Открытый урок(игра-путешествие)по химии в 8 кл.по темеОбобщение тем Классы неорганических соединений.Виды химических реакций.
ОТКРЫТЫЙ УРОК (ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ) ПО ХИМИИИ
В 8-М КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ:
«ОБОБЩЕНИЕ ТЕМ «КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.
ВИДЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
Разработала :
Смилык Валентина Михайловна,
учитель химии первой квалификационной категории
2015
(Обобщающий урок-игра по химии)
ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить классификацию неорганических веществ, научить учащихся применять полученные знания об уравнениях химических реакций на практике (составлять уравнения химических реакций), определять виды химических реакций.
Задачи урока:
Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации неорганических веществ, видах химических реакций, о генетической связи основных классов неорганических веществ, , записывать уравнения химических реакций,расставлять коэффициенты, а также определять виды химических реакций.
Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений,продолжить развитие практических умений учащихся, развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека
Воспитательные: воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик-ученик», (умение слушать и слышать другого человека); воспитывать у учащихся такие личностные качества, как внимание, наблюдательность, инициатива.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний учащихся с элементами игры.
Методы и приёмы: диалог, работа в группах.
Вид урока: урок игра – путешествие.
Оборудование: Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, таблица «Угадай слово», специальное оформление «цветочная поляна»,плакаты, нарисованные картины по теме урока, цитаты ученых-химиков(на ватмане)
На столе учителя: разбавленный раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, штатив с пробирками,р-р фенолфталеина,вода в большом цилиндре,ступеньки лестницы,елка,корзинкаНа столах учащихся: на партах команд флажки,соответствующие названиям команд (по КНС),рабочий лист для команд учащихся, карточки с заданиями,анкеты для учащихся.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Психологическая разминка.
Цель разминки: определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика в рабочем листе имеется рисунок со СМАЙЛИКОМ,на котором нет глаз и рта. Каждый ученик дорисовывает на лице Смайлика глаза ,рот, выражение которого должно отразить веселое настроение ученика
Учитель. Было бы замечательно, если бы к концу урока у каждого из вас было такое настроение…
Тема нашего урока «Обобщение тем »Основные классы неорганических соединений. Виды химических реакций»
Цель нашего урока: Сегодня на уроке мы должны закрепить все полученные вами знания о КНС,химических реакциях, их типах, решать всевозможные химические задания для того,чтобы подготовиться к КР по этим темам.
А для этого мы с вами организуем и совершим увлекательное путешествие по планете Химия. Путешествие будет тяжелым, необходимо использовать всю вашу сноровку, умственные способности, знания, полученные на предыдущих уроках. Я думаю, все вы прекрасно справитесь.
Чтобы достичь цели нашего путешествия, мы побываем: в химической стране Оксидов, на континенте Оснований, в королевстве Кислот, в Океане Солей, покорим гору Химическая, побываем на склоне горы «Химический букет», на хребте «Химический эксперимент», на мысе «Химические уравнения»…
11.Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.
Учитель. Урок наш будет проходить в виде игры-путешествия. Перед путешествием вы должны объединиться в группы(команды),название команд должно соответствовать названию КНС.(4-е команды). Садимся за столы,на которых стоят флажки с названием команд. А чтобы отправиться в дорогу , давайте соберём в рюкзак наши знания.(показывается рюкзак),ответив на вопросы:
Перечислите основные классы неорганических соединений и назвать их состав.
В какой цвет окрашивается фенолфталеин в растворе щелочи?
Как называется цифра, которую ставят перед химической формулой в уравнении реакции?
Что такое физические и химические явления?. Название растворимых в воде оснований.
Как называется реакция между кислотой и основанием?
Что общего у всех оснований7Назовите формулу поваренной соли.
Какие типы реакций вам известны?
Сульфаты - это соли какой кислоты?
Какие реакции называются реакциями обмена?
На что указывает индекс в хим. формуле?
Назвать формулу природного оксида
И так, в путь! Желаю удачи! У каждой команды на столе лежит рабочий лист,карточки с заданиями,анкеты.
Мы приближаемся к Химической стране Оксидов. Нужно найти жителей этой страны…Задание: выходит один ученик от команды к столу,на котором лежат формулы соединений,выбирает формулы оксидов (в виде квадратиков) и размещает их на ступеньки лестницы,чтобы стать на мостик оксидов…
Формулы соединений:HCl, CaO, H2SO4, Na2O,MgCl2, SO3, HNO3, Fe2O3, Zn,K2O, BaCl2, CO2,NaOH,ZnO,FeCl3,BaO,Ca(OH)2,Fe2O3,HCl,Al2O3,NO.
Путь наш был долгим,уже и зима наступила… Мы прибыли к Континенту Оснований.
Давайте поможем жителям континента собрать из снежных комьев Основания в корзиночку…(формулы оснований приклеены к шарам). Задание:К столу выходит один ученик от команды, выбирает формулы оснований и кладет в корзиночку…
Формулы соединений:NaOH,HNO3,Cu(OH)2,MgCl2,ZnO,Fe(OH)3.MgO,KCl, Ca(OH)2,H2SO4,NaOH,Zn(OH)2,Mg3N2,Al(OH)3.
Мы прибыли в Королевство Кислот. Так как наступила ночь, осветим себе путь звёздами – кислотами.(формулы кислот в виде разноцветных звезд). Задание:Выходит к столу ученик от команды и среди формул соединений ищет формулы кислот,украшает ими елочку.
Формулы соединений:AgCl,MgO,HCl,K2CO3,HNO3,CO2,H2SO4,NaOH,H2S,H3PO4,Fe(OH)3,H2O.
HCl,MgCl2,CaO,HNO3,H2S,NaOH,H2SO4.
А теперь перед нами Океан Солей
Нам необходимо в океане поймать уникальные экземпляры химических рыб.(формулы солей на разноцветных рыбках)
Формулысоединений:CaCl2,HCl,Mg(NO3)2,Na2O,FeSO4,ZnO,AgNO3,HBr,NaOH,Ba(NO3)2,CuO,
MnCl2,Zn3(PO4)2,Fe2O3,NH4OH,K2O,H2O,Cr(OH)3,K2SiO3, HgS.
Но прежде чем, мы перейдем к следующему этапу, я предлагаю немного отдохнуть и проведем «Валеологическую минутку» (Игра «Соответствие движению»).
А теперь мы должны покорить гору Химическая.
Вперед к горе!
Ребята, начнём подниматься на гору по ее склону «Химический букет». Задание : К доске выходят по одному участнику от команды. На лепестках цветов написаны схемы уравнений реакций.Ваша задача: написать уравнения реакций,расставить коэффициенты в них.Когда верно напишете уравнения, мы соберем из лепестков химические цветы,а из них сделаем химический букет…остальные учащиеся на своих местах записывают схемы реакций в своих рабочих листах…
Схемы уравнений химических реакций:
а) Al + Cr2O3 → Al2O3 + Cr
б) Li + N2 → Li3N
в) K2S + CuCl2 → CuS↓ + KClг) Fe(OH)3→ Fe2O3+ H2O
Мы пойдем дальше через ущелье «Химические элементы», по дороге нам надо раскодировать «шифровку».На каждой парте лежит шифровка. Посмотрите на нее внимательно.
Задание:
в левой части листа записаны уравнения химических реакций, справа – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в выше написанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью фломастера соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.
Шифровка (ответ:АЗОТ)
Ba + O2 → BaOFe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O
Na + S → Na2S
Fe + O2 → Fe3O4 5
8
4
6
А сейчас привал,отдохнем и выполним задание «Угадай слово».
Задание: к какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице. ( на доске таблица «Угадай слово». ) Вам необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово. Работает весь класс.
Таблица «Угадай слово».
Уравнения реакций Типы химических реакций
соеди-
нения разло-
жениязаме-
щенияобмена
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 Б В П З2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O Г И К Д
2Ca + O2 → 2CaO С Ж С Ф
K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3 Н У Т Ь
2HgO → 2Hg + O2 А М РПBr2 + 2KI → 2KBr + I2 ШЛ О И
Ответ: ПИСЬМО
Мы получили название следующего этапа нашего путешествия,взобравшись на хребет горы «Химический эксперимент».
Задание:Определим в какой пробирке находится кислота, а в какой – щёлочь (с помощью фенолфталеина).
Нам осталось преодолеть мыс Химических уравнений.
Все основные вопросы тем мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть ваше мышление.
Вы должны на него отвечать устно только «да» или «нет».
1.В реакции Ca + Cl2→ CaCl2 коэффициенты не нужны. (Да 2.В реакции Zn + HCl → ZnCl2 + H2 коэффициент у цинка 2. (Нет)
3.В реакции Ca + O2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2. (Да4.В реакции CuO + H2 → Cu + H2O коэффициент у меди 2. (Нет)
5.В реакции CuCl2 + Fe → Cu + FeCl2 коэффициенты не нужны. (Да)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Учитель.Друзья! Мы достигли цели, мы уже приблизились к вершине горы Химическая. Кто-то из вас пришел на вершину «горы» без поражений, а кто-то с поражениями…
111-1Y. РЕФЛЕКСИЯ.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Сегодня на уроке мы с вами систематизировали ваши знания по теме : «Основные классы неорганических соединений. Типы химических реакций». Я думаю, что на основании полученных сегодня знаний вам не составит труда хорошо написать КР на следующем уроке…
Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.На следующий урок повторите весь материал по темам сегодняшнего урока ,запишите в дневники.
И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас заполнить анкеты, лежащие на ваших столах( анкета»Понравился ли мне сегодня урок или нет?»)