Урок — игра «Путешествие в царство Математики» Тема: «Программа действий. Алгоритм» (2 класс, IIчасть,
Математика (2 класс, II часть по системе «ШКОЛА 2100»)
Урок - игра «Путешествие в царство Математики»
Тема: «Программа действий. Алгоритм»
Разработала урок: Русакова Любоьь Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 с.Федоровка, Федоровского района Республики Башкортостан
Цели урока:
1. Сформировать представление о понятиях «программа», «алгоритм», «блок-схема».
2. Закреплять навыки письменных и устных вычислений; знание нумерации чисел до 1000, сравнение, выражение числа в разных счётных единицах, представление его в виде разрядных слагаемых.
3. Развивать интерес к математике, мышление, речь, память; воспитывать любовь к природе.
Оборудование : рисунки (царица Математика, принцессы -Арифметика, Алгебра, Геометрия), задания на карточках, геометрические фигуры, учебники, тетради.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Запишем число, классная работа.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в царство Математики. Вот она - царица Математика. У царицы три принцессы - помощницы: Арифметика, Алгебра и Геометрия. У каждой определённая работа. Царица Математика постоянно обходит свои владения и следит за порядком. Итак, царица Математики начинает обход своих владений.
- Сейчас она посетит владения принцессы Арифметики и Алгебры. Арифметика - наука о числах, свойствах, действиях над ними. Алгебра - раздел математики, в котором изучаются различные виды уравнений и способы их решения.
Принцесса Арифметика:
- Числа моих владений исправно трудятся. Давайте, ребята, покажем царице Математике, как числа трудятся.
Принцесса Алгебра:
- Ребята, покажите царице Математике, как вы умеете решать уравнения. Как найти целое , части? Оценивать вашу работу в конце урока будет царица Математики. Будьте внимательны и активны.
II- Минутка красивого письма.
- Записываем ряд чисел через 2,3 (самостоятельно)
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
3 б 9 12 15 18 21 24 27 30
III. Актуализация знаний.
1. Индивидуальные задания у доски.
а) Сравнить выражения: «>»; «<»; «=».
81 + 731 731 + 63
315 - 17 315 + 17
275 - 48 275 - 84
б) Решите уравнения. (Каждое уравнение решает один ученик).
X - 452 = 189 х + 510 = 689 847 - х = 54
в) Работа по карточкам:
КАРТОЧКА №1. Представить в виде суммы разрядных слагаемых:
246 =
507 =
630 =
КАРТОЧКА № 2.
834 = с. д. ед.
508 = с. д. eд.
914 = с. д. ед.
2. Фронтальная работа.
1.«Блиц - турнир».
а) В тетрадях по математике у наших девочек всего 57 пятёрок. Это на 3 пятёрки меньше, чем у мальчиков. Сколько пятёрок у наших мальчиков.
б) Улядарова Татьяна прочитала за 1 минуту 107 слов, а Царёва Анастасия - 94. На сколько слов меньше прочитала Анастасия, чем Татьяна?
в) Черёмуха в сутки выделяет 30 кг ароматных веществ (фитонцидов), убивающих бактерии, а берёза -2 кг. Сколько всего выделяют эти деревья ароматных веществ.
2. Работа по таблице «Считалочка».
3. Проверка выполнения индивидуальных заданий.
Царица Математитка:
-С заданиями принцессы Алгебры вы справились. Молодцы!
И с числами хорошо работаете!
IV. Упражнения для глаз.
Посмотрите вверх, налево
Вниз, направо посмотри.
И ещё кружочек смело,
И обратно поверни.
V. Постановка темы урока,
- Принцесса Арифметика приготовила для вас много новых заданий. Я уверена, что и в дальнейшем будете активны.
- Ребята, у меня в руках карточка с известной сказкой «Колобок», но они перепутаны.
- Определите последовательность выполнения действий Колобка.
- Молодцы! Хорошо знаете сказку.
- Прочитайте тему урока на доске. «Программа действий. Алгоритм»
VI. Сообщение цели урока. (Сформулировать цели урока вместе с детьми).
VII. «Открытие» детьми нового знания.
1. Рассмотрим рисунки по учебнику, что делал Толя утром и в какой последовательности:
Проснулся
Заправил постель
Сделал зарядку
Умылся
Причесался
Оделся
Позавтракал
Пошел в школу
Это и есть программа действий Толи, записана в виде блок - схемы. «Порядок действий» в программе называют ещё алгоритмом.
- Можно ли в программе переставить местами зарядку и заправку постели? (Да) А одевание и уход в школу? (Нет)
VIII. Первичное закрепление изученного.
По учебнику №2, с.11. - Расположите карточки правильно: в какой последовательности развивается лягушка, бабочка.
№3, с.11.
- Расставьте по порядку действия мамы. Для этого внимательно прочитайте список команд, определите их последовательность и записать по порядку в блок - схему;
- Какие действия можно поменять? Молодцы, ребята!
IX. Физминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
X. Повторение геометрического материала.
Царица Математики:
- Очень хорошо потрудились. Во владениях Арифметики и Алгебры вижу порядок.
- Сейчас она посетит владения принцессы Геометрии. Геометрия изучает геометрические фигуры и их свойства.
Принцесса Геометрия:
- Геометрические фигуры моих владений, Ваше Величество, исправно трудятся. Давайте, ребята, покажем царице Математики, как геометрические фигуры трудятся.
1. Сколько прямых? Лучей? Отрезков? на слайдах.
2. Решите задачу.
- Из каких геометрических фигур состоят домики?
Жители теремка: Мышка - норушка, Лягушка - квакушка, Зайчик - побегайчик, Лисичка - сестричка - построили себе отдельные домики. Лисичка поселилась в домике с высокой крышей, Зайчик - в домике с большим окном, Мышка - в домике с большим окном и высокой крышей. Кто где поселился?
Царица Математика:
- Вижу, ребята, и здесь дела идут исправно. Молодцы!
Для вас я придумала задание - расшифровать слова
Работа по группам.
I 115 + 285-е 120 - 20 – у 46-14 - а
II 867 - 175 - ж 246 - 16 – а 99-5 -д 157 + 17 - ю
III 500 - 124 - л 21-6 - и 67 - 47 - ч
- Ответы расположите в порядке убывания.
692 400 376 230 174 100 94 32 20 15
Желаю удачи
XI. Подведение итогов урока.
- Чему научились на уроке?
-Какие новые понятия для вас?
-Что понравилось на уроке?
Царица математики оценивает вашу работу на «5»
-Спасибо за урок.
15