ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
Абрамова Н. В., учитель-логопед МКОУ СОШ №6 г. Биробиджана.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
Условием «беспроблемного вхождения» детей в процесс школьного обучения и успешного освоения навыков чтения и письма служит определенный (достаточно высокий) уровень развития различных процессов. К моменту поступления в первый класс у детей должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи, практические навыки дифференциации фонем родного языка. Различение звуков на слух и в собственном произношении становится возможным после овладения ребенком способностью производить сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения признаков.
В этот период жизни меняется весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения.
Именно в младшем школьном возрасте интенсивно развивается интеллект, это в свою очередь приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращения их в регулируемые, произвольные процессы.
При поступлении ребёнка в школу осуществляется комплексная диагностика различными специалистами учебного заведения:
медицинским работником;
учителем начальных классов;
учителем-логопедом;
педагогом-психологом.
Педагог-психолог и учитель-логопед, занимаясь изучением ребенка, выявляют компенсаторные возможности и трудности в развитии интеллектуально-познавательной сферы учащегося, определяют недостатки общего и психического развития, организуют работу по их исправлению, выбирают формы коррекционного воздействия, прогнозируют их эффективность. Специалисты знакомят учителей и родителей с технологиями оказания помощи ребёнку, испытывающему трудности в социальной адаптации (межличностные отношения, речевая коммуникация и др).
Обследование учащихся, как логопедом, так и психологом, начинается с изучения медицинских карт, индивидуальных бесед с родителями и детьми.
После сбора анамнестических данных осуществляется плановая диагностика. Отдельные блоки психологических и логопедических методик тесно переплетаются между собой:
Исследование запаса знаний ребёнка об окружающем мире (знание основных и оттеночных цветов; умение считать; знание букв, геометрических фигур; навыки чтения; круг представлений о себе и близких).
Исследование особенностей мышления (классификация, сравнение, обобщение).
Изучение особенностей внимания (концентрация, распределение, переключаемость).
Исследование особенностей зрительно-пространственной ориентации (лево - право).
Обследование связной речи (составление рассказа по сюжетной картине; по серии сюжетных картин, пересказ).
Итогом совместной диагностической работы является представление и обсуждение результатов на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, с целью определения основных направлений в коррекционно-развивающей работе.
В нашей школе психолого-логопедическая служба работает в тесном контакте. Логопед и психолог наряду с индивидуальной и групповой формой проведения коррекционных занятий проводят совместные групповые практические занятия в игровой форме.
Несмотря на то, что для младших школьников возрастает роль учения и труда, игра сохраняет свое значение и помогает детям учиться. Она формирует детское общение, закрепляет нормы и правила поведения не только в самой игре, но и вне ее, воспитывает интерес к окружающей жизни.
Например: ИГРА «ДОБРЫЕ СЛОВА».
Дети наматывают нитку клубочка на пальчик, называя друг друга ласковыми словами, а, разматывая, говорят пожелания друг другу.
Эта игра способствует сплочению коллектива, развивает навыки общения, уважения друг к другу, формирует умение видеть положительные качества, развивает речевую грамотность, обогащает словарный запас учащихся.
Существенную помощь в коррекционно-образовательном процессе и в преодолении логофобий оказывают сказко-, кукло-, арттерапия, элементы которой используют в работе как психолог, так и логопед.
Одним из важных моментов в совместной работе специалистов является работа над письменной речью.
Письменная речь это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем совершенствуется.
В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинетических раздражений (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, поскольку процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Исследования указывают на тесную взаимосвязь трудностей письма у младших школьников с несформированностью невербальных форм психических процессов (Т.В. Ахутина, А.Н, Корнев, О.Б. Иншакова). Так, одной из составляющих формирования навыка письма является оптико-пространственное восприятие. Поэтому как учитель-логопед, так и педагог-психолог на занятиях стараются обращать особое внимание на развитие этих процессов.
Совместная работа строится с учетом сензитивных периодов развития ребенка, с постепенным расширением зоны ближайшего и переводом ее в зону актуального развития. Подобная координация позволяет учащимся постепенно преодолевать затруднения и создает условия для успешного решения образовательных и воспитательных задач.
Немаловажное значение имеет и то, что методами психокоррекции и психопрофилактики, владеют и применяют их не только педагог-психолог, но логопеды и учителя. Среди различных психопрофилактических мер особое место занимает психогимнастика.
Например: (эпизод интегрированного занятия).
Мини – этюд «Солнце» (картинка с изображением Солнца, играет спокойная музыка).
Психолог:
- Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть всю землю. Все рады солнышку! Но пока оно спит. Ночь подходит к концу. Сторож-месяц пошел отдыхать и по пути постучал к солнышку, чтобы оно просыпалось А солнышко сладко спит.
Услышало оно, что в дверь постучали. Открыло свои глаза, а на улице темно. Не хочется вставать. Солнышко зевнуло и снова крепко закрыло свои глазки Но время не ждет. Надо будить Землю, будить ребят, им предстоит дальний путь.
Логопед:
Глазки открываются, открываются,
Губки улыбаются, улыбаются,
Солнышко уже проснулось,
Хорошенько потянулось,
Лучиками шевельнуло
И глубоко вдохнуло!
-Поморгали глазками, глядя в глаза друг другу, улыбнулись ещё раз красивой открытой улыбкой. Молодцы!
Психогимнастика наиболее доступна для педагогов, поскольку в ее основе лежит игра, побуждающая ребенка к действию. Любое движение в ней выражает какой-либо образ, насыщенный эмоциональным содержанием. Тем самым объединяется деятельность психических функций, а с помощью комментариев педагога у детей подключается еще и внутреннее внимание. Таким образом, начинает работать механизм психофизического функционального единства.
Чередование движений (попеременное мышечное напряжение и расслабление) рефлекторно влияет на гармонизацию деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность. В этом принципиальное отличие психогимнастических упражнений от физкультурных. Психогимнастика может быть альтернативой физкультминутки во время и логопедических занятий, и занятий психолога, и уроков.
Помимо этого как психолог, так и логопед регулярно используют на занятиях релаксационную, дыхательную, пальчиковую гимнастику. Тематика данных упражнений выбирается совместно, с учётом индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Например: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ИЗБУШКА».
Из пальцев, ребята, сложите избушку.
Вот крыша большая, а это окно.
В окошке мы с вами увидим старушку
Она пирожки испекла нам давно.
Преимущество пальчиковых игр заключается в том, что она способствует развитию мелкой моторики рук, которая напрямую связана с письменной и устной речью, организует детей к активизации и концентрации внимания.
Ещё одним немаловажным этапом во взаимной работе специалистов является работа над связной речью младших школьников.
Речь является инструментом мышления, этому аспекту следует уделять особое внимание.
Связная речь способствует развитию теоретического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи и соотносить предмет с действием.
Комплексная работа над связной речью приводит к тому, что ребёнок учится грамотно строить предложения, последовательно излагать свои мысли.
Например: (эпизод интегрированного занятия).
ИГРА «ЗАПОМНИ СЛОВА».
ПИРОЖКИ ТРОПИНКА
КОРЗИНКА ВОЛК
БАБУШКА ОХОТНИКИ
Психолог:
- Из какой сказки все эти герои? (Красная Шапочка). Словосочетание Красная Шапочка мы зашифруем таким символом.
КРАСНАЯ ШАПОЧКА
- Сосредоточьтесь, посмотрите внимательно на слова и символы, их обозначающие, постарайтесь их запомнить (30 секунд).
- А теперь, внимание, я показываю символ, а вы на листочек записываете слово, которое соответствует данному символу. Слова записываем в строчку, через запятую.
Проверка, обсуждение.
Логопед:
- Молодцы! А теперь устно попробуйте составить предложения, используя эти слова.
(Дети составляют предложения с использованием одного, двух, трёх слов).
Во время проведения таких игр ребёнок учится управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче, грамотно строить распространённые предложения с использованием различных частей речи.
Для успешной работы, как психологу, так и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с родителями: проводить с ними индивидуальные беседы, консультации, приглашать их на занятия.
Педагоги знакомят родителей с результатами проведённых диагностических обследований, дают советы и индивидуальные рекомендации по организации коррекционно-профилактической работы дома.
Индивидуальные рекомендации составляются с учётом психологических и речевых нарушений.
Например: У ребёнка сужен объем зрительной памяти, можно рекомендовать следующие игры:
найди предмет (букву) в зашумлённых изображениях;
найди заданную букву (предмет) среди множества других, сосчитай сколько раз она (он) встретился;
игра «Что изменилось?» (Ребёнок в течение определённого времени запоминает ряд картинок (букв), закрывает глаза, одна из картинок (букв) убирается или добавляется. Ребёнок открывает глаза, следует вопрос: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что добавилось?»).
Общие советы для родителей составляются совместно специалистами. Практические наставления очень просты.
Например:
* подберите те упражнения, которые необходимы именно вашему ребенку, а остальные используйте в качестве игровых, для разминки.
* старайтесь, чтобы занятия с ребенком были регулярными, какими бы важными ни были ваши собственные дела;
* нельзя принуждать ребенка заниматься;
* обязательно прочитайте текст и убедитесь, что ребенок правильно понял задание;
* обязательно проконтролируйте правильность выполнения задания;
* будьте доброжелательны и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза (иногда это может вызвать отказ от продолжения занятия) подбодрите его и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось;
* не ругайте ребенка за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные победы.
Таким образом, наиболее действенной формой коррекционно-развивающего обучения, являются интегрированные занятия. Достоинствами таких занятий является: достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Занятия включают в себя задания как учебного, так и не учебного характера, серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает младшего школьника.
Самое главное в совместной работе психолога и логопеда создавать у ребенка установку на успех, стараться не употреблять в беседах с ним частицу не. Предупреждение: «Не делай ошибок!» неэффективно. Верная фраза звучит так: «Ты научишься», «Ты сможешь» и др. Большое значение играет похвала. Она является одним из стимуляторов для ребёнка в преодолении нарушений.
Несколько способ похвалить ребенка
НИЧЕГО СЕБЕ! ПРЕВОСХОДНО! ХОРОШО! ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Я, ЗНАЮ, ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ЭТО! Я ГОРЖУСЬ ТОБОЙ! ФАНТАСТИЧЕСКИ! ХОРОШАЯ РАБОТА! НЕВЕРОЯТНО! БРАВО! УРА, ДЛЯ ТЕБЯ! ТЫ У ЦЕЛИ! ТЫ НА ВЕРНОМ ПУТИ! ПОБЕДИТЕЛЬ! ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ РАБОТА! ВЫ ОБНАРУЖИЛИ ТАЙНУ! ВЕЛИКОЛЕПНО! ИЗУМИТЕЛЬНО! ПОТРЯСАЮЩЕ! ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ! ТЫ ОЧЕНЬ ОТВЕТСТВЕННЫЙ! ТЫ ХОРОШИЙ СЛУШАТЕЛЬ! ВЫ - ХОРОШИЕ ДРУЗЬЯ! ВЫ ДЕЛАЕТЕ МЕНЯ СЧАСТЛИВЫМ! ВЫ УКРАШАЕТЕ МОЙ ДЕНЬ! ЭТО ПРАВИЛЬНО!
Помните, улыбка стоит 1000 слов!
13PAGE 15
13PAGE 14415