«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС по русскому языку».


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия г. Советский
Номинация: Методические материалы:
Вид методической продукции: Статья
Автор: Шарыгина Эльза Альбертовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Советский, ул. Гагарина, дом2, корпус2.2015г.
Пояснительная записка
Цель: создание благоприятных условий для успешного перехода детей из начальной школы в среднюю.
Область применения, возраст обучающихся: начальные классы
Ожидаемые результаты: при переходе из начальной школы в среднюю избежать отрицательных последствий.
Тематическое содержание: Перспектива перехода в среднюю школу заставляет нас обратить первостепенное внимание на личностные, метапредметные, предметные результаты, сформированность определенных психолого-педагогических компонентов.
Необходимое материально-техническое обеспечение: мультимедия – проектор; классная доска .Перечень использованной литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
2. Примерные программы начальной школы. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011.
3.Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г.Асмолова. М.: Академия, 2010.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя. / Под ред. А. Г.Асмолова. М.: Академия, 2010.
5.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС по русскому языку».(Слайд №1)
Вопросы преемственности были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Более подробно хочу остановиться на учениках 4-го класса, т.к. 4-й год обучения в младшем школьном возрасте завершает первый этап школьной жизни ребенка. Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными: Слайд №2
- смена социальной обстановки;
-изменение роли учащегося;
- увеличение учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разные системы и формы обучения;
- нестыковка программ начальной и средней школы;
-различие требований со стороны учителей-предметников.
Сегодня я более подробно остановлюсь на вопросе преемственности в обучении русскому языку. Слайд №3 Программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой (Школа 2100). Перспектива перехода в среднюю школу заставляет нас обратить первостепенное внимание на личностные, метапредметные, предметные результаты, сформированность определенных психолого-педагогических компонентов. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; – создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. Среди них особое место, на наш взгляд, занимают метапредметные результаты. Способность учеников применить в жизни полученные знания и умения. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). То есть, универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Слайд №4Итак, Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Слайд №5 Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации;
-пользоваться разными видами чтения;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Слайд №6 Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
А также развитие метапредметных умений у наших учеников, происходит посредством применения метода проектов. Слайд №7 Метод проектов - это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности, обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса. В структуре метода проектов обычно выделяют пять этапов. Всего это пять шагов. Шаги – это этапы работы над проектом. Слайд №8
Выбор темы.
Планирование деятельности
Осуществление деятельности по решению проблемы
Оформление результатов
Презентация результатов.
Метапредметные результаты – умение претворить в жизнь то, о чем ты узнал или чему научился, то что пригодится тебе в жизни. Отличным подспорьем в этом направлении может стать метод проектов. Наши выпускники умеют работать в команде, распределять роли, что не мало важно для проектной деятельности. Например, работая над проектом по технологии и изобразительному искусству, поскольку много творческих проектов заложено в этих предметах. Они назначают роли каждый в своей группе:
1. Руководителя-вдохновителя – (человек, который описывает сам проект, его назначение и то, что требуется для его возведения; руководит работой команды);
2. Архитектор-дизайнер (тот, кто оформляет и декорирует, составляет наброски или рисунки);
3. Творец (человек занимающийся построением модели, макета)
4. Пиар-менеджер (тот, кто руководит продвижением проекта, создает рекламу для будущего изделия, поделки, рисунка).
Итогом вышесказанного могут служить слова китайской пословицы:
Слайд №9 «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Спасибо за внимание.
Шарыгина Э.А., учитель начальных классов МБОУ гимназия г. Советский
Для подготовки к выступлениям по вопросам ФГОС начального общего образования мной был составлен глоссарий (ключевые термины образовательных стандартов второго поколения(разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации))
Глоссарий
ФГОС начального общего образования
Актуальные потребности школьника – это состояние нужды в определенных условиях деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых индивид испытывает состояние дискомфорта в настоящем времени.
Аспекты образовательных потребностей. Целесообразно различать следующие аспекты образовательных потребностей: государственные, общественные и индивидуальные – в зависимости от того, о каком субъекте потребностей идет речь. Все перечисленные типы потребностей в образовании рассматриваются как социальные. Таковыми их делает не субъект (“тот, кто хочет”), а предмет – отнесение к сфере образования – и “природа” потребности как социального отношения. Иными словами, говорить об индивидуальных, общественных и государственных запросах можно лишь как о различных аспектах социальных потребностей, в зависимости от того, кем именно эти запросы предъявлены.
Базисный учебный (образовательный) план. Нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (инвариантную и вариативную); закрепляющий максимально допустимую нагрузку при 5- и 6-дневной учебной недели по классам, а также количество недельных часов для финансирования. Cм. инвариантная часть учебного (образовательного) плана.
Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие единство и успешное развитие страны в современных условиях.
Гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. ·
Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
ИКТ — информационные и коммуникационные технологии — современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения.
ИКТкомпетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) — умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.
ИКТкомпетентность учебная (для учащегося) — умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства ИКТ.
Индивидуальная образовательная траектория обучающегося — в обязательной части учебного плана: совместный выбор учителем, обучающимся и его родителями (законными представителями) уровня освоения программ учебных предметов; в части, формируемой участниками образовательного процесса: выбор обучающимся и его родителями (законными представителями) дополнительных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.
Инновационная профессиональная деятельность — создание и распространение новшеств (технических, потребительских и иных), нового или усовершенствованного процесса на основе результатов научных исследований, научных разработок или иных научных достижений.
Инновационная экономика — экономика, основанная на знаниях, создании, внедрении и использовании инноваций.
Безопасность образовательного учреждения. Система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Безопасность образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений и позиций: охрана труда, радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность.
Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана.Часть базисного учебного (образовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в т. ч. этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов РФ. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образовательного процесса.
Внеурочная деятельность обучающихся. Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.Гигиеническая норма – интенсивность и длительность воздействия факторов, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие.
Государственные требования в области общего образования – наиболее общие характеристики индивидуальных и общественных потребностей в образовании, направленные:
•на формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества;
•формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении (национальное единство и безопасность);
•подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на знаниях (развитие человеческого капитала);
•фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования;
•прикладную и практическую ориентацию общего образования.
Двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки). Гигиеническая норма двигательной активности выражается общим числом суточных локомоций (шаги) и общей продолжительностью (в часах) двигательного компонента в режиме дня.
Индивидуальные характеристики выпускника, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации — ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.
Информационное обеспечение субъектов образовательного процесса— система широкого доступа каждого субъекта (учителя, ученика, родителя) образовательного процесса к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов
Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана – часть базисного учебного (образовательного) плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Индивидуальные потребности личности в области общего образования – потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); органичное вхождение личности в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества (социальная успешность); развитость универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).Информационная деятельность — поиск, запись, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, проектирование и моделирование, осуществляемые человеком; информация при этом представляется в виде взаимосвязанной системы текстов, числовых данных, программных кодов, изображений, звуков, видео. Информационное общество — историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительной чертой является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Качество образования— комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами. Компетентность — качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.
Компетентность информационная  — способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Компетентность коммуникативная — способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. Компетентность в сфере личностного самоопределения — способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания. Компетентность образовательная— способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые — метапредметные, общепредметные и предметные компетенции. Компетентность общекультурная— совокупность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира, способностью ориентироваться в пространстве культуры.
Компетентность профессиональная — способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации. Оценка профессиональной компетенции проводится многими фирмами по специально разработанным программам. С этой целью применяются биографический метод, интервью, тестирование, групповые методы оценки персонала, психодиагностические методики.
Компетентность социально-трудовая — способности и умения, обеспечивающие человеку возможность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда. Компетенция — актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.
Конкурентоспособность выпускника — совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения его успешной социализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России —методологическая основа разработки и реализации Стандарта, определяющая характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Критериально-оценочная функция стандартов – требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом, позволяющие регулировать развитие системы образования.
Критерии оценки качества образования – показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования:
•адекватность отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандартов;
•условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и среднего (полного) общего образования и их соответствие требованиям стандартов;
•ресурсное обеспечение образовательного процесса (в т. ч. кадровое) и его соответствие требованиям стандартов;
•реализуемые в образовательном процессе и достигаемые обучающимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандартов, так и на уровне ресурсного обеспечения.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий:
•соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
•соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
•сформированность учебной деятельности у обучающихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью детей.
Личностные результаты образовательной деятельности – система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.
Личностные универсальные учебные действия. Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, ради чего осуществляется деятельность. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.
Медико-гигиенические требования к условиям реализации основных образовательных программ общего образования – научно обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния здоровья обучающихся; нормами учебной нагрузки с учетом характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении; требований к оформлению и изданию книг, учебников и учебных пособий; соблюдения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; к участку и зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению; световому и микроклиматическому режиму; учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации питания учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Национальное самосознание (гражданская идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национального самосознания (идентичности) составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
НАЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ — создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; выступать фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой; быть одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.
Образовательная среда — дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, развития и воспитания обучающихся.
Общественные запросы в области общего образования (социальный заказ) – запросы, интегрирующие потребности личности и семьи до уровня социальных потребностей. К их числу относятся:
•следование принципам безопасного и здорового образа жизни;
•готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений (безопасный и здоровый образ жизни);
Общественный договор в области образования – выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ — выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ — важнейший механизм реализации основной миссии образования — формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны, представленной в виде конвенциональной нормы, общественным договором между семьей, обществом и государством в области образования.
Патриотизм — чувство и сформировавшаяся гражданская позиция верности своей стране и солидарности с её народом, гордости за своё Отечество, город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, готовности к служению Отечеству.
Планируемые результаты — система обобщённых личностно ориентированных целей образования, уточнённых и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учётом ведущих целевых установок изучения каждого учебного предмета, а также возрастной специфики учащихся.
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — сроки и условия введения стандартов в массовую практику общеобразовательных учреждений, определяемые постановлением Правительства Российской Федерации, включающие требования к разработчикам: комплексно разрабатывать пакет нормативов и рекомендательных документов, обеспечивающих исполнение стандартов; обязательно предоставлять всю информацию о ходе, порядке и процедурах разработки стандартов, отчеты и доклады о вносимых изменениях, а также иные сведения, связанные с разработкой, утверждением и введением стандартов общего образования; обязательно предоставлять возможность представителям общественности и средствам массовой информации участвовать в процедурах рассмотрения и принятия решений по проектам стандартов общего образования, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия как внутри законодательных органов государственной власти, так и между законодательным и исполнительным органами государственной власти либо между государственными органами власти и органами местного самоуправления, общественными организациями (объединениями), иными объединениями юридических лиц (ассоциаций и союзов); обязательно проводить научно-педагогическую, общественную и правовую экспертизу проектов стандартов общего образования с целью обеспечения методологического единства всех разрабатываемых документов; научной и правовой обоснованности предлагаемых решений, ориентирования их на использование новейших достижений науки, техники и технологии; национальной, экологической, технологической и общественной безопасности и экономической целесообразности решений, связанных с выполнением стандартов общего образования и использованием научных и научно-технологических результатов в практической образовательной деятельности; защиты прав интеллектуальной собственности на результаты научно-педагогической деятельности и авторских прав.Принцип вариативности – предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем обучающимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно-ориентированный урок.
Принцип открытости – предполагает использование на уроке разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию учебного диалога.
Приоритет индивидуальности – предполагаетсоздание условий для самовыражения каждого ученика, проявления его избирательности к учебному материалу, способу и форме репрезентации этого материала.
Предметные результаты образовательной деятельности – конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Примерные учебные программы по отдельным учебным предметам – программы, имеющие ориентирующий характер, включающие:
•пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения;
•особенности содержания;
•содержание образования, включающее перечень изучаемого материала;
•примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников;
•планируемые результаты освоения предметных программ;
•рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.
Программа воспитания и социализации учащихся – перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов:
•социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум);
•многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.
Программа формирования универсальных учебных действий — программа, регулирующая различные аспекты освоения метапредметных знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени общего образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, а также характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Психолого-педагогический статус школьника– это совокупность психологических характеристик видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде.
Психолого-педагогический мониторинг– это систематические исследования, проводимые как для фиксации и определения сложившейся ситуации в образовании, а также как прогностическая функция, которая обеспечивает процедуру выявления наиболее общих тенденций.
Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности школьника и состояния психологического климата, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Регулятивные универсальные учебные действия – обеспечивают организацию учебной деятельности учащимися. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ — способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций. СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ — система и состав инструментария, включающие описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией); критерии и процедуры оценивания; формы представления результатов; условия и границы применения. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ — подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ — требования общества, интегрирующие потребности личности и семьи в области общего образования, сформировать у обучающихся умения вести безопасный и здоровый образ жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; активную жизненную позицию, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики; идеалы равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей; осознание нравственного смысла свободы и ее неразрывной связи с ответственностью, развитое правосознание, умение делать осознанный и ответственный личностный выбор. СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ — государственная норма, важнейший нормативно-правовой акт, устанавливающий от имени Российской Федерации определенную совокупность требований, регулирующих деятельность системы общего образования, на основе (с учетом) которой производится разработка: примерных (базисных) образовательных планов и программ; системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах; положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям; экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы; системы аттестации педагогических работников; контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования; подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров. СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ — комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. См. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Субъекты образовательного процесса – обучающиеся, их семьи, социальные и профессиональные группы, административные институты и институты гражданского общества.
Субъекты образовательной потребности – любой субъект образовательного процесса, предъявляющий свой запрос к системе образования, если этот запрос тем или иным образом может влиять на функционирование системы.
Толерантность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ – описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории РФ. Они могут быть дополнены требованиями субъектов РФ, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся. Требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования, характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы, являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.Требования к структуре основных общеобразовательных программ – система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования. Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности.
Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ – интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др. сфер ресурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации основных образовательных программ.
Требования к кадровому обеспечению, необходимому для реализации основных общеобразовательных программ – система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования: укомплектованность кадрами:
•соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации;
•способными к инновационной профессиональной деятельности;
•обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию.
Универсальные учебные действия– способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Учебная деятельность — систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия.Качество образования – комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому человеку продолжить образование в соответствии с его интересами.
Умственная работоспособность – объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма.
Федеральные государственные образовательные стандарты — нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса. Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагающие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т. п.
Характеристики индивидуальных учебных достижений выпускников, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – основные достижения и способности, полученные выпускниками в результате обучения в общеобразовательной школе:
•способности к решению учебно-практических задач в рамках содержания отдельных учебных предметов: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
•учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные и информационные навыки и умения;
•практические и обобщенные способы деятельности.
Цели образования– общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как “научить учиться”.
ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, являющаяся механизмом реализации конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права.
.