигуры, закрой глаза ( в это время учитель убирает или переставляет одну фигуру). А теперь посмотри, что изменилось.
Даны фигуры, разные по форме и размеру. Задание: назови, после какой фигуры стоит самый большой круг.
Можно также предлагать задания-вопросы из окружающей жизни, например:
- Сколько этажей в нашей школе?
- Сколько классов на нашем этаже?
- Сколько лип растет у школы?
Ответы учеников интересно потом проверить.
Выполнение таких упражнений я называю «наблюдательные разминки».
При изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 100» предлагаю детям такие «наблюдательные разминки»:
а) даны числа:
23 74 41 14
40 17 60 50
Какое число лишнее в каждой строчке? (В первой строчке лишнее число 74, у остальных чисел сумма цифр равна 5; во второй строчке лишнее число 17, в записи остальных чисел есть 0).
б) что общего в записи чисел каждой строки6 12 24 20 22
30 37 13 83
(В записи чисел первой стоки использована цифра 2, а второй – цифра 3.)
в) По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его:
10 30 50 …
14 34 54 …
(Числа в первой и во второй строках записаны через 20.)
г) по какому признаку записаны столбики примеров:
27+5 76+20 44+2
39+5 56+30 34+5
29+4 55+40 32+6
(Основу классификации составляет вычитательный прием.)
д) чем похожи между собой записанные в каждом столбике примеры и чем они отличаются?
60-6 32-11
60-16 32-13
е) придумай к каждому данному примеру похожий пример:
12+6=18
16-4=12
(При составлении таких примеров учащиеся должны указать тот признак, на который они ориентируются, например вычислительный прием.)
ж) найди ошибки и исправь решение примеров:
43-11= 43-(10+1)=33+1=34
60-17=60-(10+7)=50+7=57
В третьем классе можно предложить математические задания более сложные, которые также требуют от учащихся наблюдательности, например:
Найди (устно) значение выражения:
7• 13+7•12+25•13
Найди значение неизвестного в равенствах:
23•х=17•23
100:х=100: (2•2)
Какие значения может принимать а?
а+100<а+101
В результате работы над развитием наблюдательности на уроках математики у учащихся повышается интерес к предмету, дети лучше и быстрее усваивают новый материал.