Реализация деятельностного компонента образования младшими школьниками через проектную деятельность

Тема: «Реализация деятельностного компонента образования младшими школьниками через проектную деятельность»

Заседание поискового кружка «Родничок» (из опыта работы).

Информация о собранном материале для «Книги памяти», посвященной 70-летию Великой Победы над фашизмом.
Встреча с ветераном В.О. войны участницей Сталинградской битвы Маковой В.П.
Учитель. 69 лет назад «Майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои Великой Отечественной войны». Наш народ победил. Он совершил Великий Подвиг, чтобы дети могли учиться, радоваться солнцу, мечтать о своем будущем и просто мирно жить!
Ученик-кружковец. В 2004 году на базе нашей школы был организован кружок «Родничок» по поиску и сбору материалов о ветеранах В.О. войны, наших земляках.
Для реализации этого проекта была проведена организационно-методическая работа.
Были определены частные и конкретные универсальные и рефлексивные действия:
Определен возрастной состав членов кружка (учащиеся 3, 5 классов).
Разработан перспективный план содержания работы кружка.
Созданы микрогруппы по интересам.
Выделены тематические блоки:
«Что мы пережили, расскажет память» (микрогруппа – корреспонденты)
«Медаль в твоем доме»; «Реликвии в твоей семье» (микрогруппа – фотокорреспонденты)
«Поэзия – любимая подруга» (микрогруппа – юные поэты)
«Дети рисуют мгновения войны» (микрогруппа – художники-оформители)
«Помощь – ветерану» (микрогруппа – шефы)
Благоустройство памятников, надгробий, мемориалов героям В.О. войны, ухаживание за могилами родных, ветеранов В.О. войны.
Учитель. Кружковцы были ориентированы на понимание причин успеха в работе кружка; нацелены на интерес к новому делу, способности к самооценке в условиях школы, семьи, социума.
Были ознакомлены, как самостоятельно искать нужную информацию; структурировать ее и выделять главное; строить грамотно устные сообщения в виде рефератов с использованием интерактивного оборудования при выступлениях перед школьной аудиторией и семьями учащихся.
Ученик-кружковец. В ходе поисковой деятельности кружковцы вместе с родителями при поддержке родственников нашли и оформили рефераты о 22 ветеранах В.О. войны. Это наши прадедушки и прабабушки – самые родные, близкие, любимые. Многие из них жители Татарстана.
К 60-летию Великой победы над фашизмом мы художественно оформили «Книгу памяти» и приняли участие в городской акции «Медаль в твоем доме»; организовали фотовыставку «Реликвии в твоей семье».
К 65-летию Великой победы над фашизмом мы художественно оформили «Книгу памяти», дополнив ее ветеранами В.О. войны, семейными реликвиями, стихами собственного сочинения по теме «Мгновения войны».
Ученик-кружковец. И вот уже четвертый набор учеников-занковцев включился в поисковую деятельность, т.к. такой вид деятельности (поисково-исследовательский) формирует с детских лет чувство гражданского долга, развивает нас нравственно, воспитывает милосердие, способствует укреплению чувства коллективизма, развивает инициативу, самостоятельность, творчество.
Ученик-кружковец. Собран материал для «Книги памяти», посвященной 70-летию Великой Победы над фашизмом. Поиск продолжается.
Учитель. На заседании кружка участница Сталинградской битвы, ветеран В.О. войны Макова В.П. Ее военная служба началась на Сталинградском фронте, в самом пекле войны в радиополку.
Участница Сталинградской битвы, ветеран В.О. войны Макова В.П.
Я ушла добровольцем на фронт в январе 1942г. Подвиг Зои Космодемьянской стал смыслом моей жизни.
Наш полк получил боевое крещение в боях с армией Паулюса в Сталинграде. Враг был хитер и коварен, однако и грозные фашистские «Тигры» не сломили боевого духа нас, молодых связисток.
22 июля 1943г. я дежурила на наблюдательском пункте полка. Снарядом порвало провод с пункта полка. Я добралась до места обрыва, зачистила концы проводов, прочно соединила изолентой. Связь восстановлена. Уже при подходе к НП полка стрелой пролетел немецкий «Мессершмит», строча из пулемета. Я получила тяжелое ранение: пуля немецкого стервятника разорвала мне живот. Шансов выжить с таким ранением не было. Но победил молодой организм и опытные фронтовые хирурги. Из армии меня демобилизовали и отправили домой.
Осенью 1944г. я поступила на учебу в Казанский Медицинский институт. Стала врачом-терапевтом. После окончания института уехала в Сибирь на строительство БАМа. Вернувшись в Казань, работала врачом в поликлинике № 10 Ленинского района. Сейчас нахожусь на заслуженном отдыхе, мне 90 лет. На этом можно было бы закончить мой рассказ, но через 26 лет после военных событий меня пригласили в военкомат и вручили медаль «За боевые заслуги», которой я очень горжусь.
Ученик-кружковец. Мы благодарны Маковой В.П. - ветерану В.О. войны за интересную встречу, ее воспоминания о фронтовой жизни, человеку, которому пришлось пережить очень большие испытания и победить их
Ученик-кружковец. Вспомним всех поименно! Ради жизни на земле!
Макова В.П. (родилась в 1923 году)
Участница Сталинградской битвы. Ветеран В.О. войны.
Хлебников А.И. (1918-1981г.г.)
Воевал под Москвой, на Смоленщине, в Польше.
Утяков Г.Н. (1924-1999г.г.)
Участник боевых действий на Курской дуге.
Талипов А.Т. (1919-1993г.г.)
Освобождал Россию, Украину, Белоруссию, Польшу. День победы встретил под Прагой.
Лопатин А.С. (1920-2002г.г.)
Воевал на границе с Польшей.
Макаров П.И. (1915-1994г.г.)
Участник финской войны.
Наумов М.Н. (1916-1998г.г.)
Участник ВОВ и войны с Японией.
Моисеев Н.А. (1918- )
Служил в дивизионной артиллерийской разведке сержантом. Закончил войну под Кенигсбергом в госпитале.
Леонтьев С.Н. (1928-1976г.г.)
В В.О.войну воевал с первых дней и до последних в артиллерийских войсках.
Галлямов Р.А. (1925-1988г.г.)
Дошел до Берлина, расписался на Рейхстаге.
Саттаров М.С. (1917-1942г.г.)
Погиб в боях под Смоленском.
Байбеков Х.М. (1923-1996г.г.)
Воевал на Украине. При переправе через Днепр получил тяжелое ранение.
Коротихин Н.И. (1925-1970г.г.)
Участник парада Победы на Красной площади в Москве 24.06.1945г.
Валиуллин М.В. (1908-1996г.г.)
Участвовал в штурме над крепостью и главным городом Восточной Пруссии Кенигсберг, на Балтийском море.
Энде Л.А. (1925
Принимал участие в боевых действиях на Карельском фронте.
Русских П.Н. (1924-1993г.г.)
Участвовал в В.О. войне артиллеристом реактивной артиллерии.
Гарифуллин С.Г. (1915-1985г.г.)
Войну закончил в Румынии, был танкистом.
Аксиньин А.В. (1918-1985г.г.)
Освобождал Будапешт, участвовал в ожесточенных боях за Белую церковь на Украине.
Зиганшин И.Г. (1915-1994г.г.)
Во время В.О. войны участвовал в обороне Ленинграда.
Хусниев И.Б. (1920-2002г.г.)
Служил в 51-м танковом корпусе.
Родионова Н.И. (1923-2009г.г.)
Воевала с первых дней войны и до Великой Победы.
Гирфанов Я.М. (1905-1943г.г.)
В сентябре 1941г. был призван в ряды Советской армии. Погиб в 1943г. Где похоронен, неизвестно.

Список литературы.
1. Богуславская И.Г. Современный классный руководитель: организация и содержание деятельности. – Казань, 2007. – 62 с.
2. Принципы и подходы к обучению и воспитанию в условиях модернизации образования: материалы II Международного фестиваля методических идей. Под ред. М.П.Нечаева. - Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. – 712 с.
3. Актуальные вопросы психолого-педагогической практики: альманах. Выпуск 2. Внеурочная деятельность в начальной школе в рамках работы по системе развивающего обучения в условиях реализации ФГОС НОО. – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2012. – 152 с.



15