МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА Кормушка для птиц
«Кормушка для птиц»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Адресация - Тема данного проекта предлагается учащимся 5 – 7 классов.
Тема - «Кормушка для птиц».
Продолжительность – несколько недель, среднесрочный проект.
Класс – 6 класс.
Тип проекта – практико - исследовательский, его основная цель – создание полезного продукта и близкое знакомство с птицами.
Форма представления проекта: устная презентация собранного материала о зимующих птицах и кормушек.
Количество участников – индивидуальная, парная или групповая работа.
Образовательная область и учебный предмет: технология (ручной труд), проектная и исследовательская деятельность, биология.
Цель проекта:
изготовление кормушки для подкормки птиц в зимний период года, а так же создание условий для формирования универсальных учебных умений при знакомстве с видовым разнообразием и значением лесных птиц.
Задачи проекта:
1.Собрать необходимую информацию о зимующих птицах.
2.Выяснить, когда, как и чем правильно подкармливать птиц.
3.Разработать план изготовления изделия. Выбрать материал.
4.Изготовить изделия.
5.Оценить результаты деятельности.
Актуальность: В современных условиях, проблема экологического воспитания школьников приобретает особую остроту и актуальность.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты
Личностные УУД:
жизненное, личностное самоопределение, проявляющееся в процессе работы, на этапе рефлексии.
Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи, планирование – определение последовательности промежуточных целей и задач с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к выбору и принятию решений и преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; смысловое чтение; выбор вида чтения в зависимости от цели; умение адекватно передавать содержание текста; формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
коммуникативность в информационном обмене, в ролевом взаимодействии; мыслительной деятельности в процессе работы, самоанализе и рефлексии. Проявление толерантности, расширение кругозора.
Предметные результаты:
Расширить представления учащихся о многообразии и значении птиц в жизни человека.
Критерии оценивания: внутренние – со стороны самих учащихся (приложение 1)
Ресурсная обеспеченность:
Литературные источники: Бианки В. В. Лесная газета. - Л., Детгиз, 1958; Малеев В. Птицы России. - Иванов и Фербер ООО, Манн, 2014; Элдертон Дэвид Всемирная энциклопедия птиц. - Эксмо, 2008 г.
Ресурсы Интернета: http://rodnaya-tropinka.ru/zimuyushhie-ptitsy/;
http://www.razumniki.ru/;
https://www.babyblog.ru/user/Sunty/3095833Календарное планирование выполнения проекта. Осенние месяцы – сентябрь и октябрь, благоприятное время для сбора материала и подготовительных работ.
Примерный алгоритм проектной деятельности
Этапы работы Деятельность учителя
Деятельность учащихся Ожидаемый результат
1.Целеполагание, выбор темы Обозначает круг
возможных проблем,
альтернативные цели и задачи, ориентирует учащихся на возможный
конечный продукт.
Делятся на группы.
Обсуждают в группе
(и с учителем) проблему,
цель и задачи, конечный
продукт, критерии оценки, определяют направление проектной деятельности.
Выбор проблемы, постановка цели, определение конечного продукта и критериев оценки, выбор направления, постановка задач.
2.Организация и планирование Консультирует,
оказывает помощь,
делится опытом.
Составляют общий план и поэтапную программу с указанием промежуточных результатов, видов вспомогательной деятельности, распределяют роли участников проекта.
План и программа, промежуточные результаты, виды проектной и вспомогательной деятельности.
3.Выбор средств
Консультирует,
ориентирует в
возможных средствах
информационной и
проектной деятельности.
Обсуждают возможные средства проектной
информационной деятельности, составляют банк средств, определяют их выбор.
Банк средств, выбор основных и дополнительных средств.
4. Составление рабочего варианта проекта.
Участвует в
обсуждении и оценке
промежуточных
результатов, помогает,
консультирует. Помогает составить сценарий, распределить роли.
Обсуждают результаты сбора
данных и подготовки
материалов проекта,
определяют структуру и
содержание проекта и его
разделов, общий дизайн,
составляют рабочий вариант. Пишут сценарий презентации своей работы.
Рабочий вариант проекта, изготовление материального продукта для презентации.
5. Корректировка.
Составление окончательного текста презентации и представляемого продукта.
Помогает в
корректировке и
редактировании презентаций и сценария,
проверяет готовность материального продукта,
помогает организовать
презентацию. Выступает в качестве слушателя на репетиции.
Корректировка, редактирование,
Окончательное оформление текста презентации и изготовление материального продукта для представления. Репетиция.
Окончательный продукт проекта, текст сообщений
по презентации, сценарий
презентации.
6. Оценка проекта и его презентации Фиксирует результаты самооценки по критериям и корректирует со своей оценкой.
Обсуждают и оценивают
результаты выполнения работы,
качество продукта проекта. Согласованная
оценка результатов
7. Презентация проекта.
Выполняет отведенную ему роль по сценарию
презентации (как правило, слушателя и наблюдателя).
Осуществляют презентацию
проекта по составленному и
согласованному сценарию.
Конечный продукт проекта,
Проведенная акция. Возможная видеозапись или фотографии. Продукт – кормушки для птиц. Рисунки для составления альбома и начала другого проекта.
8. Подкрепление и перспективы
Предлагает детям обсудить
альтернативные виды
работы и формы
подкрепления проекта.
Обсуждают и выбирают
формы и виды работы
по поддержке и продолжения проекта.
Отчет о проекте, включая
перспективное использование результатов работы.
Примерный сценарий презентации результатов работы
Время: первая неделя после осенних каникул. Акция - «Синичкин день» или «Птичья столовая»
12 ноября – по экологическому календарю.
Участвуют классы принимавшие участие в проектной деятельности и учащиеся из других классов по желанию, учителя (2-3 человека), сотрудники лесничества (1-2 человека), время проведения – 6-й урок. Кормушки, рисунки, кроссворды, сделанные детьми, выставлены для демонстрации.
Вступительное слово, эпиграф («Бог полюбил птиц и создал деревья. Человек полюбил птиц и создал клетки». Жак Деваль) и сообщение темы проекта – 2 минуты (учитель)Стих читает первый участник. Приложение 2. 2 минуты
Презентация результатов работы, по теме: «Зимующие птицы нашей местности». Представляют презентацию 2 человека. Презентация с фотографиями птиц зимующих в нашей местности и результаты анкетирования (вопросы анкеты) приложение 3.
10 минут
Выступление четвёртого учащегося с сообщением о правильном подкармливании птиц зимой. 3 минуты.
Выступление пятого учащегося - читает стих, загадывает 3-4 загадки, просит аудиторию вспомнить пословицы связанные с птицами. Приложение 4. 5 минут
Учитель говорит заключительное слово и предлагает пройти на улицу, чтобы развесить или установить кормушки. 1 минута.
Итого: задействовано выступающих 5-6 человек;
затраченное время – 23 -25 минут.
После завершения презентации проекта:
Все участники идут на улицу развешивать у здания школы кормушки для птиц.
Учитель фотографирует.
Результативность внедрения проекта
Презентации и собранный материал о птицах может транслироваться участниками проекта во время недель биологии и на других мероприятиях классного или школьного уровня.
Статус учебного проекта
Автор-разработчик – Коробова Екатерина Андреевна
Опыт использования (апробация) – провели выставки, наградили детей грамотами за участие. Провели акцию «Птичья столовая», написали в газету «Провинциальные новости»
Степень распространения: МОУ «Толмачёвская средняя школа»
Приложение 1.
Критерии самооценки учащихся
1. Самооценка сотрудничества ученика в группе.
Оцени, насколько хорошо ты работал в группе: используй знаки + или –.
2. Обменяйся оценочными листами с любым членом твоей группы для оценки его самоуправления и сотрудничества.
3. Сравни свои оценки и оценки твоего сотрудничества в группе другим членом группы: совпадают ли они. Отметь для себя, с чем ты согласен и что хотел бы улучшить при работе над следующим проектом.
1. Самооценка моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе 2. Оценка другим членом группы моих навыков самоуправления и сотрудничества в группе Самооценка. Взаимная оценка. Я участвовал во всех заданиях Он всегда участвовал во всех заданиях. Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. Я подавал группе идеи. Он давал группе идеи. Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим. Он выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим. Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними. Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними. Приложение 2.
«Берегите птиц».
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
Т. Евдошенко
Приложение 3.
1. У твоего дома есть кормушка?
Да Нет
2. Кормишь птиц сам или после напоминания взрослых?
3. Ты знаешь, каким кормом нужно кормить птиц?
Да Нет
Тебе нравится наблюдать за птицами?
Да Нет
Ты когда нибудь обращался жестоко с птицами?
Да Нет
Приложение 4.
Стихи
«ВОРОБЕЙ»
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть – Стесняется.
Загадки
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало.
(Синичка)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик?
(Снегирь)
Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна.
(Ворона)
Как акция прошла у нас
8 класс помогает устанавливать столбы для кормушек за пару дней до акции
Награждение начальной школы
В классе после презентации (выступления детей)
Лесничии помогают устанавливать кормушки у школы