ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ «Стихотворение А.С. Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный». Формирование компетентности анализа поэтического текста.


ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ
«Стихотворение А.С. Пушкина
«Мой первый друг, мой друг бесценный». Формирование компетентности анализа поэтического текста.
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ №11 г. Кимовска Семёнова Г.С.
2014
Ход урока.
I. Организационный этап (мотивационный).
Приветствие учащихся.
Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач.
Технологии: индивидуально-личностного обучения технология здоровьесбережения, ознакомительная.
II. Этап целеполагания.
Цели: познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный».
Развивать внимание к поэтическому образу, рассматривать в тексте каждое слово, каждую запятую.
Воспитывать лучшие человеческие качества:дружелюбие,способность прийти на помощь близкому человеку,сострадание,сочувствие.
Технологии: готовность к самообразованию, выбор средств и методов, адекватных поставленным целям.
III. Этап актуализации знаний, умений, навыков.
Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действии и реализации их.
Слово учителя.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворении А.С. Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный».
Это произведение относится к лицейской лирике поэта. Мы знаем, какую роль сыграли лицейские годы и его товарищи в становлении будущего поэта.. Всю свою жизнь он будет помнить лицей, лицейское братство. Его строки: «Друзья мои, прекрасен наш союз», станут лейтмотивом всего творчества. . В своих произведениях поэт обращается ко многим своим друзьям, особенно был близок ему Иван Пущин, который в лицее занимал комнату №13, а в соседней № 14 жил сам поэт.
Так давайте прочитаем это стихотворение.
IV. Этап освоения нового (исследовательский этап).
Выразительное чтение стихотворения(Фонохрестоматия)
Вопросы к классу.
Как вы думаете, почему стихотворение начинается с обращения, почему поэт называет друга бесценным? Что в нашей жизни не имеет цены?
Давайте прочитаем первую строку.
Какое слово во второй строке обращает на себя внимание (благословил). Почему Пушкин благодарен судьбе? (Жизнь свела его с удивительным человеком, который в трудные для поэта годы ссылки и уединения приехал к нему в Михайловское).
В следующих строках поэт описывает эту встречу.
Какие слова обращают на себя внимание? (Уединенный, печальным, занесенным).
Почему двор уединенный?
Интересен эпитет Пушкина к слову снег, найдите его (печальный снег). Как вы думаете почему снег печальный и может ли быть печальным снег.
Обращаемся к 6 строке.
Какое слово обращает на себя внимание (провиденье – судьба).
О чем мечтает Пушкин? (Его голос должен так же утешить Пущина, как приезд друга обрадовал его.
Наиболее оптимистично звучит последняя строка. Ясные дни лицея озаряют двух друзей Пущина и Пушкина.
V. Этап закрепления знаний (этап фиксации).
Каким образом удалось Пушкину в столь небольшом стихотворении передать свои дружеские чувства, теплоту, любовь к лицею? (Помимо своей душевной теплоты поэт использовал множество приемов, например: обращение, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитеты, повествование от первого лица. Таким образом, поэту удалось создать картину его душевных переживаний.
Технологии: анализ результатов формирования умственных действий, развивающего обучения, здоровьесбережения.
VI. Работа с карточками.
Что я узнал на уроке? Что я еще хочу узнать?
VII. Проектирование выполнения домашнего задания.
Выучить стихотворение наизусть.