Конспект занятия педагога-психолога с младшими школьниками по социально-психологической адаптации

Конспект занятия педагога-психолога с младшими школьниками по социально-психологической адаптации
Цели:
обобщить и расширить  представления детей об основных эмоциях и чувствах,
закрепить желание искать способы  выхода из психотравмирующих ситуаций.
Материалы к занятию: большими цветными буквами обозначить тему занятия, маски или пиктограммы разных эмоций, элементы костюма клоуна, воздушные шары.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Введение в тему занятия
– В нашей жизни нас сопровождают самые разные переживания. Стряхните с себя все заботы, неприятности и  усталость рабочего дня так же, как щенок отряхивается от воды.  Одной лапкой, другой. Задними лапками, спинкой и хвостиком. – Добро пожаловать в мир эмоций!
2. Работа с эмоцией  недовольства
Инсценируется  стихотворение (песенка).
Жила на свете  тучка  по имени Сердючка. Она ни с кем не зналась, совсем не улыбалась. И сыпались из тучки то градинки-колючки, То бусинки-дождинки – холодные слезинки.
Ах, плохо жить Сердючке – колючке, буке, злючке. Никто с ней не гуляет, не дружит, не играет. Вчера задира-ветер так рассмешил Сердючку, Что высохли и слезы, и градинки-колючки.
Закрыли люди зонтики, и плащ уже не нужен. И выглянуло солнышко, и высохли все лужи. Сердючка улыбнулась и к солнцу потянулась. Совсем другое дело – нам песенку пропела.
– Покажите, какая  была тучка сначала: нахмурьте  брови,  сощурьте глаза, сморщите нос, опустите уголки губ. Ой, какие сердитые и неприятные лица! – Что потом случилось с тучкой? Почему она так изменилась? – Смех – великая сила! Смех вылечит и Несмеяну, и Буку, и Бяку. Есть даже такое слово «смехотерапия». Внимание! Сеанс смехотерапии. Я надуваю и запускаю летающий  шарик.
(Шарик летает по залу и пищит.  Дети  удивляются  и  смеются).
3. Работа с эмоцией удивления
– В жизни очень много удивительного.
Ребенок-клоун читает стихотворение.
Откуда взялся ты, жучок? У нас сейчас зима. Ты  застегни свой  пиджачок  и спрячься вот сюда. Ты подожди: придет весна, ты выползешь в тепло, Раскроешь крылья, дурачок, и  улетишь в окно.
– Какие эмоции  спрятаны в этом стихотворении? Что вас удивило? Давайте удивляться вместе. Я бы очень удивилась, если бы завтра наступило  лето. Брови подняли, глаза широко открыли, рот открыли. Кто еще хочет чем-нибудь  удивить и выразительно это показать?
4. Работа с эмоциями  грусти и печали
– Хорошо быть фантазером. Но  от жизненных проблем далеко не уйдешь. Наверное, с тобой иногда  случалось такое, что очень хочется из школы домой, а никто за тобой не приходит. Наверное, тебе было очень грустно. Как выглядит грусть?  Опустите уголки рта. Опустите голову. Опустите плечи. Вот так. – Что можно сделать в такой ситуации?  И если ничего нельзя придумать, остается только ждать. Совсем как у Марины.
Ребенок-клоун читает стихотворение.
Вот лавочки, скамеечки. Вот дом. А вот дорожка. Смотрю в окошко. Маму жду. Осталось ждать немножко.
Выходит другой ребенок-клоун, гладит, утешает:
– Не грусти, Марина, мама скоро придет. Давай погрустим вместе.
Читают стихотворение вместе.
– Есть такое доброе  слово – сопереживание. Может быть, оно означает «соединение  переживаний»? И  есть очень простой секрет, и вы его знаете: «Раздели с другом горе – и его станет в два раза (меньше). Раздели с другом радость, и ее станет в два раза (больше)». Запомнили?
5. Работа с чувством зависти
– Как часто нам хочется именно того, чего нет у тебя, но есть у других.
Выходят два ребенка-клоуна.
– Шоколадка у меня. – Мармеладка у меня. – Как хочу я мармеладку! – Как хочу я шоколадку! Очень мы надеемся: друг с другом мы поделимся.
– Как называется чувство, когда хочется именно того, что есть у другого? Зависть – это приятное  чувство? Да оно просто мешает жить. Я знаю верное средство от зависти. Надо сказать волшебные слова: «Я не умею , зато я умею » или «У меня нет ,  зато у меня есть ». Давайте попробуем.
Выходят дети-клоуны.
– Я не умею быстро читать, зато я хорошо пою. –  Я не умею красиво петь, зато я умею смешить. – Я не умею смешить, зато я хорошо играю в футбол. – Я не умею играть в футбол, зато я играю на пианино.
6. Работа с эмоцией обиды
– Дети, кто из вас очень сильно, легко, быстро и долго обижается? Совсем как  Юля. Посчитайте все Юлины обиды.
Ребенок-клоун читает стихотворение.
Обидели! Обидели! Разве вы не видели? Разве вы не знаете, Как меня обидели? Так  толкнули – я упала. Меня мама поругала. Конкурс снова проиграла. Меня дети обозвали. Меня в гости не позвали. Мою тайну разболтали. Не помогли и не спросили. Два дня со мною не дружили.
Выбегает другая девочка-клоун.
Долго будешь ты ворчать? Хочешь с нами поиграть?
Посмотрите дети, Юля надулась, как шарик.
– Сколько обид получилось? Вот  такая она обида. Ничего не хочется делать, и слезы на глазах. Чем опасна обида? В таком состоянии легко и самому  обидеть  другого. Это во-первых. А во-вторых, в то время  как другие дети играют, ты дуешься, дуешься. Минуту – другую, час – другой, день за днем, неделю за неделей. Год за годом. Твоя обида поселяется внутри тебя  и надувается, как шарик. Что же делать? Можно взять и просто так простить всех своих обидчиков. А мы сделаем вот что. Юля, выдуй всю свою обиду в этот шарик. Сильнее дуй, сильнее. Я отпускаю шарик. Смотри, как смешно летит твоя обида. Смотри, она сдулась. А ты засмеялась. Кто еще тут обиженный сидит? Возьмите  летающие  шарики. Вместо шариков можно взять просто мыльные пузыри.
7. Работа с эмоциями  тревоги и страха
– А где тут у нас Храбрый  Цып?
Ребенок- клоун читает стихотворение.
Я – Храбрый  Цып. Иду  куда  хочу. Я червячка охотно проглочу. Охотно ем я мошек. Но как боюсь я кошек! Я кошку вижу –  прячусь и молчу.
– Цып, тебе очень страшно? Иди  сюда, сядь. Кто запомнил песенку Цыпа и хочет повторить? Выходите сюда. Постарайтесь, чтобы получилось так же выразительно. Ребята, видели, какой бывает страх? Плечи приподняты. Голова втянута в плечи. Брови идут вверх. Глаза большие и круглые. Рот приоткрыт. – Цып боится кошки. А вы  чего-нибудь боитесь? Ничего не боитесь? А сейчас?
Звучит музыкальный отрывок, по характеру тревожный, соответствующий эмоции страха.
– Вслушайтесь в музыку. Какое чувство она у вас вызывает?
– Жил-был Великан. Встаньте. Потянитесь и посмотрите вверх. Чем страшен сказочный Великан?
Ребенок-клоун читает стихотворение.
Вот идет-дет-дет Великан-кан-кан Мимо гор-гор-гор, Мимо стран-стран-стран. Он огромный такой! Как он топнет ногой! Как взмахнет он рукой! Ой-ей-ей! Все домой  у-бе-га-ют. Мы сказали ему: «Великан-кан-кан, Ты  потише  иди Мимо гор, мимо стран. Осторожней иди И под ноги гляди. У тебя на пути Дети могут идти».
– О чем еще можно попросить великана? Какие добрые дела он мог бы сделать? Если какой-то человек не такой, как все другие, это совсем не значит, что он плохой. Наши дети знают, что в любой тревожной или страшной ситуации найдется выход. Давайте поиграем. Я ваш страх. Я вселяю в вас ужас. Я придумаю для вас очень страшную ситуацию. Я крепко буду держать вас за руку, пока вы не придумаете, как из нее выбраться. А как приятно чувствовать себя уверенным человеком. Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите повыше подбородок. Повторяйте за мной: «Я хороший. Меня любят. У меня все получится. Я уверен. Я спокоен».
8. Подведение итогов
– Наше занятие подходит к концу. Какие чувства мы сегодня обыграли? Зачем мы учились выразительным движениям, жестам и мимике? Выразительные жесты, движения и мимика подчеркивают, усиливают, как будто выделяют жирным шрифтом, твое эмоциональное состояние, быстрее привлекают к тебе и помогают удерживать внимание, помогают  лучше понять друг друга. – Какое самое приятное в жизни чувство? Если бы существовал город Радости, что бы там обязательно было? Может ли жизнь состоять из одних только радостей? – Я желаю всем вам поменьше темных полос в вашей жизни. – И самый последний  вопрос: «Что из этого занятия вам пригодится в жизни?»
 
На занятии использованы тексты стихотворений и песенок, написанных мною гораздо раньше  для  маленькой  внучки. Оказалось, что они  удачно подходят  к этой теме.  На данном занятии, которое хоть и было подготовлено и проведено как обобщающее, рассматриваются только некоторые отдельные эмоции. Дети к этому моменту уже имели первые представления о возможных причинах возникновения  каждой из этих эмоций, о  специальных  средствах  выражения. Дети уже научились узнавать, различать и называть эмоции, читать их в лицах других людей, на фотографиях и рисунках, говорить о них, соотносить со своим детским опытом. На следующих занятиях я буду продолжать знакомить детей с разными вариантами выхода из психотравмирующих ситуаций, чтобы у ребенка был свой собственный выбор, свой рецепт психического здоровья. В работе с эмоциями хорошо бы научить детей лучше понимать других людей, связывать их действия, поступки и поведение  с их переживаниями.

Заголовок 115