Рабочая программа по русскому языку, 6 класс. УМК В.В.Бабайцева
Данная рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе Проекта Федерального образовательного государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку (М.: Просвещение ДО 11), Программы по русскому языку 5 – 9 классы к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой и др. ( М. : Дрофа). «Рабочие программы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.:Дрофа ,2015.Методическое пособие к УМК В.В.Бабайцевой - М.:Дрофа ,2015. При составлении программы учитывались рекомендации методического письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании русского языка в средней школе».
Календарно-тематическое планирование составлено по учебникам: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2015, Русский язык. Практика. 6 класс. : Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А. Ю. Купаловой. М.: Дрофа, 2015, Никитина Е.И. Русская речь. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2015.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе, а также отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она, конкретизируя содержание тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение по разделам курса и при этом учитывает индивидуальные особенности обучающихся в 5 «Б» классе.
Так как в данном классе представлены все типы нервной деятельности, то и выбор способов обучения обусловлен разными индивидуальными особенностями. Для холериков предусмотрены задания творческого характера (сочинение по данному началу, свободный диктант, словесное рисование, сочинение лингвистических сказок) ,для флегматиков-работы с текстом(упражнения по учебнику, поиск информации в справочниках и словарях, в Интернете, использование дидактических материалов), для сангвиников-решения задач проблемного характера(конструирование задания в виде проблемного вопроса, на основе анализа информационного содержания текста, таблицы обоснования двух или более противоположных точек зрения),для меланхоликов - работа с карточками, по образцу, со справочными материалами).
При составлении программы обращалось внимание на типы памяти и ведущего полушария. Учитывая эти особенности, детям с доминирующим правым полушарием предлагаются упражнения, требующие постоянного контроля и самоконтроля, а учащимся с доминированием левого полушария даются упражнения, способствующие развитию беглости устной и письменной речи.
Требования к результатам изучения предмета « Русский язык» в основной школе
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным:, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования.
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе я на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов.
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, ; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и .культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 5 классе;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
В результате изучения русского языка ученик должен знать и понимать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
» основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)
для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;.
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен
мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
« осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.