Описание инновационного проекта Внедрение метода моделирования художественно-творческого процесса на уроках музыки


МОУ «Зугалайская средняя общеобразовательная школа»
Описание инновационного проекта
«Внедрение технологии моделирования
художественно-творческого процесса во внеурочную музыкальную деятельность»
Учитель музыки:
Батоболотова Жаргалма Цыренжаповна
с. Зугалай 2013г.
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».Платон
«Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение».Аристотель
Содержание
Внедрение технологии метода моделирования
художественно-творческого процесса ____________
Творческий эксперимент ____________________
Анализ творческой экспериментальной работы_____________________________________
Заключение ______________________________
Занятия музыкальным искусством (на любом качественном уровне: восприятие, познание, самостоятельная творческая деятельность) не только способствуют пониманию и созданию прекрасного, но и развивают образное мышление и фантазию, стимулируют духовные силы и творческую потенцию личности, несут положительную энергию, жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что в целом дает хорошую базу для успешного развития не только специальных художественных способностей, но и всеобщей универсальной способности к творчеству (М. С. Каган, Л. С. Выготский и др.).
Данный метод направлен на повышение активного, деятельностного освоения произведения искусства в противовес словесно-информативным методам, которые, к сожалению, главенствуют на уроках музыки и во внеурочной вокально – хоровой деятельности.
Цель проекта состоит в развитии у школьников художественно-творческого потенциала во внеурочной музыкальной деятельности.
Метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет
проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу — это то, что отвечает подлинному
смыслу учебной или творческой задачи.
Этот универсальный и общий для искусства метод требует:
самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.
Перспективность работы на основе принципа
моделирования художественно-творческого процесса заключается в том, что он применим в любой сфере художественной деятельности детей: занятия ритмикой и движением, музыкальный театр, свободная музыкальная деятельность. При этом он позволяет вывести наружу то, что подразумевается под музыкальной фразой сочинения, поэтической фразой литературного произведения; проявить природу возникновения танцевального движения, и тем самым дать возможность ребенку стать сопричастным рождению искусства, как это и происходило в человеческой культуре.
Главное то, что метод моделирования художественно-творческого
процесса реализует востребованность детского творчества, что является
непременным условием развивающего образования. В связи с методом
моделирования художественно-творческого процесса уместно поставить вопрос о пересмотре отношения к детскому музыкальному творчеству.
Традиционно в музыкальном воспитании творчество рассматривалось как отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с импровизацией, с элементами сочинения музыки. Однако это «творчество» в практике сводилось к усвоению детьми традиционных «общемузыкальных» ритмических и мелодических формул, интонационных схем, когда мышление, внутреннее слышание детьми музыки движется по заранее определенному пути. Такой подход к творчеству считаем неправомерным и подчеркиваем, что любая форма приобщения к искусству должна носить именно творческий характер в подлинном смысле этого понятия, являться деятельностью как таковой, а не работой по образцу.
«Музыка должна научить свободно и непосредственно выражать
свое чувство в звуках и сочувствовать всем голосам и всем зовам, которые
только звучат в мире... К каждому возрасту - искусство должно подойти в
соответственном его пониманию и умению виде, для каждого должно стать его собственным достоянием, его собственным языком...
Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать
ребенок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими уменьями для выполнения своей творческой воли, будет знать дорогу, чтобы дать исход этой воле...
Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; даже слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные другими, дети должны как бы вновь их создавать внутренне переживать ту сильную волю и то сильное чувство, которое создало это произведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Творить – жить дважды»
А.Камю
Уже сегодня ученик выбирает себе педагога. Выбирает, доверяя одному,
неся на занятие дежурные эмоции и шпаргалки другому.
Разве будут доверять ученики педагогу, если для него они лишь чистый
лист, на котором он может написать все, что угодно? Разве остановят они
свой выбор на педагоге нравственно-некрасивом?
Разве потянутся к литературе, музыки, живописи, если учитель знаком с
искусством лишь по методичкам и учебникам?
Если педагог глух, холоден, пуст, безнравственно требовать волнения от других.
Педагог, не интересующийся своими воспитанниками, их желаниями,
склонностями и достижениями и не стремящийся гибко и творчески работать – не педагог.
Взаимное недоверие, боязнь несовместимы с эмоцией, свободным и
творческим мышлением, самовыражением личности, инициативой.
Школьники ждут учителя, чутко относящегося к ним, понимающего и
всячески поощряющего их усилия.
Каждое занятие внеурочной деятельности должен носить на себя печать неповторимой личности педагога. Творчески подойти к каждому занятию – значит выявить и до конца раскрыть свое собственное отношение к музыке столь же ярко и убежденно, как это делает композитор, исполнитель.
В процессе использования музыкальных технологий на занятиях вокально – хоровой деятельности дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.
Все музыкальные технологии помогают формировать навыки активного
восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им
знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
Итогом развивающего музыкального образования должно стать
представление учащихся о деятельности музыканта – композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека.
1. Вывод о доступности с раннего школьного возраста
включать метод моделирования художественно-творческого процесса в
учебный процесс.
2. Необходимо включать метод моделирования в учебный процесс с раннего школьного возраста.
3. Каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Благодаря
духовной общности учителя и коллектива подростков процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения.
4. Каждый педагог должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, пробудить в нем неповторимую личность.
5. Чем труднее даются человеку азы основ наук, тем важнее, чтобы
его интеллектуальная жизнь не ограничивалась азами.