Тема: Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств у школьников 9-10 летнего возраста

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Любанская средняя общеобразовательная школа
имени А. Н. Радищева»




«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: УКРЕПЛЯЕМ ЗДОРОВЬЕ ВМЕСТЕ!»
Тема: Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств у школьников 9-10 летнего возраста




Выполнил: Шибакова
Мария Сергеевна
учитель физической культуры
стаж 6 лет







г. Любань
2014
Содержание
Введение ...3
Глава 1. Теоретическая часть .6
Роль подвижной игры на развитие основных физических качеств.6
Развитие физических качеств у детей школьного возраста. 7
Развитие координационных способностей.8
Развитие скоростных способностей. 9
Развитие силовых способностей11
Гибкость14
Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов..15
Игровой метод и его особенности при развитии физических качеств у детей 9-10 лет..21
Теоретические основы методики проведения подвижных игр..24
Характеристика подвижных игр и их классификация29
Значение подвижных игр..33
Выводы36
Практические рекомендации.37
Список использованной литературы...38






Введение
Здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся [3, С. 56-60].
Для большинства учащихся занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, это является основной причиной снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении работоспособности учащихся первостепенную роль играет широкое использование средств и методов физической подготовки. Сложившаяся за последние годы экологическая ситуация, привела к увеличению заболеваемости в два раза, поэтому одной из важнейших проблем становится поиск средств, способствующих повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания школьников средних классов должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека.
Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие школьника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Cреда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной. Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки [12, С.1-13, 14-16,45-64].
Актуальность: Данная работа актуальна, так как в ней рассматривается специфика подвижных игр, оказывает непосредственное влияние на развитие основных физических качеств у школьников 9-10 летнего возраста.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что применение методики занятий с использованием подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры у учащихся младшего школьного возраста, позволит повысить уровень их физической подготовленности.
Предмет исследования: организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры для повышения физических качеств учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: развитие физических качеств у детей 9-10 летнего школьного возраста.
Цель исследования: обоснование эффективности влияния подвижных игр на развитие физических качеств и повышения уровня физической подготовленности учащихся 9-10 летнего школьного возраста.















Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Роль подвижной игры на развитие основных физических качеств
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности. Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений. Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения. За последние годы подвижные игры все решительнее завоёвывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Можно полагать, что использование учащимися младших классов подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся [3, С. 56-60].
1.2 Развитие физических качеств у детей школьного возраста

Во всех программах по физическому воспитанию для учашихся IIV классов уделяется большое внимание необходимости разностороннего развития физических способностей. Для этого в каждом разделе программы (например, при прохождении подвижных игр или освоении гимнастических упражнений) предусмотрен соответствующий материал.
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности учащихся. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Все это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц [7, С. 56-60, 67-80,103-105].
Высокий уровень развития координационных способностей основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В современных условиях значимость различных координационных способностей постоянно возрастает [6, С. 45,76].
Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных и т. д.) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями (координационные способности) .
Наконец, высокий уровень развития физических способностей это важный компонент состояния здоровья. Из этого далеко не полного перечня видно, насколько важно учителю заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.

1.2.1 Развитие координационных способностей
Младший школьный возраст особенно благоприятен для развития координационных способностей (КС). Естественный рост показателей КС с 6 до 10 лет составляет у девочек 28,692,3% (в среднем 62,3%). У мальчиков 22,5 80,0% (в среднем 56,2%). В развитии всех КС выявлены ярко выраженные особенности, что требует дифференцированного и индивидуального подхода к их совершенствованию. Педагогические воздействия, направленные на развитие КС, дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применять именно в этом возрасте, который, по-видимому, является ключевым для координационно-двигательного совершенствования. Упущенные в этот период возможности развития КС едва ли можно наверстать позднее, поэтому учителя должны позаботиться, чтобы эти годы использовать как можно более плодотворно для развития координационных способностей учащихся. Главной задачей развития координационных способностей в младшем школьном возрасте является обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков.
На этой основе развитие специальных координационных способностей, относящихся к циклическим и ациклическим упражнениям, гимнастическим и акробатическим упражнениям, метательным движениям с установкой на дальность и меткость, подвижным играм, доступным единоборствам и спортивным играм [21, C. 56,59-62,77].
Важная задача координационного совершенствования у детей это воспитание специфических координационных способностей, прежде всего способностей к точному воспроизведению и дифференцированию параметров движений, к равновесию и ритму. Наконец, третья задача, тесно связанная с двумя предыдущими, состоит в выработке общих восприятий движений в виде чувства пространства, времени дозирования мышечных усилий, развитии сенсомоторных реакций, формировании речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движений (это то, что характеризует сенсорную и интеллектуальную культуру движений ребенка).
Применяемые для решения этих задач координационные упражнения должны быть достаточно разнообразными.
1.2.2 Развитие скоростных способностей
Главным критерием оценки скоростных способностей является быстрота (время) выполнения отдельного движения, нескольких движений или целостных двигательных актов. Тестами для оценки быстроты являются контрольные испытания по оценке быстроты реакций (например, время простых реакций у детей 610 лет находится в пределах примерно 180350 м/с), определяющие скорость отдельных движений (время броска или удара по мячу), частоту движений (количество шагов в беге на месте за 5 10 с). В школьной практике более распространены тесты в беге со старта с максимальной скоростью (на 30, 60, 100 м). Для учащихся IIV классов как сквозной экспресс-тест рекомендуется бег на 30 м с высокого старта. По . данному тесту в программе рекомендованы также уровни развития скорости бега (высокий, средний и низкий).
По данным ряда авторов (В. Ф. Ломейко, А. М. Шлемин, В. И. Лях), скоростные способности улучшаются в течение младшего школьного возраста у мальчиков на 13,5 14%. Однако есть дети, которые как бы на год и более опережают средние результаты сверстников. Поэтому в методике развития различных скоростных способностей требуется учет индивидуальных особенностей учащихся.
Основные положения в методике развития быстроты движений следующие:
Используемые для этих целей упражнения должны быть хорошо известны детям или хорошо ими освоены, чтобы их можно было выполнять на максимальных скоростях;
Во время движений внимание и волевые усилия надо направлять на скорость выполнения, а не на технику выполнения;
Продолжительность упражнений на быстроту у детей IIV классов не должна превышать 58 с;
Развитие быстроты движений протекает более успешно, когда учитель широко варьирует условия выполнения скоростных упражнений путем их затруднения (переменный темп выполнения, ускорения, гандикап) или облегчения (бег с ходу, под уклон и т. п.);
В процессе развития быстроты необходимо обращать внимание на расслабление мышц не только во время отдыха, но и в процессе выполнения упражнений;
Максимальная скорость ребенка в каком-либо движении зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов владения техникой, скоростно-силовых способностей, гибкости, КС и др. Поэтому развитие быстроты должно быть тесно связано с совершенствованием техники и развитием прежде всего координационных и других кондиционных способностей.
Скоростные упражнения для детей младшего школьного возраста лучше всего использовать на основе метода сопряженного воздействия. Иначе говоря, они подбираются в связи с изучаемым двигательным действием [23, C. 45, 77-93,467,356].
1.2.3 Развитие силовых способностей
Силовые способности это возможности детей, которые проявляются в преодолении внешнего сопротивления или в противодействии ему за счет мышечных усилий. Силовые способности различаются в зависимости от режима работы мышц. Известно, что мышцы могут проявлять силу:
1) без изменения своей длины (такой режим называется статическим или изометрическим);
2) при уменьшении их длины;
3) при их удлинении.
Второй и третий режимы называются динамическими.
Исходя из сказанного, выделяют собственно силовые (в статических режимах и медленных упражнениях) и скоростно-силовые (динамическая сила в быстрых движениях, в частности амортизационная, взрывная сила и др.) способности. В этой связи здесь и пойдет речь о методиках воспитания собственно силовых способностей и скоростно-силовых способностей у младших школьников.
Оценить силовые способности можно с помощью приборов и тестов. Для оценки силы основных мышечных групп (наиболее распространено измерение силы кисти и становой силы) рекомендуется использовать динамометры, а также подтягивания из виса на высокой перекладине (мальчики), из виса лежа на низкой перекладине (девочки) [20, C. 84,77].
Для оценки силы учащихся I IV классов вполне подходят всевозможные упражнения по сгибанию и разгибанию рук, подниманию и опусканию прямых ног (например, в висе спиной к гимнастической стенке), приседание II вставание с партнером на плечах (оба держатся на уровне груди за рейки гимнастической стенки) и др.
Для оценки скоростно-силовых способностей предлагаются такие контрольные испытания, как всевозможные прыжки и метания. Наиболее распространен среди них тест прыжок в длину с места, который из-за своей высокой добротности и относительной простоты проведения входит в большинство тестов (в том числе и в рекомендованную программу), определяющих физическую подготовленность человека.
Таким образом, об уровне силы судят по величине поднятого веса, силе сжатия динамометра (в кг), количеству отжиманий в упоре или числу подтягиваний в висе, дальности прыжка, метания и т. п.
Силовые способности вполне успешно развиваются у учащихся начальной школы. По данным ряда специалистов (В. Ф. Ломейко, А. М. Шлемин, С. А. Баранцев и др.), различные силовые способности у мальчиков 710 лет улучшаются на 28,036,0%, а у девочек на 26,056,6%. Однако необходимо учитывать индивидуальные различия в проявлении силы различных мышц и исходя из этого подбирать средства и методы их совершенствования.
Экспериментально доказано, что целенаправленные воздействия на собственно силовые и скоростно-силовые способности учащихся начальной школы длительностью 1,54,5 мин (на одном уроке) дают прирост в развитии указанных качеств уже за 8 уроков, а в течение года эффект воздействия становится весьма заметным [17, C. 12-15].
К основным положениям методики развития силовых способностей детей младшего школьного возраста можно отнести следующие:
Учителю необходимо обеспечить гармоническое развитие силы всех мышечных групп двигательного аппарата учащегося;
Преимущественный объем упражнений на силу должен состоять из упражнений скоростно-силового и скоростного характера (прыжки, метания, бег на скорость, ускорения, общеразвивающие упражнения с предметами: гантелями, набивными мячами и без предметов, подвижные игры, доступные единоборства, эстафеты);
Вес внешних сопротивлений не должен превышать 0,5 массы тела ребенка;
Упражнения, отягощенные весом собственного тела, вполне допустимы и необходимы. В этом случае движение в силовом отношении является более легким, чем при преодолении внешнего сопротивления такой же массы. Например, мальчику значительно легче подтягиваться в висе на высокой перекладине, чем выжать штангу весом, близким к собственному;
При воздействии на собственные силовые возможности вес отягощений подбирается такой, чтобы упражнение с ним можно было повторить 47 или 812 раз. Это же правило вполне подходит к разнообразным упражнениям, отягченным весом собственного тела (отжимание, приседание, подтягивание и т. п.). Однако в последнем случае число возможных повторений в одном подходе может быть и меньшим;
Как только сила вырастает настолько, что ребенок может легко выполнять какое-либо движение на силу 12 раз, упражнение нужно усложнить, чтобы его можно было выполнять 47 раз. Например, от отжимания в упоре лежа перейти к отжиманию в упоре с опорой ногами о гимнастическую скамейку и т. п.;
В занятиях вполне допустимо использовать 23 изометрических упражнения в виде повторных напряжений длительностью 36 с (например, удержание тела в висе на согнутых руках);
Силовые упражнения следует сочетать со скоростно-силовыми и координационными упражнениями и заданиями на гибкость;
Средствами развития силовых способностей являются силовые и ско-ростно-силовые упражнения.
Силовые упражнения делятся на две группы:
1. Упражнения с внешним сопротивлением (вес предметов, противодействие партнера, сопротивление упругих предметов, сопротивление внешней среды).
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела. Кроме этого, силовые упражнения делят еще по степени избирательного воздействия (общего воздействия и относительно локального, по режиму функционирования мышц (изометрические, собственно силовые, скоростно-силовые, преодолевающие, уступающие).
В числе методов развития силы называют методы повторного упражнения (преодоление предельных отягощений с предельным числом повторений), метод прогрессивно изменяющегося отягощения (возможны различные варианты этого метода, например с последовательностью увеличения или уменьшения величины отягощения), метод предельных усилий (в занятиях с младшим школьным возрастом) [15, C. 156].
1.2.4 Гибкость
Гибкость это возможность морфофункциональных свойств организма, которые определяют степень подвижности его звеньев. Различают два основных вида гибкости активную и пассивную. Активная гибкость проявляется в результате собственных мышечных усилий, а пассивная путем приложения к движущейся части тела внешних сил (усилий партнера, снаряда, отягощений). Гибкость зависит от эластичности мышц и связок на соревнованиях при эмоциональном подъеме она выше; от внешней температуры при ее повышении гибкость увеличивается; от суточной периодичности в утренние часы она снижена; от утомления активная уменьшается, пассивная увеличивается (Е. П. Васильев); от уровня силы чрезмерное увлечение силовыми упражнениями без сочетания их с заданиями на гибкость может привести к ограничению подвижности в суставах. Основным критерием оценки гибкости является максимальная амплитуда движений в каком-либо суставе. Гибкость оценивают обычно в угловых, линейных мерах и с помощью ряда испытаний [18, C. 32].
Мнения о развитии гибкости в младшем школьном возрасте противоречивы. Это можно объяснить применением авторами разных тестов и процедур оценки гибкости различных сегментов тела, постановкой уровня физического воспитания в школе и классе и др.
Обобщенные нами данные говорят о возрастании гибкости у детей от 6 до 10 лет на 10,7 и 15.8% (соответственно мальчики и девочки). В целом в младшем школьном возрасте складываются благоприятные условия для развития и совершенствования гибкости, уровень которой существенно определяется индивидуальными особенностями и используемыми для этой цели средствами и методами ее развития. Уровень гибкости должен быть таким, чтобы можно было беспрепятственно выполнять необходимые движения. Наибольшее значение имеет подвижность в суставах позвоночника, тазобедренных, плечевых и кисти.
Основным средством развития гибкости являются упражнения на растягивание. Эти упражнения делятся на две группы: активные и пассивные.
К активным упражнениям относятся: однофазные и пружинистые движения (наклоны); маховые и фиксированные; без отягощений; с партнером (парные). Пассивные упражнения в самозахватах, на снарядах, с партнером, с отягощением.
Большое место в занятиях с учениками младшего школьного возраста надо отводить активным упражнениям.
Упражнения на растягивание рекомендуется выполнять сериями по нескольку повторений в каждой. Число повторений должно возраст пенно от 810 на первом уроке до 2040 раз через 23 месяц; В частности, для развития подвижности плечевых и тазобедренных суставов количество повторений должно составлять 1525 раз.
Упражнения для развития активной гибкости выполняются, как правило, в темпе одно повторение в одну секунду. Темп упражнений на гибкость несколько реже. Время выдержек в статических упражнениях 46 с. [11, С.24-32].
Для развития гибкости у школьников наиболее целесообразны » движения с постепенным увеличением амплитуды, пружинящие движения выпадами, приседания, наклоны и тому подобное. Особенно полезны эти движения с опорой о снаряд и с помощью партнера.

1.3 Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов.
Одно из основных условий высокой эффективности системы физической подготовки учащихся заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков. После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 9-летнего ребенка он 130 см, 10-летнего - в среднем 145 см. Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего - 37 кг. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям. Сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа - письмо, лепка. Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы сидя - на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза - у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту. Сердечно - сосудистая система: средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в ми нугу. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт. ст.. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от такового у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1-2 раза в день. Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи. В 5-8 лет оно составляет 700 мл, а в 8-II лет-850 мл. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым. Заканчивается развитие эндокринной системы, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в 9-10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет - набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост яичек и полового члена [9, C. 67,144,187-190].
Расширяются аналитические возможности. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера. Как у мальчиков, так и у девочек одно временно с увеличением роста нарастает вес тела, в среднем до 35 см в год. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы. У мальчиков и девочек продолжительность полового созревания составляет в среднем около 5 лет. Сроки начала и продолжительность полового созревания, как указывалось, колеблются, особенно у мальчиков, в широких пределах. Если отмечается отставание или опережение этих процессов по отношению друг к другу или к возрасту ребенка, необходимо посоветоваться с врачом. Задержка роста и полового созревания, а иногда наследственно обусловлена, когда у одного из родителей или других кровных родственников тоже запаздывали сроки полового созревания. Задержка только роста часто бывает семейной и наблюдается при невысоком росте родителей причем чем меньше по росту отличаются друг от друга родители, тем меньше отличаются от них по этому показателю и дети. Дети младшего школьно возраста (7 – 10 лет) в 77 % случаев могут сообщить об ощущении усталости лишь после развития регистрируемых объективно признаков утомления. Такое сообщение является малоинформативным для педагогов и тренеров. Младший школьный возраст особенно благоприятен для физического воспитания, так как соответствует проявлениям многих сенситивных периодов развития физических качеств, т.е. периодов, наиболее чувствительных к тренирующим воздействиям. Позже других качеств развивается выносливость к длительной циклической работе умеренной мощности. Статическая выносливость увеличивается меньше, чем динамическая. В растущем и развивающимся организме энерготраты на двигательную активность составляют около половины суточных энерготрат. В покое основные энерготраты приходятся на органы с наиболее интенсивным обменом веществ – мозг, печень, почки, а во время работы – на работающие мышцы. С этим связано то, что с увеличением роста мышц и уровня двигательной деятельности. . Бурное увеличение мышечной массы, преобладание в мышцах медленных волокон окислительного типа, нарастанию в мышцах количества митохондрий и миоглобина, повышения активности окислительных ферментов, улучшение утилизации приносимого кровью кислорода, а также совершенствовании механизмов регуляции сердечно – сосудистой и дыхательной системы – все это приводит к повышению аэробных возможностей организма и величины МПК, в этот период хорошо приспособлены к выполнению работы аэробного характера – циклических упражнений умеренной мощности (около 70 % от МПК). Выполнению нагрузок максимальной и субмаксимальной мощности (90 – 100 % МПК) для них труднопереносимо, так как в этом возрасте недостаточно развиты аэробные возможности организма. С увеличением возраста повышается функциональные резервы дыхательной системы. Несмотря на возросший рабочий уровень легочной вентиляции, альвеолярный воздух у детей насыщается кислородом при входе меньше, чем у взрослых. Это обусловлено менее глубоким дыхательным объемом, большим относительным объемом вредного пространства, меньшей выносливостью дыхательных мышц, отставанием роста грудной клетки (и соответственно недостаточной величиной ЖЕЛ), незрелостью регуляторных процессов. У детей отмечается менее выгодное соотношение поступление кислорода в легкие и потребление его тканями. При этом кислородный запас на работу у детей выше, чем у взрослых на ту же нагрузку. Отмеченные особенности удовлетворение кислородного запроса свидетельствует о важности регламентирования физической нагрузок у детей. В связи с отмеченным в процессе физического воспитания требуется тщательное дозирования и индивидуализация нагрузок, контроль за текущим состоянием детей. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают значительные изменения строения и функций организма, повышают его функциональные возможности и способствуют развитию физических качеств юных спортсменов. В системе дыхания под влиянием длительных тренировочных занятий повышается эффективность и экономичность дыхательной функции, увеличивается норадреналина во много раз превышает нормы нетренированных детей) и значительной продукцией нервными клетками стимулирующих нейропептидов [3, C. 65,78].
Период 6-10 лет является сравнительно спокойным в развитии детей. Ежегодное увеличение массы тела составляет в среднем 3-4 кг, длина тела увеличивается на 4-5 см, а окружность грудной клетки на 1,5-2 см. Изменяются пропорции тела: удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель (отношение обхвата грудной клетки к длине тела), т. е. происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела не отмечается. Сила же мышц кисти у девочек 68 лет меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг, а в 11-12 лет уже на 10 кг. Кроме того, до 11-12 лет обхват грудной клетки у девочек меньше на 1,2-2 см, а жизненная емкость легких на 100-200 см по сравнению с мальчиками того же возраста. Поэтому нагрузки в циклических и силовых упражнениях у девочек должны быть несколько меньше.
Окостенение скелета происходит неравномерно: к 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12- 13 годам запястья и пясти. Кости таза интенсивнее развиваются у девочек с 8 до 10 лет [1, C. 96,1-44].
При занятиях физической культурой очень важно учитывать особенности формирования скелета. Резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смешение костей таза и неправильное их срастание.
Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, когда процесс окостенения еще не закончился, могут привести к появлению плоскостопия.
Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Постепенно формируются изгибы позвоночника, к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12- поясничная. Позвоночник обладает большой подвижностью у детей до 8- 9-летнего возраста. Поэтому у младших школьников нередки случаи нарушений осанки и деформации позвоночника. Длительное сидение на занятиях в школе и при выполнении домашних заданий способствует этому. В связи с этим одной из важнейших задач должно быть обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки.
В возрасте 6-10 лет у детей мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Однако относительные величины силы мышц (на 1 кг массы) близки к показателям взрослых людей. В связи с этим могут широко использоваться упражнения для развития силы, связанные с преодолением собственной массы тела. Но при этом следует избегать больших по объему и интенсивности нагрузок, так как они приводят к значительным энергозатратам, а это может повлечь за собой общую задержку роста [9, C. 166, 80, 104].
В младшем возрасте продолжается развитие головного мозга. Морфологическое развитие нервной системы достигает большой зрелости. Однако функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, что может приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрому утомлению. Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков. Этим объясняется тот факт, что дети 6-10 лет легко могут овладевать достаточно сложными формами движений. В то же время у них слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражителей. Это следует учитывать особенно при упражнениях на выносливость и чаще практиковать переключения с одного вида мышечной деятельности на другой.
В 6-10-летнем возрасте идет дифференциация структуры сердечной мышцы. Она начинает напоминать по структурным показателям сердце взрослого. Однако полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Сравнительно больше, чем у взрослых, суммарный просвет капилляров сети. Это является одной из причин относительно низкого артериального давления в этом возрасте.
С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений: в 6-8-летнем возрасте она составляет в среднем 80-90 уд./мин, в 9-10-летнем -75-85 уд./мин. Возрастное урежение пульса связано с качественными изменениями нервных влияний на сердце. С ростом ребенка усиливается воздействие на сердце блуждающего нерва.
От рождения к 10 годам объем легких увеличивается в 10 раз и составляет половину объема легкого взрослого. При этом увеличение объема легких происходит за счет увеличения объема альвеол.
Частота дыхания, являющаяся одним из показателей внешнего дыхания, с возрастом замедляется: в 6-7-летнем возрасте в среднем она равна 23-25 раз/мин, в 10-летнем-19-20 раз/мин. А глубина дыхания, наоборот, увеличивается к 10 годам от 160 до 250 мл.
1.4 Игровой метод и его особенности при развитии физических качеств у детей 9-10 лет
Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.
Этот метод чаще всего применяется в основном при работе с детьми младшего школьного возраста.
Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры. Кроме того, в играх закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовки и т.д.Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духовные функции человека одновременно.
Недостаток игры как средства и метода физического воспитания состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не поддается точной и индивидуальной дозировке, как это имеет место в гимнастике, легкой атлетике и т.д. Поэтому игры должны подбираться с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся [22, C. 201,169].
Важными средствами физического воспитания, позволяющими оптимизировать воздействия физических упражнений на организм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями.
Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работоспособность растущего организма.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали специальные исследования, 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода гиподинамии.
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса задач воспитания школьника, развития его двигательных способностей и совершенствования умений. Подвижные игры направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умений выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению, нежели собственно к содержанию, игр.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает также комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей. В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний. Элементарных игровых умений: ловли мяча, передачи, бросков, ударов по мячу; технико-тактических взаимодействий: выбора места, взаимодействия с партнером, командой и соперником, необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в старших классах [22, C. 241,67].
В результате обучения ребята должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с друзьями в свободное время.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры.
Обязательными и непременными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами) являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя.
1.5 Теоретические основы методики проведения подвижных игр
Гигиеничное значение игр усиливается возможностью их, широкого использования в естественных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т.д.
На важную роль игры в всестороннем развитии детей указывали: О.М.Горький , А.С.Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большого значения игре предоставлял выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф.Лесгафт, считая, что она есть упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Школой подготовки детей к жизни называет игру А.С.Макаренко: «Игра - важное в жизни ребенка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, такой с многих взглядов она будет в работе, если вырастет»
Подчеркивал, что игра может воспитывать качества будущего работника и гражданина. О.М.Горький считал игру ценным средством воспитания не только физического, а и умственного. Указывая на ее связь с социальной средой, которая окружает ребенка. Он говорил, что игра путь детей к познанию мира, в котором они живут и что изменяется. Ведь для детей игры – это их непосредственная жизнь, а учитель с помощью игр формирует в них черты характера. Достойные нашей нации. В игре заложены неисчерпаемые возможности для изучения психологии учеников. Подвижные игры, ведут начало именно из народной физической культуры, которая включает те виды подвижной активности и методы, использование, которых исторически сложилось среди определенного этнического сообщества людей с целью адекватного, биологического, психического, этнического, эстетичного влияния на естественное развитие человека, его приспособление к окружающей среде, подготовки к трудовой деятельности и военного дела.
Каждый народ, зависимости от социально - экономических условий своего развития, психического состава, географического положения и т.п. исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр и развлечений, способы их, использование, которые потом составило своеобразные системы тело воспитания. Не является исключением в этом плане и традиции украинской системы физического воспитания, основу которой составляет чрезвычайно богатый пласт народных подвижных игр.
Формы проявления игры очень разнообразные. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно усовершенствуются и усложняются. Игра-это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели.
Почти на всем протяжении жизни человек тесно связанная с игрой, причем в период самого активного формирования – в детские и юношеские года игровая деятельность занимает наибольшее место. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. Во время игры удается включить всех учеников в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников. В подвижных играх есть всегда и побежденные и победители. Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение – не впадать в отчаяние [11, С. 1-5].
С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего скорость и ловкость. В связи с требованиями, предъявленными к человеку высоко автоматизированной работой, в особенности значительным есть развитие зрительно-двигательной координации и появление так называемой “ ручной умелости”. Сложные и разнообразные движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть задействованы все мышечные группы. Это оказывает содействие гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических погрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объем работы. Сменный характер погрузки больше всего отвечает вековым особенностям подрастающего организма и потому проявляет благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхание.
Подвижные игры следует подбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие моральные и волевые качества, укрепляют здоровье, содействуют правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, проявлять грубость [5, С. 1-10].
Таким образом, подвижные игры имеют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила. В процессе игр у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон, они доступны детям разных возрастов.
Наибольшая близость той или другой игры определенному возрасту предопределяется степенью ее доступности. Важное условие успешности игровой деятельности – понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать с простых некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными – командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изучению.
Это поможет закрепить привычки и умения. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовку. При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий, а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному. Для этого чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав.
Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом узком зале или коридоре можно проводить игры выстраиванием, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и долго ждут необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре.
Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов, как:
 умение доходчиво и интересно объяснять игру;
 размещение игроков во время ее проведения;
определение ведущих;
распределение на команды;
 определение помощников и судей;
 руководство процессом игры;
 дозирование нагрузок;
 окончание игры.
Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его месте. При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, на котором все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков следует обратить на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила.
Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать сами игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга. Можно назначить ведущего и по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде счета.
Все способы распределения на команды надо вводить соответственно характеру и условиям проведения игры, а также составу игроков. В сложных играх с большим количеством игроков необходимо привлекать судей – помощников, они считают очки или время, наблюдают за порядком и состоянием места для игры.
Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:
наблюдение за действиями учеников;
устранение ошибок;
коллективных приемов;
пресечение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;
регулировка нагрузок;
стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры.
Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь самостоятельности и творческой активности игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в той или другой ситуации. Важно своевременно исправлять ошибки. Ответственный момент в руководстве подвижными играми – дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность.
Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру, изменять количество повторений игры. Окончание игры должно быть своевременным. Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие учеников. Во избежание этого педагог должен уложиться во время, отведенное для игры. После окончания игры необходимо подвести итог. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении.
Игра может быть включена во все части тренировки. Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которые помогают сосредоточить внимание учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба. Основная часть – игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими упражнениями, которые требуют большой подвижности.
Игры в основной части должны помогать изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других упражнений. Заключительная часть – игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами организации. Они должны содействовать активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части.
1.6 Характеристика подвижных игр и их классификация
Подвижные игры различаются также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между игроками; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время [6, C. 37-45].
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников [16, C. 34-35, 67, 93-100].
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей.
Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды – другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни [19, C. 48, 83,91-99].
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.
В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения,   формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные взрослыми, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.
Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности. Деятельность игроков подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения.
Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между игроками определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях между игроками разрешает выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры с ведущим и без ведущего.
Так же командные игры делятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих, игры с поочередным участием. Командные игры различаются и по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними.
Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе.
Мы разделили игры на три группы:
Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для игроков. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников.
Переходные к командным. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность.
Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств.
Анализ классификации игр по многочисленным литературным источникам с точки зрения исторического развития, дает нам возможность выделить несколько направлений:
Классификация, которая зависит от задач, решаемых в процессе проведения игр.
Игры с особенностями взаимосвязи участников.
Группы игр с особенностями организации и содержания.
Игры, которые имеют общую мысль и ход, в отдельных группах идут параллельно. Придерживаясь такого принципа, авторы стремятся идти по дидактическому принципу: от простых форм к более сложным. Поэтому они выделяют следующие группы игр: музыкальные игры; беговые игры; игры с мячом; игры для воспитания силы и ловкости; игры для воспитания умственных способностей; игры на воде; зимние игры; игры на местности; игры в закрытых помещениях.
Подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.
На основе современных представлений о путях и методах воспитания двигательных качеств у учащихся, можно предположить, что достаточно высокий эффект может быть достигнут путем применения определенного круга специальных физических упражнений, подвижных игр с так называемой «преимущественной направленностью». Подвижные игры направлены на воспитание двигательных качеств, поэтому степень преимущественной направленности обуславливается характером выполнения упражнений.
Анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности.

1.7 Значение подвижных игр
Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.
В процессе игры у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные навыки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Благодаря подвижным играм дети, могут добиться желаемых результатов на тренировках и соревнованиях, ведь развиваются не только моральные и психологические качества, но и физические. Игра не должна превратиться в монотонный процесс. Если дети будут выполнять все эти упражнения без удовольствия и заинтересованности, то едва ли они смогут достичь нужного результата. Поэтому без подвижных игр здесь не обойтись. Занимаясь подвижными играми, дети укрепляют мышцы спины, верхних и нижних конечностей, корректируют походку. Там, где подвижная игра, нет места скуке. Эти игры помогают сделать эмоциональную разведку, лучше познакомиться с ребятами. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях.
Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. Мы не один раз были участниками и организаторами подвижных игр. Поэтому вспомним, что самое главное в организации таких игр. Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др. Нужно постараться именно ею увлечь ребят, заинтересовать их. Иногда полезно сыграть на самолюбии ребят, выразив «сомнение» в их силе, ловкости. Для этого стоит нарисовать перед детьми яркую картину предстоящего действия. Не стоит в начале ограничиваться одной лишь дежурной фразой: «А сейчас мы будем играть в...». Организуя подвижные игры, следует помнить, что лучше, если Вы будете в них таким же участником, как и ребята. Каждая игра имеет свои правила их и нужно четко объяснить. Эффективнее это можно сделать, если одновременно с рассказом показывать действия, т.е. создать образное представление об игре. Пусть кто-то из ребят повторит это, что потребует особого внимания в игре. Если во время игры правила не выполняются, следует приостановить игру, нужно быть эмоциональным и непосредственным, подбадривать ребят. Возможен и шуточный репортаж о происходящем [28, C. 180, 176-177,280-291].
Если интерес к игре пропадает, следует попробовать усложнить правила, это обычно вдохновляет. Но помните: игра является игрой до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предугадать. Не пропустите момент, когда игру лучше всего завершить. И еще, для некоторых игр требуется несложный инвентарь, поэтому его следует приготовить заранее. А также хорошо подумать, где лучше организовать игру на воздухе или в помещении школы.













Выводы
Проведенный анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств, умений и навыков по самостоятельному проведению подвижных игр за пределами школы.












Практические рекомендации
При организации подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. При положительном их развитии у учащихся выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.
Для учащихся младших классов необходим выбор средств и методов с использованием подвижных игр различной направленности, который диктуется наличием и характером суммарного утомления, а также уровнем развития физических качеств необходимых в учебной и будущей трудовой деятельности. Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру подвижных игр снимает утомление, повышает интерес к занятиям. Физическая нагрузка при использовании игрового метода на уроках физической культуры у учащихся старших классов должна иметь тенденцию к постепенному увеличению воздействия на организм, но не должна превышать меру приспособительных возможностей и неблагоприятно влиять на здоровье учащихся.






Список литературы
Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М.: Педагогика, 2002. – 240 с.
Т.Г. Анисимова, формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения / авт.-сост. Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова; под ред. Р.А. Ереминой.- Волгоград: Учитель, 2009.-146 с.
Апанасенко Г.А., Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 2005. – 80 с.
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. Ин- тов. ( М.: Просвещение, 2009. ( 287 с.
Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. – «Физическая культура». – Гродно, 2005. – 68 с.
Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. ( М.: Физкультура и спорт, 2004. ( 208 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт,2001. – 331 с.
Высоцкий В.Л., Педагогика общего успеха. -СПБ.: Агенство образовательного сотруднечества,2006.-126 с.
Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. – М., 2002. – 197 с.
Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 192 с.
Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5-6. - С.24-32.
Громова О.Е., Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ СФЕрА,2009.-128 стр.
Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Нар. асвета, 2008. – 88 с.: ил.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. ( М., 2005. ( 80 с.
Т.Г. Карепанова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников. -Волгоград: Учитель, 2010.-170 с.
Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. ( М.: Физкультура и спорт, 2003. ( 116 с.
Кузнецов В.К. Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и лыжников-гонщиков 11-18 лет // Теория и практика физического воспитания. - 2004. - №3. – С.12-15.
Лаптев А.П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт. - 2004. - №8.
Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. – Мн.: 2008. – 221 с.
Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 128 с.
Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя, 2009. - 159 с.
Лях В.И., физичекая культура. 10-11 классы: учеб. Для общеобразовательного учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевия; Просвещение, 2008.
- 237 стр.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 543 с.
Основы математической статистики: Учебн. пособие для институтов физ. культ. / Под ред. В.С. Иванова. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 176 с.
Семикоп А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебн. метод. пособие для студ. факульт. физ.культ. пединститут. и университ.,
училищ алимп. резерва по специальн. 03.03 - «Физическая культура». – Гомель, 2002. – 149 с.
Л.А. Смирнова, Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003-320 с.:ил.-(Б-ка учителя физической культуры)
Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 2000. – 63 с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. -2-ое издание., «Академия», 2002.-480 стр.
Яковлев В.Г. Игры для детей. ( М.: Физкультура и спорт, 2005. ( 158 с.
Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. ( М.: Физкультура и спорт. 2002. ( 176 с.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215


13PAGE 15







&ђ Заголовок 1†ђ Заголовок 2&ђ Заголовок 3Mђ Заголовок 515