Исследовательская работа «Проблема адаптации леворуких детей младшего и среднего школьного возраста к систематическому школьному обучению»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Секция «Человек и его здоровье»
«Проблема адаптации леворуких детей младшего и среднего школьного возраста к систематическому школьному обучению»
Автор:
Метелев Роман Евгеньевич
5 б класса
Руководитель:
Гладышева О.О.
учитель биологии и химии
г. Черногорск 2015г.
Оглавление
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы работы учителей с леворукими детьми……………………………………………………………………….……5
§ 1. Психофизиологические особенности леворуких детей…………5
§ 2. Основные проблемы, связанные с леворукостью младших школьников…………………………………………………………………….7
ГЛАВА II. Выявление ведущей руки ребёнка и исследование проблем адаптации к школе. ………………………………………………………….12
Результат исследования……………………………………………...15
Заключение ……………………………………………………………19
Понятийный аппарат………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………...21
Введение
Темой нашего исследования является «Проблема адаптации леворуких детей младшего и среднего школьного возраста к систематическому школьному обучению» - эта тема возникла случайно. В 2014 году я перешел из начальной школы в 5 класс, и на первом классном часе классный руководитель спросила, есть ли в нашем классе дети, которые пишут левой рукой, таких оказалось всего одна девочка, и мне стало интересно, чем леворукие дети отличаются от нас детей, пишущих правой рукой. После этого я посмотрел в интернете ответ на этот вопрос и был удивлен некоторым фактам.
Леворукий ребёнок. Некоторые родители, которые были воспитаны «старой школой», воспринимают это как страшный диагноз. Однако всё чаще мы называем леворуких детей проблемными. Педагогам с ними трудно, но главное – им очень трудно с педагогами, непонимающими взрослыми.
Специальные исследования (Э.М. Александровская, 1987) показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, такими чертами, как ответственность, добросовестность, а также хорошим пониманием социальных нормативов.
Очень долгое время первоклассников-левшей переучивали. И впервые отказ от переучивания леворуких детей был обоснован украинскими психиатрами. Инициатором борьбы за права левшей был А.П. Чуприков (заведующий кафедрой детской, социальной и судебной психиатрии в Киеве). В начале 80-х годов в газете «Правда» появилась его статья под названием «Если вы левша». В ней впервые публично было сказано, что насильственное переучивание леворуких детей наносит многим из них психологическую травму. И лишь в 1985 году учителя школ постепенно отказались от переучивания левшей на правую руку.
Данная работа направлена на то, чтобы выявить ведущую руку у детей и предложить некоторые методы помощи по адаптации леворуких детей в школе.
Тема: «Проблема адаптации леворуких детей младшего и среднего школьного возраста к систематическому школьному обучению».
Объект исследования: леворукость детей.
Предмет исследования: адаптация леворуких детей младшего и среднего школьного возраста к школе.
Проблема исследования: проблема между созданными условиями в обществе в основном для праворуких и существующими на практике леворукими людьми, которым эти условия затрудняют адаптироваться в «праворуком» обществе.
Гипотеза: во-первых, предполагаем, что у леворуких детей есть проблемы с адаптацией к школе; во-вторых, предполагаем, что есть эффективные методы помощи в адаптации леворуким детям.
Цель: рассмотреть вопрос о причинах возникновения леворукости у детей и влияния её на адаптацию ребёнка.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Определить особенности леворукости у младших школьников.
Определить, какие есть проблемы адаптации леворуких детей к школе.
Организовать и провести практическую часть работы.
Обобщить полученные данные и представить их в виде методических
рекомендаций учителям, родителям.
Методы исследования:
Эксперимент – тест М.Г. Князевой и В.Л. ВильдавскогоНаблюдение
Беседа
ГЛАВА I. Теоретические основы работы учителей с леворукими детьми.
§ 1. Психофизиологические особенности леворуких детей
1. Межполушарная асимметрия
Различия правой и левой рук при выполнении движении являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого. Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру рук, почти полностью перекрещены (см. приложение №1).
Однако следует понимать, что это очень общая схема. На самом деле оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой и левой руки. В то же время из левого полушария в мускулатуру правой стороны тела идет больше волокон, чем в мускулатуру левой стороны, но от правого полушария к правой половине тела также поступает большое число волокон, то есть оба полушария как бы стремятся осуществлять большой моторный контроль за правосторонней мускулатурой. Возможно, это и есть одно из объяснений преобладающей праворукой активности. Поэтому уточним: у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.
Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса (см. приложение№2). Несмотря на специализацию полушарий головного мозга, он функционирует как единое целое благодаря межполушарному взаимодействию.
Известно, что специализация полушарий головного мозга является врожденной. При доминировании левого полушария человеку характерна склонность к логическому мышлению, обобщениям, правополушарные люди более эмоциональны, с развитым воображением. Причем к этим двум типам относится примерно половина человечества, в то время как у оставшейся части не наблюдается ярко выраженного доминирования полушарий.
Если попытаться выделить из описываемой категории детей отдельные группы левшей, по количеству трудностей в обучении, то выясняется:
Первая группа - это истинные левши с однородным профилем латеризации (следует иметь в виду, что у здорового человека левыми и рука, и глаз, и ухо, и нога быть не могут) оказываются добросовестными, ответственными учениками, имеющими хорошую и даже отличную успеваемость, но несколько прагматичны и прямолинейны.
Следующая группа включает эмоциональных, творческих учащихся, подчас нестабильных в учебе, но успешно осваивающих программу, особенно по ряду предметов.
Третья группа объединяет "встрепанных" детей с вечно развязанными шнурками, с беспорядком на парте, в портфеле и в голове, которые ничего не могут найти, систематически забывая как учебные вещи, так и программный материал. Как правило, у них перекрестная латеризация и без специальной индивидуально оказанной помощи их успешность тает, желание учиться улетучивается, уступая место унынию и недописанным работам.
К последней группе можно было бы отнести детей с ЗПР (задержкой психического развития) или умственной отсталостью, но их леворукость является не причиной, а результатом патологии.
Мнения учёных о возникновении леворукости не только различны, но и противоречивы. Естественно, что в теориях происхождения леворукости и влияния её на адаптацию за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.
Рассмотрим некоторые из этих факторов.
2. Теории о происхождении леворукости
Социальная теория возникновения леворукости – одна из первых теорий возникновения леворукости английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом привычки, влияния социальных условий среды (почти теория щита и меча!).
Генетическиая теория происхождения леворукости – теория, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой - контроль моторных функций.
Теория "правого сдвига" - генетическая модель наследования леворукости, предложена английской ученой М. Аннет. Согласно этой модели фактор "правого сдвига" определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержащего фактор правого сдвига, и тогда возможен другой случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.
Родовой стресс обычно определяют наличием не менее чем двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других.
Семейная леворукостьЧасто встречающаяся семейная леворукость заставила ученых ответить на вопрос о возможности передачи этого признака по наследству. Значимость генетического фактора подтверждается данными о том, что леворукость особенно часто встречается в семьях, где хотя бы один из родителей - левша. Леворукие дети упоминают о леворуких родственниках в 5 раз чаще, чем праворукие, семейное левшество чаще выявляется среди леворуких, чем среди праворуких детей.
Однако подтверждение возможности влияния генетических факторов еще не отвечает на вопрос о том, как это происходит.
§ 2. Основные проблемы, связанные с леворукостью младших школьников
Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа (см. приложение№2). Действительно, показано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу, леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир.
Действительно ли левши «неспособные», «неловкие», «неумелые» или они могут в чем-то превосходить правшей? К сожалению, на этот вопрос ещё нет однозначного ответа. Прежде всего, потому, что леворукое меньшинство еще не очень хорошо изучено, да и предубеждение против левшества не изжито. Кроме того, левши вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, а все остальное – от дверной ручки до сложнейших станков – почти во всех странах в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс – стресс праворукой среды. Это среда, в которой левша вынужден жить, а значит, левши находятся в менее благоприятных, чем правши, условиях существования. И хотя сейчас уже никто не считает, что упражнением левой руки можно достигнуть необыкновенных успехов: сохраняются сторонники двух крайних взглядов.
Первые все-таки считают, что у левшей сниженные умственные способности, другие, наоборот, отстаивают их исключительность, талантливость, нестандартность.
Многие исследователи отмечают высокий процент левшей среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушениями развития. Особенно часто встречаются у леворуких детей нарушения речевого развития. Среди леворуких отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения.
Когда речь идет о значительном проценте левшей среди взрослых и детей с нарушениями психического здоровья, стоит, наверное, учесть постоянно действующий декстра-стресс. Постоянное ощущение себя «не таким как все», неудовлетворенность собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно – задача не из легких. К этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, чье-то раздражение... И это изо дня в день, каждый день, это завтра не пройдет, а значит, есть ограничения в выборе профессии и еще какие-то проблемы. Это и есть те микрострессы, которых левша избежать не может.
Необходимо понимать, что наибольший отрицательный эффект имеют те микрострессы, над которыми человек не имеет никакого контроля, т.е. в тех случаях, когда он не способен изменить ситуацию.
Существуют данные и о том, что левши имеют более низкие, чем у правшей, показатели развития некоторых психических функций. Левши могут продемонстрировать худшие показатели понимания и анализа ситуации, общего развития, информированности, словарного запаса, но более высокие математические способности.
Среди художников выявлено 20% левшей, 27% амбидекстров и 53% правшей, а среди студентов других специальностей 7% левшей, 15% амбидекстров и 79% правшей, т.е. почти половина художников – неправорукие.
1. Последствия переучивания левшей
Одна из причин, вызывающих неврозы, - насильственное переучивание, являющееся сильным стрессорным фактором. По наблюдениям профессора А.П. Чуприкова, клинические формы неврозов у леворуких детей бывают в 32% случаев. Среди леворуких школьников, не подвергавшихся переучиванию, неврозы диагностировались только в 12% случаев. Причем повышенная частота невротических отклонений наблюдается не только у детей, демонстрирующих явное предпочтение левой руки, но и у правшей, имеющих леворуких родственников (т.е. у детей с невыраженным левшеством).
Следует подчеркнуть, что исходно леворукие дети не отличались от контрольной группы праворуких детей. Левши рано начали держать голову; речь и двигательная активность развивались у них нормально. Они вовремя начинали сидеть, стоять, ходить, гулять, произносить первые слова. Были подвижны, приветливы, ласковы и дружелюбны. Возникновение невротического состояния у большинства из них оказалось приуроченным к началу переучивания.
Почему переучивание становится психогенным фактором риска возникновения неврозов?
То есть намеренно создаются условия для трудностей, неудач, неумелости, неловкости. Что же должен чувствовать ребенок, кроме неловкости, трудностей, неумелости? Конечно же - неуверенность в своих силах, конечно же - тревожность, беспокойство, конечно же - нерешительность, боязнь повторить неудачу. Ему непонятно отчего, но он испытывает обиду, страх, унижение и ищет пути, как избежать этих негативных переживаний. Один из вариантов - избегать условий, приводящих к неудаче. Вспомните горестное восклицание малыша: "Никогда, никогда не буду рисовать!" Но это возможно до школы. Систематическое обучение лишает ребенка и этого варианта избегания проблем.
Доказано, что адаптация к школе у переученных леворуких детей проходит сложнее, длительнее и само по себе начало обучения для них может стать очень сильным невротизирующим фактором.
Наиболее часто в практике школы встречаются проявления так называемого астенического невроза.
При астеническом неврозе - отмечаются повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, затем привлечь их внимание очень трудно, возникает или усиливается двигательная расторможенность. После занятий эти дети жалуются на усталость, становятся вялыми, апатичными. Приготовление уроков у них обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания, при этом почерк небрежный, буквы разной величины, наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений. Повторное переписывание только ухудшает результаты. Дети часто жалуются на головные боли, у них плохой аппетит, неспокойный сон.
Причина подобных нарушений здоровья переученных левшей - воспитание страхом. "Будешь не как все", "над тобой будут смеяться", "ты не сможешь красиво писать", "тебя не возьмут в хорошую школу".
Иногда родители непроизвольно внушают страх перед школой ребенку, так как сами пасуют перед трудностями, драматизируют их. Такая семья является скорее дополнительным (или основным) источником беспокойства в окружающем мире. Постоянная озабоченность, пониженный фон настроения, отсутствие конструктивизма, легкости в решении возникающих проблем ухудшают состояние ребенка, усиливают тревожность, страхи.
2. Дислексия
Дислексия – только один из видов неспособности детей к учению. Неспособными учиться в этом случае являются дети с нормальным уровнем умственного развития, без моторных отклонений, без дефектов органов чувств, но которым плохо дается чтение, письмо или математика.
День за днем неспособные к учению дети не справляются в классе с тем, что другим дается с легкостью. С каждой неудачей такие дети все меньше верят в свою способность чему-то научиться. Одни становятся робкими и замкнутыми, другие, – наоборот, хвастливыми. А у некоторых обнаруживаются несдержанность, вспышки гнева, раздражительность.
Остановимся подробнее на дислексии. Поскольку при дислексии дети часто путают такие буквы как б и в, читают слово дома как мода, долго считалось, что они просто «видят вещи наоборот». Но только у немногих из них обнаруживались проблемы со зрением. В других, не учебных, условиях эти дети не испытывают никаких трудностей со зрительным восприятием: они легко ориентируются на местности и могут легко складывать разрезные картинки-головоломки. Почему же тогда они путают сходные буквы? Ответ заключается в том, что это очень распространенная ошибка среди начинающих читать детей. Просто большинство детей быстро проходят эту стадию, тогда как дети, страдающие дислексией, задерживаются на ранних этапах чтения. Им трудно определить на слух два отдельных слога в двухсложном слове или установить, что слово рот начинается со звука «р» и заканчивается звуком «т».
Есть гениальные левши и гениальные правши, есть неловкие левши и еще более неловкие правши, есть чувствительные, «тонкокожие» левши, но далеко не все правши «толстокожи».
3. Леворукость у близнецов
Исследование близнецов один из методов современной генетики. Однояйцевые близнецы обладают идентичным генотипом, так как развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Двуяйцевые близнецы генетически сходны между собой, как обычные братья и сестры (см. приложение№3). Они имеют в среднем 50% общих генов. Если признак обусловлен генетически, то однояйцевые близнецы должны по этому признаку обнаруживать большее сходство чем двуяйцевые.
Помимо высокого процента леворуких, для близнецов характерна значительная частота неврологических отклонений, возникающих, по-видимому, из-за стесненности в процессе внутриутробного развития. Возможно, неблагоприятные условия вызывают незначительные повреждения мозга, не влияющие на жизнеспособность ребенка. Предположение о том, что именно минимальные травмы мозга плода могут приводить к леворукости, высказал в 1920 году Хью Гордон, обследовавший 219 пар близнецов. Он обратил внимание на то, что среди леворуких близнецов чаще, чем среди их праворуких братьев и сестер, наблюдаются нарушения речи и интеллекта. Леворукие чаще учатся во вспомогательных школах. Они уступают праворуким и в физическом развитии. Так, Гордон отметил, что леворукие близнецы могут быть много меньше ростом, чем их праворукие пары.
Клинические данные также указывают на возможную связь между ранним повреждением мозга и рукостью. Так, применение одностороннего наркоза амитал-натрием показывает, что у леворуких больных с симптомами внутриутробной травмы мозга речевые центры расположены не в левом полушарии, как у здоровых левшей, а в правом. Таким образом, некоторые случаи леворукости можно объяснить ранней патологией.
Интересно, что если верно представление о связи леворукости с патологией, то следует допустить и патологическую праворукость в случаях, когда повреждено правое полушарие, управляющее левой рукой, у естественного левши.
4. Проблемы адаптации леворуких детей.
Школа, учеба, особенно в первые месяцы, в первый год, требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают значительное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам ребенка. Новый коллектив, новые друзья, новые требования.
Период приспособления к школе (период адаптации) довольно продолжителен по времени – 4 – 6 недель. Опросы, проведённые в школах, показывают, что родители «отводят» на адаптацию не больше одной – двух недель, учителя – больше: две – три недели. В этот период трудно все: и следующие друг за другом новые уроки (нужно быстро переключаться с одного непривычного вида деятельности на другой, столь же непривычный), и значительная статическая нагрузка (нужно сидеть в относительно неподвижной позе, не вертясь), и незнакомые дети (в этой ситуации хорошо тем, кто ходил в детский сад, в отличие от детей, которые сидели дома).Необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, - это особенность всех детей 6–8 лет.
Возникновение конфликтов во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе.
Есть мнение, что для левшей характерно лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей), поэтому леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении часто используются модели, схемы, и они могут быть трудны для этих детей, так как левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ.
Недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия характерны для многих леворуких детей. Особенно трудны для них задания мысленного манипулирования фигурами (например, задание типа: «Мысленно построй фигуру, измени ее конфигурацию, поверни на 180°»). Таким образом, можно сделать вывод о том, что не леворукость сама по себе и даже не особенности функциональной организации мозга затрудняют и осложняют процесс адаптации леворукого ребенка в школе. Как правило, это – сочетание неблагоприятных факторов в раннем развитии ребенка и связанные с ними нарушения организации деятельности, развития школьно-значимых функций.
ГЛАВА II. Выявление ведущей руки ребёнка и исследование проблем адаптации к школе.
Рекомендации педагогу и родителям
Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети, которых обучают новым действиям, стараются выполнять их так, как требуют взрослые: «Возьмите ложку в правую руку», «Взяли карандаш в правую руку». Так происходит ненасильственное переучивание в дошкольном возрасте, и многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили. Основные тревоги их ждут впереди, когда ребенок пойдет в школу, начнет учиться и возникнут неожиданные на первый взгляд сложности при обучении письму и чтению.
Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырех – пятилетнем возрасте). Так как, именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой. Переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.
Поэтому для выявления ведущей руки можно предложить ряд тестов (см. приложение№5).
В данной работе для проведения эксперимента был использован тест, разработанный отечественными исследователями М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским.
В эксперименте приняли участие ученики 5, 6-х классов, школы №7 г. Черногорск в количестве 6 человек, возраст – 11 -12 лет (см. приложение№6).
Тест представляет собой игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Часть заданий – бытовые, часто используемые, многие из них дети выполняют обеими руками. Это затрудняет выделение ведущей руки, поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Такой подход позволит более точно выделить ведущую руку.
Тестирование проводится индивидуально. Исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка.
Необходимые условия – спокойная и благожелательная обстановка, не следует фиксировать внимание ребенок на том, что вы определяете. Начать тестирование можно следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка, мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».
Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Для проведения эксперимента составляется таблица «Бланк тестирования» (см. приложение №6).
Проведен опрос количества леворуких детей в 4-х классах МБОУ НОШ №3 г. Черногорск.
№ класс Количество в классе Количество леворуких из них
1 4 а 31 5
2 4 б 26 1
3 4 в 29 3
4 4 г 15 2
Были вручены советы учителям работающим в 4-х классов МБОУ НОШ №3 г. Черногорск и учителям работающим в 5-6 классах МБОУ СОШ №7 г. Черногорск.
1. Тест М.Г. Князевой и В.Л. ВильдавскогоЗАДАНИЯ.
1. Рисование.
Материал: лист бумаги, карандаши или фломастеры.
Инструкция: положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок работает, но и качество выполнения рисунка (см. Приложение 2 рис. 2). Следует также обратить внимание на то, как ребенок держит ручку или карандаш (правильно, удобно, неправильно, неудобно), сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит.
2. Открывание небольшой коробочки.
Материал: небольшая коробочка или спичечный коробок.
Инструкция: ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущая рука совершает активное действие (открывает, закрывает).
3. Построение колодца из палочек (спичек).
Материал: счетные палочки или спички.
Инструкция: «Построй из этих палочек колодец»
Ведущая рука используется более активно.
4. Игра в мяч.
Материал: небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой.
Инструкция: мяч кладется на стол прямо перед ребенком. Взрослый просит взять мяч и бросить ему. Перебрасывание повторяется несколько раз.
5. Вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.).
Материал: ножницы, открытка или карточки (пазл).
Инструкция: «Возьми ножницы (картинки) и вырежи (сложи) по контуру». Ведущая рука более активна, причем ребенок необязательно ею держит ножницы, так как они могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.
Эта проба неинформативна, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка.
Задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10–15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.
6. Нанизывание пуговиц на шнурок.
Материал: шнурок, пуговицы.
Инструкция: «Возьми шнурок в одну руку, а пуговицы нанизывай другой». Ведущая рука выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.
7. Выполнение вращательных движений.
Материал: пузырьки с закручивающейся крышкой.
Инструкция: ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2–3) с завинчивающимися крышками. Ведущая рука более активна. Здесь: ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
8. Развязывание узелков.
Материал: шнурок с завязанными на нём узелками.
Инструкция: попросить ребёнка развязать узелки. Ведущая рука развязывает узел (другая его держит).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков–процесс довольно сложный и ребенок использует обе руки.
9. Строительство (постройка из кубиков дома, ограды; складывание рисунка по образцу и т. п.)
Материал: кубики или конструктор.
Инструкция: «Построй из этих кубиков...» Ведущая рука чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали.
При складывании кубиков нередко используются две руки, кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор или мозаику.
10. Сведения о семейном левшествеК сожалению, данный пункт в эксперименте нами не учитывался из-за неполного предоставления сведений о детях со стороны администрации школы и самих детей.
Результат исследования
ФИ ученика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Л ПО
1. Нетбай Е.
6 а класс
Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л 10 0 0
2.Бекешева Д.5 а класс Л Л П Л П Л Л Л Л Л 8 2 0
3. Гапеева А.
5 а класс Л П О Л Л Л Л Л Л Л 8 1 1
4.Покидов В.5 а класс Л Л О П Л Л Л Л Л Л 8 1 1
5. Крупченко К. 5 а класс Л П О Л П П Л Л ПЛ 5 4 1
6. Болдырева К. 5 б класс Л Л О Л П П Л П Л П 5 4 1
Л – левая рука. П – Правая рука. О – обе руки.
ФИ ученика Вывод
1. Нетбай Е. 6 а класс левша
2.Бекешева Д. 5 а класс амбидекстр3. Гапеева А. 5 а класс амбидекстр4.Пакидов В. 5 а класс амбидекстр5. Крупченко К. 5 а класс амбидекстр6. Болдыпева К. 5 б класс амбидекстр Н. Екатерина
Екатерина выполняла все задания быстро с интересом. В школе ей очень нравится, объясняя это тем, что в школе можно поиграть, есть физкультура. Во время уроков Катя ведет себя не удовлетворительно, имеет привычку нарушать дисциплину, выкрикивает с места, привлекая этим внимание других.
По словам учителя Катя расторможенный ребенок, на уроках отвлекается. В школе он имеет трудности с чтением и речью (дислексия).
Тест показал, что – левша, т.к. все задания (10 плюсов в графе «левая рука») были выполнены левой рукой.Б. Дарина
Дарина – спокойная, уравновешенная девочка, общительная, в коллективе пользуется уважением у сверстников. Охотно выполняла все задания теста. Ей очень нравится в школе: «много интересных предметов, хорошие учителя». Дарина – левша (8 плюсов в графе «левая рука»).
У Дарина рисунок выполнен ведущей рукой (левой) – чёткий, ровный, практически отсутствуют лишние линии, лучше видны детали (клеточки на костюме, заполнены цветом, прорисованы руки), в то время, как рисунок неведущей руки отличает неточность линий, отрывистые линии, меньший размер деталей (руки и ноги разных размеров), но некоторые детали нарисованы большие по размеру (голова и ноги - шире).
Однако, задание № 3 «Построение колодца из палочек» и 5 «Вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки» показало, что хватательные движения Дарине удобно выполнять правой рукой.
Г. Аня
Аня – спокойная, уравновешенная девочка, немного замкнута. Пассивная, к учебе не проявляет интереса. Охотно выполняла все задания теста. Аня – левша (8 плюсов в графе «левая рука»).
У Ани рисунок ведущей руки (левой) – чёткий, ровный, практически отсутствуют лишние линии, лучше видны детали (клеточки на костюме, заполнены цветом, прорисованы руки), в то время, как рисунок неведущей руки отличает неточность линий, отрывистые линии, меньший размер деталей (руки и ноги разных размеров), но некоторые детали нарисованы большие по размеру (голова и ноги - шире).
Аня, задание № 3 «Построение колодца из палочек» выстраивает двумя руками показало, задание №2 «Открывание небольшой коробочки» удобно выполнять правой рукой, левая просто придерживала.
П. Слава
Слава – активный, уравновешенный, эмоциональный ребенок. В школе чувствует себя неплохо. Ребенок слабо занимается по всем предметам. Тест М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского показал, что у Славы преобладают (8 плюса) левой рукой, а правая рука игра в мяч (задание №4), двумя руками «Построение колодца из палочек». На данный момент Вадим владеет обеими руками, т.е. является амбидекстром. Более всего интересны рисунки.
Задание № 3 «Построение колодца из палочек» выстраивает двумя руками показало, задание №2 «Открывание небольшой коробочки» удобно выполнять правой рукой, левая просто придерживала.
К. Катя
Катя – уравновешенная, активная девочка в общественной жизни класса. Все задания она выполняла с удовольствием. В школе девочке очень нравится.
Как показал тест, Катя – амбидекстор (5 плюсов в графе «левая рука»). Правой рукой у девочки выполнено четыре задания. Задание № 3 «Построение колодца из палочек» выстраивает двумя руками.
Б. Катя
Кат выполняла все задания с интересом, но медленно. В школе ей очень нравится, объясняя это тем, что в школе можно пообщаться с одноклассниками, получить новые знания. Во время уроков Катя ведет себя хорошо, не подсказывает другим, не выкрикивает с места, не отвлекается.
По словам учителя у нее в школе имеется трудности с русским языком и математикой, почерк неразборчивый.
Тест показал, что – амбидекстр, т.к. половину заданий (5 плюсов в графе «левая рука») были выполнены левой рукой и часть правой рукой (4плюса) и лишь задание № 3 «Построение колодца из палочек» выполнено обоими руками.
2. Методы помощи по адаптации леворукого ребёнка к школе
Рекомендации педагогу и родителям.
Если Ваш ребёнок леворук, ему необходимо уделять большее внимание, чем праворукому ребёнку. Необходимо создать условия психологического и физического комфорта для такого ребёнка.
Проводя занятия с ребёнком, необходимо учитывать следующее:
работа потребует от взрослых напряжения и выдержки, ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будет чередоваться с неудачами; даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьёзно осложниться;
индивидуальные занятия с леворуким ребёнком должны быть систематическими, но их общая продолжительность не должна превышать 30 минут (через каждые 15 минут нужно делать перерыв);
во время занятий должен сохраняться ровный и спокойный тон;
нельзя забывать хвалить ребёнка (хотя бы за старание);
необходимо успокоить и приободрить ребёнка в случае неудачи, он должен быть уверен в Вашей поддержке;
никогда не принуждайте левшу к какому-либо труду без его согласия, но и не поощряйте его за это.
Дома ребёнку необходимо выделить специальный (только его) вид деятельности, домашней обязанности. Нельзя, чтобы он чувствовал себя ни обделённым, ни привилегированным.
Кроме того, необходимо научить ребёнка вовремя расслабляться – школьный стресс и декстра-стресс постоянно давят на него.
И ещё. Никогда не кричите на ребёнка во время занятий (будь то в школе или дома), не наказывайте его за неудачу, не раздражайтесь, если неудачи повторяются.
Хочется также предложить и родителям (для индивидуальных занятий с леворуким ребёнком), и учителям специализированное учебные пособия известного автора, доктора биологических наук Безруких Марьяны Михайловны – это книга для подготовки леворукого ребенка к школе «Леворукий ребенок» и прописи «Учимся писать буквы». Мы рассмотрим эти учебные издания более подробно в следующем пункте.
Соблюдая все эти правила Вы с Вашим ребёнком добьётесь успеха!
3. Обзор учебных изданий по письму для леворуких детей
Рассмотрим учебные издания, автором которых является доктор биологических наук Безруких Марьяна Михайловна - прописи «Учимся писать буквы» и «Леворукий ребенок» (для подготовки ребенка к школе). Они построены с учетом психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет).
Книга «Леворукий ребенок» ставит основной задачей дать методические рекомендации родителям, учителям и воспитателям:
Каковы причины леворукости?
Действительно ли леворукие какие-то «особенные» люди?
Правда ли, что они необыкновенно талантливы?
Как определить ведущую руку?
Нужно ли переучивать левшу и какие могут быть последствия в связи с этим?
Кроме методических рекомендаций и практических советов в книгу включена тетрадь, которая поможет организовать занятия с леворуким ребенком старшего школьного возраста, чтобы подготовить его к школе.
Прописи «Учимся писать буквы» предназначена для детей младшего школьного возраста с трудностями обучения письму и леворуких детей. В прописях также даны методические рекомендации обучению письму учителям, родителям и воспитателям.
Особенность этих прописей – является наклон (прямой). Учитывая трудности написания некоторых заглавных букв, предлагается, кроме традиционного, упрощенный вариант некоторых букв – писать их также, как строчные, только большей величины. В процессе письма должен соблюдаться принцип параллельности штрихов.
Таким образом в нашей практической части мы уделили особое внимание по выявлению ведущей руки ребёнка и исследовали основные проблемы адаптации к школе леворуких пяти и шестиклассников. Также были предложены, на основе методической литературы, рекомендации родителям и учителям. И в заключении был проведен анализ учебных изданий для формирования навыка письма у старших дошкольников и младших школьников.
Заключение
В ходе работы нами был рассмотрен вопрос, касающийся адаптации леворукого ребёнка к школе, выявлены физиологические причины возникновения леворукости, изучены психологические особенности младшего и среднего школьного возрастов, а также психологические особенности леворуких детей. Был изучен и проанализирован материал по данной проблеме.
Было проведено исследование, которое позволило выявить ведущую руку у ребёнка, кроме того, были предложены эффективные методы помощи учителям и родителям по адаптации леворукого ребёнка в школе.
Вручены советы учителям работающим в 4-х классов МБОУ НОШ №3 г. Черногорск и учителям работающим в 5-6 классах МБОУ СОШ №7 г. Черногорск.
В итоге, мы пришли к выводу, что у леворуких детей существуют проблемы с адаптацией к школе, что существуют эффективные методы помощи по адаптации леворукого ребёнка к школе. Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в начале работы частично подтвердилась, т.к. нами была изучена методическая литература и был рассмотрен опыт работы учителей начальных классов с леворукими детьми младшего школьного возраста. И в заключении хочется сказать, что, каким бы ни был Ваш ребёнок – леворуким или праворуким, - помните: он уникален, он единственный, такой, какой он есть. Если ему трудно, Вы должны помочь ему!
Понятийный аппарат
Адаптация – приспособление, привыкание организма к новым условиям.Адаптация социальная, процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Амбидекстрия – одинаковое развитие функций обеих рук, парпиальное левшество.
Асимметрия функциональная головного мозга – характеристика распределения психических функций между левым и правым полушарием.
Генез (от греч. genesis) – происхождение, возникновение
Декстра-стресс – (от лат. dexter – правый) стресс праворукой среды
Контрлатеральный – противоположный.
Латерализация функций головного мозга – процесс выделения ведущего (доминантного) полушария (у левшей – правого), играющего основную роль в выполнении внешних психических функций, связанных с речью.
Латеральный – (лат. lateralis – боковой, от latus – бок) расположенный сбоку, удаленный от срединной продольной плоскости тела.
Минимальная мозговая дисфункция – небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций. В основе лежит небольшое повреждение или функциональное ослабление мозговых тканей в период беременности, при родах, либо в раннем детстве. Минимальная мозговая дисфункция не затрагивает интеллекта. То есть умственные способности у таких детей не отличаются от способностей остальных детей. Среди них встречаются дети малоодаренные, средние и сверходаренные. Они только не могут как следует использовать свои способности в нужное время, нужным образом, которого требует традиционная школа и другие учебные заведения.
Моторный (лат. motor – приводящий в движение) – в физиологии, психологии – двигательный, приводящий в движение (например, моторные центры головного мозга).Невротизм – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек.
Стресс – (от англ. stress – напряжение) состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.
Список литературы
Безруких М.М. – Леворукий ребенок – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 64с.
Безруких М.М. – Леворукий ребенок в школе и дома. 2-е изд., перераб. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 300с.
Безруких М.М., Ефимова С.П. – Знаете ли вы своего ребенка? Пособие для студентов пединститутов, педучилищ, колледжей и родителей. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240с.
Богданов Н.Н. Дерматоглифика пишущих левой. // Вопросы психологии, 1997, №2, март-апрель, с. 76 - 86
Дубровина И.В. – Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464с.
Дубровина И.В.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997 – 528с.
Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. М.: «Молодая гвардия», 1976. - 208с. с ил. (Эврика).
Легко ли быть левшой? 20.02 22:19 | Наталья БАЛАНДЮК, специально для MIGnews. http://www.mignews.ru/news/Science/cis/levsha2002.html
Макарьев И. Если Ваш ребёнок – левша: / Оформл. С. Григорьева – СПб.: Лань, 1995. – 128 с. (стр. 16 Сиротюк А.Л. – Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 80с.