Программа по ПМ 02 Предоставление услуг по сопровождению туристов (МДК 02.01, МДК 02.02)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ, СЕРВИСА И ТУРИЗМА»
ФИЛИАЛ









ПРОГРАММа Профессионального модуля
Предоставление услуг по сопровождению туристов






















Ангарск, 2015
Программа профессионального модуля разработана на основе примерной программы профессионального модуля «Предоставление услуг по сопровождению туристов», разработанной ГАПОУ ИКЭСТ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 100401 Туризм


Одобрена предметно-цикловой комиссией
Председатель:__________ И.А. Каминская
«___»____________________2015 г.

Согласовано и утверждено:
Заведующий отделением ГАПОУ ИКЭСТ ___________________ И.В. Лалетина
«___»____________________2015 г.






Организация-разработчик: филиал Государственного Автономного Профессионального Образовательного Учреждения Иркутской области «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», г. Ангарск



Разработчик:
Берёзкина Дарья Борисовна, преподаватель филиала Государственного Автономного Профессионального Образовательного Учреждения Иркутской области «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», г. Ангарск



Рецензент:

ООО «Турагентство Турсервис»
Генеральный директор
Н.А. Володченко

















СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

8

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

20


1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Предоставление услуг по сопровождению туристов

1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100401 Туризм. В части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Предоставление услуг по сопровождению туристов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.
ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.
ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.
ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- оценки готовности группы к турпоездке;
- проведения инструктажа туристов на русском и иностранном языках;
- сопровождения туристов на маршруте;
- организации досуга туристов;
- контроля качества предоставляемых туристу услуг;
- составления отчёта по итогам туристской поездки;
уметь:
- проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут;
- определять особые потребности тургруппы или индивидуального туриста;
- проводить проверку готовности транспортных средств при выходе на маршрут;
- проводить инструктаж туристов на русском и иностранном языках;
- использовать приёмы эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений;
- организовывать движение группы по маршруту;
- эффективно принимать решения в сложных и экстремальных ситуациях;
- взаимодействовать со службами быстрого реагирования;
- организовывать досуг туристов;
- контролировать качество предоставляемых туристу услуг размещения и питания;
- контролировать качество предоставляемых туристам экскурсионных и сопутствующих услуг;
- проводить инструктаж по технике безопасности при проведении туристского мероприятия на русском и иностранном языках;
- проводить инструктаж об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей;
- контролировать наличие туристов;
- обращаться за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации;
- оформлять отчёт о туристской поездке;
- оценивать качество туристского и гостиничного обслуживания туристов;
знать:
- основы организации туристской деятельности;
- правила организации туристских поездок, экскурсий;
- требования к организации и специфику спортивно-туристских походов различной категории сложности;
- правила проведения инструктажа туристской группы;
- правила техники безопасности при организации туристской поездки, экскурсии и туристского похода;
- основы анимационной деятельности;
- правила организации обслуживания туристов в гостиницах и туристских комплексах;
- приёмы контроля качества предоставляемых туристу услуг;
- инструкции по технике безопасности при организации туристских поездок и походов;
- правила поведения туристов при пользовании различными видами транспорта;
правила оказания первой медицинской помощи;
- контактные телефоны служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайной ситуации;
- стандарты качества туристского и гостиничного обслуживания;
- правила составления отчётов по итогам туристской поездки

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 486 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 310 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –204 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 104 часов;
учебной и производственной практики – 108 часов.




2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Предоставление услуг по сопровождению туристов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения

ПК 2.1
 Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.

ПК 2.2
Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.

ПК 2.3
Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.

ПК 2.4
Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.

ПК 2.5
Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.

ПК 2.6. 
Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).





3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Структура профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций
Наименование МДК профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка студентов
Самостоя-тельная работа студентов,
часов
Учебная,
часов
Производствен-ная,
часов





Всего,
часов
в т.ч. практические занятия,
часов
В т.ч. курсовое проекти-рование, часов




1
2
3
4
5
7
8
9
10

ПК
2.1.-2.4.
МДК.02.01.
Технология и организация сопровождения туристов
186
86
42
10
60
36
72

ПК
2.5.-2.6.
МДК.02.02.
Организация досуга туристов
124
80
42

44
36



Всего:
310
166
104
10
104
72
72

Итоговая аттестация в форме экзамена












3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

МДК.02.01.
Технология и организация сопровождения туристов

186


Введение
1
Цель и задачи модуля «Технология и организация сопровождения туристов», его роль в формировании у студентов профессиональных компетенций.
Краткая характеристика основных разделов модуля. Порядок и форма проведения занятий, использование основной и дополнительной литературы. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении модуля
2






Тема 1.1
Основы организации туристской деятельности

















Содержание
12














2
Введение в курс
Понятие, сущность и особенности туристского рынка.

2,3



















3
Развитие индустрии гостеприимства.
Социально-экономические условия развития въездного и выездного туризма.




4
Роль въездного и выездного туризма.
Особенности въездного и выездного туризма.




5
Въездной и выездной туризм в РФ
Въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию. Выезд граждан Российской Федерации за рубеж




6
Проблемы и перспективы развития туризма в РФ.
Место России в международном туризме.




Практическая работа
8






7
Россия на международном туристском рынке. Основные показатели развития туризма в России




8
Исследование российского рынка въездного и выездного туризма




9
Развитие туризма в РФ, характеристика основных направлений и регионов




10
Тенденции и перспективы развития отдельных направлений туризма в РФ.




11-12
Курсовое проектирование по ПМ 02
2



Самостоятельная работа студентов
10


Тема 1.2.
Правила организации туристских поездок, экскурсий





















Содержание
12




















13-14
Положение об организации и проведении туристских походов, экспедиций и экскурсий
Инструкция по организации и проведению туристских походов экспедиций и экскурсий (путешествий). Общие положения. Обязанности учреждения, проводящего туристский поход, экспедицию, экскурсию (путешествие)

2


15-16
Требования к руководителям, заместителям и участникам групп туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий)




17-18
Обязанности, права и ответственность руководителя и заместителя руководителя похода, экспедиции, экскурсии (путешествия)










19-20
Правила предоставления услуг по организации, реализации и осуществлению экскурсионных автобусных туров
Порядок организации, реализации и осуществления автобусных экскурсионных туров




21-22
Специфика экскурсионных автобусных туров
Обязанности и ответственность туроператоров, турагентов и туристов при организации, реализации и осуществлению экскурсионных автобусных туров




23-24
Особенности обучения некоторых категорий актива.
Ознакомление инструктора с учебной группой. Топография туриста.




Практическая работа
6



25-26
Составление плана путешествия (экскурсии) по дням с перечнем объектов показа и посещения




27-28
Разработка идеальной модели организации туристических поездок и экскурсий с группой туристов




29-30
Составление таблицы «Права и обязанности участников похода, экспедиции, экскурсии» (на выбор)




Самостоятельная работа студентов
10


Тема 1.3.
Требования к организации и специфика спортивно-туристских походов различной категории сложности

Правила составления отчётов






















Содержание
10



31-32
Туристские рекреационные и спортивные походы. Понятие и организация.
Рекреационно-оздоровительные походы: требования к маршруту и порядок организации. Понятие «поход». Классификация туристских походов.




33-34
Содержание, организация и проведение массовых туристских мероприятий
Организация и подготовка походов (массового многодневного, учебного или спортивного). Схема последовательности этапов организации и подготовки похода с разделением на три основных направления.




35-36
Нормативные требования по технической сложности, предъявляемые к походам различных категорий сложности
Сложность маршрута количество и категории трудностей, включенных в него классифицированных участков




37-38
Маршрутная документация для проведения спортивно-туристического похода
Правила оформления маршрутной (заявочной) книжки похода и отчет о проведении спортивного похода.




39-40
Правила составления отчётов по итогам туристской поездки
Назначение туристических отчетов. Требования к туристическому отчету. Содержание отчета. Схема описания.




Практическая работа
12



41
Знакомство с картой Иркутской области. Составление краеведческой викторины.

2


42
Подготовка и заслушивание докладов участников группы о природе и достопримечательностях Иркутской области.




43
Организация и подготовка похода. Определение целей и места его проведения..




44
Составление маршрута двухдневного похода на территории Иркутской области, формирование группы




45
Определение сложности маршрута. Оформления маршрутной (заявочной) книжки похода




46
Расчет продуктов питания для двухдневного похода. Зарисовка схем правильной планировки бивака с учетом требований, предъявляемых к месту привала.




47-48
Курсовое проектирование по ПМ 02
2



Самостоятельная работа студентов
10


Тема 1.4.
Правила проведения инструктажа туристской группы





Содержание
6



49-50
Возможные факторы риска в туристическом походе.
Риски для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании




51-52
Правила проведения инструктажа туристской группы
Порядок проведения инструктажа туристской группы




53-54
Инструктаж туристской группы
Требования перед и во время проведения туристского похода, экскурсии, экспедиции.




Практическая работа
6



55-56
Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с собой в поход».




57-58
Оформление туристского уголка группы, фотогазеты.




59-60
Обсуждение похода в группе. Составление отчета о походе.




Самостоятельная работа студентов
6


Тема 1.5.
Правила техники безопасности при организации туристской поездки, экскурсии и туристского похода














Содержание
10














61
Организация туристских походов
Требования, предъявляемые к субъектам туристической деятельности при организации ими активного отдыха для туристов.




62
Причины травматизма и несчастных случаев в туризме
Причины, способствующие возникновению несчастного случая.




63
Обеспечение безопасности туристов в походе
Системный анализ структуры обеспечения безопасности участников туристских походов на классификационной основе




64
Основные правила безопасности при движении по различной местности
Передвижение по болоту, при преодолении водных препятствий, горных склонов, при пожарной безопасности в лесах.




65-66
Охрана природы
Обеспечение охраны природы при устройстве привалов, ночлегов, очагов.




Практическая работа
6





67
Написание эссе на тему «К чему влечет нарушения техники безопасности при поездке, экскурсии или походе»

2


68
Составление схемы – таблицы частых причин травматизма и несчастных случаев в туризме, и возможные способы их решения




69-70
Составление списка необходимого инвентаря и снаряжения для передвижения по болоту, через реку и по обрывистым склонам




71-72
Курсовое проектирование по ПМ 02
2



Самостоятельная работа студентов
8


Тема 1.6.
Инструкции по технике безопасности при организации туристских поездок и походов

Содержание
4



73
Инструкция туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации
Общие положения. Права и обязанности сторон




74
Документы, регламентирующие деятельность по обеспечению безопасности при проведении туристско-краеведческих мероприятий
Краткая характеристика основных положений




Практическая работа
8



75
Составление памятки по технике безопасности при посещении пещер





Составление сравнительной таблицы «Инструкция по технике безопасности при пользовании различными видами транспорта»




76
Разработка индивидуальной инструкции по технике безопасности при организации туристических походов и поездок





Заполнение необходимой документации по технике безопасности при организации туристических поездок




77-78
Курсовое проектирование по ПМ 02
2



Самостоятельная работа студентов
8


Тема 1.7.
Правила поведения туристов при пользовании различными видами транспорта














































Содержание
6













79
Правовое регулирование перевозок туристов различными видами транспорта.
Правовое обеспечение перевозок воздушным транспортом. Документационное обеспечение автобусных туров. Паспорт туристского автобусного маршрута.




80
Зоны повышенной опасности видов транспорта, правила действий в экстремальных ситуациях при пользовании транспортом
Городской транспорт и его опасности. Железнодорожный транспорт и его опасности. Воздушный транспорт и его опасности.




81
Специфика работы руководителя туристской группы на различных транспортных туристских маршрутах.
Работа руководителя туристской группы на авиационном маршруте. Работа руководителя группы на железнодорожном маршруте.










Практическая работа
8



82
Составление списка рекомендаций туристам при использовании различного вида транспорта: авиа, ж/д, авто, водный транспорт




83
Составление схемы работы руководителя туристской группы на водном или автобусном маршруте (по выбору студента)




84
Разработка основных пунктов (положений) стенгазеты «Правила организации походов»





Оформление стенгазеты «Правила организации походов»




85-86
Курсовое проектирование по ПМ 02
2



Самостоятельная работа студентов
8



Самостоятельная работа при изучении МДК 02.01.
60



Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам учебных пособий, методических кейсов-заданий, тестов, составленных преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление творческих отчетов, практических работ и в подготовке к их защите.
Подготовка презентаций, докладов, написание рефератов.
Самостоятельное изучение деятельности различных предприятий по работе с туристами.

2


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы




1.Особенности обучения некоторых категорий актива.
2.Туристские возможности родного края.
3. Учебная работа инструктора
4.Условия развития туризма.
5.Виды и формы туризма. Внутренний и международный туризм.
6.Национальный туризм. Активный и пассивный туризм. Плановый туризм:
7.Травмоопасность. Факторы воздействия окружающей среды.
8.Физические перегрузки и нервно-психические факторы.
9. Личная безопасность и безопасность имущества. Нарушения туристами установленных правил. Чрезвычайные ситуации.
10.Правовое регулирование отношений в сфере туризма. Нормативная база туристической деятельности. Основные законы и постановления.
11.Лицензирование туристской деятельности, стандартизация, сертификация услуг.
12.Обеспечение безопасности при перевозке организованных групп автомобильным транспортом
13.Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте
14.Организация перевозки пассажиров и их багажа в легковых таксомоторах
15.Специальные автобусные маршруты
16.Автобусы по индивидуальным заказам для выполнения перевозок
17.Таможенный кодекс Российской Федерации
18.Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности
19.Правила перевозок и тарифов морского транспорта




Примерная тематика курсовых работ




Отражение национальной культуры в праздниках России и Китая
1.Особенности организации отдыха и индустрии развлечений на примере стран Европы
2.Семейный туризм
3.Анимационная программа в туризме
4.Формы работы с разными группами туристов
5.Анимационные туристические маршруты
6.Контроль и оценка качества услуг на туристском предприятии
7.Праздник как анимационное мероприятие
8.Своеобразие анимации в России
9.Анимационное обслуживание в отелях
10.Методика разработки и подготовки спортивно-оздоровительных программ
11.Фестиваль как анимационное мероприятие
12.Спортивный туризм в Иркутской области
13.Организация досуга на круизе
14.Создание молодёжного тура с включением анимационных программ
15.Организация анимации на предприятиях гостиничного сервиса
16.Влияние национальных особенностей туристов при составлении анимационных программ
17.Организация досуга в Японии
18.Организация зрелищно-игровых и конкурсных программ для молодёжи
отчислена
19.Европейские праздники как анимационное мероприятие
20.Особенности организации досуга в США
21.Досуговая деятельность в санаторно-курортных учреждениях
22.Карнавал как анимационное мероприятие
23.Роль тематических парков в США
24.Проблемы и перспективы развития анимационной деятельности на российском рынке



МДК.02.02.
Организация досуга туристов

148


Введение
1-2
Цель и задачи курса, его роль в формировании у студентов профессиональных компетенций. Краткая характеристика основных разделов курса. Порядок и форма проведения занятий, использование основной и дополнительной литературы. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении курса.
2



Тема 2.1.
Основы анимационной деятельности























Содержание




3-4
Теоретические основы анимации и анимационной деятельности.
Формула анимации. Анимационная деятельность и ее творческие основы. Связь культуры с анимацией. Функции и типология анимации. Виды анимации как компоненты анимационных программ. Особенности индустрии досуга и развлекательного сервиса в России и за рубежом.
10









5-6
Анимационные программы в сфере услуг
Анимационный сервис- характеристика рекреационной анимации.
Дополнительные анимационные услуги. Комплексный характер анимационных программ. Анимация как вид культурно-досуговой деятельности. Технологический процесс создания анимационных программ.




7-8
Особенности организации анимационной деятельности.
Формы работы с разными возрастными группами. Национальные особенности отдыхающих, их учет при разработке анимационных программ. Классификация отдыхающих по их отношению к проведению досуга.




9-10
Программное анимационное воздействие.
Игра как эффективный метод анимационной деятельности. Формы театрализованных анимационных мероприятий.




11-12
Анимационная служба
Планирование и организация деятельности. Структура, принципы подбора сотрудников. Управление, анализ и контроль. Мотивация и специфика труда. Правила поведения аниматоров. Формы и методы работы. Материальная база для обеспечения эффективной работы анимационной службы.




Практическая работа
8



13-14
Праздник как анимационное мероприятие

2


15
Анализ примеров анимационных программ с различными видами анимации




16
Составление должностной инструкции аниматора.




17-18
Разработка концепции и проведение анимационного мероприятия (работа в малых группах)




19
Составление плана спортивно-оздоровительных мероприятий




20
Проведение деловой игры «Аниматор-турист»




Самостоятельная работа студентов
10


Тема 2.2.
Организация обслуживания туристов в гостиницах и туристских комплексах

Содержание




21-22
Гостиничная и туристская анимация.
Гостиничные и анимационные услуги и программы. Виды программного туризма и его рекреационные основы. Виды услуг и программа обслуживания. Анимационные программы для семейного досуга. Костюмированные туры.
6



23-24
Индустрия развлечений и отдыха.