Метод проектов во внеурочной деятельности педагога-психолога с младшими школьниками


Метод проектов во внеурочной деятельности педагога-психолога с младшими школьниками
Загарских Татьяна Витальевна,
педагог-психолог
МАОУ «СОШ №12 с УИОП» г. Губкин
Дёмина Евгения Леонидовна,
педагог-психолог
МБОУ «СОШ №3» г. Губкин
То, что сегодня преподносят как открытие школьной педагогики, речь идет о методе проектов, имеет долгую предысторию, уходящую своими корнями в 17 столетие. Основанная в 1671 году Королевская Академия Архитектуры в Париже в 1702 году объявила конкурс строительных планов, эскизы которых были названы проектами.
Академия учредила школу для обучения архитекторов, и эта школа проводила среди студентов конкурсы, которые требовали от участников сотрудничества и креативности.
Из Европы метод переходит в Америку: 1879 году при Вашингтонском университете в Сент-Луисе была основана Школа ручного обучения, где был использован метод проектов.
Школьники должгы были «не только разрабатывать проекты, но и выполнять их реально в технических местерских… они мастерили плки, подсвечники, строили моторы» [5;11]. При этом соблюдались три принципа: ориентация на учеников, ориентация на реальность, ориентация на продукт. Американская школьная педагогика впервые зарегистрировала этот метод, обосновав посредством метода проектов новое детоцентрическое воспитание. Таким образом, истинная реформа школы состояла в том, чтобы приспособить организацию обучения к способностям и потребностям ребенка.
В 1905 году идеи проектного обучения возникли в России. Под руководством  С.Т. Шацкого  была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор серьёзных попыток возродить его  в России не было[5;23].
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.  Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [5;43].
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе.
Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса [2;24].
Наблюдения за учениками показывают, что в настоящее время у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. В начале учебного года мною было проведено анкетирование среди детей и родителей на выявление читательского интереса. Из анкет было видно, что только в 5 семьях родители постоянно совместно с детьми читают художественную литературу, остальные родители предпочитают читать журналы, газеты или вообще не читают. Все дети дома читают дополнительную литературу, но только половина делает это самостоятельно, без принуждения. Очень редко родители обсуждают прочитанное произведение с ребенком.
Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.
Данная проблема актуальна и для классов, в которых ведутся занятияво внеурочное время по программе Н.П. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Исходя из результатов наблюдения и анкетирования, определила тему проекта: “Книжка – малышка как средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности младшего школьника”.
Книжка – малышка, сделанная младшими школьниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд. Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи школьника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям [2;54].
Цель: создание условий для повышения интереса к самостоятельной читательской деятельности и развития творческого потенциала младшего школьника.
Задачи: повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности; сформировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки; развивать у детей умение самостоятельно отбирать интересующую литературу; развивать познавательные процессы и творческое мышление младшего школьника.
Для реализации проекта была использована программа «Тропинка к совему «Я» - Н.П. Хухлаевой. В программе используются сказка про человеские качества, про эмоциональные состояния и взаимоотношения человека с окружающим миром. Для того чтобы занятия были интересными, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Самодельная книжка – это продукт фантазии ребенка, его воображения, а во время изготовления книги ребенок общается с взрослым, открываются большие возможности для совместной продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
Основными принципами данного проекта являются:
добровольность;
учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
системность;
интеграция учебной и внеклассной деятельности.
В сентябре посетили библиотеку и познакомились со строением книги: суперобложка, обложка, книжный блок, форзац, корешок книги, титульный лист, иллюстрации. Рассмотрели, что такое книжка – малышка, какие бывают (внешний вид, тематика, возрастные особенности, ее предназначение, из какого материала изготовлена). Определили отличие книжки – малышки от других книжек (учебной литературы, подарочных экземпляров, книг для взрослых, познавательной литературы). Провели исследование в оформлении детских книжек – малышек (книжка – гармошка, стандартная книжка – малышка, книжка – игрушка, книжка – панорамка). Выполнение работы происходит во внеурочной деятельности при поддержке родителей, педагога и одноклассников.
Взаимодействие участников проекта показано в следующей таблице.
№ Деятельность ученика Деятельность педагога Деятельность одноклассников Деятельность родителей
1. Самостоятельно набирают текст на компьютере,
подбирают иллюстративный материал Контролирует процесс выполнения, оказывает помощь в изготовлении, отборе материала, организует деятельность детей, дает необходимые рекомендации Оказывают помощь в работе Помогают искать нужный материал, рисовать иллюстрации, участвуют в изготовлении и оформлении книжек
2. Записывают текст от руки, рисуют иллюстрации   3. Вырезают и наклеивают отобранный материал   Каждый ребенок старается выполнить свою работу аккуратно, красочно, красиво. Ученик защищает свою работу, рассказывает какие приемы работы, он использовал, почему выбрал именно эту тему для создания книжки – малышки, кто ему помогал. Книжки получились не только разные в оформлении, но и по тематике. Дети учли разную способность дошколят к знанию букв и к умению читать.
В конце декабря группой ребят был проведен мастер – класс с учащимися 4 класса в изготовлении книжки – малышки, посвященной Новому году. Где ребята подобрали стихи, загадки, рассказы, пословицы, поговорки и иллюстративный материал о зиме. Группой ребят был оформлен подарочный экземпляр.
Было проведено повторное анкетирование среди детей и родителей на выявление читательского интереса. Из анкет стало видно, что родители стали уделять больше внимания самостоятельной читательской деятельности детей. Некоторые родители стали читать литературу, показывая пример своему ребенку. Чаще стали обсуждать прочитанное произведение (таблица 1). Все дети понимают важное значение книги в жизни человека, т.к. книга помогает развиваться, учит быть добрым. Ребята с удовольствием читают сказки, детские журналы, познавательную литературу. У всех детей в домашней библиотеке есть детские книги.
Такая система работы помогает лучше понять ребенка, раскрыть его творческий потенциал, это повод общения детей и взрослых. Ведь сделанный своими руками подарок будет радовать себя и близких. Дети научаться бережно относится к книгам.
Данный проект можно использовать во внеурочной деятельности и в кружковой работе младших школьников, в подготовительной группе детских садов, дома с родителями для создания книжки – альбома о себе, о семье.

ЛитератураДевяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
Жигалова И.С. “Сделаем книжку своими руками”.
Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2007.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
Интернет – ресурсы:1) http://portal.lgo.ru Специальный проект журнала “Лицейское и гимназическое образование” и Портала школьной прессы России: Пособие по созданию книжки – малышки.2) http://www.gublibrary.ru Омелько С.Н. Воспитание интереса к чтению в начальной школе.3) http://dic.academic.ru Большая советская энциклопедия.