Рабочая программа кружка Мирный атом
Пояснительная записка
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом курсу «Мир атома» предшествует курс «Окружающий мир», включающий знания из области физики, химии, астрономии. Данный пропедевтический курс физики, разработанный для учащихся 5 классов, предваряет систематическое изучение предмета. Курс рассчитан на 34 учебных часов
Основная цель курса – развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, сформировать понятийный аппарат учащихся посредством получения новых знаний при объяснении природных явлений, выполнении экспериментальных исследований, работе с учебной литературой. С учетом возрастных особенностей предусматривается развитие речи, наблюдательности, фантазии, воображения, критического мышления, проектно-конструкторских умений, умения грамотно описывать явления, а затем выдвигать гипотезы, создавать физические модели и с их помощью объяснять природные явления.
Задачи курса:
создавать условия для становления привычек
следовать научным принципам деятельности;
обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знании?;
формировать потребность познания окружающего мира.
В данной программе реализуется принцип развивающего обучения на основе ценностно-смысловой направленности на выяснение истины, путем использования деятельностного подхода к обучению. Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики, формирует готовность учащихся к изучению данного предмета, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, особенно необходимых на ранних этапах физического образования.
Основным принципом построения содержания программы является отбор учебного материала, описывающего природные явления, с которыми человек встречается вповседневнойжизни. Такой принцип отбора материала не случаен. Он, во-первых, обеспечивает преемственность естественнонаучных знаний начальной и основной школы, во-вторых, достаточно полно интегрируется с курсом «География. Биология. 5 класс». При изучении особенностей природных явлений ведущей содержательной линией являются способы и методы изучения природы. В пропедевтическом курсе «Мир атома» изучение предмета начинается на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении, поэтому данный курс содержит значительное число практических работ исследовательского или конструкторского характера. На первых уроках демонстрируются возможности человека в изучении явлений природы, способы получения информации с помощью органов чувств. Обсуждая проблему ограниченности возможностей человека в познании природы, учащиеся убеждаются в необходимости использования различных приборов. В дальнейшем при изучении природных явлений возникает необходимость выполнять измерения. Школьники знакомятся с простейшими приборами (линейка, штангенциркуль весы с разновесом, мензурка, динамометр, амперметр, вольтметр, барометр-анероид, манометр, гигрометр, психрометр, ареометр и др.), с их помощью проводят измерения. При этом отрабатываются навыки правильного использования приборов, осваиваются умения проводить измерения с учетом абсолютной погрешности.
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Мир атома» являются:
формирование ценностных отношении? друг к другу, авторам открытии? и изобретении?, результатам обучения.
формирование мотивации к изучению физики в дальнейшем;
умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?». [2]
Метапредметными результатами изучения курса являются:
освоение приемов исследовательской и проектной деятельности;
развитие умений анализировать, приобретать и систематизировать знания;
освоение приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, рисунки, диаграммы), на различных носителях (книги, Интернет, CD);
развитие коммуникативных умении? (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями, защита работы).
Предметные результаты изучения курса
понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция; -понимание и способность приводить примеры относительности механического движения; -умение рассчитывать скорость, пройденный путь, время движения; -умение переводить единицы в СИ.
№ Дата Тема занятия
План Факт Энергия нужна всем
Как измерить энергию
Энергия вокруг нас
Энергия ветра
Ветровые электростанции
Энергия Солнца
Энергия внутри нас
«Атомная печь»
Внутреннее тепло Земли
Механические электростанции
Сила Посейдона
«Живое топливо»
Тайны скрытого «Звука»
Излучения на Земле и в космосе
Тайны атомного ядра
Атомная энергия и безопасность человека
Уголь, нефть и газ – привычные, но не вечные.
Это горячее Солнце
Ветер зажигает огни
Тепло из недр Земли
Способны ли растения согреть?
Большая энергия маленького ядра
Самый легкий элемент во Вселенной
Этот желанный и неуловимый термоядОборотная сторона секретности
«Атомные котлы»
Что и как излучает атом
Тревожное слово «радиация»
Радиационное облучение
Влияние радиации на человека
Чем обнаружить невидимку?
Защита, основанная на знаниях
Итоговое занятие
Итоговое занятие