Конспект внеклассного мероприятия по литературе Поэзия — в искусстве вечный спор
Внеклассное мероприятие
Тема: «Поэзия – в искусстве вечный спор»
Класс 8
Цели и задачи:
Обобщение и развитие полученных знаний о стихе, расширение представления о лирике как роде литературе.
Формирование культуры восприятия поэтического слова. Развитие поэтического вкуса учеников, интереса к самостоятельному чтению лирических произведений.
Воспитание любви к Казахстану и гордости за его поэтов, бережного отношения к природе.
Карточки с текстами произведений, опорная схема «Язык литературных произведений», краткий словарь литературоведческих терминов, компьютер, экран, видеопроектор.
Ход мероприятия
На экране тема мероприятия и эпиграф
Поэзия - труд чести,
Дело совести.
Поэзия - в искусстве вечный спор.
Народа благородство и достоинство.
В поэзии хранится с давних пор.
.С. Мауленов.
Объявляю тему мероприятия, зачитываю эпиграф.
- Ребята, мы учили наизусть, читали много стихов казахских поэтов. Все вы представляете, чем стихи отличаются от прозы. Скажите, для чего, для кого создаются, пишутся стихи? Ведь в обыденной жизни мы не говорим в рифму. Зачем же нужна поэзия?
( Стихи красивые, в них хорошо все описано и т.д.)
- Ребята, давайте на вопрос. «Что дает поэзия?» ответим в конце урока. А, чтобы лучше это понять, послушаем сказку. Я прошу, чтобы, слушая ее, вы обратили внимание на все необычное.
Жил-был большой-большой город. Дома в нем были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все одинаковые. Город был большой,
но люди, которые жили в нем, были как-то похожи. Все они не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому. Когда им было холодно или больно они могли хмуриться и даже плакали. Но никому не было грустно, когда солнце закрывалось тяжелыми тучами, когда кому-то рядом было плохо. Они не улыбались от радости, видя, проснувшийся утром цветок, лучики солнца, купающегося в луже воробья. Люди этого города много сидели в банках и офисах у компьютеров и счетных машин. Все их лучшие чувства украли бизнес и интернет, поэтому, они не хотели ходить в театр или на концерты.
И, вот, однажды в этот город приехал человек из степей Сары-арки. Все приняли его за чудака, потому что он мог подолгу смотреть, как падают листья с деревьев, беседовал о чем-то с воробьями, слушал, о чем шелестят деревья. А иногда он произносил фразы, которые жителям города казались непонятными и странными. Например:
Сияние спускается с небес
На гладь озер, на медленные воды, Как будто снег растаявший воскрес,
Сам удивлен причудами природы...
Кенесжан ШалкарА был в этом городе большой сад, в котором росли деревья, пели птицы, распускались цветы. "Но люди не замечали этого. Они приходили сюда только потому, что это было полезно для здоровья - дышать кислородом. Но чудак, который переехал в этот город, приходил сюда круглый год, чтобы полюбоваться красотой сада, вспомнить родные степи.
Представьте себе, что пришла осень. Облетают листья с деревьев, становится холодно, льют проливные дожди. Жители города сказали: «Осень пришла. Стало холодно». А наш чудак, придя в сад, сказал:
Пришел октябрь.
Обречена округа.
На, нудный дождь, на серое житье.
И задрожали листья от испуга
Что потеряют дерево свое.
Сырбай Мауленов-Какие слова в этих строчках кажутся вам необычными? (Задрожали листья от испуга, Что потеряют дерево свое)
-Какие изобразительные средства, использует автор? (олицетворение)
-Да, пришла осень, изменилась вся природа вокруг. Наш герой видит, чувствует это новое. И читает стихи Сырбая Мауленова об осени:
Рисует осень свои полотна,
Мурлыча что-то себе под нос.
Она украсила позолотой
Пустую степь и притихший плес!
Пыль рвется к небу по всем проселкам,
Озера выплеснутся вот-вот
Не прикасаясь к зеленым елкам,
На рощи осень багрец кладет.
-Какое настроение вызывает у поэта осень? (покой, легкая грусть)
-Какие краски увидел поэт? (золото, зеленые, багряные)
-Какие строчки вызывают у вас чувство покоя, легкой грусти? (пустая степь, притихший плес)
-Какие изобразительные средства использует здесь автор?
Олицетворение: осень рисует, мурлыча, она украсила, пыль рвется, не прикасаясь, осень багрец кладет.
Эпитеты: пустая степь, притихший плес, зеленые елки.
-Обратите внимание на олицетворение. Несмотря на легкую грусть, какую мы видим осень? (живая, напевающая)
Проходят дни, месяцы. Наступает зима. Мороз сковывает землю. Деревья в саду стоят по колено, а то и по пояс в снегу. Степь, покрыта белым покрывалом, которое ярко блестит под лучами холодного зимнего солнца. Люди попрятались от холода в своих домах. А наш чудак произносит стихотворение Д. Кожабекова «Зима».
Свирепые ветры бушуют,
Коварные вьюги кружатся
Над домом моим до рассвета,
Лишая покоя и сна.
И тучи по небу кочуют
И серым туманом клубятся:
Затмив собой лучики света,
Мне в ставни стучится зима.
На окнах кривые узоры
Морозы рисуют под утро.
Снегами покрыты дороги,
Леса ледяной бахромой.
Смотрю, как склонили уборы
Плакучие ивы понуро...
На время укрылись в сугробах
И лето, и осень с весной.
-Какие чувства у вас вызывает это стихотворение?
Что вы представляете?
-Какие изобразительные средства использует автор?
Метафора:свирепые ветры, коварные вьюги, ледяная бахрома.
Олицетворение:ветры бушуют, вьюги кружатся, тучи кочуют, зима стучится, морозы рисуют, ивы склонили уборы понуро, лето и осень с весной укрылись.
Эпитеты: серым туманом, кривые узоры, плакучие ивы.
- Правильно!
Но наш чудак ждал самого лучшего времени года - весны. Он видел то,
чего не видели другие люди. Чувствовал ее приближение, ждал, когда она проснется под лучами солнца. И увидев весенние картины, чудак сказал словами Марфуги Айтхожиной «Весенние картинки»
Как аргамак,
В веселом нетерпенье
Река с горы несется вниз,
Взгляни!
В природе началося обновление
И в этом нам с тобой
Она сродни.
Седые пики кажутся живыми,
В них прежняя надменность не видна,
Свила гнездо под окнами моими,
Певунья легкокрылая одна.
Она ждала,
Не распыляя силы,
Весеннего слепящего луча,
И не сдержать ей песенного пыла
Среди других ветвей, карагача
Прекрасен город!
Всюду, не смолкая,
Поток машин ярится, как прибой.
Красавица, березка городская,
Одела плечи первою листвой.
И столько птиц слетелось сразу вместе,
Весне на встречу распахнув сердца,
И с каждым днем все слаженней их песни,
И, кажется, что трелям нет конца.
А ведь дорога гибель им сулила,
Опасен был и труден перелет.
Но, видно, крылья
Обретают силу, когда так властно Родина зовет!
-Как вам кажется, о каком месяце идет речь в стихотворении? (апрель - май).
-Почему? (горная река тронулась, птицы вьют гнезда, деревья покрываются листвой).
-Как Айтхожина передает состояние обновления природы?
-Как вы понимаете слова: В природе началося обновление
И в этом нам с тобой она сродни?
Видите, как прекрасна природа в любое время года. И человеку, который умеет видеть ее красоту, радоваться ей, она каждый день открывает что-то новое. Он хорошо знает жизнь птицы и зверя, понимает их душу и умеет рассказать о них целую историю, как Сырбай Мауленов в своем стихотворении «Олень»
Замерли, как вкопанные кони,
И олень умчался вдаль стремглав:
Потянулась пыль, клубясь на склоне,
Облаком, колеблющимся став.
Словно там сгустилась мгла ночная
Спрятав день.
И мы глядим:
Куда,
Небеса с землёй соединяя,
Мчится одинокая звезда!
Тело благородного оленя
Удлинилось в яростном рывке-
Вот уж он не виден в отдаленье,
Как слеза у милой на щеке...
Вздрагивает камень,
Ветер воет,
Пляшут искры около копыт
Где-то над скалою,
Над травою
Он огромной птицею летит!
Кто остановить его решится,
Золотого в солнечных лучах?
Он летит,
И целый мир кружится
Капелькой слезы
В его очах!
-Представьте себе оленя. Каким вы его видите? (могучий, красивый, благородный зверь).
-Можем ли мы по началу стихотворения понять, что произошло в лесу? (да, охотники на конях спугнули оленя, и зачарованно наблюдают за его стремительным бегом).
-Как, пo-вашему, какова главная мысль стихотворения? (олень прекрасен, как вся природа, как жизнь. Поэт радуется вместе с ним, что он ушел от смерти). -Правильно. И наш чудак любил не только поэзию, он слушал музыку, которая говорила о природе, о чувствах.
Звучит домбра. (Кюй Курмангазы «Адай», на экране видео: степь, кони, смена местности, горы, озера, водопад).
Но люди города не понимали природу и музыку, не любили стихов, не испытывали добрых чувств, а самое главное - любви. Нашему чудаку надоело, жить с такими людьми, и он, обидевшись на них, ушел из города. Тогда деревья в саду стали засыхать, цветы в клумбах поникли, птицы перестали разводить свои веселые трели. Вначале люди города не замечали этого. Но вскоре они обнаружили, что им негде дышать свежим воздухом, который так полезен для здоровья. Спросили люди у сада: «Что это происходит?». И тогда деревья, цветы и птицы ответили, что они погибают от нелюбви людей, что до этого они жили благодаря чудаку, который понимал их. Люди бросились искать чудака. Найдя его в степях Сары-Арки, они уговорили его вернуться. Он пожалел старый добрый сад и пришел в город. Увидев чудака, деревья ожили и зашелестели своими листьями, цветы подняли свои головки и распустились, улыбаясь к солнцу, птицы весело защебетали, порхая с ветки на ветку. Люди города поняли, что их чудак поэт, что природа не может жить без поэзии, без нее не бывает чувств. И они попросили чудака научить их любить поэзию, природу. Тогда он прочитал стихотворение М. Айтхожиной «Журавли»
Журавли возвращаются к нам,
Журавли—
Как серьга серебрится,
Каждая птица.
Осень клин заостряла
Над краем земли,
А весна
Призывает назад возвратиться
Журавли возвращаются к нам,
Журавли –
Сколько песен
Должно быть, к прилету их спето!
Если б только
Мы стать подобрее смогли,
Все печали
Покинули б нашу планету.
Нежный ветер
И рядом летит, и вдали,
Первых листьев
Касается он осторожно.
Журавли возвращаются к нам, Журавли -
Этим птицам
Без родины жить не возможно...
.. .До последнего часа надеждой полна, она, силы копя,
Ждала в
Нетерпенье
Не вернулась домой
Журавлиха одна - Может,
Ранила крылья в канун возвращенья?..
Как к невзгодам чужим Состраданье найти?
Кто захочет
С чужою бедою породниться?
Может, встретился ей Ураган на пути,
И бессильно заплакала Гордая птица...
Может быть,
Она стала от жажды слаба. ;И отстала от стаи,
Растаявшей в сини.Помоги журавлихе в пути,
О,судьба!
Не оставь ее
Век вековать на чужбине!
Помоги -'Что ей делать с такою бедой,
Если в сердце
Лишь стоны, одни зазвучали?!
О судьба,
Не терзай ее больше,
Постой,
Не позволь погубить ее душу Печали!
Она, горем полна,
В чужедальнем краю Напоследок.
Над горною встанет вершиной.
И прощально
На родину глянет свою,
И глаза потускнеют, как перед кончиной. ... Как прекрасно Рождение нового дня! Как приходит на землю Рассвет величаво!
Словно легкие волны,
Под ветром звеня^ ,Разбегаются вширь Своевольные травы.
Темноваты пока еще Контуры гор,
Но теряется мрак Пред лучом неизбежным.
И уже оглашается звоном простор,
С поднебесья летящим Курлыканьем ,нежным.
Птицы видят
Просторы заветной земли.
Вот пред ними распахнуто Небо аула,
Журавли возвращаются к нам,
Журавли —
Радость в крылья им
Новые силы вдохнула!
Пригревают лучи Все теплей и теплей,
И весна -
Неотступна и непобедима.
И кричат, в поднебесье мне сто журавлей,,А на землю доносится Голос единый...
- Теперь прочитайте стихотворение про себя, найдите изобразительные и выразительные средства, которые использует автор.
Сравнения: Как серьга серебристая, как перед кончиной, травы, словно волны. Эпитеты: Серьга серебристая, нежный ветер, гордая птица, чужедальний край, легкие волны и т.д.
Метафоры: Своевольные травы.
Олицетворения:Весна призывает, ветер летит, ветер касается, ураган
встретился, травы разбегаются и т.д.
Аллегория: Небо аула - символ родины.
Вопросы: Как к невзгодам чужим состраданье найти? Кто захочет с чужою бедой породниться? Что ей делать с такою бедой, если в сердце лишь стоны одни зазвучат?
Повторения: Журавли возвращаются к нам, журавли.
Восклицания: Сколько песен должно быть к прилету их спето! и т.д. Инверсия: Журавли возвращаются к нам, первых листьев касается он осторожно.
Обращения: О судьба!
Антитеза: Осень клин заостряла - а весна призывает, Чужедальний край - родина.
-Хорошо, определите тему стихотворения (возвращение журавлей на родину).
-Идею?
(На примере журавлей автор показывает силу любви к родине. Невозможность возвращения на родину одной журавлихи подобно смерти. Любовь к родине).-Связано ли это стихотворение с эпохой? Актуально ли это?ез>-
-Правильно, сердце журавлихи разрывается от боли. А какими были сердца жителей города вначале сказки? Как они бились? (они бились ровно, их ничего не волновало)
-Верно, а к концу сказки, какими стали их сердца? (Они стали биться с перебоями, то учащенно, то слабее. Жители научились понимать природу. Стали испытывать чувство, научились ценить поэзию).-Хорошо, разбейтесь, пожалуйста на группы и сделайте кардиограмму сердца жителей города.
ЗАЩИТА КАРДИОГРАММ.
ІІІ. Дома вы должны были выучить наизусть понравившееся стихотворение казахского автора о природе, о чувствах. Предоставляю слово вам.
Учащиеся читают стихотворения.
1) - Ребята, можем ли мы ответить на вопрос: «Кому и зачем нужна поэзия?»
(Поэзия нужна людям, чтобы передавать свои чувства, выражать состояние души. Она учит нас любви, дружбе.,, воспитывает в нас любовь к родине, стремление к знаниям и т.д.) У •
-А вам, будущим программистам, нужны стихи? Как вы их можете применить в своей профессии?
2) С самого начала учебного года мы учились с вами любить и понимать казахскую поэзию. Сделайте кардиограмму своего сердца относительно поэзии, т.е. как ваше сердце относилось и относится к поэзии. Или можно ответить графически на вопрос: Чем является поэзия для меня? Защита изображений
Итог мероприятия.