Планирование словесно — дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста


Словесно-дидактические игры по развитию речи.
(Примерный перспективный план)
младшая группа
Литература.
О.С. Ушакова «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников.
О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников». Игры. Упражнения. Конспекты занятий.
А.Н. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом».
А.К. Бондаренко. Словесные игры в детском саду.
Месяц Дидактическая задача Название игры Описание игры
I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) Развивать слуховое внимание, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения, учить соотносить звучащее слово с предметом или картинкой, внятно произносить простые слова, отвечать на вопросы. «Кого как зовут»
«Да или нет»
«Угадай, что звучит» Воспитатель подходит и спрашивает, как тебя зовут. Ребенок называет себя, если он молчит, то взрослый помогает ему (2-3 ребенка), затем спрашивает других как зовут других малышей, например, девочку с красным бантиком и так далее. Затем игра с куклой, игрушками.
Воспитатель держит мишку и называет части его тела. Затем просит детей показать и повторить части его тела. После взрослого предлагает отвечать словами «да» или «нет» на вопросы «Есть ли у мишки нос?» и так далее. (можно использовать другие игрушки.)
Воспитатель показывает барабан, колокольчик, молоточек, затем за ширмой воспроизводит звучание этих предметов, дети отгадывают, что звучит.
Приучать слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы. «Ладушки»
«Про сороку»
«Игра с пальчиками»
«Коза рогатая»
«Заинька» Смотри картотеку
Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия «Угадай игрушку»
«Про кого я говорю»
«Скажи какой»
«Исправь ошибку» О.С. Ушакова. «Развитие речи и творчества дошкольников» (стр. 13)
Стимулировать умение детей самостоятельно играть по мотивам сказки Игра – инсценировка по сказке «Курочка Ряба» О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 8-9)
Стимулировать умение детей рассматривать предметы, выделять детали, соотносить с ними точные наименования, общаться. Знакомство с игрушками (паровоз, корова, петух) О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 9)
Формировать умение узнавать по звукоподражанию как животные подают голоса. «Кто как кричит»
«Поезд»
«Назови животных и скажи, кто как кричит»
«Угадай, кто(что) это» О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 10)
Воспитатель вынимает из коробки одну из игрушек и спрашивает, кто это? Затем просит детей показать как оно кричит (собака, щенок, лошадка, лягушка, гусь, кукушка).
Сначала воспитатель показывает детям козу и овечку и напоминает как они кричат: коза – меее, овечка-беее, Затем взрослый предлагает узнать на слух, кто кричит ( можно взять другие игрушки).
Месяц Дидактическая задача Название игры Описание игры
II квартал (декабрь, январь, февраль) Развивать слуховое внимание, приучать внимательно слушать речь, правильно воспринимать ее, точно выполнять игровые поручения.
Учить рассматривать и называть предметы и их части; различать и называть большой и маленький, правильно произносить звуки. «У кого такой предмет?»
«Едят или не едят?»
«Магазин»
«Можно ездить или нет»
«Кому что надо»
«Отгадай и назови»
Знакомство с игрушками (автомобиль, лошадка, мышка)
Знакомство с игрушками (поросенок, утка, лягушка) У детей картинки с изображением одного предмета. Воспитатель предлагает рассмотреть их, затем спрашивает, у кого какая картинка, ребенок показывает всем эту картинку.
Воспитатель называет вперемешку продукты питания и предметы, которые нельзя есть, если можно есть, то дети хлопают.
Воспитатель показывает картинку с предметом, дети говорят для чего этот предмет.
Воспитатель задает вопросы: Кто живет в норке? (мышка)
Что мы надеваем зимой? (шапку)
А что еще? (шубу)
Кого боится мышка? (кошку)
Кто прыгает по дорожке и квакает? (лягушка)
На чем можно ездить? (на машине) и так далее.

О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 13)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 16)
Формировать умение соотносить со словом игровые действия с куклой, выделять и называть части тела куклы, предметы одежды. Игра – инсценировка «Оля и Айболит»
С/р игра «Куклы в гостях у детей» О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 18, 20)
Учить различать и называть цвета, группировать предметы по цвету, согласовывать прилагательное с существительным «Найди красную (желтую, зеленую) игрушку»
Игра – инсценировка по сказке «Теремок»
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 26)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 29)
Учить эмоционально отзываться на происходящее и самостоятельно высказываться. «Поручения» О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 31)
Учить называть признаки внешнего вида игрушки или объекта «Какая кукла»
«Сравни кукол»
«Сравни разных зверят»
«Кто лучше похвалит» О.С. Ушакова. «Развитие речи и творчества дошкольников» (стр. 14-15)
Месяц Дидактическая задача Название игры Описание игры
III квартал (март, апрель, май)Приучать детей внимательно слушать речь, учить отгадывать загадки «Отгадай»
«Кто топает» Развивать речевую активность, соотносить действия со словом, упражнять в правильном произношении звуков. «На птичьем дворе»
«У медведя во бору»
«Конь»
«Петушок»
«Хохлатка»
«Сова»
«Уточка»
«Птички»
«Солнечные зайчики»
«Игра в поезд»
«Вороны»
«Пчелки»
«Птицы и автомобиль»
Смотри картотеку
Обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а так же на промежуточные признаки.
Познакомить с противоположными состояниями (веселый-грустный).
Закрепить представление об обобщающих словах.
Учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия.»» «Куклы рисуют и гуляют»
«Кукла веселая и грустная»
«Назови одним словом»
«Кто что умеет делать»
«Кто назовет больше действий»
«Где что можно делать»
«Закончи предложение» О.С. Ушакова. «Развитие речи и творчества дошкольников» (стр. 16)
О.С. Ушакова. «Развитие речи и творчества дошкольников» (стр. 16)
О.С. Ушакова. «Развитие речи и творчества дошкольников» (стр. 17)
О.С. Ушакова. «Развитие речи и творчества дошкольников» (стр. 17)
О.С. Ушакова. «Развитие речи и творчества дошкольников» (стр. 17)
О.С. Ушакова. «Развитие речи и творчества дошкольников» (стр. 17)
О.С. Ушакова. «Развитие речи и творчества дошкольников» (стр. 17)
Формировать умение ориентироваться на окончание глаголов в прошедшем времени при согласовании его с существительным при построении предложения.
Формировать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Формировать умение правильно использовать в речи с пространственным значением (в, на, около, под, перед).
Формировать умение употреблять название детенышей животных
Формировать умение находить нужный по смыслу глагол.
Формировать умение образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов
Учить отгадывать загадки «Теремок»
«Чего не стало»
«Где наши ручки?»
«Прядки»
«Домики»
«Добавь слово»
«Скажи наоборот»
«Невидимки»
«Олины помощники»
«Кто что делает»
«Все наоборот»
«Кто больше действий назовет»
«Оркестр»
«Вечер загадок» О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 42)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 43)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 45)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 47)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 57)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 57)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 58)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 58)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 59)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 60)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 61)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 69)
О.С. Ушакова. «Придумай слово» (стр. 73)