Конспект урока «Оценивание учебной деятельности младшими школьниками»


Этап урока: Оценка учебной деятельности учащихся 1 класса
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Грачёвская СОШ»: Цибизова Надежда Николаевна
Цель: Формирование реалистичного восприятия школьной оценки.
Определение и выборка главных критериев оценки.
Задачи, работающие на достижение цели:
1.Поддержать в детях желание учиться, преодолевать неудачи;
2.Осознание возможности проводить оценку результатов своей деятельности по нескольким критериям;
3.Формирование у детей навыка позитивного оценивания результатов своей деятельности с помощью приёма «зато»;
4.Продолжение формирования навыков учебного сотрудничества;
Оборудование:
-простые карандаши
-половинки тетрадных листов в клетку с тремя лесенками на обратной стороне: красной, зелёной, синей (по количеству детей в классе)
-большая таблица с тремя лесенками (красной, зеленой, синей) для демонстрации классу, «работа Винни Пуха» ( таблица с изображением неаккуратного, небрежного узора), «работа Карлсона» (таблица с таким же аккуратным и ровным узором), «образец»
-изображение сказочного городка
-изображение сказочного домика-школы.
Фрагмент урока:
Учитель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)
Сегодня нас ждёт путешествие на поезде «Первоклассник». А отправимся мы в сказочный городок. Чтобы у всех было хорошее настроение, подарите друг другу улыбку. А теперь подарите улыбку мне.
Настроение какого? (Во!)
Все такого мнения? (Да.)
Все без исключения? (Да!)
-Молодцы! А что вы любите делать, когда едете на поезде?
(…смотреть в окно)
- Что можно увидеть в окно поезда? (…)-Давайте посмотрим в окна нашего поезда.
Открываем на доске две картинки
lefttop
-Что видите? (Две похожие картинки, на которых изображены деревья, солнце, речка,…)- Отличаются ли чем картинки? (Да.)
-Найдите отличия на картинках. Как будете искать? ( Будем сравнивать каждую часть картинки и находить отличия.)
-Отлично, я вижу, что вы очень внимательны.
А теперь садитесь поудобней и слушайте внимательно. Я расскажу вам одну историю про школу.
«Когда-то давным-давно жили на земле сказочники. Они-то и придумали сказочный городок. (Показать изображение сказочного городка.)
В этом городке всё было сказочным: сказочные домики, сказочные цветы, сказочные игрушки и даже школа была сказочной! Смотрите. (Показать изображение сказочной школы.)
-Как вы думаете, кто мог бы учиться в сказочной школе? (Герои сказок.)
-Назовите, героев каких сказок вы знаете?
Каждый день герои с удовольствием ходили в школу. На уроках они учились, на переменах- играли. Много нового и интересного узнали маленькие первоклассники, даже считать до пяти научились. Только отметок им не ставили, говорили, рано еще. И вот наконец учительница сказала, что скоро первоклассники начнут получать отметки. Первоклассники должны будут нарисовать узоры, которые она проверит.
Конечно, все очень разволновались и захотели получить только хорошие отметки.
-А за что можно оценить любую работу? Что нам необходимо оценить?
(на доске появляется часть эталона или правила)

Результат
-А если работа выполнена не до конца?
(На доске появляется часть эталона или правила)

Все задания
- А какие школьные отметки вы знаете? (…) А только ли баллами можно оценить работу? (Похвала, показ работы другим ученикам и т.д.)
Винни Пух очень сильно хотел получить пятерку или похвалу учителя. Ему казалось, что для этого нужно поторопиться и выполнить задание самым первым. На перемене он тщательно подготовился, разложил карандаши и ручки и стал ждать звонка. Наконец звонок прозвенел, в класс вошла учительница и раздала всем листки с заданиями. Ученики взяли ручки и склонили головы над работами. Вини Пух очень спешил,чтобы выполнить задание самым первым. И правда: все только-только приближались к середине, а он уже поднял свою лапку и радостно закричал: «Я уже всё! Я закончил!».Учительница подошла к его парте, взяла в руки листочек и отчего- то нахмурилась. Посмотрите, ребята, какой узор получился у Винни Пуха.
(Учитель вывешивает на доску таблицу «Работа Винни Пуха).
Учитель: «Ребята, как вы думаете, почему нахмурилась учительница?»
(Работа грязная, неправильная, неаккуратная и т.д.)
Давайте попробуем оценить работу. Правда отметки мы ему ставить не будем, а используем волшебные лесенки».
(Учитель вывешивает на доску таблицу с разноцветными лесенками).
Учитель: Красная лесенка-это лесенка красоты. На её верхней ступеньке стоят самые-самые красивые работы, а на самой нижней- самые некрасивые. Как вы думаете, куда можно поставить работу Винни Пуха? (Учитель выслушивает предложения детей и ставит отметку на одной из нижних ступенек). Итак, работа Винни Пуха получилась не очень красивая.
А теперь посмотрите на зеленую лесенку. Это лесенка правильности. На самой верхней ступеньке стоят самые правильные работы, а на самой нижней- самые неправильные. Куда можно поставить работу Винни Пуха?
(Учитель выслушивает ответы детей. Если дети предлагают поместить работу вниз, учитель обращает их внимание на то, что, хотя работа выполнена некрасиво, ошибок в ней нет). Итак, работа у Винни Пуха получилась правильная. (Учитель ставит крестик на одной из верхних ступенек).
И, наконец, перед нами синяя лесенка. Это лесенка быстроты. На её верхней ступеньке стоят работы, которые были сделаны быстрее всех, а на нижней- медленнее всех. Винни Пух выполнил свою работу самым первым. На какую же ступеньку мы поставим его работу? (Дети отвечают: на верхнюю. Учитель ставит отметку на верхней ступеньке.).-Какого результата достиг Винни Пух? Посмотрите, ребята: работа у Винни Пуха получилась правильная и быстрая, но некрасивая.
А вот Карлсон тоже очень старался. Он очень боялся сделать что-нибудь неправильно, поэтому рисовал очень медленно, так что выполнил свою работу самым последним в классе. Вот что у него получилось. (Учитель вывешивает таблицу «Рисунок Карлсона».) Давайте оценим работу Карлсона с помощью волшебных лесенок. Как бы вы оценили эту работу по красоте, на какую бы ступеньку поставили? (Дети отвечают: на одну из верхних. Учитель ставит отметку другого цвета на ступеньку.) Хорошо. А на какую ступеньку вы бы поставили эту работу на лесенке правильности? (Дети отвечают: на одну из верхних. Учитель ставит отметку на соответствующей ступеньке.) Прекрасно. А как оценить быстроту этого рисунка? ( Если дети затрудняются с ответом, учитель напоминает им, что Карлсон закончил работу самым последним.) Конечно, Карлсон выполнил свою работу медленно. ( учитель ставит отметку на одну из нижних ступенек.)
-Какого результата достиг Карлсон? Посмотрите, работа у Карлсона получилась красивая и правильная,но медленная.
-Скажите, пожалуйста, кто выполнял задание учителя ? Как они его выполняли? (каждый ученик своё задание выполнял самостоятельно).
-А если работу выполнять без желания, интереса достигнет ли ученик результата?
Значит,надо не только делать все самому,но обязательно с желанием, с интересом, с радостью,увлеченно,тогда будет хороший результат.
На доске появляется эталон.

с желанием все задания


Результат
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-Итак, какие действия важно сделать ученику, чтобы его работу смогли оценить? ( самому выполнить всю работу или достичь результата, выполнять с желанием…)
Посмотрели Винни Пух с Карлсоном на свои оценки и задумались. Оказывается, все работы бывают разными. Иногда можно выполнить задание некрасиво, зато быстро и правильно. А иногда работу выполняешь долго, зато она получается красивой и правильной. А бывает,что вроде бы и не совсем правильно выходит, зато красиво и быстро.
Учитель : «Вот так Винни Пух с Карлсоном познакомились с волшебным словом «зато». Это слово помогает найти что-то хорошее даже в самых трудных ситуациях. Даже если что-то не получилось, мы можем обратиться к слову «зато». Пусть буквы получились не очень красивые, зато слово написано правильно. Я сейчас вам расскажу, что случилось с учениками школы,а вы им помогите с помощью слова «зато».
Мальвина написала буквы не ручкой, а карандашом, и очень расстроилась. (Зато она может стереть ошибки,…)Красная Шапочка не услышала учителя и вместо одной решила две задачи.
(Зато она будет больше знать)
-Но часто пользоваться этим словом нельзя. Кто объяснит почему?
(ответы детей)
А сейчас пора возвращаться в класс, занимаем свои места в поезде и в путь!
Физминутка: Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду»
А колёса стучат,
А колёса говорят:
«Так-так-так!»
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в чудо-вагонах Дети сидят.
Учитель: Наш путь пролегает через горы, чтобы эти горы преодолеть нужно выполнить задание « Узоры и волшебные лесенки»
Самостоятельная работа
Сейчас вы самостоятельно попробуете нарисовать узоры и поставить себе оценки с помощью волшебных лесенок. (учитель раздаёт детям листочки и карандаши).
Учитель: « Поставьте карандаш в отмеченную точку. Я буду диктовать. Если вы сделаете правильно у вас получиться красивый узор. Три клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна вправо, две клетки вниз, одна вправо. Продолжайте этот узор до конца строчки. Если кто-то не догадался, как продолжать, я продиктую еще раз.»( Предлагаемый вариант графического диктанта не является единственно возможным, учитель может выбрать любой другой вариант)
-Вот какой узор у вас должен был получиться (вывешивает на доску плакат «Образец»).Сравните ваш узор с образцом.

А теперь переверните листок. Там вы увидите разноцветные лесенки. Оцените свои работы по красоте, быстроте и правильности.
Теперь повернитесь к соседу по парте и расскажите друг другу, как вы оценили свою работу. Не забудьте про волшебное слово «зато». Например, моя работа не очень красивая, зато быстрая и правильная.
Рефлексия деятельности
Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.
-Какие действия необходимо выполнить ученику, чтобы получить высшую оценку? ( Он учится сам, выполняет все задания, работает с желанием).
Молодцы. Сегодня мы с вами узнали, что одну и ту же работу можно оценить с разных точек зрения: по красоте, по правильности, по старательности. А еще узнали, что волшебное слово «зато» может нам помочь в трудных ситуациях. На этом мы с вами попрощаемся, всем спасибо за работу.