Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс КРО 8 вида
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями федеральногогосударственного стандарта начального образования (Москва, 2004 год) на основе программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида. 0 – 4 классы. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, Э.В.Якубовская. Санкт – Петербург. Филиал издательства
«Просвещение», 2008 год.
Количество часов за учебный год – 34 ч
Количество часов в неделю – 1 ч
Количество часов в 1 триместре – 12 ч
Количество часов во 2 триместре – 10 ч
Количество часов в 3 триместре – 12 ч
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно- развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребенка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу.
Основные задачи программы обучения:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Программой предусмотрены следующие виды занятий:
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать.
Рисование на темы – это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.
Декоративная работа. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов и т. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью, в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев.
Лепка. Основным содержанием раздела является лепка предметов быта, деревьев, насекомых, птиц и зверей с натуры, по памяти и
по представлению. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы с различными пластическими материалами для создания выразительного образа.
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.
Учебно – тематический план
№ п/пНазвание раздела Кол – во часов
1 Обучение композиционной деятельности 10
2 Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию 10
3 Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи 10
4 Обучение восприятию произведений искусства 4
Содержание тем учебного курса
Рисование с натуры (6ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы
конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом,
основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми
красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, елочных игрушек, натюрморта, предметов быта
Рисование на темы, по памяти и представлению (14 ч)
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления о перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение
близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних – выше, использование приема загораживания. Выделение главного сиспользованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса, солнечного дня, праздничного
салюта
Декоративная работа (6 ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках).
Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, насекомых, деревьев,
аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка (8 ч)
Знакомство с материалами для лепки: пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и другие).
Лепка игрушек, деревьев, насекомых, зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Беседы (2 ч)
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Как и о чём создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина»,
«Как и о чём создаются скульптуры».
Основные требования к знаниям и умениям обучающихсяУчащиеся должны знать:
- материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;
- способы работы по мокрой и сухой бумаге;
- названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни, сюжетный);
- названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);
- явление осевой и центральной симметрии, существующее в природе.
Учащиеся должны уметь:
- рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);
- рисовать по памяти, после проведенных наблюдений;
- использовать планы и хотя бы частичное загораживание одних предметов другими в работе над аппликацией или в рисунке;
- выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;
- применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;
- сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;
- осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску;
- закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции;
- рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской и кистью;
- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.
Нормы оценок
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя
Формы и средства контроля:
беседа, практическая работа, ответы на вопросы, самостоятельная работа.
Учебно-методические средства обучения:
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс, М.: Дрофа, 2003г
Тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Дата Планируемый результат и
уровень усвоения Коррекционная
работа Примечание
(использование ИКТ,мультимедийныхпрезентаций и т.д.)
Тип урока Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
1 Рисование с натуры листьев
деревьев и кустарников в осенней окраске 1 КУ Уметь изображать предметы с натуры, правильно передавать в изображении их форму, конструкции и пропорции Учить находить в изображении существенные признаки, устанавливать сходство и различие. Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи
2 Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге
1 КУ Знать приёмы работы красками и кистью по мокрой бумаге
Уметь подбирать цветовые сочетания при изображении красок осени Развивать творческую
фантазию,познавательнуюактивность и
художественный
вкус, наблюдательность,
внимание. Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
3 Рисование по памяти и на основе представлений берёзы
1 КУ Уметь изображать предметы по памяти и на основе представлений, правильно передавать в изображении их форму,
конструкции и пропорции Развивать правильное восприятие формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. Репродукции картин
Пластова А.А.,
Грабаря И. Э.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи
4 Рисование по памяти. «Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по - мокрому»1 КУ Знать способы работы по мокрой бумаге
Уметь рисовать акварелью по мокрой бумаге, подбирать цветовые сочетания при изображении красок осени Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать. Обучение восприятию произведений искусства
5 Беседа: «Как и о чём создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина».
Рисование с натуры «Ваза с цветами» 1 КУ Знать названия жанров живописи(пейзаж, портрет, натюрморт,сюжетная картина)
Уметь изображать предметы с натуры, правильно передавать в изображении их форму, конструкции и пропорции Воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному искусству Обучение композиционной деятельности
6 Рисование на тему «В деревне» 1 КУ Уметь передавать глубину пространства посредством загораживания одних предметов другими Развивать наблюдательность к окружающему миру, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов окружающей среды, творческое воображение, совершенствовать навыки и умения рисования. 7 Декоративная лепка «Избушка Бабы - Яги» 1 КУ Знать чем отличается конструктивный способ лепки от пластического.
Уметь выполнять лепку избушки Бабы - Яги; передавать в лепных изделиях объемную форму, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения.
Развитие мелкой моторики. 8 Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» 1 КУ Уметь передавать глубину пространства посредством загораживания одних предметов другими Развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов. 9 Аппликация: «Фантастическая
(сказочная) птица» 1 КУ Уметь составлять целостное изображение (сказочное) из заготовок цветной бумаги Развивать зрительное представление и зрительную память, наблюдательность, умение правильно передавать особенности формы, строения, цветовой окраски птиц. Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
10 Лепка: барельеф на картоне
игрушка «Лошадка» 1 КУ Знать технику работы с пластилином; виды искусства.
Уметь лепить игрушку «Лошадку» Развитие мелкой моторики рук. Презентация
иллюстраций кдетским книгам А. Л. Барто.
11 Лепка: барельеф на картоне
игрушка «Котик» 1 КУ Знать технику работы с пластилином; виды искусства.
Уметь лепить игрушку «Котик» Развитие мелкой моторики рук.
Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания. 12 Рисование с натуры «Чайник» 1 КУ Уметь изображать предметы с натуры, правильно передавать в изображении их форму, конструкции и пропорции Развитие и коррекция зрительного восприятия и логики мышления через решение проблемной ситуации. Обучение композиционной деятельности
13 Рисование на тему: «Ёлки взимнем лесу»1 КУ Уметь рисовать хвойные деревья, точно передавая их характерные особенности – форму, величину, расположение игл Развивать композиционные умения через ритмичное и симметричное расположение форм в рисунке. 14 Рисование на тему: «Новогодняя ёлка» 1 КУ Уметь смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность, использовать приемы загораживания 15 Рисование на тему: «Ребята
катаются с горы» 1 КУ Уметь использовать художественные материалы, передавать в тематических рисунках пространственные отношения,
самостоятельно выбирать материал для творческой работы Развивать правильное восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. 16 Рисование на тему: «Ребята
катаются с горы» 1 КУ 17 Декоративное рисование. Узоры в полосе и в квадрате 1 КУ Знать явление центральной симметрии, существующее в природе
Уметь составлять узор, используя формы, цвета элементов узора симметрию в его композиции Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования 18 Декоративное рисование.
«Платочек» 1 КУ Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения платочка Совершенствовать навыки линейного рисунка, пропорций и цветового решения 19 Декоративная лепка «Кувшин в виде поющего петуха» 1 КУ Уметь выполнять лепку кувшина; передавать в лепных изделиях объемную форму, сравнивать различные виды и жанры
изобразительного искусства Развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет, пропорции предметов и пространственное расположение. Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
20 Аппликация: «Овальная или круглая салфетка» 1 КУ Уметь составлять узор в круге и овале из вырезанных заготовок больших и маленьких кругов, силуэтов цветов, листьев,
насекомых, вырезанных из бумаги Развивать правильное восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; 21 Лепка с натуры предметов
симметричной формы: «Бабочка» 1 КУ Знать явление осевой центральной симметрии, существующие в природе
Уметь применять осевую линию при рисовании предметов
симметричной формы, Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; Репродукции картин:
Поленов В. «Бабочки»
22 Лепка с натуры предметов
симметричной формы: «Божья коровка» 1 КУ Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать 23 Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка» 1 КУ Уметь составлять целое изображение из частей, передавать форму, строение и пропорции фигуры животного ваппликации и затем в рисунке Развивать зрительное представление и зрительную память, наблюдательность, умение правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы, строения, цветовой окраски животных, продолжить ознакомление с анималистическим жанром. 24 Рисование по памяти и на основе представлений «Чебурашки» 1 КУ Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи
25 Рисование по памяти и на основе представлений несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш) 1
КУ Знать названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец)
Уметь выполнять карандашом и кистью несложные элементы
росписи посуды Гжели Знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства 26 Рисование по памяти и на основе представлений кистью(по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели 1 КУ Развивать интерес к познанию народного декоративно-прикладного искусства и творческого восприятия работ народных умельцев. Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
27 Лепка с натуры предметов
симметричной формы: «Фигура человека» 1 КУ Знать явление осевой и центральной симметрии, существующие в природе
Уметь отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица Развивать мелкую моторику рук.
Ознакомить с пропорциями фигуры человека, научить анализировать их; развивать наблюдательность к характерным позам и движениям человека. презентация
28 Рисование фигуры человека
(простой карандаш) по памяти и на основе представлений 1 КУ Уметь называть известные геометрические тела, составляющие основу строения головы человека; рассматривать строение и
пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры человека Развивать наблюдательность к характерным чертам движения человека. Обучение композиционной деятельности
29 Декоративная лепка. Портрет человека. 1 Уметь выполнять лепку тематической композиции; передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно- анатомическое строение фигуры человека Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать. 30 Рисование с натуры: «Мой
портрет» 1 КУ Уметь изображать предметы с натуры, рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски портрета человека Развивать творческое воображение и изобразительные навыки. презентация
31 Рисование с натуры: «Мой
портрет» 1 КУ Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи
32 Рисование кистью по памяти и на основе представлений
«Праздничный салют» 1 КУ Знать теплые и холодные цвета.
Уметь рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования кистью Развитие и коррекция зрительного восприятия и логики мышления через решение проблемной ситуации. 33 Рисование кистью по памяти и на основе представлений
«Солнечный день» 1 КУ Уметь последовательно рисовать на тему; выполнять набросок рисунка; последовательно выполнять рисунок (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); чувствовать и
определять холодные и теплые цвета Развивать у детей координацию движений, мелкую моторику, память, речь , дыхание, фонематический слух и восприятие. 34 Рисование кистью по памяти и на основе представлений
«Сказочные цветы» 1 КУ Уметь последовательно рисовать на тему; выполнять набросок рисунка; последовательно выполнять рисунок (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); чувствовать и
определять холодные и теплые цвета Развивать у детей чувство композиции, цвета, творческое воображение, ассоциативное .мышление.