Квалификационная работа на тему Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр


Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»
Работа допущена к защите:
Заместитель директора по УПР
________________/Т.А. Гвоздева
Протокол заседания Педагогического совета Работа защищена с оценкой
№_____от «___»_____________2015г. «_______________________________»
Выпускная квалификационная работа
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Специальность: 050144 Дошкольное образование
Симакова Кристина Юрьевна
Руководитель:
______________/Широкова С.Г.
Касли, 2015.
Допущено:
Рецензент:______________/ Иванова М.А.

Допущено:
Нормоконтроль:____________/ Гвоздева Т.А.


Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников с помощью подвижных игр……………………………7
Общая характеристика физических качеств…………………….. ..7
Значение подвижной игры для формирования физических качеств старших дошкольников………………………………………………...11
Характеристика двигательной активности старших дошкольников……………………………………………………………………14
Влияние физического развития и физической подготовленности на систему физического воспитания старших дошкольников……………….17
Классификация подвижных игр в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..23
Выводы по первой главе…………………………………………………27
Глава II. Педагогические условия определения уровня физических качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр………………………………………………………………………………..28
2.1 Методы оценки физических качеств дошкольников………………28
2.2 Оценка физических качеств у дошкольников ……………………..32
2.3 Сравнительный анализ физических качеств во время проведения подвижных игр………………………………………………………………….37
2.4 Система работы по взаимодействию с семьей по физическому развитию на учебный год………………………………………………………40
Выводы по второй главе……………………………………………........43
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………….45
Приложения……………………………………………………………….47

Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагога на физическое развитие, которое включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным не наносящем ущерба организму выполнением основных видов движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).[1, 12]
В современном обществе огромное внимание уделяется развитию детей, в том числе развитию их физических качеств. Именно в детстве закладывается основа личности. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личные, морально-волевые и поведенческие качества. Здоровое поколение – основа любого государства, именно поэтому выбранная тема работы является актуальной.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Актуальность выбранной темы обусловлена ещё и тем, что среди педагогов-теоретиков существует спор о том, на сколько физические качества зависят от врождённых факторов и есть ли необходимость их специального развития у дошкольников.
Исследованием по проблеме физической подготовленности дошкольников занимались Н. Лескова, Л. Ноткина, Е.Я. Бондаревская и др.; тему проблемы развития физических качеств дошкольников исследовали В.Н. Занефский, З.И. Кузнецова, М.Х. Спаева; проблеме организации и использования подвижных игр в ДОУ уделяли внимание в своих работах Я.Э. Степаненкова, В.А. Страновского, Е.А. Тимофеева.
Целью данной работы является изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.Исследовать исторические и теоретические аспекты проблемы;
2.Определить физические качества детей дошкольного возраста;
3.Классифицировать подвижные игры;
4.Составить систему работы по взаимодействию с семьей по физическому развитию на учебный год;
5.Систематизировать диагностические тесты на выявление уровня физических качеств у дошкольников.
Объектом исследования является влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников.
Предметом исследования выступают физические качества детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом исследования выбранной темы выдвигалась гипотеза о том, что подвижные игры способствуют развитию таких физических качеств дошкольников, как сила, ловкость, быстрота и выносливость. Но следует отметить, что положительно сказываются на развитии физических качеств только такие подвижные игры, в которых дети принимают активное участие, то есть, осуществляют сознательную деятельность.
В настоящее время медики обеспокоены тем, что дети физически не развиты. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.
Проблема исследования заключается в разработке и поиске новых методических подходах к использованию подвижных игр в развитии физических качеств старших дошкольников как основы их физической подготовленности. Разработка вопроса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности если и затрагивалась в ряде работ, то только фрагментарно. В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы дипломной работы, заключающаяся в разработке и поиске новых методических подходов к использованию подвижных игр в развитии физических качеств дошкольников как основы их физической подготовленности.
Методы исследования.
Теоретические:
- анализ педагогической литературы по теме исследования;
- интерпретация литературных источников;
- обобщение;
Эмпирические:
- наблюдение;
- тестирование;
- беседа;
- методы математической обработки данных эксперимента.
Исследования проводились на базе МДОУ детский сад № 8 «Орленок».

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников с помощью подвижных игр
1.1 Общая характеристика развития физических качеств
«Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов» - В.В. Гориневский. Уровень возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врождённых психологических и морфологических возможностей с приобретёнными в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека.
Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий.[8, 42] Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой или слабостью, подвижностью или инертностью и т.д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков.
«Выигрывая в проявлении одних физических качеств, человек проигрывает в других» - С.Н. Рычков. [ 2; 12]
Далее рассмотрим наиболее важные физические качества личности.
Сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.
Сила – это способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений мышц) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам.
В процессе жизнедеятельности мышцы человека, преодолевая сопротивление, сокращаются и укорачиваются. Такая работа называется преодолевающей. Противодействуя какому-либо сопротивлению, мышцы при напряжении могут и удлиняться, например, если удерживать очень тяжёлый груз. В таком случае работа мышц называется уступающей. Оба эти режима объединяются под одним названием - динамического. Сила, проявляемая в движении, то есть в динамическом режиме называется динамической силой.
Быстрота - это способность человека в определённых специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель.
Физиологический механизм проявления быстроты представляется как многофункциональное свойство, зависящее от состояния нервной системы (ЦНС) и её двигательной сферы периферического нервно-мышечного аппарата (НМА). Показатель, характеризующий быстроту (быстродействие) как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции (реагирование на сигнал) и частотой одинаковых движений в единицу времени (темп).
Скоростные качества человека определяются прежде всего такими факторами, как наследственность, возраст, пол, состояние нервно-мышечного аппарата (механизм), времени суток и др.
Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физического воспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки, её интенсивности, или как способность организма противостоять утомлению. Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена веществ и вегетативным системам, которые его обеспечивают, а именно сердечно-сосудистой, дыхательной, а также ЦНС.
Гибкость – это свойство опорно-двигательного аппарата, связанное со способностью к мышечной релаксации.
Гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорость движения, выносливость, увеличивая при этом затраты энергии и, снижая экономичность работы организма. Зачастую отсутствие гибкости приводит к серьёзным травмам мышц и связок.
Гибкость зависит и от пола. Так подвижность в суставах у девушек выше, чем у юношей примерно на 20-30%. Процесс развития гибкости индивидуализирован. Развивать и поддерживать гибкость необходимо постоянно.
Ловкость - это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениями, быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать.
Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость.
Образовательная программа « Из детства в отрочество» нацеливает педагога на то, что приоритетными задачами в области физической культуры является охрана и укрепление здоровья детей, формирование правильных двигательных умений и навыков выполнения жизненно необходимых основных движений, развития физических способностей. [7; 24]
Образовательная программа « От рождения до школы» рекомендует создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Реализовать принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников. [4; 87]
Комплексная образовательная программа « Истоки» ориентирует педагога на разностороннее развитие ребенка; обеспечение для всех детей равного старта развития; формирования универсальных способностей; сохранение и укрепление детского здоровья.[14; 31]
Основными задачами по физическому воспитанию детей комплексной программы «Радуга" являются: сохранять и укреплять здоровье детей и формировать у них привычку к здоровому образу жизни; способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; содействовать полноценному физическому развитию; приобщать детей к миру физической культуры. [14; 26]
1.2 Значение подвижных игр для формирования физических качеств старших дошкольников
«Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами»- К.Д. Ушинский.[15; 13]
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. [8; 27]
По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
П.Ф. Лескафт писал: « В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия в полнее должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью».
Это положение подтверждается работами педагогов М.М.Конторович, , А.И.Быкова, Н.Н.Кильпио, Э.Я. Степаненкова, С.Я.Лайзане , которые внесли значительный вклад в разработку методики проведения подвижных игр в детском саду. [16;42]
Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е. А. Тимофеевой.
Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребенку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни.
Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
«Детская игра - это не забава». П.Ф. Лесгафт любил повторять это выражение, так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра - это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».
Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Но сама по себе игра, которая не контролируется педагогом, не приносит ожидаемых результатов. Главная роль здесь отводится педагогу, который должен целенаправленно, используя научный подход, подбирать комплекс подвижных игр.
Одним из главных значений подвижной игры является развитие физических качеств ребёнка. Игра, - это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на развитие физических качеств, таких как быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость.
Во время формирования комплекса подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, необходимо подбирать игры таким образом, чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к игровой деятельности. Понятно, что если несколько часов играть в одну и ту же игру, то она надоест и будет не интересна для детей. Кроме этого, если игры будут однотипны, - это тоже в скором времени приведёт к отсутствию желания играть. Здесь можно посоветовать чередовать игры из различных классификаций. Например, сначала провести игровую гимнастику, затем подвижную не командную игру, которая не требует больших затрат энергии. Далее можно для разнообразия поиграть в шуточную игру, затем провести командную игру с большой физической нагрузкой, затем поводить хоровод (музыкальная игра) и т.д. Будет целесообразно между подвижными играми «вставлять» интеллектуальные, не подвижные игры, или заняться рисованием или лепкой. Чем чаще меняется ситуация (в разумных пределах), тем легче поддерживать интерес у ребёнка к определённой деятельности. Тесное взаимодействие педагога и ребёнка должно вести к определённым положительным результатам, направленным на развитие полноценной личности.
Дошкольники разных возрастных категорий предпочитают разные игры.
В возрасте 2-4 лет дети предпочитают игры, в которых можно поразмяться, поползать, полазить, потолкаться, пошуметь.
В возрасте 4-6 лет дети начинают играть в игры, требующие силу, быстроту и координацию движений: они любят прыгать, скакать, перепрыгивать, топать.
Как показал анализ различных библиографических источников, большинство дошкольных учреждений совершают одну и ту же ошибку, связанную с созданием штампов. Например, в ДОУ создаются традиционные игровые уголки для подвижных сюжетных игр с неизменными типами. Необходимо понимать, что однотипность (штамп) снижает мотивацию, что ведёт к неактивной деятельности, препятствует проявлению самостоятельности, творчества, инициативы детей. Содержание игровых пространств должно быть мобильным, регулярно обновляться в соответствии с информацией, полученной от педагога в рамках усвоения программных задач, создавая условие для созидательной деятельности детей.
1.3 Характеристика двигательной активности старших дошкольников
Двигательная активность представляет собой удовлетворенную потребность организма в движении. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка.
Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка. Но следует предостеречь и от излишней двигательной активности, которая ведет к функциональным изменениям в сердечно-сосудистой системе дошкольника.
Следует заметить, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности.
Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.
Ко второй группе следует отнести детей малоподвижных, то есть с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребенка. Повышенный вес снижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращает продолжительность жизни человека. Тучные дети отстают от сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное поведение на занятиях и уроках, однако это не следует расценивать положительно.
Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счет движений. Уменьшение же числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказывается и на развитии психики. Как правило, ребенок малоподвижный, тучный плохо владеет необходимыми движениями. Таких детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.
К третьей группе относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, он, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям. Одной из причин частых заболеваний является то, что после большой физической нагрузки, которую эти дети получают на прогулках, они возвращаются вспотевшими, с влажным нижним бельем; в результате усиливается теплоотдача тела, наступает переохлаждение организма и как следствие — заболевание. По отношению к таким детям должен быть индивидуальный подход, следует ограничивать их двигательную активность. Особого внимания требует регулирование их физической нагрузки.
Хорошие результаты показывает дружба детей с разной двигательной активностью, обучение детей спокойным, настольным играм и совместная деятельность детей и взрослых.1.4 Влияние физического развития и физической подготовленности на систему физического воспитания старших дошкольников
Э.Я. Степаненкова считает, что физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на психофизических качеств. [16; 29]
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.[20; 86]
Физическая подготовленность - соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы [6; 21].
В системе педагогических явлений физическое воспитание имеет первостепенное значение как специальный фактор целесообразного воздействия на развитие физических качеств человека, его двигательных способностей и непосредственно связанных с ними естественных свойств человеческого организма. Если физическое воспитание осуществляется систематически на протяжении основных этапов онтогенеза (индивидуального развития организма), оно играет роль одного из решающих факторов всего процесса физического развития индивида.
В самом общем смысле физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.
Зная и умело, используя объективные закономерности физического развития человека, можно, в принципе, так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для индивида и общества, обеспечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для созидательного труда и других общественно полезных форм деятельности, и даже «отодвинуть» сроки естественного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.
Эти возможности целесообразного управления физическим развитием реализуются при известных условиях в процессе физического воспитания. Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что процессе физического развития в принципе управляем; в целесообразно направляющем воздействии на этот процесс, прежде всего и состоит специфическая социальная функция (назначение) физического воспитания.
Это, понятно, не означает, что физическое воспитание целиком предопределяет физическое развитие. Последнее, как уже было сказано, зависит от многих факторов и условий, естественных и социальных, самые фундаментальные среди которых - условия материальной жизни общества. Тем не менее, физическому воспитанию принадлежит особая роль как специальному фактору рационального регулирования физического развития человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему обществом. Именно от физического воспитания (если есть все другие необходимые условия, непосредственно зависят тенденции, сознательно привносимые в физическое развитие, его направленность, степень, а также и то, какие двигательные способности, умения и навыки формируются и совершенствуются у человека в течение жизни.
Физическое воспитание в условиях общества содействует всестороннему развитию личности. Оптимизация физического развития при этом идет по пути достижения все более высоких показателей физического совершенства. Понятие «физическое совершенство» обобщает представления об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Причем подразумевается, что эта мера оптимально соответствует требованиям трудовой и других сфер его жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерностям долголетнего сохранения крепкого здоровья. Конкретно исторический характер физического совершенства состоит в том, что его действительные черты (признаки, показатели и т. п.) определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом данном историческом этапе и потому меняются по мере развития общества. Отсюда следует, в частности, что нет и не может быть некоего неизменного идеала физического совершенства, как нет и не может быть неизменных эталонных показателей его.
Физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств.
Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях — основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании), игровых, спортивных занятиях.
Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов.
Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.[6, 54]
Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.
Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.[8; 47]
По характеру физической подготовленности дошкольников условно можно разделить на три группы - дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.
Дети первой группы, имеющие высокие показатели физической подготовленности, отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Им свойственно отсутствие сомнения и страха при выполнении упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать воспитателя, выполнять его указания и поручения [21; 54].
Детей второй группы, имеющих средние показатели физической подготовленности, характеризуют неравномерность развития основных видов движений, физических и волевых качеств, разноплановость двигательного поведения. Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазанье и т.н.). Часть детей этой группы даже при постоянном побуждении педагога упражнение выполняют некачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения, однако есть и такие, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций педагога, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно или нет они выполняют задание.
Дети с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве случаев имеющие низкий уровень развития физических и волевых качеств и в основном низкие количественные и качественные показатели движений) в отличие от других детей почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действий, проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Им свойственно состояние угнетенности в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Только в достаточно простой обстановке они обнаруживают некоторую активность, которая по мере возникновения новых трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.).
Согласно ФГОС ДО об инклюзивном образовании, коррекционная работа должна быть направлена на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья программы их разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа с детьми выделенных групп должна строиться с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигатёльных умений и навыков. Этому способствует выполнение знакомых движении в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лежа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах). Возможно использование доступных детям элементов акробатики и художественной гимнастики.
Так, формированию у дошкольников интереса к учебным задачам различной степени трудности могут способствовать игровые ситуации, в которых разучиваемое упражнение включается в игру.
Формированию у ребенка способности выделять и запоминать сложные элементы движений помогает непосредственное обращение педагога к нему, заострение его внимания на способе выполнения движения; нерешительным и неуверенным детям нужны поощрение и помощь педагога.
«Человека получившего хорошее физическое воспитание, легко узнать по решительности и уверенности движений. Он знает свои силы, умеет их прилагать и пользоваться, он не поддается усталости, потому что он хозяин своего тела»- Ж. Демени.
1.5 Классификация подвижных игр
Подвижные игры классифицируются в зависимости от их назначения, основных элементов и целей. Наиболее распространена следующая классификация:
Командные игры;
Игры без разделения на команды;
Шуточные игры;
Музыкальные игры;
Национальные (старинные) подвижные игры;
Игровая гимнастика.
Следует понимать, что подвижные игры, помимо развития физических качеств личности преследуют и другие цели: развитие смекалки, чувства юмора, чувства музыкального ритма, приобщение к национальной культуре и т.д. Но мы исследуем исключительно узкую проблему, а именно, влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников.
Командные игры, это такие игры, которые подразумевают разделение участников игры на команды. Количество команд различно и зависит от самой игры. В командной игре дополнительной мотивацией к деятельности является чувство ответственности перед другими членами команды, что и отличает эту группу подвижных игр.
Следует обратить особое внимание на то, что командная игра может формировать в детях и некоторые отрицательные качества, такие как жестокость, эгоизм и т.д. Формирование команд дело не простое. Ребёнок физически слабый с плохой реакцией может восприниматься другими членами команды как помеха на пути к победе, что может вызывать у детей желание избавиться от «балласта» и, как правило, приводит к отрицательным эмоциям. Кроме этого, физически развитый ребёнок может ставить себя выше других членов команды, тем самым, проявляя черты эгоизма. Для того, чтобы избежать отрицательные проявления, при проведении командных игр необходимо в качестве одного из критериев при вынесении решения о победе той или иной команды установить слаженность действия игроков, их доброжелательность и взаимопомощь. Проявление отрицательных эмоций необходимо педагогично пресекать.
В качестве примера можно привести следующие командные подвижные игры: «Казаки-разбойники», «Потяг», «Вытащи платок»,.
Подвижные без разделения на игры команды, соответственно, это те игры, в которых каждый участник играет сам за себя, стремясь стать лучшим. В качестве примера можно привести следующие игры: «Симон говорит», « Скучно так сидеть».
Шуточные игры – это игры, которые содержат элементы шуток, и которые могут развеселить играющих. Главное значение шуточных игр, - дополнительная мотивация, вызванная желанием детей к шуткам и веселью. Когда дети устают, и у них пропадает интерес к подвижным играм, в игру вводится элемент веселья, что даёт новый толчок к действиям.
В качестве шуточных подвижных игр можно привести следующие примеры: «Забег на трёх ногах», «На одной ножке к чемодану».
Музыкальные подвижные игры отличаются от других подвижных игр тем, что в них включается музыка, песни или просто ритм. К музыкальным подвижным играм можно отнести хороводы. Для примера можно привести следующие игры: « Каравай», « Стулья».
Национальные подвижные игры - это игры, которые передаются из поколения в поколение. Фактически, большинство игр является национальными, то есть, любая игра придумана той или иной народностью, и только потом она получила распространение среди других национальностей. Особенность национальных игр, - это их ориентация на определённый национальный элемент. Национальные подвижные игры, как правило, включат в себя элементы быта народности, тем самым их главная задача – выработка качеств (в том числе физических), необходимых для выживания в определённых условиях окружающей среды. Следует отметить, что игры разных народностей часто похожи друг на друга, причём схожие игры принадлежат народностям, проживающим настолько далеко друг от друга, что исключается возможность их передачи в качестве обмена опытом. Всё это говорит о том, что возникновение игры связано с естественными процессами развития общества. Игра – это способ передачи опыта и навыков между поколениями.
Среди национальных игр можно привести следующие примеры: «Лев и коза» (Афганистан), «Лови мешок» (игра индейцев Аляски), «Хромая уточка» (Украина).
Что касается игровой гимнастики, то это современное, целенаправленное изобретение человечества. Если игры возникли сами по себе в процессе общественного развития, и они являются продуктом подражания «взрослым» занятиям, то игровая гимнастика, - это научно рассчитанные и сгруппированные физические упражнения с элементами игры, направленные на развитие физических качеств ребёнка.
Игровая гимнастика имеет множество преимуществ над другими подвижными играми. Подвижная игра, как правило, включает в себя лишь часть элементов, направленных на развитие физических качеств личности. Что касается игровой гимнастики, то она состоит исключительно только из «полезных» упражнений, направленных на развитие тех или иных физических качеств ребёнка.
Следует отметить, что в научной литературе встречается множество других классификаций подвижных игр. Игры могут классифицироваться в зависимости от того, на какие группы мышц они воздействуют, или от того, какие физические качества они развивают в большей мере. Фактически, вариантов бесчисленное множество. Но следует понимать, что в идеале игра не может быть просто отнесена только к какой-то одной группе. На практике игра может содержать в себе элементы различных классов, например, музыкальная подвижная игра, может быть командной или не командной, национальной или шуточной. Игры подбираются таким образом, чтобы у детей равномерно развивались все основные физические качества.[15; 42]
Вывод по первой главе
В первой главе нашего исследования мы теоретически обосновали проблемы развития физических качеств дошкольников в процессе физического развития с помощью подвижных игр. Для этого мы охарактеризовали сущность развития физических качеств, двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста, физическое развитие и физическую подготовленность в системе физического воспитания.
Мы уточнили что, рекомендованные Министерством образования России программы по физическому воспитанию для дошкольного образовательного учреждения ориентируют воспитателя на учет индивидуальных особенностей дошкольников, связанных с их темпами биологического созревания, уровнями физического развития и двигательной подготовленности. Однако конкретные методические подходы, указания и разработки в данном направлении практически отсутствуют. Поэтому для достижения поставленной цели нашего дипломного исследования необходимо перейти к практическому изучению данной проблемы.

Глава II. Определение уровня физических качеств детей дошкольного возраста в МДОУ детский сад №8 «Орленок»
2.1 Методы оценки физических качеств дошкольников
При оценке физического развития ребенка учитываются отдельные качественные стороны его двигательных возможностей: выносливость, быстрота, сила, гибкость и ловкость. Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
Диагностика отдельных сторон физического развития является важной для выявления особенностей развития ребенка, подбора индивидуальной стратегии работы с ним.
Как уже отмечалось выше, выносливость — это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов. Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе на дистанцию:
1) 100 м — для детей 4 лет;
2) 200 м — для детей 5 лет;
3) 300м — для детей 6 лет;
4) 1000 м — для детей 7 лет.
Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 метров. Длина беговой дорожки должна быть на 5-7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней, на расстоянии 5-7 м, ставится хорошо видимый с линии старта ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления ребенком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще две попытки. В протокол заносится лучший результат из трех попыток.
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление, способность к мышечному напряжению. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места. Следует отметить, что и прыжок, и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми.
Метание набивного мяча массой 1 кг проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2—3 броска; фиксируется лучший результат.
Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить 3 флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.
Прыжок в высоту с места (после 5 лет). После предварительной разминки ребенку предлагаются две-три попытки для преодоления высоты (начальная высота 30 см). После того как данная высота преодолена, планку следует поднять на 5 см; при неудаче на новой высоте ребенку засчитывается результат предыдущей попытки.
Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки. Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м; она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.
Гибкость — морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок. Гибкость оценивается при помощи упражнения — наклона вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20—25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.
Для оценки темпов прироста показателей физических качеств можно воспользоваться формулой, предложенной В.И. Усаковым:

где W — темпы прироста показателей физических качеств (%);
V1 — исходный уровень;
V2 — конечный уровень.
Например, Саша прыгнул в длину с места в начале года на 42 см, а в конце на 46 см. Подставляя эти значения в формулу, получаем:

Для того, чтобы окончательно оценить полученный результат, используют соответствующую шкалу оценки темпов прироста физических качеств (таблица 1.1).
Таблица 1.1.
Шкала оценки темпов прироста физических качеств
Темпы роста (%) Оценка За счет чего достигается прирост
До 8 Неудовл. За счет естественного роста
8 - 10 Удовлетв. За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности
10 - 15 Хорошо За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания
Свыше 15 Отлично За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений
Кроме этого, для оценки физических качеств используются средние (общие) возрастно-половые показатели двигательных качеств детей дошкольного возраста (Приложение 1).
2.2 Оценка физических качеств у дошкольников
В качестве материала для практического исследования была выбрана группа детей возрастом 5-6 лет с этой группой детей систематически в течение 3 месяцев (с февраля по апрель 2015г.) проводились игровые занятия с применением подвижных игр.
Перед началом исследования провели тестирование на определение уровня физических качеств по описанной выше методике оценки физических качеств дошкольников (см. п. 2.1). Результаты тестирования предоставлены в таблице 2.1.
Кроме этого, для оценки ловкости детям было предложено пробежать дистанцию 10 м. с разворотом на отметке 5 метров. Разница между временем пробега с разворотом и временем пробега по прямой характеризует ловкость ребенка. Результаты занесены в таблицу 2.2.
Если сравнивать эти показатели детей возрастом 5-6 лет с возрастно-половыми показателями двигательной активности детей (приложение 1), то можно заметить, что показатели наших детей колеблются в пределах допустимых норм.
При проведении исследования мы исходили из того, что если показатели, характеризующие те или иные физические качества дошкольника, будут улучшаться, то выдвинутая нами гипотеза в развивающем влиянии подвижных игр на физические качества ребенка подтвердится.
Спустя 3 месяца провели повторное тестирование по той же методике. Результаты тестов занесены в таблицу 2.3 и 2.4
Прирост показателей оценивался по шкале оценки темпов прироста физических качеств (таблица 1.1).
Таблица 2.1
Результаты оценки физических качеств детей 5-6 лет
(по состоянию на февраль 2015 г.)
№ участ-ника Имена детей Возраст Наклон
(см) Бег (сек)
на 200 м (для 5 лет)
на 300 м (для 6 лет) Бег на 30 м
(сек) Метание набивного мяча (см) Метание мешочка с песком вдаль (м) Прыжок в длину с места
(см) Прыжок в высоту с места (см)
правая рука левая рука 1 Данил М. 5 -3 69 10,1 136 3,1 2,4 87 23
2 Сергей Ш. 5 -4 60 8,5 188 4,6 3,7 107 25
3 Катя Х. 6 +2 84 7,7 345 4,3 4,1 107 27
4 Степа К. 6 -1 -- 7,6 449 6,5 5,9 114 28
5 Вера Г. 5 -5 61 9,9 136 2,7 2,3 96 24
6 Маша Б. 5 -3 70 9,7 138 2,9 2,5 98 24
7 Яна Ж. 5 +1 --- 9,4 137 2,6 2,3 86 21
8 Сережа С. 5 0 71 9,7 135 3,2 2,4 105 26
9 Лера К. 5 -6 61 10,0 132 2,8 2,0 78 20
10 Саша Г. 6 -3 81 7,1 465 7,4 7,1 109 25
11 Степа Б. 5 -8 71,4 10,5 138 3,4 2,7 89 22
12 Тая С. 5 -2 70,3 9,4 136 2,9 2,7 94 24
13 Никита Л. 5 0 65 8,3 135 2,9 2,4 105 26
14 Катя Н. 5 +4 78 9,7 137 3,1 2,6 105 24
15 Тимофей П. 5 +1 60,5 8,6 135 2,4 2,2 99 26
16 Лиза Ю. 5 0 71,2 10,0 131 2,8 2,0 79 20
17 Костя К. 5 -5 59,8 8,3 135 2,9 2,5 105 22
18 Андрей Ч. 5 -7 73 8,5 188 4,6 3,7 107 25
19 Лена В. 5 0 78 9,4 136 2,9 2,7 94 24
20 Милена Х. 5 +1 -- 9,9 136 2,7 2,3 96 24
Среднее значение -1,9 69,7 9,1 183,4 3,5 3 98 24
Таблица 2.2
Анализ физического качества «Ловкость» детей 5-6 лет
(по состоянию на февраль 2015 г.)
№ участника Имена детей Возраст Бег на 10 м
по прямой
(сек) Бег на 10 м
с разворотом
(сек) Разница
1 Данил М. 5 2,5 3,1 0,6
2 Сергей Ш. 5 2,4 2,7 0,3
3 Катя Х. 6 2,5 2,8 0,3
4 Степа К. 6 2,3 2,6 0,3
5 Вера Г. 5 2,7 3,2 0,5
6 Маша Б. 5 2,5 2,7 0,2
7 Яна Ж. 5 2,4 2,9 0,5
8 Сережа С. 5 2,2 2,6 0,4
9 Лера К. 5 2,5 3,3 0,8
10 Саша Г. 6 2,2 2,4 0,2
11 Степа Б. 5 2,7 3,2 0,5
12 Тая С. 5 2,3 2,6 0,3
13 Никита Л. 5 2,1 2,5 0,4
14 Катя Н. 5 2,1 2,4 0,3
15 Тимофей П. 5 2,1 3,0 0,9
16 Лиза Ю. 5 2,4 2,7 0,3
17 Костя К. 5 2,1 2,6 0,5
18 Андрей Ч. 5 2,4 2,7 0,3
19 Лена В. 5 2,3 2,8 0,5
20 Милена Х. 5 2,7 3,4 0,7
Средняя величина 0,44
Таблица 2.3
Результаты оценки физических качеств детей 5-6 лет
(по состоянию на конец апреля 2015 г.)
№ участ-ника Имена детей Возраст Наклон Бег (сек)
на 200 м (для 5 лет)
на 300 м (для 6 лет) Бег на 30 м
(сек) Метание набивного мяча (см) Метание мешочка с песком вдаль (м) Прыжок в длину с места
(см) Прыжок в высоту с места (см)
правая рука левая рука 1 Данил М. 5 -2 61 9,5 146 3,3 2,5 91 25
2 Сергей Ш. 5 -3 56 7,9 197 4,9 3,9 113 27
3 Катя Х. 6 +2 73 7,4 378 4,6 4,4 114 28
4 Степа К. 6 0 79 6,8 528 6,9 6,2 121 27
5 Вера Г. 5 -3 54 9,4 165 2,9 2,5 100 25
6 Маша Б. 5 -2 63 9,2 148 3,1 2,7 102 25
7 Яна Ж. 5 +2 76 8,6 154 2,8 2,4 101 23
8 Сережа С. 5 0 63 9,1 143 3,4 2,5 110 28
9 Лера К. 5 -4 53 8,8 134 2,9 2,1 82 21
10 Саша Г. 6 -2 71 6,7 544 7,9 7,5 114 26
11 Степа Б. 5 -4 61,9 9,9 143 3,6 2,8 93 21
12 Тая С. 5 -1 63 8,7 144 3,1 2,9 98 25
13 Никита Л. 5 0 58 7,8 139 3,2 2,6 111 27
14 Катя Н. 5 +4 70,6 8,9 143 3,3 2,8 112 25
15 Тимофей П. 5 +1 54 7,9 139 2,6 2,4 105 28
16 Лиза Ю. 5 -1 63,8 8,9 138 3,1 2,1 83 21
17 Костя К. 5 -3 53,1 7,7 129 3,1 2,7 112 23
18 Андрей Ч. 5 -4 65 7,8 195 4,8 3,8 113 27
19 Лена В. 5 0 70,4 8,7 145 3,2 2,8 99 26
20 Милена Х.. 5 +1 -- 9,3 144 2,9 2,5 102 26
Среднее значение -0,9 63,6 8,45 199,8 3,78 3,21 103,8 25,2
Таблица 2.4
Анализ физического качества «Ловкость» детей 5-6 лет
(по состоянию на конец апреля 2015.)
№ участника Имена детей Возраст Бег на 10 м
по прямой
(сек) Бег на 10 м
с разворотом
(сек) Разница
1 Данил М. 5 2,5 2,9 0,4
2 Сергей Ш. 5 2,3 2,5 0,2
3 Катя Х. 6 2,4 2,6 0,2
4 Степа К. 6 2,1 2,5 0,4
5 Вера Г. 5 2,5 3,1 0,6
6 Маша Б. 5 2,4 2,5 0,1
7 Яна Ж. 5 2,3 2,7 0,4
8 Сережа С. 5 2,1 2,4 0,3
9 Лера К. 5 2,3 3,1 0,8
10 Саша Г. 6 2,1 2,2 0,1
11 Степа Б. 5 2,5 3,1 0,6
12 Тая С. 5 2,1 2,4 0,3
13 Никита Л. 5 2,0 2,3 0,3
14 Катя Н.. 5 2,0 2,2 0,2
15 Тимофей П. 5 1,9 2,8 0,9
16 Лиза Ю. 5 2,3 2,5 0,2
17 Костя К. 5 2,0 2,4 0,4
18 Андрей Ч. 5 2,2 2,5 0,3
19 Лена В. 5 2,2 2,6 0,4
20 Милена Х. 5 2,5 3,2 0,7
Средняя величина 0,39
2.3 Сравнительный анализ физических качеств во время проведения подвижных игр
В качестве материала для практического исследования нами была выбрана группа детей возрастом 5-6 лет с этой группой детей систематически в течении 3 месяцев (с февраля по апрель 2015г.) проводились игровые занятия с применением подвижных игр.
Таблица 2.5
Анализ динамики физических качеств детей 5-6 лет
за период с февраля по апрель 2015г.

Показатель по состоянию на февраль 2015 г по состоянию на апрель 2015 г Изменение Темп роста
(%) Оценка
ГИБКОСТЬ
Наклон -1,9 -0,9 1 52 ----
ВЫНОСЛИВОСТЬ
Бег (сек)
на 200 м (для 5 лет)
на 300 м (для 6 лет) 69,7 63,6 6,1 8,7 Отлично
БЫСТРОТА
Бег на 30 м (сек) 9,1 8,45 0,65 7,14 Хорошо
СИЛА
Метание набивного мяча (см) 183,4 199,8 16,4 8,94 Отлично
Метание мешочка с песком вдаль (м) Правая рука 3,5 3,78 0,28 8 Отлично
Левая рука 3 3,21 0,21 7 Хорошо
Прыжок в длину с места (см) 98 103,8 5,8 5,91 Хорошо
Прыжок в высоту с места (см) 24 25,2 1,2 5 Хорошо
Общая оценка 62,38 67,16 4,78 7,66 Хорошо
ЛОВКОСТЬ
Бег на 10 м с разворотом 0,44 0,39 0,05 11,3 Отлично
Общая оценка 8,52 Отлично

Рисунок 1-Показатели уменьшились на 6 секунд, темп роста выносливости составил 8,7%.

Показатели уменьшились с 9,1 сек. до 8,45 сек., таким образом, темп роста быстроты составил 7,14%.

Общая оценка по показателям силы улучшилась на 7,66%

Показатели уменьшились с 0,44 сек. до 0,39 сек., таким образом, темп роста ловкости составил 11,3%.
2.4 Система работы по взаимодействию с семьей по физическому развитию на учебный год
Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье. Часто недостаточная физическая культура семьи является причиной заболеваемости детей. Например, нарушается режим в праздничные и выходные дни: большинство детей не имеют дневного сна; сокращается ночной сон в связи с просмотром телепередач. Это создает предпосылки к нервному перенапряжению ребенка. Во многих семьях детская потребность в движении удовлетворяется не полностью, так как из всех форм досуга предпочтение отдается телевизору, компьютеру.
Работа по созданию системы физического воспитания должна начинаться с тесного сотрудничества с семьей. Именно поэтому мною разработана система работы по взаимодействию с семьей на учебный год
Таблица 2.6
Система работы по взаимодействию с семьей по физическому развитию на учебный год
Месяц Содержание деятельности Ответственные
Сентябрь 1. Социологический опрос среди родителей по формированию здорового образа жизни
2. Туристический поход
3. Анкетирование: «Какое место занимает физкультура в вашей семье» Воспитатель, родители
Октябрь 1. совместные физкультурные досуги
2. Домашние задания
3. Показ кинофильмов Инструктор по физкультуре, воспитатель
Ноябрь 1. Составить библиотеку по физвоспитанию в семье
2. Содержательные папки-передвижки
3. Анкетирование « Как вы укрепляете здоровье в своей семье» Воспитатель
Декабрь 1. Консультация «Начинаем утро с зарядки»
2. Памятка « 10 советов по укреплению здоровья детей»
3. Новогодний утренник «Волшебные рукавицы» Воспитатель, музыкальный руководитель
Январь 1. Индивидуальные консультации: как правильно одеть ребенка, сколько времени гулять с ребенком; закаляйся, если хочешь быть здоров.
2. Тренинг «Оздоровительные минутки вместе с мамой и папой» (игровой самомассаж) Воспитатель, медсестра
Февраль 1. Консультация «Подвижные игры на прогулке в выходные дни»
2. Оформление стендов для родителей « Физическое воспитание детей» Воспитатель
Март 1.Выставки:
-фотографий «Как мы занимаемся физкультурой в детском саду»
- рисунков детей «Мир спорта глазами детей»
2. Весенний праздник «Весна- красна» Воспитатель, музыкальный руководитель
Апрель 1. Консультация «Физкультура в детском саду и дома»
2. Тестирование «Как вы относитесь к своему здоровью» Воспитатель
Май 1. Консультация «Оздоровление детей в летнее время»
2. Подведение итогов «Чего мы достигли за год» Воспитатель
Таким образом, система работы по взаимодействию с семьей по физическому развитию позволяет родителям и педагогу в полной мере обеспечить высокие конечные результаты здоровья, физического и двигательного развития детей.Вывод по второй главе
Результаты проведенных тестов позволяют сделать следующие выводы:
Физические качества детей старшего дошкольного возраста, в результате проводимых с детьми игровых занятий с применением подвижных игр в течение 3 месяцев улучшились. Рост произошел за счет эффективного использования силы природы и ежедневного проведения подвижных игр.
Игра – это естественное состояние ребёнка, в котором он проявляет себя и свою жизненную активность. Кроме этого, через подвижные игры мы учим детей к самому проявлению этой активности. Поэтому, правильно будет говорить, что цель подвижных игр не в развитии физических качеств личности, а в том, чтобы развить у ребёнка желание к продуктивной целенаправленной деятельности, а физические качества при этом выступают как оценка, а не как сама цель.
 Е.А. Аркин говорил: «Игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребенка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости и доводить до высшей степени работоспособность организма»

Заключение
Охарактеризовав физические качества и раскрыв особенности их развития у дошкольников, мы определили, что физические качества имеют большое значение для физического развития ребенка. Значение подвижных игр как эффективного средства формирования и развития физических качеств у старших дошкольников заключается в характерной особенности подвижной игры – комплектность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Педагогическое воздействие в подвижных играх следует направлять на развитие двигательных качеств, роль которых особенно значима для овладения программными умениями.
В ходе исследования поставленная цель достигнута, задачи решены. Делая вывод, можно утверждать, что в результате, применения подвижных игр у детей дошкольного возраста повысился уровень физической подготовленности детей и их физического развития. Данное обследование позволяет сделать учебный процесс систематически и целенаправленный, а также должны быть созданы педагогические условия: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при подборе игр, осуществление должностного руководства подвижной игрой, использования различных вариантов игр с усложнением, для развития физических качеств.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подвижная игра является важным средством умственного воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. В ней отражаются и развиваются умения и знания, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Данная работа может быть использована воспитателями и инструкторами по физическому воспитанию в детских садах.

Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155
Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник /Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Марченко Т.И. - М.: АРКТИ, 2001.-208 с.
Белоглазова И.Н. //Инструктор по физкультуре научно - практический журнал №1, 2010, С.69-72
Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Веракса Н.Е., Васильева М.А., Комарова Т.С.- М.: Мозаика- синтез, 2010.- 304 с.
Гаврилова И.А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. /Гаврилова И.А., Полтавцева Н.В., Краснова Р.С. - М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128с.
Глушкова Г.В. Физическое воспитание в семье и ДОУ./ Глушкова Г.В., Голубева Л.Г., Прилепина И.А. - М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 c.
Доронова Т.Н. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. /Доронова Т.Н., Л.Г. Голубева, Гордова Н.А. – М.: 2002.- 224 с.
Дворкина Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3 – 7 лет на основе подвижных игр: учебно-методическое пособие. – М. : Советский спорт, 2005. – 184с.
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989. – 128 c.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. –  – 2. изд., испр. - М.: Просвещение, 1986.- 225 с.
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. Изд. 2-е, доп. М., “Просвещение”, 2001. – 159с.
Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве- М.: Просвещение, 2005 -  320 с.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.-
Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 c.
Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.- 64 с.
Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.- 82с.
Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к “ Программе воспитания в детском саду”. Изд. 2-е, испр. и доп. М., “Просвещение”, 2000. – 192с.
Хухлаева Д.В., Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях – М., 1984 г.- 224 с.
Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2000. – 79 c.
Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие. Минск.: Выш. шк., 2010.- 228 с.
Яблонская С.В., Циклис С.А. Развитие физических качеств дошкольников. М., 2008. - 156 с.

Приложение 1
Возрастно-половые показатели двигательных качеств детей
дошкольного возраста
Возраст
(лет) Пол Бег на
30 м
(сек) Бег на
10 м
(сек.) Метание набивного мяча (см) Метание мешочка с песком вдаль (см) Прыжок в длину с места
(см) Прыжок в высоту с места (см)
правая рука левая рука 4 М 10,5-8,8 3,3-2,4 117-185 2,5-4,1 2,0-3,4 60-90 14-18
Д 10,7-8,7 3,4-2,6 97-178 2,4-3,4 1,8-2,8 55-83 12-15
5 М 9,2-7,9 2,5-2,1 187-270 3,9-5,7 2,4-4,2 100-110 20-26
Д 9,8-8,3 2,7-2,2 138-221 3,0-4,4 2,5-3,5 95-104 20-35
6 М 7,8-7,0 2,2-2,0 450-570 6,7-7,5 5,8-6,0 116-123 22-25
Д 7,8-7,5 2,4-2,2 340-520 4,0-4,6 4,0-4,4 111-123 21-24

Приложение 2
Игры-упражнения для гиперподвижных детей
Название игры Содержание
"Не теряй пару" Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу
"Стоп" Дети бегают по залу врассыпную в течение 2-3 мин. По сигналу "Стоп" останавливаются и делают какую-нибудь фигуру ("хоккеист", "гимнаст", "пловец"). Затем вместе выбирают лучшую фигуру, и игра повторяется вновь
"Круговорот" Дети идут в колонне парами умеренным шагом. По сигналу последняя пара разбивается, и дети, ее образующие, бегут в начало колонны. Один ребенок обегает колонну справа, второй — слева. Оказавшись впереди ко\онны, дети вновь образуют пару, и игра продолжается
"Меняемся местами" В центре площадки кладется длинный шнур. Дети распределяются на две команды. Каждая занимает свою половину площадки. По сигналу "Беги!" все дети врассыпную бегают по своей площадке. По второму сигналу" Меняйтесь!" команды бегом меняются местами. Побеждает команда, дети которой в полном составе первыми перебежали на другую сторону площадки
"У кого больше предметов" По всей площадке хаотично разложены предметы разных геометрических форм. Дети под музыку выполняют произвольные движения не задевая предметов и друг друга. По сигналу (удару в бубен, свистку) дети быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше. Количество предметов должно быть больше числа детей в 3-4 раза
"Ниточка с иголочкой" Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всей площадки, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя ряд ворот После этого он ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под воротиками ребенок, поднимавший руки для образования "ворот", переворачивается вокруг себя и продолжает движение дальше
"Найди свой кубик" В произвольном порядке разложены обручи, в каждом из которых стоит ребенок и лежит цветной кубик. По сигналу дети выбегают из обруча и бегают в разных направлениях, не толкаясь и не подбегая к обручу до второго сигнала. По второму сигналу дети останавливаются и закрывают глаза. В это время воспитатель меняет кубики местами. По третьему сигналу дети открывают глаза. Каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в обруч, пролезть через него и поднять его над головой. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание
"Быстро по местам" Дети стоят в колонне по одному. По команде "На прогужу! разбегаются по площадке, берут любые пособия и выполняют с ними произвольные движения. По команде "Быстро по местам!" кладут пособия на место, где они находились, и возвращаются на свое место в колонне. Проигрывает тот, кто место в колонне занял последним
"Перенеси предмет" По всей площадке разложены обручи (по количеству играющих), в которых расположено одинаковое количество предметов (кубики, прыгалки, мячи), и один большой запасной обруч, равноудаленный от всех других Каждый ребенок стоит у своего обруча. По сигналу играющий должен взять из своего обруча один предмет, отнести его в запасной обруч, проделывая с предметом разные упражнения. Дойдя до запасного обруча, положить в него предмет, быстро вернуться к своему обручу за вторым предметом и так далее до тех пор, пока все предметы не будут перенесены. Выигрывает тот, кто скорее перенесет все свои предметы и четко выполнит упражнения
"Дружные пары" Дети распределяются парами, берутся за руки. По первому сигналу кружатся в одну сторону в течение 5-7 с, а по второму сигналу останавливаются и кружатся в другую сторону после короткого перерыва
"Ловля бабочек" Двое детей — "ловцы" — находятся в отведенном месте площадки. Остальные — "бабочки" — свободно бегают. "Ловцы" по сигналу "Лови!" пытаются поймать "бабочку", смыкая вокруг нее руки. Пойманных отводят в сторону
"Обеги мяч" Несколько детей толчком двух рук катят мяч в прямом направлении и бегут за ним, обегая мяч "змейкой"
"Найди мяч" Дети стоят по кругу вплотную друг к другу, лицом в центр, руки за спиной. В центре круга стоит водящий. По сигналу дети начинают передавать маленький мячик друг другу за спиной, а водящий пытается его найти, предлагая показать руки одному из детей в круге. Тот, к кому обращается водящий, вытягивает вперед руки, показывая их водящему Если водящий угадывает, тот, у кого оказался мяч, встает на место водящего. Смена водящего происходит и тогда, когда ребенок, стоящий в круге, роняет мяч
"Проведи мяч" На площадке расставлены разные предметы (кегли, кубики и т. п.). Ребенок ведет мяч ударами об землю, обходя или обегая предметы "змейкой"
"Поймай мяч в воздухе" Воспитатель бросает теннисный мяч на ракетку ребенка (с высоты 20-30 см). Ребенок ловит мяч и удерживает его на ракетке. Далее дети играют в паре друг с другом аналогичным способом.
"Прокати мяч с горки" Дети стоят в колонне по одному перед наклонным бумом. Каждый ребенок скатывает мяч, быстро бежит за ним, берет в руки и, подбежав к первому в колонне, передает ему мяч, а сам встает в конец колонны.
"Догони мяч" Из двух параллельно расположенных длинных шнуров делают коридор (шириной 30 см, длиной 4-5 м). Дети стоят в колонне друг за другом. Каждый прокатывает мяч по коридору, бежит за ним, не давая мячу выкатиться из коридора, подправляя его движение рукой или ногой
"Веселей играй, но мяч не теряй" На площадке произвольным способом расположены несколько дуг ("воротиков") Дети выполняют разнообразные движения с мячом По сигналу быстро поднимают мяч вверх, потом ударяют мячом об землю (2-3 раза), а после этого пытаются прокатить мяч под дугами.
"От пола на ракетку" Дети парами встают друг против друга на расстоянии 2-4 шагов. У одного ребенка в руках теннисный мяч, у другого — ракетка Первый ребенок бросает мяч об землю так, чтобы он отскочил от земли. Второй ребенок ловит отскочивший мяч на ракетку и пытается его удержать
«"Заведи мяч в "воротики"» Дети строятся в две колонны у намеченной черты, перед которой ставятся несколько дуг ("воротиков"). По сигналу ребенок начинает вести мяч правой или левой ногой через "воротики", сам пролезает под "воротиками", догоняет мяч, разворачивается и ногой ведет мяч к черте. Дойдя до нее, отдает мяч впереди стоящему и встает в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят упражнение
"Меняемся местами" На земле в форме круга лежит веревка. Дети бегают парами: одни внутри, другие снаружи веревочного круга. По сигналу воспитателя, не прекращая бега, дети в парах меняются местами
"Не задень веревку" Воспитатель и один ребенок сначала раскачивают, а потом вращают веревку. Дети поочередно: прыгают через нее на двух или одной ноге, с ноги на ногу, стоя лицом или боком к веревке, бегают под вращающейся веревкой, начиная бег под углом к ней или с прямого разбега, прыгают под веревкой по одному или по двое
"Пролезь в обруч" На землю вертикально поставлен обруч. Дети пролезают в него ногами вперед, опираясь на руки. Затем берут обруч одной рукой и держат его вертикально, пролезают в него, не отпуская и не перехватывая его вверху другой рукой. Далее обруч укрепляется на стойках. Дети, не касаясь земли, пролезают в него прямо или боком, вытягивая вперед руки и опираясь на них
"Мяч сквозь обруч" Несколько детей выстраиваются в линию, держа в руках обруч (каждый обруч находится в правой руке одного и левой руке другого ребенка, количество обручей — на единицу меньше числа стоящих детей). Двое играющих детей проходят вдоль стоящих (один спереди, другой сзади), перебрасывая друг другу мяч сквозь обруч. При непопадании в обруч играющий заменяет стоящего в шеренге. Смена играющего и стоящего происходит и тогда, когда играющий роняет мяч.
"От понедельника до воскресенья" Дети стоят в колонне друг за другом. Каждый ребенок по очереди называет день недели и перепрыгивает через длинную скакалку. Игра повторяется 2-3 раза

Приложение 3
Игры-упражнения для малоподвижных детей
Название игры Содержание
"Догнать соперника" Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 мин), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает
"Найди пару в кругу" Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, в центре круга — водящий. По первому сигналу воспитателя дети внутреннего круга идут шагом, а наружного — бегут. По второму сигналу воспитателя дети наружного круга быстро подбегают к любому, стоящему во внутреннем круге, берут его за руку и вместе идут шагом по кругу. Водящий по второму сигналу воспитателя также старается найти себе пару из внутреннего круга. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим.
"Быстро переложи мяч" Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.
"Перебрось мяч" Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки согнуты в локтях, держат мяч в одной руке. По сигналу перебрасывают мяч из одной руки в другую движением кисти, энергично ее поворачивая.
"Кто дальше" Проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Далее так же бросают и ловят мяч, постепенно отступая от стены. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.
"Кто скорее с мячом" Дети стоят в шеренге по 5-7 человек, у каждого в руках мяч. По сигналу, ударяя мяч об землю (одной, двумя руками, чередуя руки), дети продвигаются вперед быстрым шагом или бегом к финишу (расстояние между стартом и финишем 8-10 м). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до финиша, не уронив мяча. Ребенок, уронивший мяч, быстро поднимает его и возвращается к старту.
"Догони мяч" Несколько детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 м и на расстоянии 50-60 см. Догоняют и ловят его, не давая коснуться земли. Стараются бросить мяч повыше, но не далеко.
"Ударь мяч и догони" Дети ударяют по мячу ногой, догоняют его, берут в руки и бегом возвращаются на место.
"Не урони мяч" У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша (флажка), расстояние до которого — 5-8 м.
"Оттолкни и поймай мяч" Дети играют парами, находясь на расстоянии 3-3,5 м Один ребенок стоит, второй сидит на корточках с мячом в руках. Сидящий отталкивает мяч по полу стоящему, после этого быстро встает, делает поворот вокруг себя и ловит брошенный ему стоящим ребенком мяч. По сигналу воспитателя дети меняются местами.
"Поймай мяч" Дети играют по трое. Двое стоят на расстоянии 3 м и перебрасывают друг другу мяч разными способами, а третий ребенок находится между ними и старается его поймать. Если он поймает мяч, то встает на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает его место.
"Проведи мяч" Дети стоят в шеренгу у стартовой черты. У каждого в ногах мяч По сигналу воспитателя дети ведут мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной линии. Достигнув ее, быстро разворачиваются и ведут мяч обратно.
"Задержи мяч" Дети образуют круг, в центре которого стоит водящий с мячом. Он по очереди прокатывает ногой мяч каждому из стоящих по кругу. Тот, к кому попал мяч, должен быстро остановить его ногой и оттолкнуть обратно водящему.
"Не давай мяч" Играют все дети. Один из них — водящий. Все, кроме водящего, произвольно размещаются по площадке и перебрасывают друг другу мяч. Водящий пытается его перехватить. Перехватив мяч, он быстро бросает его в любого игрока, не сходя с места. Ребенок, в которого попал мяч, становится водящим, а прежний водящий занимает его место
"Догони обруч" Дети ставят обруч ободом на землю, энергично отталкивают его, догоняют и снова отталкивают, не допуская падения
"Скорее в обруч" На земле произвольно разложены большие обручи. Около каждого стоит по двое детей. По сигналу "Беги1" они бегают вокруг своего обруча, по сигналу "В обруч!" — впрыгивают в него и приседают
"Юла" Ребенок ставит обруч ободом на землю, придерживая его сверху рукой. Резким движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и ловит его
"Не теряй домик" На площадке в произвольном порядке лежат обручи, число которых равно числу играющих детей. В каждом обруче стоит ребенок. По первому сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время воспитатель убирает один обруч. По второму сигналу дети в определенной последовательности выполняют двигательные задания: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т.д. На слова воспитателя "Все в домик!" дети должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч считается проигравшим.
"Схвати шнур" Двое детей сидят на корточках спиной друг к другу По сигналу встают и быстро бегут по кругу, догоняя и выдергивая шнур, который тянет педагог. Выигрывает тот, кто первым выдернет шнур.
"Удочка" Дети стоят по кругу. В центре круга находится воспитатель и вращает веревку по земле вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого коснулась веревка, выбывает из игры.
"Не урони кольцо" Дети стоят по кругу. В центре круга находится воспитатель, в руках которого резиновое кольцо. Поочередно он бросает кольцо каждому ребенку. Ребенок ловит летящее кольцо, затем подбрасывает его, быстро поворачивается вокруг себя, ловит кольцо и, поймав, бросает его воспитателю.