«Проектирование работы в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками через использование метода интеллект – карт»

«Проектирование работы в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками через использование метода интеллект – карт»

Шереметова О.В.
учитель начальных классов
МКОУ «Каменская СОШ№1» с УИОП
Образование в начальной школе является базой всего последующего обучения, поэтому формированию общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит значительная доля ответственности за успешность обучения в основной школе, уделяется особое внимание.
Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать, для чего учится, уметь находить информацию, размышлять над ней: анализировать, обобщать и систематизировать, а ещё уметь общаться, оценивать себя и других.
Как же научить всему этому школьника и главное узнать, чему же на самом деле он научился, в каких видах деятельности и какого рода затруднения испытывал при обучении?
Очевидно, что для решения обозначенных проблем необходимы иные приёмы и способы работы с  учебной информацией и, как следствие, иные способы организации учебного процесса, позволяющие не столько формировать, сколько управлять формированием ключевых компетенций на основании информации обратной связи. Одним из таких эффективных способов, на мой взгляд, является технология интеллект-карт, основанная на визуализации ассоциативных связей.
Интеллект-карта уникальный инструмент, совмещающий в себе средства обучения и диагностики. Отличительные особенности этого подхода: графическое представление информации; визуализация её структуры; активное использование цвета и объектов; максимальное использование пространства листа бумаги. На первый взгляд может показаться, что ничего особенного в этом подходе нет. Дети  и так умеют строить цветные  и объёмные графические структуры, используя для этого различные инструменты от цветных карандашей до графических редакторов Word или PowerPoint, программа X MIND6, ConceptDraw MINDMAP Professional Пробная версия.
Но для построения интеллект-карт используются иные механизмы обработки информации, совершаются другие мыслительные операции, используются другие возможности мозга. Благодаря этому учебная информация быстрее и качественнее запоминается со всеми связями и отношениями между понятиями. Более того, интеллект-карта, построенная по определённым законам, отображает информацию не только об описываемом объекте в том контексте и объёме как его понимает автор, но и о логичности и системности его мышления. Таким образом, она одновременно визуализирует и комплекс учебных знаний, и способы их предъявления, и набор психологических приёмов, используемых автором карты для её построения. Можно без преувеличения сказать, что технология интеллект-карт - это и способ организации учебно-познавательной деятельности, и инструмент для диагностики её результатов. Именно эта особенность технологии позволяет значительно расширить возможности участников образовательного процесса на разных его этапах.
Карты памяти, или интеллект-карты – это термины обозначают сравнительно новый способ альтернативной записи информации. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.
Метод интеллект - карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи. Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

а) объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;
б) основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;
г) ветви формируют связанную узловую систему.
Проще говоря, все наши планы и мысли можно представить в виде своеобразного дерева с ключевым понятием в центре и ветвями –ассоциациями вокруг него. То есть интеллект-карта- это изображение информации в графическом виде.
При составлении интеллект-карты (ИК) работают оба полушария мозга. ИК могут помочь учиться, так как в процессе их построения участвует большинство каналов восприятия.
Рисование ИК – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией.
В своей работе с учениками, мы, прежде всего, усвоили шаги построения интеллект-карт: готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры; лист кладём горизонтально; в центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1-2 ключевых слова); от центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами; каждую ветку подписываем 1-2 словами, на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их; устанавливаем связи между понятиями. В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрируем их: рисунки, схемы, символы и т. д.. Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого интеллект-карты и были придуманы.
Я использую интеллект-карты при повторении пройденного материала (Русский язык 3 класс тема «Части речи», «Правописание имен существительных»), при изучении нового материала (Окружающий мир, Плешаков, 3 класс, темы «Растениеводство», «Животноводство»), литературное чтение «братья Гримм «Бременские музыканты», при проверке изученного материала, т. е. практически на всех этапах урока.
Использование этого метода дает положительный результат и приносит удовлетворение от труда. Я очень горжусь успехами своих детей, и они отвечают мне взаимностью. Описывая метод интеллект-карт, Бьюзен постоянно подчёркивает, что он не является лишь ещё одним приёмом обучения. По его мнению, на основе данного метода можно создать систему обучения, которая вооружит учащегося самым важным умением умением самостоятельно приобретать знания и использовать их в своей деятельности.
Использование ИК вооружит учащихся самым важным умением – умением приобретать самостоятельно знания и использовать их в своей деятельности.















Лист лучше располагать горизонтально.
В центре листа заглавными печатными буквами напишите тему
(1-2 ключевых слова).
От центральной темы нарисуйте ветки разными цветами. Каждую ветку подпишите .(Используя разноцветные ручки, выводим из главной темы подтемы (используем ключевые слова), пишем разборчиво.)
Установите связи между понятиями.
Добавляйте пустые линии.
Задавайте себе вопросы.
Дополняйте карту рисунками.
Всегда помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга.
Не пасуйте перед неудачами. В добрый путь!
С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её. Рисование интеллект-карт-необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия.














15