Картотека Эмоционально-развивающих игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЯСЛИ-САД №288



Картотека

«Эмоционально- развивающих игр»




Подготовила: практический психолог
Калашникова Н.Л.
«Угадай эмоцию»
(для детей 4 – 10 лет)
Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идёт речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребёнку пример. Сперва играйте вдвоём. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую–нибудь эмоцию, а игроки называют её и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом.
«Изобрази животное»
(для детей 4 – 10 лет)
Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во – первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во – вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы сможете похоже изобразить броненосца или бегемота?) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. И неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неловкость играют здесь далеко не последнюю роль. Считается, что дети с маловыразительными, «неподвижными» лицами теряют при общении не менее 10 – 15 % информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношение окружающих к себе.




«Где мы были – мы не скажем,
а что делали - покажем»
(для детей 5 – 10 лет)

Задача этой распространённой детской игры – без слов показать какое – либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Дна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.






«Разговор с глухой бабушкой»
(вариант игры, предложенной М.И. Чистяковой
для детей 4 – 10 лет)
Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Напри-
мер, четырёхлетнему малышу достаточно просто сказать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник уже способен изобразить жестами и сами очки и то, что они сломались, так как кто – то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Всё зависит от вашей коллективной фантазии.







«КОНСПИРАТОР»
( игра, предложенная В. Петрусинским,
рекомендуется для детей 5 – 10 лет)

Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор – тот, кого узнали последним.










«СКУЛЬПТУРА»
(А.Б. Домбрович, для детей 5 – 7 лет)

В игре должно участвовать как минимум три человека. Двое договариваются, какую фигуру они хотят изобразить, и затем первый игрок «лепит» её из второго, постепенно заставляя его принять нужные позы. Третий же игрок должен отгадать, что это за скульптура.












СТРАХ ТЕМНОТЫ

«БОБРЫ»
(для детей 3 – 6 лет)

Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобёр прячется от него под столом, накрытом скатертью, свисающей до полу, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушёл и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу – т.е., выйдет в соседнюю комнату – и вернётся). Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить своё жилище.






«КТО ПРИТАИЛСЯ В ТЕМНОТЕ?»
(игра, И.Я. Медведевой для детей 4 – 8 лет)

Эта игра проходит гораздо оживлённей, если в ней участвует несколько детей. Ребёнок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по – настоящему. Внезапно в темноте ребёнку чудится какое – то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встаёт, зажигает свет и выясняется, что чудовище – это маленький, милый котёнок (изображаемый либо куклой, либо другим ребёнком).
Для детей 6 – 8 лет эту игру можно усложнить. Пусть ребёнок попытается жестами изобразить то, что ему привиделось в темноте, а другие дети попробуют отгадать. (В следующий раз, когда пантомимические возможности будут исчерпаны, можно называть первую и последнюю буквы загаданного слова). Тому, кто отгадает, присуждаются очки.

«В ТЁМНОЙ НОРЕ»
(для детей 4 – 5 лет, М. И. Чистяковой)

Два друга, Утёнок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей в нору, пообещав им угощенье. Но когда малыши пришли к Лисе, она открыла дверцу в свою нору и предложила им зайти первыми. Только переступили порог Утёнок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха – ха – ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в неё вас, малышей. То – то вкусное у меня будет угощенье!» Утёнок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утёнок заплакал и стал громко звать свою маму. А Зайчонок не плакал, он думал. И наконец предложил Утёнку вырыть подземный ход. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась всё больше, и вот друзья уже на воле. Утёнок и Зайчонок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, осмотрела норку и замерла от удивления В норе никого не было.
Норой должно служить помещение, в котором нет естественного освещения (коридор, кладовка и т.п.). Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Взрослый ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.
Если у ребёнка нет партнёра на роль второго зверька, пусть он либо изображает обоих персонажей (скажите ему, что так даже интересней, он может говорить на разные голоса или взять «в партнёры» мягкую игрушку), либо попадает в лисью нору один.













«КУКОЛЬНЫЕ ПРЯТКИ»
(для детей 4 – 6 лет)

В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причём некоторые прячутся в освещённом помещении, а некоторые – в тёмном. (Днём – комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером – при включенном ночнике). За игрушку, найден-
ную в темноте, даётся больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребёнку, оставляйте игрушки в затемнённой комнате на видном месте.









«СМЕЛЫЙ РАЗВЕДЧИК»
(для детей 5 – 8 лет)

Можно играть в компании, а можно вдвоём со взрослым. Лучше вплести в эпизод про смелого разведчика в развёрнутую игру в войну, чтобы всё получилось естественней и интересней. В какой – то момент ребёнок (называемый опять – таки своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемнён
ном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребёнок должен всё сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.








СТРАХ ОДИНОЧЕСТВА

«ПОТЕРЯШКА»
(для детей 4 – 8 лет)

Можно использовать мягкие игрушки, а можно и играть самим. Количество участников не ограничено.
В одном доме жил маленький щенок. (Пусть ребёнок сам придумает, хорошо ему там было или не очень, и покажет это вместе с вами в сценках). Пошёл он как – то на прогулку и потерялся. (Зафиксируйте на состоянии щенка в тот момент, когда он понял, что хозяев рядом нет. Попросите ребёнка показать мимикой и жестами, как щенок растерялся, испугался, впал в отчаяние. Если он будет затрудняться, покажите ему, как можно изобразить эти чувства. Непременно обсудите и причину, по которой потерялся щенок. Может, он слишком далеко убежал вперёд или, наоборот, зазевался и не заметил, когда хозяева свернули в переулок? Или заигрался и не обратил внимания на команду?) Дальнейшее развитие сюжета будет зависеть от состояния ребёнка. Если он охотно участвует в игре и готов продлить её, придумывайте вместе с ним приключения Потеряшки. Если же сюжет его травмирует, поскорее предложите счастливую развязку, но через несколько дней вернитесь к этой игре и последите за реакцией ребёнка. Показывайте именно ПРИ – ключения, а не ЗЛО – ключения Потеряшки, подчёркивая доброту персонажей, с которыми Щенок будет сталкиваться по ходу сюжета. Если ребёнок скажет, что Щенку было у прежних хозяев неуютно, пусть его найдут другие люди. Например, сам ребёнок. Момент обретения дома должен, конечно, быть отыгран как очень радостный, но надо непременно подчёркивать, что и приключения свои Щенок потом вспоминал с удовольствием.









«СЛУЧАЙ В МАГАЗИНЕ»
(для детей 5 – 8 лет)


Эта игра наполовину кукольная, наполовину драматическая: ребёнок и его родители изображаются без помощи кукол – по артистической терминологии «в живом плане» - а остальные покупатели и продавцы – куклами и мягкими игрушками. Нужно создать впечатление многолюдного помещения, где царит суета и все снуют в разные стороны.
Ваш ребёнок пошёл с вами в большой магазин. Народу было очень много, поэтому, не желая, чтобы малыша толкали, вы поставили его (пусть он сам предложит, где именно) и сказали, что сейчас придёте. (Повторяя эту игру через несколько дней можно попробовать выйти в другую комнату). Малыш остался один. Пусть покажет, как он вас ждёт, как через некоторое время начинает беспокоиться, хочет даже кинуться на поиски мамы, но потом вспоминает, что надо стоять там, где его оставили, иначе он действительно потеряется. (Таким образом ребёнок лишний раз в игровой форме будет усваивать важнейшие правила поведения в людных местах). Наконец вы появляетесь. Вы очень довольны тем, что ваш ребёнок проявил терпение и выдержку. Не скупитесь на похвалу и дайте малышу приз (причём настоящий!). Если призы варьировать и до последней минуты держать в секрете, у ребёнка появится дополнительный стимул затевать эту игру. Время ожидания мамы надо потихоньку растягивать (но, естественно, не до бесконечности), побуждая малыша заполнять паузы какой – то умственной деятельностью. Пусть, в зависимости от своих склонностей и интересов, либо наблюдает в окно за тем, что происходит на улице, а потом расскажет вам, либо сочинит какую – нибудь историю, либо займётся устным счётом, либо почитает книжку.








«КАК ВАЖНО ЗНАТЬ СВОЙ АДРЕС»
(для детей 4 – 5 лет)

Некий мальчик потерялся. (Пусть ребёнок даст ему имя и сам придумает, каким образом потерялся, а вы внимательно следите за развитием сюжета. Не проскользнёт ли в нём страх быть отвергнутым? Ведь это ещё одна причина, по которой дети порой боятся одиночества. Может быть, вы с ним слишком строги, требовательны? Тогда надо будет менять своё отношение). Он потерялся, но не растерялся, а подошёл к милиционеру и бойко сказал свой адрес и телефон. Милиционер похвалил мальчика за сообразительность и отвёл домой, где его встретили родители. (В этой сцене попросите ребёнка сыграть маму с папой, и если он встретит потерявшего мальчика упрёками или, того хуже, угрозой наказания, я советую вам тоже серьёзно задуматься над своим поведением).




«СЮРПРИЗЫ»
(для детей 4 – 8 лет)

Дети обожают сюрпризы. Пользуясь этим, можно постепенно приучать их оставаться одним. Готовьте друг другу сюрпризы. Для этого, естественно, нужно будет на какое – то время уединиться. Старайтесь, чтобы ваш сюрприз действительно об-
радовал ребёнка и не скупитесь на выражение восторга, получая подарок от него. Тогда положительные эмоции заслонят страх, а если вы потом в присутствии родных или друзей похвалите малыша не только за золотые руки, но и за терпение и смелость, то не исключено, что на довольно долгое время «сюрпризы» станут его любимой игрой и вскоре вы начнёте испытывать нехватку новых идей. Советую поискать книги по оригами (японское искусство складывания фигурок из бумаги), а также освоить несложные фокусы. И то, и другое как правило вызывает у детей живой интерес.



«ГОТОВИМСЯ К БОЮ»
(для детей 5 – 8 лет)

Эта игра, естественно, подходит мальчикам, и лучше играть в неё с папой. Сын, оставшись один в комнате, готовится к сражению: придумывает план боя, чертит карту местности, расставляет солдатиков, строит укрепления, придумывает какие – то военные хитрости. (Отцу за несколько дней следует провести с ним предварительную подготовку, подсказать некоторые идеи, показать, что собой представляет простая карта местности). Наконец вражеские войска появляются на горизонте и сражение начинается. Игра должна проходить весело, сопровождаться шутливыми угрозами и насмешками. Но отцу необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не перевозбудился и шутливый бой не перешёл в настоящий. Ну, и конечно, сын должен выходить из сражения победителем.




СТРАХ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ,
ЧУДОВИЩ, ПРИВИДЕНИЙ

«МАСКИ СТРАХА»
(для детей 4 – 8 лет)

Этот приём используют очень многие психологи и психиатры. Детей просят сделать маску страха (или «кого – то страшного»), которой малыши потом по очереди пугают друг друга. Эту игру нужно проводить на большом эмоциональном подъёме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Взрослым пугать не стоит. Лучше пригласить в гости одного – двух соседских ребятишек и тщательно дозировать игру. Не давайте малышам перевозбуждаться, а то резкий выплеск страхов может привести к проявлениям агрессивности. Не настраивайте, если ваш ребёнок будет отказываться играть роль боящегося и захочет только пугать (или наоборот). Затевайте игру примерно раз в неделю и через некоторое время он, скорее всего, заразившись примером товарищей, согласится исполнить обе роли (это важно не только для преодоления робости, но и чересчур критичного отношения к себе, нередко сковывающего поведение нерешительного ребёнка).
Через два – три сеанса введите в игру новый элемент: пусть тот, кого пугают, прогонит страшную маску. Но только пантомимой. Следите, чтобы опять дело не дошло до рукоприкладства.
И ни в коем случае не допускайте, чтобы при дошкольниках рассказывались «страшилки» типа «Чёрная рука». Они популярны среди детей лет 9 – 12, и для них это своеобразная психологическая закалка, этакая «психотерапия детским фольклором», а на малышей подобные истории производят ужасное впечатление.







«ПУТЕШЕСТВИЕ К БАБЕ ЯГЕ»
(игра, предложенная
А.И. Захаровым для детей 3 – 5 лет)

Отправьтесь вместе с ребёнком к Бабе Яге или Кощею. Соорудите из диванных подушек их жилище. Помните, что ребёнок любит преодолевать препятствие. Поэтому надо, чтобы ваш путь лежал через горы и долины, реки и пропасти (нагроможденные табуретки, подушки, коврики и т.п.). Идите как можно смелее! Пусть ребёнок угрожает Бабе Яге или Кощею, нападает на них. Потом поменяйтесь ролями. Теперь малыш будет восседать в роли Кощея на подушках. Встречаясь лицом к лицу с опасностью (пусть вымышленной) и даже побывав «в шкуре» злодея, ребёнок перестанет его бояться. Но вы должны непременно его хвалить, подчёркивать его смелость.





«СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД»
(для детей 4 – 8 лет)

Ребёнок под руководством взрослого лепит из пластилина сказочных персонажей. Потом с ними разыгрываются различные сюжеты. Выбор персонажей и сюжетов зависит прежде всего от ребёнка (но если он затрудняется, взрослый спешит ему на помощь). Надо стремиться к тому, чтобы ваш сын или дочь постепенно переиграли все роли. Постарайтесь почаще привлекать к игре и приятелей своего ребёнка, поскольку ему очень полезно увидеть разные способы реагирования на одни и те же обстоятельства. При лепке обращайте внимание ребенка на отображение настроения персонажей. Например, пусть Иванов – царевичей будет несколько: один испуганный (вжал голову в плечи), другой - понурый (голова опущена), третий – грозный (замахивается мечом), а четвёртый – гордый своей победой (голова поднята, плечи расправлены). У Змея Горыныча может быть две ипостаси: свирепая и жалкая (это легко передать уменьшением размера).

« ИГРАЕМ В ПРИВИДЕНИЯ»
(для детей 6 – 8 лет)

Как отмечают специалисты и многие родители, в последние годы маленькие дети стали больше бояться привидений: сказывается влияние соответствующих мультфильмов и фильмов. Конечно, взрослые пытаются объяснить малышу, что привидений не бывает, что всё это выдумки, но их объяснения далеко не всегда достигают цели.
Отыгрывать страх привидений очень хорошо помогает конструктор «Лего»: в одном из его вариантов есть крошечное привидение, которое даже светится в темноте, но при этом выглядит нисколько не пугающе, а очень даже симпатично. Можно и самим смастерить привидение из бумаги или кусочка белой материи. Надо только, чтобы оно было маленьким и забавным, тогда ребёнку будет не страшно взять его в руки. Если вы приобретёте «Лего», «назначьте» привидение помощником хороших рыцарей, пусть оно побеждает злодеев, подстраивает им ловушки, морочит голову. Положительный герой должен сначала испугаться привидения, но потом подружиться с ним.
А можно драматизировать сказку О.Уайльда про Контервильское привидение. Читать её ребёнку не обязательно, она достаточно трудна для восприятия в дошкольном и младшем школьном возрасте, но сам факт, что озорные дети буквально затерроризировали своими шалостями и насмешками привидение, которое рассчитывало их напугать и выжить из замка, скорее всего придётся нашему малышу по душе и он будет с удовольствием играть в это. Используйте игрушки из «киндерсюрпризов», их размер в данном случае оптимален. Меняйтесь ролями. Строго придерживаться авторского сюжета не обязательно, но надо следить, чтобы игра не приобретала зловещего оттенка. В подобных случаях мягко, но решительно направляйте фантазию малыша в более безобидное русло, предлагайте ему пожалеть бедное привидение, над которым озорники и так уже порядком поиздевались.





СТРАХ СМЕРТИ

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА»
(для детей 6 – 7 лет)

Этот сюжет лучше разыгрывать за самодельной ширмой в куклах. У одного мальчика (или девочки, пусть ребёнок сам выберет пол персонажа и даст ему имя) совсем не было друзей. И он очень огорчался. (Попросите ребёнка показать, как он томится от скуки, склоняется по комнате, не зная, чем заняться. Зафиксируйтесь на мечте иметь друга, она будет отвлекающим маневром, маскирующим истинную тему игры. Это важно, чтобы не «задеть за живое», не нанести ребёнку новую психическую травму). И вот однажды (Придумайте вместе, как произошло знакомство с другом, подробнее покажите, во что дети играли, как им было весело и т.п.). С тех пор мальчик, засыпая, каждый вечер мечтал, чтобы поскорее наступило утро и можно было побежать на детскую площадку, где его ждал друг. Но вот как – то он прибежал, а друга там не оказалось (Не требуйте, чтобы ребёнок подробно и выразительно изображал переживания мальчика. Главное обозначить момент утраты). С тех пор мальчик не раз приходил на площадку в надежде вновь встретить друга, но его не было.
А спустя некоторое время семья мальчика переехала в другой город. Но когда он первого сентября пошёл в школу, то неожиданно увидел там пропавшего друга! (Придумайте вместе с ребёнком, как произошло столь удивительное совпадение, и в подробностях покажите радостную встречу. В дальнейшем ситуацию можно варьировать: встреча может происходить не в школе, а в театре, кино, кружке; переезд в другой город не обязателен; причины, по которым друг перестал ходить на площадку, могут меняться и т.п. Однако всегда подчёркивайте, как важно надеяться на лучшее, вселяйте в ребёнка уверенность, что надежды в конце концов сбываются).






«ИЩЕМ В ПЛОХОМ ХОРОШЕЕ»
(для детей 6 – 8 лет)

Эту игру мы предлагаем детям, склонным предаваться унынию и легко впадающим в отчаяние (а именно среди таких прежде всего распространён страх смерти).
Ведущий обозначает какую – то малоприятную ситуацию. Например, ребёнок с отцом пошли в кино, но опоздали и их не пустили. Неприятная ситуация? – Безусловно. Спрашивается: а что в ней можно найти положительного, чем себя утешить? (Например, на сэкономленные деньги можно покататься на аттракционах или поесть мороженого). За каждый правильный ответ начисляется по очку. У кого очков будет больше – тот, естественно, выиграет. Можно играть вдвоём, задавая ситуации по очереди (но, разумеется, избегая трагических, связанных с гибелью).




ИГРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕМ
(для детей 5 – 8 лет)

В них, в основном, играют девочки, обладающие природным артистизмом и развитым воображением. Фантазируя на тему, кем они были в «прежней жизни» (давай играть, что я была когда – то принцессой»), они тоже подспудно избавляются от навязчивого страха смерти. Задача родителей в данном случае не столько участвовать в этой игре, сколько подпитывать воображение ребёнка, рассказывая ему о жизни людей в разные эпохи, о ярких исторических событиях, читая увлекательные книги, чтобы сегодня их дочери захотелось представить себя принцессой, завтра – маленькой циркачкой вроде Суок, а послезавтра – «гостьей из будущего».






«ПЯТНЫШКИ»
(для детей от 3 лет,
предложено А.И. Захаровым).

Пятнающий может угрожать: «Я тебе покажу!», «Лови его!», а затем, незаметно подыгрывая ребёнку, говорить с похвалой: «Смотри, какой ловкий!», «Надо же, никак не могу догнать!», «Устал» Сдаюсь!» Подвижные игры всегда вызывают много радости, поэтому угрозы воспринимаются как шуточные, но у ребёнка незаметно снижается страх перед ними в реальных отношениях. Прикосновение, лёгкий удар в игре в какой – то мере имитирует физическое наказание. Со временем можно усугубить этот момент, гоняясь друг за другом с ластмассовыми кеглями. Это драматизирует ситуацию, да и, оказавшись в роли водящего, ребёнок, пусть и шутливо, но может впервые в жизни угрожать взрослому, оказаться с ним на равных.
Затем, для пущей драматизации, полезно, пригласив в игру ещё нескольких детей, сделать страшные и комические маски. Надев маску, ребёнку труднее будет следить за водящим, поэтому игра потребует ещё большей ловкости и находчивости.
«ЖМУРКИ»
(для детей от 3 лет, предложено
А.И. Захаровым)

Отличие этого варианта от широко известной игры состоит в том, что взрослый в роли водящего задает тон, шутливо угрожая во что бы то ни стало найти её участников и расправиться с ними, т.е. выступает в роли этакого гротескного злодея Бармалея. Детям же становится условие, что они должны хранить полное молчание, сдерживаясь даже, когда «Бармалей» подходит к ним почти вплотную. В крайнем случае можно издавать только звук «у – у – у –у!» Если кто – то себя обнаружит раньше времени, он либо получает штрафные очки, либо выбывает из игры. Когда водящий кого – то поймает, он, как и положено в «жмурках», опознаёт его на ощупь. Водят все по очереди. Игра длится в среднем 20 – 30 минут, чтобы каждый не раз побывал в роли водящего. Кроме страха наказания, «жмурки» помогают преодолеть страх темноты и замкнутого пространства.


«СЕРДИТЫЙ УТЁНОК»
(для детей 4 – 5 лет)
Робкие, «затюканные» дети часто боятся даже в шутку изобразить гнев. Особенно в присутствии взрослых, которые вызывают у них страх. Поэтому очень полезно постепенно снимать эмоциональное торможение, разыгрывая с ребёнком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утёнка (перевоплотиться в него нетрудно, стоит вытянуть вперёд губы, и получится смешной утиный клювик). Пусть покажет, как утёнок сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых. Это можно даже сделать номером домашнего концерта. Например, утёнок хочет поймать червячка (изображаемого шнурком, за который тянет кто – то из родственников), а червячок уползает. Утёнок рассержен. (Ребёнок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т.п.).



ИГРЫ С МЯЧАМИ И С ШАРИКАМИ
(М.Сигал, Д.Адкок, 1996)

Цель: Развитие умения ловить мяч, шар, быстроты реакции.

Способ изготовления и применения:
Все дети любят играть с мячами и с шариками, но не всегда можно позволить подобные игры дома. Лучше перенести их на улицу. М. Сигал, Д.Адкок (1996) предлагают для того, чтобы игра с мячом и с шариком стала возможной дома, использовать с этой целью широкую сковороду, миску. Положив в миску теннисный мяч, взрослый наклоняет её, заставляя мяч бегать то быстро, то медленно. Малыш пытается поймать «непослушный мяч».
Если малышу больше нравится бросать мяч, а не ловить его, можно заменить мяч более безопасными предметами: клубочком пряжи, скатанными детскими носками, бумажным комком.


ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА»
(М. Сигал, Д. Адкок, 1996)

Цель: Развитие восприятия формы, размера.

Способ изготовления и применения:
В крышке из – под растворимого кофе или в картонной коробке
вырезать отверстие по размеру какого – нибудь кубика, карандаша и др. Дети от года до 2 –х лет с удовольствием будут вкладывать в это отверстие предмет. Когда эта операция будет освоена, можно усложнить условия: смастерить коробку с двумя, тремя отверстиями одинаковой формы, но разного размера (например, кружки, квадраты, треугольники).
Самодельные головоломки создаются родителями, которые знают возможности своего ребёнка, поэтому, скорее всего, ребёнок с удовольствием будет играть в них, чего нельзя сказать о покупных игрушках.



«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ»

Цель:: Развивать у ребёнка восприятие цвета, мелкую моторику пальцев.
Способ изготовления и применения:
Картонные сетки из – под яиц покрасить: несколько ячеек – в
красный цвет, несколько – в зелёный, несколько – в синий и т.д. В небольшую коробку сложите пластмассовые разноцветные шарики (можно использовать шарики из сломанных погремушек). Отработайте с ребёнком навык узнавания сначала одного цвета (цвет ячеек цвет шарика), пусть он сложит, например, все красные шарики в красны ячейки и т.д. Если ребёнок уже освоил эту операцию, взрослый может заполнить ячейки, специально допустив ошибку: в красные ячейки положить жёлтые шарики и т.д.





ПОРОЛОНОВЫЙ КОНСТРУКТОР
(М.В. Лебедев)

Цель: Развитие восприятия цвета, размера, формы, сенсорное воспитание.
Способ изготовления и применения:
Приобретя в магазине набор цветных поролоновых губок,
родители вместе с детьми могут изготовить замечательный мягкий конструктор.
Прямоугольные блоки можно использовать в качестве
«кирпичиков» для постройки дома для куклы, гаража для любимой машинки. Губки отлично скрепляются между собой, так как с одной стороны каждая из них имеет шероховатую поверхность (наподобие липучки). Поскольку набор состоит из разноцветных блоков, в процессе игры родители могут отрабатывать с малышом навык определения предмета по цвету. Если вы купили губки разной величины, ваш ребёнок сможет потренироваться в сравнении двух – трёх предметов по размеру.
Для детей постарше можно нарисовать схему будущей постройки, изобразив на рисунке цветные кубики – губки. Или, следуя советам Никитиных, можно на дно коробки, в которой хранится конструктор, приклеить лист со схемой, где будет указан порядок укдадки кирпичиков.
Если малыш уже освоил игру, можно разрезать несколько блоков на треугольники. Из этих треугольников он будет складывать «целый» кирпичик, сделает крышу для домика, сложит звёздочку или любой другой узор.
Примечание: Подобный конструктор пригодится для занятий и игр с тревожным ребёнком: мягкий поролон приятен на ощупь, малыш, трогая его ручками, сможет успокоиться, снять напряжение.
Для агрессивных же ребят подобный конструктор – находка.
Ведь блоки можно бросать, мять, даже топтать. Причём в процессе такого «шумного» использования ребёнок не несёт вреда ни себе, ни другим детям. Не будет испорчен сам конструктор.




«РУБКА ДРОВ»
(Фопель К.)

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» её во время игры.
Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть «Ха!»
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определённый ритм, ударять по одной чурке по очереди.




«ГОЛОВОМЯЧ»
(Фопель К.)

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнёра. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».
Для детей 4 – 5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.





«АЭРОБУС»
(Фопель К.)

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» даёт уверенность и спокойствие.
«Кто из вас хотя бы раз летал на самолёте? Можете ли вы объяснить, что держит самолёт в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолётов? Хочет ли кто – нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать».
Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковёр и разводит руки в стороны, как крылья самолёта.
С каждой стороны от него встаёт по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счёт «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля
Так, теперь потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полёт» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковёр».

Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полёт, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрав тех, кто его понесёт. Когда вы увидите, что у детей всё получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.











«БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ»
(Фопель К.)
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем – то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребёнок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.
«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать ещё неоднократно.


«ДРАКОН»
(Кряжева Н.Л.)

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотро-
нуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.








«ГЛАЗА В ГЛАЗА»
(Кряжева Н.Л.)

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.
После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.









«МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ»
(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будите делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будите тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будите пугать громко.
Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»





«ДРАКА»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот – вот начнётся драка. Глубоко вдохните, крепко – накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.









«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.







«КОРАБЛЬ И ВЕТЕР»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер догоняет кораблик. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.









«ПОДАРОК ПОД ЁЛКОЙ»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к ёлке, крепко – крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под ёлкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады! Улыбнитесь»
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чём мечтает.









«ДУДОЧКА»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.











«ШТАНГА»
Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
«Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжёлая штанга. Сделав вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите её. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем ещё раз».
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребёнку почувствовать себя успешным.
«А теперь возьмём штангу полегче и будем поднимать её над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь ещё раз, как чемпионы».
Упражнение можно выполнить несколько раз.


«СОСУЛЬКА»

Цель: расслабить мышцы рук.
«Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт,
Гвоздь упадёт. (В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будите изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на третью, четвёртую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем А теперь выступаем. Здорово получилось!»





«ШАЛТАЙ - БОЛТАЙ»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
«Давайте поставим ещё один маленький спектакль. Он называется «Шалтай – Болтай».
Шалтай - Болтай
Сидел на стене.
Шалтай – Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо – влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».








«ВИНТ»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! Стоп!»
Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского – Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».










«НАСОС И МЯЧ»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонён несколько вперёд, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается всё больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвёртого – надулись щёки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдёргивает из мяча шланг насоса Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.» Затем играющие меняются ролями.


«ВОДОПАД»

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.
«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2 – 3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслаблено и приятно.
Пусть свет течёт также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течёт и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, он вас так чудесно расслабил Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
После этой игры стоит заняться чем – нибудь спокойным.







«ТАНЦУЮЩИЕ РУКИ»

Цель: если дети не спокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорчённым, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
«Разложите большие листы обёрточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был просмотр для рисования). Закройте глаза, и, когда начнётся музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге.
Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2 – 3 минуты).
Игра проводится под музыку.





«СЛЕПОЙ ТАНЕЦ»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой остаётся «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под лёгкую музыку (1 – 2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнёру завязать повязку».
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить взяться за руки. Тот, кто видит двигает руками под музыку, а ребёнок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1 – 2 минуты. Потом дети меняются ролями.
Если тревожный ребёнок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
По мере избавления ребёнка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.


«ГУСЕНИЦА»
(Коротаева Е.В.)

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнёров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определённому маршруту».
Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».




«СМЕНА РИТМОВ»

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает всё реже, считает всё тише и медленнее.




















15