Выявление и развитие творческих способностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях школы-интерната.


Государственное казённое общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданская областная школа-интернат»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
118703632123600
Педагог-организатор
Дворянкина Инна Владимировна
Раздел I.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Тема
Выявление и развитие творческих способностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях школы-интерната.
Цель
Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Задачи
Организовать сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого;
Использовать технологии развития творческого мышления;
Развить в детях самостоятельность, общий кругозор, интеллект и творческие наклонности.
Условия возникновения и становления опыта
Свою педагогическую деятельность осуществляю ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданская областная школа-интернат». В школе постоянно проживают и обучаются дети с психическими отклонениями, с различной степенью умственной отсталости, инвалиды.
Педагогами накоплен богатый опыт работы, сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса.
Актуальность опыта
Проблема выявления и развития творческих способностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях школы-интерната, приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование творческой личности обучающегося, способной к свободному развитию, побуждает педагога к постоянному выявлению и созданию условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся.Как показывает практический опыт, одним из таких условий является такая организация работы педагога, в основе которой лежит формирование у детей индивидуальных линий поведения. Наряду с этим, в педагогической практике является очевидным противоречие между потребностями учащихся в их творческой самореализации и неразработанностью в школе-интернате индивидуальных линий поведения обучающихся».
Ведущая педагогическая идея опыта
Тема опыта работы - Выявление и развитие творческих способностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях школы-интерната.
Ведущая педагогическая идея опыта - создание оптимальных условий для развития творческих способностей детей-сирот в условиях закрытого учреждения, способствующих достижению их успехов в той или иной сфере деятельности.
Длительность работы над опытом
3 года
Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат идеи Л. Н. Коган, Л. С. Выгодского, Н. А. Бердяева, Д. С. Лихачёва, А. С. Каргина, В. А. Разумного, Моткова О.И.
Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры:
беглость мысли (количество идей),
гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),
оригинальность (способность производить идеи),
любознательность.
Богданова Т.Г. в своей книге: “Диагностика познавательной сферы ребёнка” выделяет совокупность множества способностей:
Дивергентное мышление;
Гибкость в мышлении и действиях;
Быстрота мышления;
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
Богатое воображение;
Восприятие неоднозначных вещей;
Развитая интуиция.
Особенно важны работы Л. С. Выгодского. Он признаёт за всеми детьми склонность к творчеству, выявляющуюся по-разному. Поэтому и дети-сироты, и дети с умственной отсталостью имеют такую склонность. Важно только её развить.
Новизна опыта
Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей ребёнка, способствующих достижению им успехов в той или иной сфере его деятельности — любых видах творчества, учёбы, спорта и т.д.
Ещё совсем недавно среди педагогов преобладало мнение, что большая часть способностей маленьких детей являются врождёнными, и обусловлены именно генетикой.
Дети, живущие в интернатах, как правило, имеют плохую наследственность. Это и психические заболевания родителей, и алкоголизм, и асоциальный образ жизни.
Наблюдения за детьми-сиротами, проживающими в школе- интернате, показали, что большее значение имеет правильное и своевременное выявление индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также создание благоприятного фона для их полноценного и всестороннего развития.
Раздел 2
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Методы, приемы, формы организации работы
Творческие способности детей-сирот, постоянно проживающих условиях школы-интерната, выражаются в активном использовании воображения. Именно воображение влияет на умение ребёнка находить нестандартные решения возникающих проблем, активизирует развитие фантазии и образное мышление. Каким же образом происходит выявление и развитие творческого потенциала у таких детей?Очевиден интуитивный подход к решению тех или иных задач. Интуиция определяет способы действий ребёнка, ему трудно объяснить, почему он решил сделать что-либо, так, а не иначе, тем не менее, интуитивное решение проблемы очень часто оказывается верным.
Гибкость и быстрота мышления, умение оперативно ориентироваться в ситуации.
Создание оригинальных идей, постоянный поиск и изобретение чего-то нового.
Влечение к прекрасному, определение собственной системы эстетических ценностей (любимые художники и поэты, писатели, музыканты и т.д.).
Развитая эмоциональная сфера: способность к эмпатии (сопереживание, умение поставить себя на место другого), терпимость, склонность к рефлексии и самоанализу, чувство юмора.
Специальные способности. Демонстрируют успехи обучающихся детей в специализированных видах занятий и вызваны предрасположенностью к их развитию.
Способности Наклонности ребёнка
Музыкальные Любовь к различным видам музыкального искусства: вокалу, игре на музыкальных инструментах, способность запоминать и воспроизводить мелодии, попытки сочинять песни и мелодии самостоятельно.
Литературные Интерес к художественной литературе, самостоятельное чтение книг внешкольной программы, попытки написать собственное литературное произведение, способности к декламации.
Театрально-художественные Любовь к подражанию, исполнению пантомим, придумыванию и образному воплощению ролевых игр.
Социальные, коммуникативные Определяют уровень свободного взаимодействия ребёнка в коллективе: умение договариваться, способность вовлечь в игру остальных, влиять на других детей во время игр и занятий.
Наблюдение.
Для того, чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности, рекомендуется наблюдать за ним на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:▪ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;▪ Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;▪ Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергичноотстаивает его;▪ Склонен к рискованным действиям;▪ Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабоченпреобразованием, улучшением общества, предметов, систем;▪ Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях,которые другим не кажутся смешными; 3▪ Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетическиехарактеристики вещей, предметов;▪ Не боится отличаться от других;▪ Не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Диагностика.
Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;- для получения более точных результатов необходимо исключитьучебную мотивацию;- оценивать не столько результат, сколько процесс;- педагог может быть участником игрового процесса;- для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительныйпериод;- стараться не ограничивать ребенка во времени.
Творческое задание «Покажи как двигается, говорит».Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографииразличными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными :изображение робота, лисицы, машины, цветка, солнца, мяча, птицы, телефона, травы, жука ). Ребенку необходимо показать, как двигаетсяобъект, как разговаривает.При оценке данного задания используется трёхбалльная система:высокий уровень – образ точный и целостный, показ выразительный;средний уровень – переданы только некоторые элементы образа, показ достаточно выразительный;низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует.
Творческое задание «Озвучь роль».Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольномспектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятнокакой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственнойсферы детей, интонационное прочувствование образа. Творческое задание «Соотнеси музыку».Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.
Анкетирование педагогов.
Так как дети, проживающие в школе-интернате, лишены родительской опеки, наблюдение за ними осуществляют воспитатели. Для них разработан опросник (по Ф.Татл, Л. Беккер).Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85. Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов.Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору:
1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто;
5 – почти всегда.
№ Особенности ребёнка 1 2 3 4 5
1 Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт много вопросов. 2 Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов. 3 Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.). 4 Легко справляется с загадками. 5 Понимает сложные (для его возраста и умственных способностей) определения, отношения. 6 Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми или взрослыми. 7 Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. 8 Понимает значение чисел от 1 до 10. 9 Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники. 10 Понимает функции часов, календаря, секундомера. 11 Проявляет большое желание приобретать новые знания, навыки и умения. 12 Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания в течение большего периода времени, чем его сверстники. 13 Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети. 14 Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует. 15 Проявляет острую наблюдательность. 16 Правильно использует много слов в своей речи. 17 Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства. Стимулирование творческих способностей.
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательность со стороны педагога, его отказ от критики в адрес ребёнка;
обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможностей для практики;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Формы организации работы.
Привлечение воспитанников к работе детской организации (Приложение 1);
Организация досуговой деятельности;
Привлечение воспитанников к участию во внеклассных мероприятиях;
Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах;
Средства достижения цели.
Привлечение воспитанников к работе детской организации.
В 2015-1016 учебном году школе создана детская организация. В своей деятельности детская организация руководствуется принципами добровольности равноправия, самоуправления, гласности, творчества, учета индивидуальных особенностей и общих интересов, законности.Детская организация имеет свою программу, флаг, герб, гимн.Программа рассчитана на учащихся 7-18 лет.  Ведущей деятельностью этого возрастного периода является общение, которое очень важно направить в позитивное русло с помощью поставленных задач.
Работая по данной программе, члены детской организации получают:
интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
возможность выполнять реальные дела, имеющие большое значение для окружающих;
участие в планировании работы детской организации, в выборах органов соуправления и возможность быть избранными в них.
Программа детской организации-это  система мероприятий направленных на:
развитие общей культуры личности;
воспитание патриотизма;
самореализацию и самоутверждение личности;
взаимную и личную ответственность  за выполнение порученных заданий;
включение учащихся в общественно-полезную деятельность;
формирование чувства любви к родному краю.
Задачи:
выявлять и развивать способности детей живой практической деятельностью;
развивать инициативу и творчество ребят в процессе коллективных дел;
воспитывать в детях умение сопереживать, стремление прийти на помощь тем,  кто в ней нуждается;
формировать основы здорового образа жизни;
формировать умение жить в единстве с природой.
(Приложение 1).
2. Организация досуговой деятельности.
За время накопления педагогического опыта расширился круг занятий по внеклассной работе среди воспитанников. Благодаря администрации школы были заключены договора с различными организациями дополнительного образования, что дало возможность воспитанникам расширить свой досуг различным видами деятельности.
Учреждение сотрудничает с организациями культуры, молодежными организациями, спортивной школой, обеспечивая воспитанников разнообразными видами внеклассной деятельности, положительно влияя на социализацию воспитанников.
Большой вклад в организацию досуга вносят и шефы учреждения, которые организовывают для ребят выезды, праздники, дни именинника.
Разнообразная внеклассная деятельность позволяет расширить кругозор детей. Распределение занятий по интересам среди воспитанников, учитывая возрастные, физические и психологические возможности каждого, позволяет обеспечить полную занятость воспитанников во внеурочное время.
3.Привлечение воспитанников к участию во внеклассных мероприятиях.
Регулярно в школе проводятся внеклассные, общешкольные мероприятия, в которые привлекаются воспитанники со всех групп. Это календарные и спортивные праздники, общешкольные мероприятия, экскурсии.
Еженедельно, в рамках клуба выходного дня, проводятся такие мероприятия, как игры по станциям, дискотеки, дни именинника, просмотр фильмов на большом экране, воспитательные мероприятия. Самое активное участие в подготовке и проведении данных мероприятий принимают воспитанники, состоящие в детской организации.
(Приложение 2)
Раздел 3
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
За время накопления педагогического опыта расширился круг занятий по внеклассной работе среди воспитанников. Благодаря администрации школы были заключены договора с различными организациями дополнительного образования, что дало возможность воспитанникам расширить свой досуг различным видами деятельности.
Социально- педагогический центр посещает 40% ребят, они занимаются в таких творческих объединениях как мастерская сувениров, «За здоровый образ жизни», «Ладья»
В школе искусств на отделениях художественного творчества, хореографии и народных инструментов занимается 25% ребят.
В Центре культуры п. Сокол в вокальном кружке и кружке эстрадного танца занимается одна воспитанница.
Детскую юношескую спортивную школу посещает 10% ребят. Они занимаются на секциях борьбы, бокса и волейбола.
В десяти школьных кружках и секциях занимаются 100% ребят.
За время накопления педагогического опыта учреждение приняло участие в 24 областных, всероссийских и международных конкурсах.
Значительно увеличилось число мероприятий, в которых принимают участие воспитанники.
Список приложений.
Приложение 1- Программа деятельности детской организации;
Приложение 2- Сценарии мероприятий
Литература:
Богданова Т. Г. , Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка.- М.: Роспедагенство, 1994.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр “Академия”,2002.
Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. Ж-л “Завуч начальной школы”.№2,2001.
Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк.2000.№7.
Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие.-М.: “Треугольник”,1993.
http://refleader.ru/yfsyfsyfsotr.html