Работа с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам
Работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам
учитель физики МБОУ «Алексеевская СОШ»
Адамова Марина Владимировна
Нет ничего удивительного в том, что рождается много одаренных детей. Россия всегда была богата талантами. Их знает весь мир. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:
у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.Работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей, постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Для изучение реальных учебных возможностей и способностей учащихся провожу диагностику по методике Ю.К Бабанского:
1- биологические особенности
2 – навыки учебного труда
3 – интеллектуальные особенности
По результатам диагностики выстраиваю индивидуальный образовательный маршрут. Особое место в работе уделяю учету индивидуальных особенностей обучающегося, его склонностям и интересам. Стараюсь подержать его начинания, быть его другом, хорошим собеседником. Часто интересы перекликаются, тогда непроизвольно ты узнаешь больше о своем воспитаннике, при этом подводишь его к мысли, что для того, чтобы чего добиться: необходимо постоянно обновлять свой багаж знаний, много работать, решать практические задачи для достижения своей цели, ведь дорогу осилит идущий.
Чтобы узнать получше своего ученика, предлагаю высказывать свое мнение по вопросам каких-то высказываний, или изречений при этом использую притчи Л.Д Винчи –«Огонь и кремень», народную мудрость («терпение и труд все перетрут», «от науки крепнуть руки» и.т д). Многократное обращение к высказываниям великих людей, позволяет настроить на рабочий лад, и тогда осмысленное и принятое утверждение становится частью будущей познавательной деятельности обучающегося.
Нужно признать, что подготовка к олимпиадам – это достаточно трудоемкий процесс, который длится не один год. Умение анализировать ситуацию, ее описывать для дальнейшего решения не рождаются на пустом месте, как правило, это многократный повтор решения заданий в различных ситуациях. В свое время, такая работа отнимает много времени и сил и у педагога и у обучающегося.
Для успешной подготовки к олимпиадам, необходимо выполнение следующих условий:
ученик должен быть здоров;
- иметь желание заниматься не на ситуативном уровне, а хотя бы на познавательном;
- большое трудолюбие, усидчивость.
Одна из основ взаимопонимания учителя и ученика – положительный эмоциональный настрой, деловая атмосфера.
Эмоциональный настрой порождается чувством радости, удивления, азарта, восторга. К.Д. Ушинский писал, что «главная цель обучения и воспитания – дать человеку деятельность, которая наполняла бы его душу».
Определим основные правила, которые составляют основу личного плана учителя по развитию одаренных детей:
Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить конкретный результат своей работы.
- Будьте довольны скромным прогрессом, успех подпитывает успех. Прочный, но скромный успех часто закрепляется и становиться характерным для данного человека.
Будьте готовы учиться у других. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит достойно оценить мысли и поступки окружающих и повысит ваш авторитет в их глазах.
Учитесь на своих неудачах. Если вы неправы, будьте готовы признать это.
Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. Вы отвечаете за ход вашей собственной жизни и развитие одаренного ребенка, с которым занимаетесь.
Приведу примеры из опыта работы в урочной деятельности по выявлению одаренных детей.
– Вопрос: «Зачем нам нужно знать?» (в ответе есть указание на деятельность).
II – Выполнение деятельности в конкретной ситуации, где возникают затруднения.
III – Анализ затруднений: «Не все смогли эту деятельность выполнить, нужно этому поучиться».
Математик и педагог Д.Пойа писал, "что решение задач это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь ... если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать".
Чтобы научить ребенка решать задачи, необходимо, прежде всего, сформировать привычку решать задачи, да еще привычку делать это с удовольствием. А этому можно научить!
Способы решения проблемных ситуаций
Логический (Кого мы видим глядя в зеркало?)
Математический (Определите выталкивающую силу, действующую на вас?)
Экспериментальный (Можно ли с помощью льда добыть огонь?)
Перед собой ставлю цель: формировать интеллектуальные умения в процессе самостоятельной деятельности учащихся, пробудить потребность к саморазвитию, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Идея к руководству: потребность возникает у человека в процессе его личной деятельности.
Направление поиска
Обеспечить развитие познавательных способностей каждого ученика на основе учета индивидуальных особенностей познавательной деятельности. Формировать компетентную личность, готовую к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в изменяющихся социально- экономических условиях.
Практика показывает, что добиться положительных результатов в развитии одаренного ребенка можно при правильной организации дополнительной работы с ним.
Основное направление дополнительных занятий – установление связей между отдельными темами, изучаемыми в различных классах средней общеобразовательной школы.
Основной принцип – не дать забыть пройденный материал, даже если он изучался в прошлые годы.
Основная форма занятий – индивидуальные занятия или групповые лекции с индивидуальными консультациями:
умение решать задачи по физике требует не только конкретных знаний, но в большей степени знаний обобщенных, которые приобретаются только на опыте, в процессе решения большого количества задач. Главное условие обучения - необходимо время для приобретения этого опыта.
Не менее года систематических дополнительных специальных занятий необходимо провести с ребенком, прежде чем можно будет с надеждой на успех направлять его на олимпиаду по физике. Поэтому начинать подготовку к олимпиаде по физике учащегося, у которого определился интерес и способности к изучению физики, желательно уже с 6 класса.
Причем дополнительные занятия с одаренными ребятами должны быть не только постоянными в течение всего учебного времени, не должны они прерываться и во время школьных каникул.
Хорошо известны основные методы и приемы решения физических задач:
Рациональный выбор системы отсчета и системы координат
Принцип симметрии в задачах по физике
Векторный метод
Метод размерностей
Метод электрических изображений
Оценочный метод
Графические методы решения задач
Дифференциальный метод (разбиение на бесконечно малые элементы)
Интегральный метод (суммирование бесконечно малых элементов)
Важно научить обучающегося этим методам, нужно чтобы он их видел и ставил конкретные задачи при их решении. На практике это выглядит так, вместе разбираем задачи, которые можно решить несколькими способами, предлагаю рассмотреть преимущества одного способа над другим. Затем делаю подборку задач, где обучающийся сам может решить несколькими способами.
Например:Какой путь пройдет капля за 5-ю секунду от момента отрыва? Сопротивление воздуха пренебречь?
Совместно разбираем ключевые учебные задачи.
Автомобиль проехал n-ю часть пути со скоростью v1, а оставшуюся часть пути со скоростью v2 . Найдите среднюю скорость автомобиля на всём пути:
а) при n =3;
б) при n =4;
в) при n =5;
г) при =9.
Выведите общую формулу для определения средней скорости.
В процессе решения, при неоднократном повторе решений обучающийся самостоятельно выводит формулу, и это становится для него «маленьким открытием» - его собственным, что немало важно.
Мы часто говорим, что школа – второй дом и двери открыты для всех участников образовательного процесса. Мы приглашаем родителей на внеклассные мероприятия. Провели КВН «Предки» и «Детки», затем интеллектуальный марафон, где в одной команде были дети и родители, теперь планируется проведение внеклассного мероприятия «Своя игра». Такая форма работы позволяет еще больше сблизить ученика, школу и ребенка.
По результатам муниципальных предметных олимпиад образовательное учреждение отправляет родителям призеров и победителей благодарственные письма.
Для того чтобы ребенок состоялся в жизни как личность, профессионал, человек, в первую очередь, его надо просто любить, вместе радоваться новым открытиям, мечтать и сравнивать его победы только с его победами. Еще надо вкусно и правильно кормить, следить за режимом труда и отдыха, жалеть, поддерживать и твердо верить в то, что ребенок – человек, способный творить счастливое завтра.