Интегрированный урок изобразительное искусство и литература в 7 классе на тему: Уроки маленького принца

Тема урока: Уроки Маленького принца
СЛАЙД 1.
Цель и задачи:
обучающие:
ввести учащихся в неординарный мир сказки; создать условия для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем, поднятых в сказке автором; формировать умение давать оценку поступкам героев повести;
закрепить представление о термине «пропорция» в изображении фигуры человека;
развивающие:
развитие читательского интереса учащихся, творческого воображения, чувства музыки, монологической речи учащихся, развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе;
развитие творческой и познавательной активности учащихся;
воспитывающие:
приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового; воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно–нравственной.

Тип урока:  интегрированный литература и ИЗО

Технология обучения: личностно – ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий , развитие исследовательских навыков.
Формирование речевых компетенций 
Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.
Методические приемы:
рассказ учителя,
работа над словесным портретом героя,
аналитическая работа с текстом,
творческое задание.
Оформление: презентация, портрет А. Де Сент-Экзюпери; стенд о жизни писателя; записи с высказываниями А. Де Сент-Экзюпери; аудиозаписи, ; иллюстрации к сказке; оформление доски: литературоведческие термины, эпиграф..

Эпиграф урока (на доске):
                                                       И вы увидите: всё станет по-другому...
Антуан де Сент-Экзюпери
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Основное содержание урока.   
Вступительное слово.
Слайд 1 (музыка)
Учитель: - Послушайте, ведь если звёзды зажигают,
 Значит это кому-нибудь нужно?
 Значит это необходимо,
 Чтобы каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
  Давно ли вы смотрели на звёздное небо?
   Конечно, скажете вы: «До этого ли нам: уроки, секции, факультативы, дома маме помочь надо, не до прогулок вечером, а уж тем более не до неба...»
Но сегодня мы как раз будем говорить и размышлять о звёздах, вернее, о том, что возникает в душе любого человека, когда он смотрит на звёзды.А это очень важные, философские вопросы: - Для чего человек живёт? Что в его жизни главное: верная дружба, настоящая любовь или что-то другое?
Общаться мы будем с героем повести «Маленький принц» и его автором Антуаном де Сент-Экзюпери.
СЛАЙД 2
Этот человек был разносторонним, одарённым, с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. Он был писателем и летчиком одновременно. На вопросы о ,что предпочитает, отвечал: Для меня летать и писать – одно и то же». А о своей жизни и о себе он говорил : “Ищите меня в том, что я пишу”. И действительно, ничто так не помогает так понять человека, как его произведения.
Родился он 29 июня 1900 году во французском городе Лионе.
Жил он недолго, написал немного, но успел сказать людям самое главное В семье его называли “Король Солнце” из-за белокурых волос, венчающих голову. Товарищи же прозвали Антуана “Звездочет”, потому что нос его был, вздернут к небу. Всю жизнь он сохранял связь со своим детством, он всегда оставался любознательным.
Он говорил:
- Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны.
Любил всё необычное
Считал,что единственный способ убедиться в реальности чудес самому их творить; и ничего, что это будут даже самые маленькие чудеса.
Однажды он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но они, ударяясь о стену, лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил мрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.
Все они похожи на множество маленьких планет во Вселенной, по которым путешествовал герой нашей сказки. Писателю принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.
В Нью-Йорке, куда он приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от стола, где работал над повестью, и с 15 этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты.
Иногда их подхватывал ветер и уносил вверх, может быть, к звездам.
В период создания книги, которую он сам проиллюстрировал, он нередко рисовал мальчика с крыльями.Что это за мальчик? Кого он нам напоминает?
Книга о Маленьком принце – это не просто обычная сказка о том, как мальчик путешествует с одной планеты на другую. Это писательское завещание. А чему Экзюпери хотел нас научить, это мы сегодня и узнаем.
4. Обращение к эпиграфу урока.
( Обратите внимание на эпиграф к уроку – это слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то                                                   
   « И вы увидите: всё станет по-другому...». Попробуем усвоить эти уроки!
Давайте попробуем понять и усвоить эти уроки.
Учитель ИЗО: 
Итак, Маленький принц. Откуда он прилетел? Каким вы его себе представляете? (учащиеся рисуют портрет и затем дают характеристику принца)
СЛАЙД 3.
Мальчик с золотыми волосами и развевающимся шарфом. Это ребёнок, который видит всё не так, как другие. Он познает мир, ему всё интересно, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он общительный, вежливый, ответственный.
Учитель литературы: Итак, жил на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, астероиде Б–612. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило:
Задание учащимся: найти афоризм из домашнего задания, которое можно применить к любому из нас. встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
Понятие «афоризм» на доске: Афоризм – «крылатые слова», изречения, выражающие с предельной краткостью какую-либо значительную мысль в оригинальной, запоминающейся форме.
Первый урок : «Встал поутру, привёл себя в порядок и свою планету» (Запись в тетрадь)
СЛАЙД 4.
Учитель литературы: Как вы понимаете выражение « привёл в порядок свою планету?» Как можно применить этот урок к нам, реальным людям?
- Почему Маленький принц отправился путешествовать?
- Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе? Найдите цитату из текста главы VІІІ, стр.33
- Какой урок преподносит нам Маленький принц?
Второй урок: «Надо судить не по словам, а по делам» (Запись в тетрадь)
СЛАЙД 5.
Учитель литературы: Маленький принц побывал на разных планетах. Что же он узнал, путешествуя?
Игра «Цифры» (Юрьева И.А.)

2) А теперь мы обратимся к Путешествию Маленького принца


( Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, приём путешествия.
 Большие возможности у этого приёма. Он нужен не только для понимания главной мысли произведения; он помогает автору показать разные характеры людей; независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, который отправился в странствие с целью познания мира и поиска друзей.
Каждый астероид имеет свой номер от 325 до 330, как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разобщены.Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, потому и не заслуживают хорошего названия их дома. Портреты их типичны, поэтому автору достаточно указать номера астероидов.

Игра-викторина «Угадай по описанию»
Учитель литературы :
Угадайте планеты по описанию и ответьте, что ценно для обитателей астероидов? 1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля)
-охарактеризуйте Короля (На астероиде жил один, но считал, что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов. Для короля ценна власть).
- отрицательный ли герой Король? ( не совсем, так как он понимает, что не всегда приказы могут быть выполнены; но продолжает их издавать, не представляя себе иного дела)
Кого надо судить, если на планете живёт только король?
- какой вывод сделал Король и чему научил Маленького принца? Найдите фразу из книги.
( «Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»)
Третий урок: «...суди сам себя». (Запись в тетрадь)
СЛАЙД 6
Продолжим викторину: 2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди. (Планета Честолюбца).
- кто такой честолюбец? (Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности). - а тщеславие? Чем оно плохо? Ведь каждый хочет чем-нибудь прославиться? (Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию).
- как определяет тщеславных людей Маленький принц? (Цитата из текста«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»)
– Какой урок вынес Маленький принц из посещения планеты честолюбца?
Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах. (Запись в тетрадь)
СЛАЙД 7.
Продолжим: 3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга.(Планета Пьяницы).
Житель третьей планеты заставил Маленького принца сожалеть, причем о человеке, который не может исправить свою жизнь, вырваться из порочного круга своего пристрастия
- что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?
Пятый урок: найди в себе силы изменить себя. (Запись в тетрадь)
СЛАЙД 8 Учитель ИЗО : 4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ (Планета Делового человека).
Деловой человек на своей планете занят бессмысленным подсчётом звезд. Он пытается превратить необозримую красоту Вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф. Для делового человека ценность – богатство.
- А для вас в чём ценность звёзд?
Игра «Кто быстрее?» (раздать ребусы, в которых зашифрованы слова, встречающиеся в сказке).
- Для чего вам знания?
- А для чего знания Деловому человеку?
- Что понял на этой планете Маленький принц?
Шестой урок: если человек занят бессмысленным делом, его жизнь прожита напрасно. (Запись в тетрадь)
СЛАЙД 9
«Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб». Учитель литературы : 5) рождаться, засыпать, уговор, ( Планета Фонарщика)
На этой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что это была его обязанность. Это первый житель астероидов, который понравился Маленькому принцу за то, что был верен своему слову. Фонарщик думает не о себе, он трудится для людей.
- Давайте сравним цели Делового человека и Фонарщика. ( Последний считает ценностью верность своему слову)
- Счастливый ли человек Фонарщик?
Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека (Запись в тетрадь)
СЛАЙД10 Учитель литературы: 6) толстенный, путешественник, счёт, кабинет, справки, учебник.
(Планета Географа)
- Что является ценностью для географа? (накопление знаний, которые никому не нужны)
– Это настоящий учёный? (ему неинтересна даже собственная планета, так как он считает себя важным лицом и ему некогда разгуливать).
- Какова роль географа в жизни Маленького принца? ( именно он заставил вспомнить Маленького принца о его Розе, задуматься и пожалеть её).
- Над чем задумался Маленький принц, глядя на географа?
Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета.(Запись в тетрадь)
СЛАЙД11
Итак, путешествие по астероидам закончилось. У жителей астероидов разные ценности: у кого-то они истинные, у кого-то – ложные, мнимые.Истинные – это те, которые делают мир человека лучше. Ценности, разрушающие жизнь человека, мнимые. Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, славу, чинопочитание. Такие ценности не сделали их счастливыми. Судьба обитателей астероидов печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в чистом, светлом образе Маленького принца доброго посланника судьбы, спасителя. Взрослые обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть ещё и душа.
Учитель ИЗО: Последней планетой в путешествии стала Земля. Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему? (Он увидел сад с розами)
СЛАЙД12
«А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.."
Он лёг в траву и заплакал».
Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?
Учитель литературы: Сколько людей, столько и мнений.
Человек, как звезда рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
Учитель ИЗО: А чтобы наша Вселенная стала чище, добрее, счастливее, нужно помнить уроки маленького принца. В конце сказки он отправляется к своей Розе. Ведь он чувствует свою ответственность за неё, Он не может отказаться от цветка, бросить, предать. А чему вы научились у маленького принца? Как бы вы хотели жить, под каким девизом? Подумайте и напишите этот урок на листочках. ( учащиеся выполняют оригами, вставляют в вазу, читая свой девиз).
Девятый урок: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» (Запись в тетрадь)
СЛАЙД13
Учитель литературы:  Что значат звёзды для для Маленького принца? Зачем светят звёзды?
Отрывок из XXVІ главы: «У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды... - Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться!

Учитель литературы: (Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)
СЛАЙД14
У каждого из вас свои интересы, свои пристрастия. Каждый в чём-то силен, каждый может чему-то научить другого. А сегодня вы научили друг друга не только рисовать, читать, анализировать. Вы показали, на что вы способны, вы открыли свою душу, показали ,чему стоит учиться. И каждому из вас мы дарим звезду.( награждение звездами

Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»

















Дополнительный материал:
Игра «Цифры»
Предлагаю ненадолго прерваться и поиграть. Вы заметили, что автор сказки часто иронизирует по поводу того, что взрослые обожают точный расчет. «...Мы, те, кто понимает, что такое жизнь, мы, конечно, смеемся над номерами и цифрами!» говорит он. И, тем не менее, в книге встречается очень много чисел. Предлагаю вам назвать их и вспомнить, количество чего они обозначают:
1
год путешествовал Маленький принц

3
вулкана

4
шипа у розы

6
континентов

7
планет посетил Маленький принц

43
столько раз однажды Маленький принц наблюдал закат Солнца

111
королей на Земле

612
номер астероида

1 440
раз за сутки можно наблюдать закат на планете Фонарщика

1909
год открытия астероида

1920
год официального признания этого открытия

5 000
роз в саду

7 000
географов на Земле

462 511
фонарщиков на Земле

900 000
дельцов на Земле

7 500 000
семь с половиной миллионов пьяниц на Земле

311 000 000
честолюбцев на Земле

501 622 731
звезда

2 000 000 000
взрослых на Земле


Памятка
Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, приём путешествия.
 Большие возможности у этого приёма. Он нужен не только для понимания главной мысли произведения; он помогает автору показать разные характеры людей; независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, который отправился в странствие с целью познания мира и поиска друзей

Памятка
Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, приём путешествия.
 Большие возможности у этого приёма. Он нужен не только для понимания главной мысли произведения; он помогает автору показать разные характеры людей; независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, который отправился в странствие с целью познания мира и поиска друзей


Памятка
Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, приём путешествия.
 Большие возможности у этого приёма. Он нужен не только для понимания главной мысли произведения; он помогает автору показать разные характеры людей; независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, который отправился в странствие с целью познания мира и поиска друзей

Памятка
Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, приём путешествия.
 Большие возможности у этого приёма. Он нужен не только для понимания главной мысли произведения; он помогает автору показать разные характеры людей; независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, который отправился в странствие с целью познания мира и поиска друзей

Памятка
Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, приём путешествия.
 Большие возможности у этого приёма. Он нужен не только для понимания главной мысли произведения; он помогает автору показать разные характеры людей; независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, который отправился в странствие с целью познания мира и поиска друзей

Памятка
Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, приём путешествия.
 Большие возможности у этого приёма. Он нужен не только для понимания главной мысли произведения; он помогает автору показать разные характеры людей; независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, который отправился в странствие с целью познания мира и поиска друзей

Памятка
Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, приём путешествия.
 Большие возможности у этого приёма. Он нужен не только для понимания главной мысли произведения; он помогает автору показать разные характеры людей; независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, который отправился в странствие с целью познания мира и поиска друзей


Афоризм – «крылатые слова», изречения, выражающие с предельной краткостью какую-либо значительную мысль в оригинальной, запоминающейся форме.



Художественный при-ём, который органи-зует весь сюжет сказки в единое целое, приём путешествия.
15