Планирование по биологии Программа по биологии для классов КРО 7-го вида 7-8 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Рабочая программа по биологии
7-8 класс КРО VII вида
Разработала:Швыдкая Марина Алексеевна (учитель биологии)
Рассмотрено на заседании учителей естествознания протокол №1
От 29 августа 2013 года.
Руководитель ШМО учителей естествознания___ (Швыдкая М.А.)
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ № 5_________________(Семенова В.А.)
Приказ № 39 от 30 августа 2013 г.
Г.Ржев Тверская область
2013-2014 учебный год
Основой курса биологии для коррекционной школы VII вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования , формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Основными целями изучения биологии в коррекционном классе являются: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции
Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа»(6 класс), «Растения»(7 класс), «Животные»(8 класс), «Человек»(9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В разделе «Животные» (7 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. В разделе «Человек» (8 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на анализ жизненных функций важнейших групп животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит учащимся с недостатками интеллекта воспринимать человека как часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т.п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
В разделе программы «Требования к уровню подготовки выпускников коррекционной школы по биологии» указаны предполагаемые результаты изучения систематического курса биологии. Они направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности : объяснять, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять. В подрубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. При обучении биологии важно ориентироваться на изложенные в программе требования к его результатам, стремиться к тому, чтобы все учащиеся получили обязательную общеобразовательную подготовку по биологии на необходимом уровне.
Содержание программы
7 класс КРО VII вида. Животные -70 часов(2 ч в неделю)
Пояснительная записка
к рабочей программе по биологии для обучающихся 7-б класса VII вида.
Данная рабочая программа по биологии на 2013-2014 учебный год для 7-б класса составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. – М.,: Вентана-Граф, 2005.) , рассчитанной на 70часов (2 урока в неделю),в соответствии с учебником, допущенным: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2004.
На основе учебного плана специальных( коррекционных) образовательных учреждений всех видов, утвержденного приказом Министерства Образования РФ от 10 апреля2012 года № 29/2065-П.
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Черви-паразиты(глисты).Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые. Бабочка- капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.IIчела, тутовый шелкопряд полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
--Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
--Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде) Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
--Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся . Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
--Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.Питание птиц.Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
--Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
--Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
--Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцем п кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.
--Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждогог из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
--Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
--Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
--Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свиньи) Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные свинья, северный олень.
Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее на фермах и летнее на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия . Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. Практические работы на животноводческих фермах.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащихся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены и местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Календарно-тематическое планирование
раздела «ЖИВОТНЫЕ» (7 класс КРО VII вида)
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Форма урока
Форма организации познавательной деятельности
Методы урока
Контроль
Творчес-тво
1
2
3
4
5
6
7
8
Общие сведения о животных.
1.
«Зоология – наука о животных»
урок изучения нового матери-ала
рассказ с элемен-тами беседы
фронтальная
объяснительно-иллюстративный
устный текущий
2.
«Краткая история развития зоологии»
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
устный: текущий
3.
«Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи живот-ных в природе»
урок обобщения и систематиза-ции знаний
беседа
парная
репродуктивный, метод проблемного обучения
устный: оценка работы в паре
4.
«Классификация жи-вотных. Основные систематические группы животных»
урок обобщения и систематиза-ции знаний
беседа
индивидуальная
репродуктивный
устный текущий
5.
«Влияние человека на животных»
урок обобщения и систематиза-ции знаний
беседа
фронтальная
метод проблемного обучения
устный текущий
6.
«Клетка»
урок изучения нового матери-ала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
рисунок (по мела-нию)
7.
«Ткани»
урок изучения нового матери-ала
рассказ
парная
метод проблемного обучения
устный: оценка работы в паре
сказка А.Толсто-го «Бура-тино»
1
2
3
4
5
6
7
8
8.
«Органы и системы органов»
урок изучения нового матери-ала
самостоятельная работа с учебником
индивидуальная
частично-поисковый
письменный: по результатам ра-боты в тетради
кроссворд
Простейшие.
9.
«Саркодовые»
урок изучения нового матери-ала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
устный: текущий
рисунки
10.
«Жгутиковые»
урок изучения нового матери-ала
рассказ с элемента-ми беседы
фронтальная
метод проблемного обучения
устный: индиви-дуальный опрос
рисунки
11.
«Инфузории»
комбинирован-ный урок
рассказ,
Лаб. работа № 1
«Строение инфузо-рии-туфельки»
парная
частично-поисковый
письменный: по результатам ла-бораторной ра-боты
рисунки
12.
«Многообразие прос-тейших»
урок обобщения и систематиза-ции знаний
мини-конференция
индивидуальная
репродуктивный
устный: по ре-зультатам выс-тупления на ми-ни-конференции
Кишечнополостные.
13.
«Пресноводная гид-ра»
урок изучения нового матери-ала
рассказ с элемента-ми беседы
фронтальная
объяснительно-иллюстративный
устный текущий
рисунки
14.
«Морские кишечно-полостные»
урок изучения нового матери-ала
видеоурок
индивидуальная
репродуктивный
письменный: провер. работа «Строение и жиз-недеятельность Кишечнополост-ных»
15.
Контрольный урок по теме: «Простейшие и Кишечнополостные»
урок контроля знаний
игра «Биологический тайник»
парная
репродуктивный
устный тематический
1
2
3
4
5
6
7
8
Черви.
16.
«Плоские черви: бе-лая планария»
урок изучения нового матери-ала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
рисунки
17.
«Разнообразие плос-ких червей: сосальщи-ки и цепни»
урок изучения нового матери-ала
самостоятельная работа с учебником
индивидуальная
частично-поисковый
письменный: по результатам за-полнения таб-лицы в тетради
18.
«Круглые черви»
урок изучения нового матери-ала
беседа
фронтальная
репродуктивный
устный индиви-дуальный опрос
19.
«Кольчатые черви: многощетинковые»
урок изучения нового матери-ала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
20.
«Кольчатые черви: малощетинковые»
комбинирован-ный урок
рассказ,
лабор. работа №2 «Знакомство со строением дожде-вого червя»
парная
частично-поисковый
письменный: по результатам лабор. работы
рисунки
21.
Контрольный урок по теме: «Черви»
урок контроля знаний
комбинированный зачет
индивидуальная
репродуктивный, метод проблемного
обучения, частично-
поисковый
тематический устный и пись-менный
кроссворд
Моллюски.
22.
«Общая характерис-тика моллюсков»
урок изучения нового матери-ала
рассказ, мини-кон-ференция «Рекор-ды моллюсков»
индивидуальная
репродуктивный
устный: по рез-ультатам выступ-ления на мини-конференции
23.
«Брюхоногие моллюс-ки»
урок изучения нового матери-ала
беседа
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
1
2
3
4
5
6
7
8
24.
«Двустворчатые мол-люски»
комбинирован-ный урок
рассказ,
лабор. работа № 3 «Внешнее строение раковин моллюс-ков»
индивидуальная
частично-поисковый
письменный: по результатам лабор. работы
рисунки
25.
«Головоногие мол-люски»
урок изучения нового матери-ала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
письменный: провер. работа «Моллюски»
Членистоногие.
26.
«Ракообразные»
урок изучения нового матери-ала
рассказ с элемента-ми беседы
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
И. Крылов басня «Ле-бедь, рак и щука», фра-зеологизмы
27.
«Паукообразные»
урок изучения нового матери-ала
беседа
фронтальная
репродуктивный
устный: индиви-дуальный опрос
древне-греческий миф об Арахне
28.
«Насекомые: особен-ности строения и жиз-недеятельности»
комбинирован-ный урок
рассказ,
лабор. работа № 4 «Внешнее строение майского жука»
индивидуальная
частично-поисковый
письменный: провер. работа «Ракообразные и паукообразные»; по итогам лабор. работы
рисунки
29.
«Типы развития насекомых»
урок изучения нового матери-ала
самостоятельная работа с учебником
индивидуальная
частично-поисковый
письменный: по итогам проверки конспекта в тет-ради
30.
«Пчелы и муравьи»
урок обобщения и систематиза-ции знаний
видео-урок
индивидуальная
репродуктивный
устный текущий
сообщение о насеко-мом
1
2
3
4
5
6
7
8
31.
«Насекомые – вреди-тели сада и огорода»
урок обобщения и систематиза-ции знаний
мини-конференция
парная
репродуктивный
письменный: провер. работа «Многообразие насекомых», уст-ный: по итогам выступления на мини-конферен-ции
К. Чуковс-кий «Муха-Цокотуха»
32.
Контрольный урок по теме: «Моллюски. Членистоногие».
урок контроля знаний
комбинированный зачет
индивидуальная
репродуктивный, метод проблемного обучения
тематический устный и пись-менный
кроссворд, загадки
Хордовые.
33.
«Общие признаки хордовых животных»
урок изучения нового матери-ала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
34.
«Рыбы: внешнее стро-ение»
комбинирован-ный урок
рассказ,
лабор. работа № 5 «Внешнее строение рыб»
индивидуальная
частично-поисковый
письменный: по результатам лабор. работы
рисунки
35.
«Внутреннее строение рыб»
урок изучения нового матери-ала
беседа
фронтальная
метод проблемного обучения
устный текущий
пластинка «Звуковые сигналы рыб»
36.
«Особенности размножения рыб»
урок изучения нового матери-ала
беседа
фронтальная
репродуктивный
письменный: провер. работа «Строение рыб»
37.
«Основные система-тические группы рыб»
урок изучения нового матери-ала
видео-урок
индивидуальная
репродуктивный
устный: индиви-дуальный опрос
сообщение о рыбе, межпред-метные задания
1
2
3
4
5
6
7
8
38.
«Промысловые рыбы, их рациональное ис-пользование и охрана»
урок обобщения и систематиза-ции знаний
урок-редакция
парная
репродуктивный
письменный: за статью в журнал, написанную в паре
коллектив-ное оформ-ление кра-сочного журнала
39.
«Земноводные: места обитания и внешнее строение»
урок изучения нового матери-ала
беседа
фронтальная
метод проблемного обучения
устный текущий
пластинка «Голоса земновод-ных»
40.
«Внутреннее строение земноводных»
урок изучения нового матери-ала
беседа
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
41.
«Годовой цикл жизни земноводных, их происхождение»
урок изучения нового матери-ала
беседа
фронтальная
метод проблемного обучения
письменный: пров. раб. «Строение земноводных»
42.
«Многообразие зем-новодных»
урок изучения нового матери-ала
видео-урок
индивидуальная
репродуктивный
устный индиви-дуальный опрос
сообщение о земно-водных
43.
«Особенности внеш-него и внутреннего строения пресмыкаю-щихся»
урок изучения нового матери-ала
рассказ с элементами беседы
фронтальная
метод проблемного обучения
устный текущий
44.
«Многообразие прес-мыкающихся, их зна-чение»
урок изучения нового матери-ала
мини-конференция
индивидуальная
репродуктивный
устный: по ито-гам выступления на мини-конфе-ренции
сообщение о пресмы-кающихся
45.
Контрольный урок по теме: «Рыбы. Земно-водные. Пресмыкаю-щиеся».
урок контроля знаний
комбинированный зачет
индивидуальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
тематический устный и пись-менный
кроссворд
46.
«Среда обитания и внешнее строение птиц»
комбинирован-ный урок
рассказ,
лабор. работа № 6 «Внешнее строение птицы»
индивидуальная
метод проблемного обучения
письменный: по результатам лабор. работы
пластинка «Голоса птиц»
1
2
3
4
5
6
7
8
47.
«Скелет и мускулату-ра птиц»
комбинирован-ный урок
рассказ, Лаб. раб. № 7 «Строение скелета птиц»
парная
метод проблемного обучения
письменный: по итогам лабор. работы
48.
«Внутренние органы птиц»
урок изучения нового матери-ала
рассказ
фронтальная
метод проблемного обучения
устный фронтальный
49.
«Размножение и раз-витие птиц»
урок изучения нового матери-ала
самостоятельная работа с учебником
индивидуальная
репродуктивный
письменный: провер. работа «Особенности строения птиц» и за конспект в тетради
50.
«Годовой жизненный цикл и сезонные явле-ния в жизни птиц»
урок обобщения и систематиза-ции знаний
беседа
фронтальная
метод проблемного обучения
устный: индиви-дуальный опрос
стихи
Э. Асадова «Пеликан», «Дикие гу-си»
51.
«Многообразие птиц»
урок изучения нового матери-ала
видео-урок
индивидуальная
репродуктивный
устный текущий
сообщение о птице
52.
«Значение птиц и их охрана»
урок обобщения и систематиза-ции знаний
беседа
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
межпред-метные задания
53.
Контрольный урок по теме: «Птицы»
урок контроля знаний
комбинированный зачет
индивидуальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
тематический устный и пись-менный
кроссвор-ды, загад-ки
54.
«Внешнее строение млекопитающих»
урок изучения нового матери-ала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
55.
«Внутреннее строение млекопитающих»
урок комплекс-ного применения знаний
рассказ,
лабор. работа № 8 «Строение скелета млекопитающих»
парная
частично-поисковый
письменный: по результатам лабор. работы
1
2
3
4
5
6
7
8
56.
«Размножение и раз-витие млекопитаю-щих»
урок изучения нового матери-ала
самостоятельная работа с учебником
индивидуальная
репродуктивный
письменный: провер. работа «Строение млеко-питающих», за конспект в тет-ради
57.
«Происхождение мле-копитающих»
урок обобщения и систематиза-ции знаний
рассказ
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
58.
«Многообразие мле-копитающих»
урок изучения нового матери-ала
видео-урок
индивидуальная
репродуктивный
устный: индиви-дуальный опрос
сообщение о млекопи-тающем, межжпредметные за-дания
59.
«Многообразие мле-копитающих (продол-жение)»
урок изучения нового матери-ала
мини-конференция
индивидуальная
частично-поисковый
устный: по ито-гам выступления на мини-конфе-ренции
Э. Асадов «Стихи о рыжей дворняге» К. Чуков-ский «Теле-фон»
60.
«Экологические груп-пы млекопитающих. Значение млекопита-ющих».
урок обобщения и систематиза-ции знаний
беседа
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
Б.Васильев «Великолепная шес-терка»
61.
Контрольный урок по теме: «Млекопитаю-щие»
урок контроля знаний
общественный смотр знаний
индивидуальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения,
частично-
поисковый
тематический: устный и пись-менный
кроссворд
1
2
3
4
5
6
7
8
Эволюция животного мира.
62.
«Доказательства и причины эволюции животного мира»
урок изучения нового матери-ала
лекция
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
63.
«Основные этапы раз-вития животного мира на Земле»
урок обобщения и систематиза-ции знаний
беседа
фронтальная
метод проблемного обучения
устный текущий
64.
65.
Экскурсия на водоем: «Наблюдение за ры-бами и лягушками»
комбинирован-ный урок
экскурсия
парная
частично-поисковый
письменный: за отчет по экскур-сии
66.
67.
Экскурсия в парк: «Знакомство с птица-ми»
комбинирован-ный урок
экскурсия
парная
частично-поисковый
письменный: за отчет по экскур-сии
68-70
Зоология в терминах.
урок обобщения знаний
игра «Бег с барье-рами»
парная
репродуктивный
итоговый устный
8 класс КРО VII вида. Человек -70 часов( 2ч в неделю )
Пояснительная записка
к рабочей программе по биологии для обучающихся 8-б класса КРО 7-го вида.
Данная рабочая программа по биологии на 2013-2014 учебный год для 8-б класса составлена на основе примерной программы по биологии под руководством И.Н. Пономаревой(Биология в основной школе: Программы /сост. И.Н. Пономарева и др. – М.: Вентана-Граф, 2005.), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю),в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2006.
На основе учебного плана специальных( коррекционных) образовательных учреждений всех видов, утвержденного приказом Министерства Образования РФ от 10 апреля2012 года № 29/2065-П.
Введение.
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение. Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно- сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему – на весь организм). Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
Микроскопическое строение крови.
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
Действие слюны на крахмал.
Действие желудочного сока на белки.
Почки. Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждениепочечных заболеваний.
Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система. Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, ). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек»
Учащиеся должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека;
элементарное представление о функциях основных органов них систем;
влияние физических нагрузок на организм;
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Календарно-тематическое планирование
раздела «ЧЕЛОВЕК» (8 класс КРО VII вида)
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Форма урока
Форма организации познавательной деятельности
Методы урока
Контроль
Творчес-тво
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
«Введение: биологи-ческая и социальная природа человека».
урок изучения нового матери-ала
вводная лекция
фронтальная
репродуктивный
Организм человека: общий обзор.
2.
«Науки об организме человека: анатомия, физиология и гигиена».
урок-актуализа-ция
тематическая лекция
фронтальная
репродуктивный
устный: текущий
сообщения об ученых-физиологах и анатомах
3.
«Структура тела. Мес-то человека в живой природе».
урок обобщения и систематизации знаний
беседа
фронтальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
устный: текущий
4.
«Клетка: химический состав, строение и жиз-недеятельность».
урок обобщения и систематизации знаний
беседа
парная
объяснительно-
иллюстративный
устный: текущий
5.
«Ткани».
урок обобщения и систематизации знаний
беседа
парная
объяснительно-иллюстративный
устный: текущий
6.
«Системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуля-ция».
урок изучения нового материала
рассказ
индивидуальная
репродуктивный, метод проблемного обучения
письменный: провер. раб. № 1 «Строение клет-ки и ткани орга-низма человека»
кроссворд
1
2
3
4
5
6
7
8
7.
Лабораторный практикум.
урок комплекс-ного применения знаний
лабораторные ра-боты № 1 и № 2
парная
частично-поисковый
письменный: по результатам лаборат. работ
Опорно-двигательная система.
8.
«Скелет: строение, состав и соединение костей».
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
объяснительно-
иллюстративный
9.
«Скелет головы, туло-вища, конечностей».
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
устный: текущий
тест
10.
«Первая помощь при повреждениях скелета».
комбинирован-ный урок
беседа, самостоя-тельная работа с учебником
индивидуальная
репродуктивный, метод проблемного обучения
письменный: провер. раб. № 2 «Скелет человека»
11.
«Мышцы».
урок изучения нового материала
рассказ
парная
объяснительно-
иллюстративный
устный: текущий
12.
«Работа мышц»
комбинирован-ный урок
беседа
фронтальная
репродуктивный, метод проблемного обучения
устный: текущий
13.
«Нарушение осанки и плоскостопие. Разви-тие опорно-двигатель-ной системы».
урок обобщения и систематизации знаний
беседа
фронтальная
объяснительно-
иллюстративный,
метод проблемного обучения
устный: текущий
14.
Лабораторный практикум
урок комплекс-ного применения знаний
лабораторные ра-боты № 3 и № 4
парная
частично-поисковый
письменный: по результатам лаборат. работ
15.
Зачет № 1 по теме: «Общий обзор организ-ма человека. Опорно-двигательная система».
контрольный урок
зачет
индивидуальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
тематический: устный и пись-менный
кроссворд
1
2
3
4
5
6
7
8
Кровь. Кровообращение.
16.
«Внутренняя среда. Значение крови и ее состав».
урок изучения нового материала
тематическая лекция
фронтальная
репродуктивный
17.
«Иммунитет. Ткане-вая совместимость и переливание крови».
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
устный: текущий
тест
18.
«Строение и работа сердца. Круги крово-обращения».
комбинирован-ный урок
рассказ с элемента-ми беседы
индивидуальная
объяснительно-
иллюстративный,
метод проблемного обучения
письменный: провер. раб. № 3 «Кровь. Иммуни-тет»
19.
«Движение лимфы и крови по сосудам».
комбинирован-ный урок
рассказ с элемента-ми беседы
парная
метод проблемного обучения
устный: текущий
20.
«Предупреждение за-болеваний сердца и со-судов. Первая помощь при кровотечениях».
урок обобщения и систематизации знаний
беседа, самостоя-тельная работа с учебником
индивидуальная
репродуктивный
письменный: по результатам за-полнения табли-цы в тетради
сообщение о болезнях сердечно-сосудистой системы
Дыхание.
21.
«Значение дыхания. Органы дыхания. Газо-обмен в легких и тка-нях».
урок изучения нового материала
тематическая лекция
фронтальная
объяснительно-
иллюстративный,
метод проблемного обучения
кроссворд
22.
«Дыхательные движе-ния. Регуляция дыха-ния».
комбинирован-ный урок
рассказ
индивидуальная
репродуктивный.
метод проблемного обучения
письменный: провер. раб. № 4 «Органы дыхания»
1
2
3
4
5
6
7
8
23.
«Болезни органов ды-хания, их предупреж-дение. Первая помощь при поражении орга-нов дыхания».
урок обобщения и систематизации знаний
беседа, самостоя-тельная работа с учебником
индивидуальная
репродуктивный
письменный: по результатам ра-боты в тетради
сообщения о болезнях органов дыхания
24.
Лабораторный практикум.
урок комплекс-ного применения знаний
лабораторные ра-боты №5, №6, №7
парная
частично-поисковый
письменный: по результатам ла-бораторных работ
25.
Зачет № 2 по теме: «Кровь. Кровообра-щение. Дыхание».
контрольный урок
зачет
индивидуальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
Тематический: устный и письменный
Пищеварение.
26.
«Значение пищи и ее состав».
урок обобщения и систематизации знаний
беседа
фронтальная
репродуктивный
27.
«Органы пищеварения»
урок изучения нового материала
тематическая лекция
фронтальная
объяснительно-
иллюстративный,
метод проблемного обучения
устный: текущий
тест
28.
«Пищеварение в рото-вой полости и желуд-ке».
урок изучения нового материала
рассказ
индивидуальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
письменный: провер. раб. № 5 «Органы пищева-рения»
29.
«Изменение питатель-ных веществ в кишеч-нике»
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
метод проблемного обучения
устный: текущий
30.
«Регуляция пищеваре-ния. Заболевания орга-нов пищеварения».
комбинирован-ный урок
рассказ с элемента-ми беседы
фронтальная
репродуктивный
устный: текущий
сообщения
о болезнях органов пищеваре-ния
1
2
3
4
5
6
7
8
31.
Лабораторный практикум.
урок комплекс-ного применения знаний
лабораторные ра-боты № 8 и № 9
парная
частично-поисковый
письменный: по результатам лабор. работ
Обмен веществ и энергии.
32.
«Обменные процессы в организме».
урок изучения нового материала
тематическая лекция
фронтальная
репродуктивный
33.
«Нормы питания».
урок комплексного применения знаний
беседа
фронтальная
метод проблемного обучения
устный: текущий
34.
«Витамины»
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
объяснительно- иллюстративный
устный: текущий
кроссворд
35.
Зачет № 3 по теме: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии».
контрольный урок
зачет
индивидуальная
репродуктивный
тематический: устный и пись-менный
Мочевыделительная система человека.
36.
«Строение и функции почек».
урок изучения нового материала
тематическая лекция
фронтальная
объяснительно-
иллюстративный
тест
37.
«Предупреждение за-болеваний почек».
комбинирован-ный урок
рассказ с элемента-ми беседы
фронтальная
репродуктивный
устный: текущий
Кожа.
38.
«Строение и функции кожи».
урок изучения нового материала
тематическая лекция
фронтальная
объяснительно-
иллюстративный
39.
«Повреждения кожи».
комбинирован-ный урок
рассказ с элемента-ми беседы
индивидуальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
письменный: провер раб. № 6 «Кожа»
40.
«Роль кожи в терморе-гуляции. Закаливание».
комбинирован-ный урок
беседа, самостоя-тельная работа с учебником
индивидуальная
репродуктивный
письменный: по результатам ра-боты с учебни-ком
сообщение о космет. средствах для волос, ногтей и кожи
1
2
3
4
5
6
7
8
Эндокринная система.
41.
«Железы внешней, внутренней и смешан-ной секреции».
урок изучения нового материала
тематическая лекция
фронтальная
репродуктивный
42.
«Роль гормонов в об-мене веществ, росте и развитии организма».
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
устный: текущий
43.
Зачет № 4 по теме: «Выделение. Кожа. Эн-докринная система».
контрольный урок
зачет
индивидуальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
тематический: устный и пись-менный
Нервная система.
44.
«Значение и строение нервной системы. Веге-тативная нервная сис-тема»
урок изучения нового материала
тематическая лекция
фронтальная
репродуктивный
45.
«Нейрогуморальная регуляция».
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
устный: текущий
46.
«Спинной мозг».
комбинирован-ный урок
рассказ с элемента-ми беседы
фронтальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
устный: текущий
47.
«Головной мозг».
комбинирован-ный урок
рассказ с элемента-ми беседы
индивидуальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
письменный: провер. раб. № 7 «Большие полу-шария головно-го мозга»
кроссворд
1
2
3
4
5
6
7
8
Органы чувств. Анализаторы.
48.
«Как действуют орга-ны чувств и анализа-торы».
урок обобщения и систематизации знаний
беседа
индивидуальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
письменный: провер. раб. № 8 «Головной мозг»
49.
«Орган зрения. Зри-тельный анализатор».
урок изучения нового материала
тематическая лекция
фронтальная
объяснительно-
иллюстративный
устный: текущий
50.
«Заболевания и пов-реждения глаз».
комбинирован-ный урок
рассказ с элемента-ми беседы
фронтальная
репродуктивный
устный: текущий
сообщение о заболева-ниях глаз
51.
«Органы слуха и рав-новесия. Их анализа-торы».
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
объяснительно-
иллюстративный
устный: текущий
52.
«Органы осязания, обоняния и вкуса».
комбинирован-ный урок
рассказ, самостоя-тельная работа с учебником
индивидуальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
письменный: провер. раб. № 9 «Органы зрения и слуха»
Поведение и психика.
53.
«Врожденные и при-обретенные формы поведения».
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
54.
«Закономерности рабо-ты головного мозга».
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
устный: текущий
55.
«Биологические рит-мы. Сон и его значе-ние».
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
устный: текущий
1
2
3
4
5
6
7
8
56.
«Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, созна-ние, мышление, воля, эмоции».
комбинирован-ный урок
рассказ с элементами беседы, психологические тесты
парная
репродуктивный
устный: текущий
57.
«Внимание и память».
комбинирован-ный урок
рассказ с элемента-ми беседы, психоло-гические тесты
парная
репродуктивный
устный: текущий
58.
«Работоспособность. Режим дня».
комбинирован-ный урок
рассказ с элемента-ми беседы
индивидуальная
репродуктивный
письменный: провер. раб. № 10 «Высшая нервная деятельность»
59.
Зачет № 5 по теме: «Нервная система. Ор-ганы чувств. Высшая нервная деятельность».
контрольный урок
зачет
индивидуальная
репродуктивный,
метод проблемного обучения
тематический: устный и пись-менный
тест
Индивидуальное развитие организма.
60.
«Половая система че-ловека»
урок изучения нового материала
видео-урок
индивидуальная
репродуктивный
61.
«Наследственные за-болевания. Болезни, передающиеся поло-вым путем».
урок изучения нового материала
тематическая лекция
фронтальная
репродуктивный
устный: текущий
62.
«Внутриутробное раз-витие организма. Раз-витие после рождения».
урок изучения нового материала
рассказ
фронтальная
репродуктивный
устный: текущий
63.
«О вреде наркогенных веществ».
комбинирован-ный урок
мини-конференция
индивидуальная
метод проблемного обучения
устный: по резуль-татам выступле-ния на мини-кон-ференции
сообщение о вреде никотина, алкоголя, наркотиков
1
2
3
4
5
6
7
8
64.
«Психологические осо-бенности личности»
урок обобщения и систематизации знаний
беседа
фронтальная
репродуктивный
устный: текущий
65.
«Анатомия, физиоло-гия и гигиена» в терми-нах.
контрольный урок
игра
парная
репродуктивный
устный
66-70
Итоговое повторение.
урок обобщения и систематизации знаний
беседа
фронтальная
метод проблемного обучения
устный: по итогам участия в беседе
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·‰Заголовок 115