Мастер-класс ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА


Мастер-класс
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

Цель повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе.
Задачи:
1) раскрыть сущность групповой работы;
2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;
3) обсудить особенности реализации технологии на разных предметах;
4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.
Ход мастер-класса
Здравствуйте уважаемые коллеги. Начать наш сегодняшний мастер-класс мне бы хотелось с притчи «Наберись смелости – сделай попытку!»
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О вы, подданные мои», обратился к ним царь, «у меня есть для вас трудная
задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.
Уважаемые коллеги. За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии и активные формы работы. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделай попытку!»
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, творческие силы и индивидуальность школьников смогли бы достичь своего расцвета.
В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, которую кратко можно представить в виде схемы:
искать
думать
приниматься за дело
сотрудничать
адаптироваться
Технология группового обучения – это одно их средств реализации системно-деятельностного подхода и занимает важное место в системе современного обучения.
Групповая работа предполагает такую организацию деятельности, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и в формировании рефлексивных способностей.
Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие   осуществляется   на партнерской основе. Преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. Процесс познания организуется членами группы самостоятельно.
Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в  ФГОС.
Организация групповой работы начинается с формирования групп. Группы могут формироваться как учителем, так и самими учащимися. Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек).
Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в таких группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме. При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии.
Как объединять детей в группы?
Виды групп
Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.
Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
Группа по желанию;
«Случайная» группа;
Группа по теме работы;
Группа по уровню сложности задания.
Способы формирования групп.
«Найди пару»
На парту каждому обучающемуся кладу лист, на котором написано слово. По моему сигналу ребята читают слова по цепочке и определяют признак, на какие группы им надо разделиться.
«Поздравительная открытка»
Раздаю несколько старых поздравительных открыток, разрезанные на две половинки. Каждый ученик вытаскивает свою половинку и ищет того, у кого такая же половинка. Они становится партнерами при работе в группе.
«Имена»
Пишу имена учеников на листочках. Беру листочки с именами половины класса и прошу оставшуюся половину учеников вытащить листочки наугад. Ученики объединяются для работы в парах с тем, чье имя они вытаскивают.
«Волшебные карандаши»
Беру карандаши или фломастеры разных цветов и раздаю их ученикам. Те, кто достали карандаши одного цвета, работают в паре вместе.
«Решение примеров»
На половине карточек пишу математический пример, а на другой – ответ на него или способ его преобразования. Например, на одной карточке написано 7х6, а на другой 42.
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5- 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.
Нельзя:
формировать пару из двух слабых учеников;
требовать полной тишины;
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;
заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе;
Технологический процесс групповой работы складывается из нескольких элементов. Коллеги, перед вами лежат все этапы групповой работы. Объединитесь в четвёрки и постарайтесь расположить их по порядку от начала до конца.
постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
раздача дидактического материала;
планирование работы в группе;
индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
сообщение о результатах работы группы;
общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.
Уважаемые коллеги. Сейчас я предлагаю вам снова объединиться в четвёрки и составить правила работы в группе, опираясь на первые слова.
Правилами групповой работы могут быть следующими:
Говори спокойно, ясно и только по делу.
Говори по очереди.
Слушай своих собеседников.
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Обращайся к товарищу по имени.
Уважай мнение каждого участника группы
Таким образом, в процессе групповой работы формируется культура общения учеников.
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. План поэтапного освоения групповой работы следующий:
1 этап – Работа в паре. Девиз данного вида деятельности «Мы – напарники»
Сначала во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.
Дети, работающие в паре, выполняют особые сигнальные движения для учителя после окончания работы.
Виды заданий для работы в паре.
Задание для произведений в форме диалога (рассказ или стихотворение).
1.Познакомьтесь с текстом, подготовьте выразительное чтение. Дети читают, распределяют роли, готовят выразительное чтение.
2.Задайте друг другу по два вопроса и ответьте на них.
3.Составьте к тексту вопросы со словами зачем? почему? когда? и ответьте на них.
4. «Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное домашнее задание. Изученный ранее материал рассказывают друг другу.
5.«Ловушка». Учитель дает несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала.
2 этап – Работа в «четвёрках» - группах. Девиз данного вида деятельности «Мы – сплоченная команда».
Виды работы в группе.
Сочинение коллективной сказки. 1 участник группы – 1 предложение, 2 – второе, не повторяя первое. и.т.д.
«Угадай сказку по фрагменту». У учащихся карточки с фрагментами из сказок. Задача отгадать название и автора.
Назовите, как можно больше героев на букву «К»( Курочка Ряба Крокодил Гена, Кощей Бессмертный, Карлсон, Кикимора.
Распределить героев по сказкам, по характеру, и.т.д. После окончания работы спикеры каждой группы называют свой ответ, остальные участники внимательно слушают и заполняют пустые графы таблицы. Таким образом, у каждой группы заполняется вся таблица.
5.Метод «Четыре шляпы».
На уроке делю детей на 3 группы. Они сами по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы.
ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе.
СИНЯЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе.
КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал в рассказе.
Такую работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится.
3 этап – Работа в «больших группах». Дети пробуют свои силы, но уже целыми рядами. Для каждой группы (ряда) я предлагаю задание, которое называется «бумеранг». Почему оно так называется?
Вы должны по очереди выполнить необходимые вычисления и записать ответы, передавая лист товарищам в вашей группе. Когда последний участник запишет ответ, он должен вернуть мне лист. (По команде учителя игра начинается)
Решённые «бумеранги» учитель вывешивает на доску. Обратим внимание, что все бумеранги заканчиваются одним и тем же словом, выражением. Таким образом, можно подвести детей к изучению любой темы.
Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.
Возможны следующие ролевые функции:
Писарь – записывает решение;
Докладчик – рассказывает у доски решение группы;
Контролер – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Кроме этого, группа может выполнять общее задание, но каждый член делает часть общей работы независимо друг от друга.
Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы. Традиционная оценка касается только знаний учащихся. Во время групповой работы кроме знаний формируются умения, навыки и качества обучающихся, поэтому адекватно оценить традиционная оценка не позволяет. Она не может являться для ученика ориентиром дальнейшего развития и работы над собой.
Я предложила детям выработать совместно критерии, по которым они могли бы оценить свою деятельность на уроке. Данная деятельность способствует критическому мышлению обучающихся.
Критерии групповой работы:
- дружно
- выбор ролей
- тихо (шумно)
- правильный ответ
- активность
- все ли работали
- интересно.
На первом этапе обучения рефлексии обучающиеся рассказывали, с каким настроением они пришли в школу и какое настроение у них в конце учебного дня. Далее, после выполнения работы в группе ученики оценивали свою работу, успехи и неудачи. Для индивидуального оценивания каждому предлагалась таблица.


Фамилия, имя
Ответы (обведи)


Да – 2
Сомневаюсь – 1
Нет – 0

Внимательно ли ты слушал(а) друзей по команде?
2 1 0

Принимал(а) ли ты участие
в обсуждении?
2 1 0

Сумел(а) ли ты при чтении
передать характер героя?
2 1 0

Нашёл (нашла) ли ты главную
мысль текста при чтении
учебника?
2 1 0

Внимательно ли тебя слушали твои товарищи?
2 1 0

Подсчитай общее
количество баллов


Ключ: 7–10
баллов, ты – молодец! Ты
умеешь заинтересовать других и сам внимателен


4–6 баллов, будь
смелее, настойчивее, и у тебя всё получится


3 балла, тебе
нужно приложить усилия и
терпение, и у тебя всё получится




Итак, можно сделать вывод, что благодаря использованию групповой работы:
реализуется принцип деятельности;
улучшается успеваемость;
формируется мотивация учения и обучения;
порождает взаимную ответственность, внимательность,
соблюдается дифференцированный подход;
работа в группе помогает ребенку проявить себя,
улучшаются межличностные отношения;
устанавливается психологический комфорт в коллективе
достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;
Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.
А закончить своё выступление я бы хотела вот таким стихотворением:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание.

Приложение см. далее































Этапы совместной работы:
1.Определить состав группы;
2.Выбрать старшего (в зависимости от подготовленности группы назначается учителем или определяется по жеребьёвке);
3.Распределить обязанности (прямое поручение, «добровольцы», аукцион – поручение получает тот, кто внесёт больше предложений );
4.Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание;
5.Каждый участник продумывает каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны;
6.Каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело);
7.Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело);
8.Из отдельных результатов получается один большой результат.

Обрати внимание на:
       Нормирование будущей работы.
·        Четкость и внятность поставленной задачи.
·        Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
·        Недопустима группа из одних только слабых учеников.
·        Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
·        Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
·        Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
·        Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.
      Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
Дети, работая группами:
- готовят чтение по ролям;
-подбирают пословицы, которые отражают основную мысль произведения
-рисуют обложку для книги или самого героя
- -составляют план произведения, инсценируют;
-готовят коллективный пересказ,
-пишут продолжение рассказа;
-разгадывают кроссворды, головоломки .


Этапы совместной работы:
1.Определить состав группы;
2.Выбрать старшего (в зависимости от подготовленности группы назначается учителем или определяется по жеребьёвке);
3.Распределить обязанности (прямое поручение, «добровольцы», аукцион – поручение получает тот, кто внесёт больше предложений );
4.Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание;
5.Каждый участник продумывает каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны;
6.Каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело);
7.Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело);
8.Из отдельных результатов получается один большой результат.

Обрати внимание на:
       Нормирование будущей работы.
·        Четкость и внятность поставленной задачи.
·        Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
·        Недопустима группа из одних только слабых учеников.
·        Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
·        Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
·        Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
·        Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.
     Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
Дети, работая группами:
- готовят чтение по ролям;
-подбирают пословицы, которые отражают основную мысль произведения
-рисуют обложку для книги или самого героя
- -составляют план произведения, инсценируют;
-готовят коллективный пересказ,
-пишут продолжение рассказа;
-разгадывают кроссворды, головоломки .



Этапы работы в группе.

постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
раздача дидактического материала;
планирование работы в группе;
индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
сообщение о результатах работы группы;
общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Правила работы в группе
Говори спокойно, ясно и только по делу.
Говори по очереди.
Слушай своих собеседников.
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Обращайся к товарищу по имени.
Уважай мнение каждого участника группы

1. На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.  Я почувствовал (а)   Я увидел (а)   Я улыбнулся (ась)   Я вспомнил (а)   Мне стало грустно   Я бы продолжил (а) написанное так   Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так   Это произведение напомнило мне случай из моей жизни   Будущее героев я представляю   Произведение вызвало у меня чувства .


2.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

3. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

4.Упражнение«Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.







15