РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РЕЛЬЕФНОЙ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ ЛИСТ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Рижская средняя школа №4»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Лист»(рельефная резьба по дереву)Автор проекта: Александров Павел ученик 10 класса
г. Ряжск 2015 г.
Развитие художественной обработки древесины тесно связано с общим развитием русского искусства и архитектуры. Подлинных древних памятников искусства художественной обработки древесины сохранилась немного, поэтому изучают их по летописям, литературным источникам, фольклору, изображениям в живописи и миниатюре, свидетельствам иностранцев, посещавших Русь, а также привлекая памятники народного искусства более позднего времени, которые сохранили традиционные формы под влиянием стойких социально-экономических, бытовых и художественных факторов.
Древесина, как строительный материал, обладает ценными качествами: хорошейО
теплоизоляцией, водонепроницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Из древесины возводили жилые строения и хозяйственные постройки, укрепления и городские стены, мосты и храмы; делали лодки, струги, корабли, сани, телеги, кареты, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (прялки, веретена), посуду (ложки, ковши, ведра).Народ, прекрасно зная ценные качества дерева, умело использовал в хозяйстве все его части. Так, берестой, которая не впитывает влагу, покрывали крышу, из полосок бересты шили чехлы для хранения плотницкого и столярного инструмента, чтобы предохранить его от ржавления, делали всевозможные туески для хранения продуктов питания, на бересте писали знаменитые новгородские грамоты. Из хорошо гнущегося ивового прута плели большие и маленькие корзины, люльки.
Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта. Резьбу по дереву использовали и в других ремеслах. При отделке ткаей способом набойки применяли манеры- деревянные доски с вырезанным узором. Керамические плитки с рельефным узором изготовляли с помощью деревянных форм. Деревянные «печатные» доски применяли для приготовления пряников. Разнообразны крестьянские прялки, украшенные резьбой или резьбой с росписью.
Наряду с резьбой для художественной отделки применяли и другие способы (роспись, мозайку), которые иногда совмещали.
Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе - от величественного храма до деревянной ложки - создавать подлинные произведения искусства. Изготовление разных изделий требует определенных знаний о дереве, его свойствах, качестве, применении и обработке.
Моё изделие «Лист» изготовлено на основе рельефной резьбы. Рельефной называется резьба, где изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в пределах глубины фона. Рельеф называется вогнутым, если изображение углублено по отношению к фону. Этот вид резьбы наиболее распространен.
Подвиды рельефной резьбы:высокорельефная - это такой вид рельефной резьбы, где узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины, это создает многоплановые композиции, способствует лучшему выявлению формы изображения;с
плоркорельефная - это такой вид рельефной резьбы, где узор выступает над фоном незначительно, когда характер рельефа - силуэтный. Заниматься рельефной резьбой можно имея несколько ножей и стамесок. Инструменты должны быть острыми, так как резьба не шлифуется и выполняется с отделкой.
Рельефная резьба включает в себя 4 стадии:1* Перевод рисунка на заготовку при помощи копировальной бумаги. Заготовку обязательно закрепляю в тисках, так как обе мои руки будут заняты инструментами.
Надрезание и подрезание контуров изображения, затем рисунок отделяют от фона прорезной канавкой.
Углубление фона выполняют полукруглыми стамесками до определенной глубины, в разных направлениях.
Подготовка и отделка рисунка, выравнивание фона. Здесь требуется осторожность, чтобы не сделать сколов, особенно при резании поперек волокон древесины. Завершают отделку выделением фона красителями или бесцветной лакировкой.
Техника выполнения рельефной резьбы состоит из четырех этаповэтап - надрезание по контуру при вертикальном положении резца по контуру рисунка. Если линия рисунка прямая - применяют косячок, криволинейная - стамеску. Чтобы не получилось искажения орнамента, инструмент наклоняют в сторону рисунка.
этап - подрезка контура выполняется отлогими, средними, крутыми стамесками примерно под углом 45 градусов к поверхности. Срезы делают в сторону надрезанной линии, глубина подрезки должна быть везде одинаковой. При наложении орнаментов друг на друга подрез и надрез делают с верхних линий и на меньшую глубину, а подрез и надрез элементов на большую глубину.
этап - выборка фона; на данном этапе начинают выборку с больших участков фона отлогими широкими стамесками. Резание проводят в разных направлениях в зависимости от направления волокон и площади фона. Стамеску наклоняют к плоскости фона.
этап - закругление фона; на этом этапе снимают косячком основную фаску под углом 45 градусов, затем верхнюю и нижнюю. Отлогой стамеской зачищают контур выпуклостей.
этап - зачистка фона и орнамента; этот этап выполняют путем нанесения тонких и мелких выемок с помощью косячка и церазика.
Технология изготовления изделия «Лист».Изделие «Лист» изготовлено на липовой доске толщиной 35 мм с применением рельефной (горельефной) резьбы. Размеры изделия - 270 на 215 мм, высота горельефа -13 мм .На строганную доску сначала был нанесен произвольно рисунок листа, напоминающего лист акации. Затем по контуру листа произведен надрез ножем-косяком. Для снятия слоя древесины, для создания фона использовал плоские стамески шириной 8, 10, 16, 32 мм, при этом контур изделия постепенно подрезал ножом-косяком. Чтобы придать свето-тень полуокруглой стамеской выбирал древесину с верхней плоскости иста, стараясь оставить «жилки» листа, проходящих по центру. Затем наждачной бумагой были обработаны фон и горельеф изделия.
Организация рабочего процесса.Выполнение практической части проекта проходило в школьных мастерских на уроках трудового обучения и кружковых занятиях. Использовалось оборудование и инструменты необходимые при выполнении изделия.
Лист
Экономическая себестоимость изделия.Ст. = М + Э + 0 + Р + з.у. + маркетинг + аренда + 20% торговая надбавка М - материал Э- электроэнергия Р - работа О-оборудованиез.у. - зарплата учителя
Мы рассчитываем себестоимость без учета аренды, зарплаты учителя, износа оборудования, маркетинга.
Ст. = М + Э + Р + 20% торговая надбавка
Ст. = 15 + 15 + 15 + 9 = 54р.
Правила техники безопасности при работе по дереву.Надежно держи заготовку, по возможности закрепи в верстаке.
Следи за исправностью инструмента, если заметишь повреждение, обратись учителю.
Остроту режущего инструмента проверяй на заготовке, но не руками.
Следи за тем, чтобы при работе рука не оказалась под резцом.
При работе не отвлекайся, иначе можно получить травму.
Литература,В. И. Рыженко, АЛ. Теличко.
«Декоративная резьба по дереву». - М.: Издательство ОНИКС, 2005.
Резьба по дереву - Мн.; Харвест; М.: ООО «Издательство ACT,» 2000.
Резьба по дереву. Мозаика: Справочник/Сост. Р34 В. И Рыженко. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», Издательство «Центр общечеловеческих ценностей», 2005.