Конспект. Внеурочная деятельность. Кружок «Радуга». Интегрированное занятие.Тема: «Весна в творчестве художников, поэтов и композиторов»


Внеурочная деятельность.
Кружок «Радуга».
Тема: «Весна в творчестве художников, поэтов и композиторов»
(1 класс)
Учитель: Волощюк И.Е.
2014г.
Внеурочная деятельность. Кружок «Радуга».
Тема: «Весна в творчестве художников, поэтов и композиторов»
Задачи:
Образовательные:
познакомить с выдающимися произведениями искусства, творчеством выдающихся деятелей искусства, выяснить, как поэты, художники, музыканты разных эпох отражают весну в своих произведениях;
выяснить разнообразие весенних образов в музыке, в изобразительной деятельности;
учить детей наблюдать за красотой весенней природы;
учить соблюдать в изображении пропорции, размер.
Развивающие:
развивать образную речь,  музыкальное восприятие, музыкальные способности, музыкальный слух, творческие способности.
развивать чувство прекрасного,  художественные умения и  навыки.Воспитательные:
совершенствовать эмоциональную сферу обучающихся;
воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к музыке и изобразительному искусству.
ТСО: мультимедиа, экран, компьютер
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие
2. Образ Весны в искусстве и литературе.
Учитель включает отрывок из произведения Вивальди «Времена года. Весна». Дети внимательно слушают.
- Ребята мы начали с вами занятие с музыки. И это не случайно! Скажите, какие чувства вы испытали, слушая эту музыку?
( Она радостная, живая. Нам стало очень хорошо).- Действительно музыка жизнеутверждающая, энергичная. Ее написал итальянский композитор Антонио Вивальди. И открою вам секрет: посвящена она одному из времен года. Какому?
- Сейчас я прочту вам начало стихотворения И.С. Никитина и вы обязательно догадаетесь.
«Полюбуйся. Весна наступает.
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари!»
Ученики: Это – весна. Учитель: Ну конечно, ребята. Это весна. Тема нашего занятия «Весна в творчестве художников, поэтов и композиторов».
- Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, музыканты, художники обращаются в своём творчестве к образам природы? (Да)
- Да, действительно, очень часто, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим многообразием красок.
С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения.
И сегодня мы поговорим о весне, о том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники и композиторы.
Послушайте стихотворение Фёдора Тютчева, о чём оно? Каким настроением проникнуто стихотворение?
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят ...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
А сейчас прозвучит мелодия Сергея Рахманинова “Весенние воды”

О чем это музыка? А теперь обратите внимание на фото на слайде и скажите, что общего между музыкой и фото?
Мелодия напоминает потоки весенней воды, бурные журчащие ручьи. Вид весеннего половодья не мог оставить равнодушным и художников.
Следующая картина Левитана «Весна. Большая вода».
На картине изображён момент половодья, когда «большая вода» покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Тонкие деревья, погруженные в прозрачную воду, тянутся навстречу светло-голубому небу, которое отражается вместе с деревьями в разливе реки. Вода тиха и неподвижна.
На картине преобладают оттенки голубого, жёлтого и зелёного. Голубой цвет неба сочетается с желтыми берегами и стволами деревьев.
Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы.
Издавна люди сравнивали весну с чем-то светлым, новым, она была символом возрождения жизни. Весной прилетают с юга птицы. Многие люди искусства отобразили это в своих творениях.
Я прочту вам удивительные стихи Николая Заболоцкого:
«Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.
И свистит и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клены от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали».
Учитель: Не только поэты, но и художники изображали прилёт птиц на своих полотнах. Это картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Я хочу показать вам эту картину. (Показывает репродукцию детям). Грачи и березы выдвинуты автором на первый план не случайно. Он подчеркивает, что животные и птицы слышат весну раньше человека, поэтому нужно ориентироваться на их поведение, а не на случайную капель среди зимы.   Рядом с березами мы видим воду, которая появляется в низинах из-за таяния льда и снега. Эти маленькие озера долго будут питать своей влагой выбивающуюся на поверхность траву и помогут деревьям набраться живительной силы. 
Наш великий русский композитор создал цикл из 12 пьес для фортепьяно «Времена года». Это Петр Ильич Чайковский.
В своем сборнике «Времена года» он каждую пьесу, посвященную определенному месяцу, он предварил эпиграфом, т.е. отрывком из стихотворения какого-нибудь русского поэта. Например, перед пьесой «Март. Песнь жаворонка» стоит эпиграф из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова:
«Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.»Слушание пьесы П. Чайковского.
– Я  не открою вам секрет, когда скажу: есть две весны – это ранняя и поздняя.
А.А.Фет:
«Еще весны душистой нега
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути».
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая.
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
- О какой весне идёт речь в стихотворении?
Рассматривание картины И.Левитана «Март».
- Какая весна изображена на картине К.Рылеева «Зелёный шум»? Послушайте пьесу Сидинга «Шелест весны». Что общего в этих двух произведениях искусства?

– Да, весна у художников разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная и грустная.
Давайте подведем итог:
Кто же из великих художников и музыкантов рисовал  при помощи звуков и красок весну? 
Какая же весна встречается в их произведениях?
Ответы детей.
Ну, а сейчас приступим к практической части нашего урока. Представим, что мы с вами художники-пейзажисты и нарисуем свою весну. Она, может быть, журчать ручьями, цвести подснежниками, распускаться вербой. Ребята, а чтоб вам было легче представить свою весну, вам поможет  музыка П.И.Чайковского, которая называется «Весна». А теперь ребятки я раздам вам листы бумаги. И вы сами попробуете изобразить весну на бумаге. (Учитель раздает детям листы бумаги и они рисуют.)
Выставка рисунков
Ребята, вы молодцы, весна у вас получилась разная, и весёлая, и грустная, и даже счастливая.
3784600189230002774958191500
-3269615341122000871855275844000