Здоровьесберегающие технологии на уроках физики


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Фролова Г.М., учитель физики МКОУ «Масловская СОШ»
Новоусманский район Воронежская область
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. От 15 до 20 происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Выделяют факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
• стрессовая педагогическая тактика;
• несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся;
• несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
• недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
• провалы в существующей системе физического воспитания;
• интенсификация учебного процесса;
• функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
• частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
• отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Урок основная форма образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. В школе обучающиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма. Учитель должен заботиться о состоянии психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Среди причин, приведших здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в школе: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов (из материалов коллегии Министерства образования). Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за время обучения, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для реализации целей учитель должен решать следующие задачи:
- организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создать условия ощущения у обучающихся радости в процессе обучения, воспитание культуры здоровья;
- развивать творческие способности;
- давать знания по предмету, несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образ жизни учащихся;
- осваивать новые методы деятельности в процессе обучения, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий.
Физика – лидер современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. Физика выполняет не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции, даёт возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся.
На человека распространяются законы физики: законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие. Физика – один из самых трудных учебных дисциплин для усвоения.
При изучении физики обучающимся приходится испытывать интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. Перед преподавателем физики стоит задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В данной ситуации помогают здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. На уроках физики нужно поддерживать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать уровень усталости детей, стараться не причинить вред здоровью. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у школьников рабочее настроение, усиливает интерес к предмету.
Здоровьесберегающие технологии в обучении физики – это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Рассмотрим взаимосвязь изучаемых тем и применением данной информации в жизни:
Свойства твердых, жидких и газообразных тел. Физические методы очистки питьевой воды (использовании отстойников, фильтров), устройство водопровода, качество воды, рациональное использование водных ресурсов, важность соблюдения основных гигиенических требований к питьевой воде, выполнение гигиенических правил при употреблении воды из природных источников в походах, на экскурсиях, в пионерских лагерях. Использование воды для питья из открытых водоемов или арыков опасно, особенно в весенний и летний периоды, когда на полях применяются удобрения и ядохимикаты, попадающие через грунтовые воды в источники.
Молекулярное строение и физические характеристики воды. Теплопередача и агрегатные состояния вещества. Переохлаждение, перегревание организма; закаливание; физические свойства одежды; «микроклимат» кабинетов и лабораторий, жилые помещения (температура, влажность).Превращение жидкостей и газов. Поддержание норм влажности воздуха в помещении, рассказы об избытках или недостатках паров воды в воздухе, что может привести к плохому самочувствию человека, различным заболеваниям органов дыхания, порче продуктов.
Работа тепловых двигателей. Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта, рассмотрение мер, снижающих его негативное воздействие.
Электричество. Правила пользования электричеством определяются требованиями техники безопасности. Прохождение тока через тело человека вызывает судорожное сокращение мышц, в том числе осуществляющих дыхание и работу сердца; смерть наступает из-за нарушения нормальной деятельности сердца и легких. Паралич дыхания человека наступает при силе тока 0,1 А, при длительности 3 с – смертельное поражение, которая определяется не только напряжением, но и сопротивлением человеческого тела в момент соприкосновения с электрической цепью.
Механические колебания. Звук. Воздействие на человека музыкальных звуков и шумов, источники шума на производстве и в быту, нормы шума, методы его уменьшения, трицательное влияние вибрации на здоровье человека, привести примеры, как гигиенические требования воплощаются в конкретных технических антивибрационных устройствах.
При выполнении лабораторных работ студент должен соблюдать меры предосторожности с различными приборами. Есть возможность не только выхода их из строя, но и можно нанести себе ранение.
Создание благоприятного психологического климата на уроке – один из важнейших аспектов современного урока. При этом с одной стороны решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Виды здоровьесберегающих тем на уроках физики:
Тема Вопросы здоровьесбереженияИзмерительные приборы. Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).
Инерция. Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.
Механическое движение. Скорость. Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.
Масса. Умение измерять вес тела. Ожирение – угроза здоровью.
Сила. Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для человека.
Смачиваемость. Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.
Давление. Безопасная работа с режущими и колющими инструментами
Атмосферное давление. Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.
Давление внутри жидкости. Дайвинг. Требования безопасности.
Архимедова сила. Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.
Температура. Температура тела - показатель сопротивляемости человека.
Постоянный ток. Оказание первой помощи при поражении током.
Виды излучений. Влияние солнечной энергии на организм.
Электромагнитное поле. Влияние компьютера на здоровье человека.
Шкала электромагнитных волн. Защитные силы организма и здоровье.
Биологическое действие радиоактивных излучений. Ионизирующая радиация и здоровье.
Физика температур. Влияние температурных условий на жизнь человека. Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека. Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях. Влажность и погода. Изменений свойств наиболее распространенного вещества (воды) при переходе из одного состояния в другое и использование их в жизнедеятельности человека. Механизм терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела.
Физика и экология. Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.). Разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.). Возможные изменения климата в результате деятельности человека. Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении экологических проблем. Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки. Проблемы воздействия человека на биосферу.
Электромагнитные явления. О роли полей в живых организмах. Электрические и магнитные явления в медицине. Электричество в медицине. Электричество в информационной службе. Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования. Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике и т.д.
Световые явления. Вопросы зрения. Роль освещения в производственных и домашних условиях. Световое и цветовое оформление реклам, витрин, декораций. Негативное влияние на организм человека сокращения светового дня на Севере.
Физика атома и атомного ядра. Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления. Дозиметры. Биологическая допустимая доза облучения. Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях. Последствия падения ракет на территорию Республики Саха.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического и физического здоровья школьников, повышать устойчивость нервной системы учащихся. Кабинет физики нужно озеленять, потому что комнатные цветы полезны не только тем, что создают уютную обстановку, но и отфильтровывают частицы пыли, понижают содержание углекислого газа и повышают содержание кислорода, очищают воздух от примесей формальдегида, которого много в мебели, нормализуют влажность и т.д.
Современным обществом востребовано не только повышение качества образования, и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.Информационные ресурсы: 
1 Гуслова М.Н. «Инновационные педагогические технологии» М, «Академия»2010г. – 285 с.2 Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
3 http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.4 http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/zdorovesberegayushchie-tehnologii-na-urokah-fiziki-0 К.А.Чистова Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках физики