Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

Формирование здорового образа жизни
у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Оздоровительные интегрированные занятия.
(из опыта работы).
Педагог дополнительного образования
Федосеев Сергей Владимирович

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с дошкольного возраста. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия. Цель оздоровительной работы – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
В своей практической работе я пользуюсь пособием «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» (Автор М. Ю. Картушина).
При разработке этих занятий и познавательных досугов использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно - методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 №65/23-16, где предпочтение отдается
интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.
Оздоровительные занятия проводятся по единому сюжету, способствуют решению следующих задач:
сохранению и укреплению здоровья детей;
развитию сенсорных и моторных функций;
формированию потребностей в двигательной активности;
профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
приобретение навыка правильного дыхания;
привитию навыка элементарного самомассажа;
развитию интеллектуальных функций( мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве ) ;
развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
формированию гармоничной личности ( умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.)
Оздоровительные занятия варьируются по времени. Их рекомендуется проводить во второй половине дня еженедельно в виде оздоровительного развлечения.
При проведении занятий необходимо учитывать самочувствие детей и их эмоциональное состояние.
В структуру занятия тесно вплетены различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, песни, импровизации.
Оздоровительные занятия являются в своем роде «уроками здоровья».
В каждом занятии представлены различные виды массажа, динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр, подвижных игр.
Дыхательная гимнастика по методике Б.С. Толкачева особенно рекомендуется часто болеющим детям. Желательно использовать ежедневно упражнения с озвученным выдохом: «р-р-р», «п-ф-ф», «тик- так», «ух-х» и т.д.
Непременным условием является во время занятий наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных реакций ребенка.
Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при сотрудничестве всего коллектива, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.

Рекомендованы следующие темы занятий:
« Радуга здоровья» (укрепи свое здоровье);
« Если бы я был деревом» (что такое правильная осанка);
« Заяц-хваста» (сам себе я помогу);
« Доктор Айболит» (как защитить себя от микробов);
« Федорино горе» (чистота – залог здоровья);
« Королева Зубная щетка» (чтобы зубы были здоровыми);
« Котята-поварята» (органы пищеварения) и другие.
Например: в занятии «Мойдодыр» используются следующие моменты:
Упражнение «Расскажи сказку», дыхательное упражнение «Самовар», упражнения для мышц шеи, массаж лица, «Умывалочка», самомассаж тела, пальчиковая игра «Мяч», подвижная игра «Догони мяч», пальчиковая игра «Крокодил», массаж рук «Мыло», танец.

Надеюсь, что представленный материал вызовет у вас интерес и будет полезен в практической работе.

15