Доклад по теме самообразования Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования.
1 слайд
Проектно-исследовательская деятельность
младших школьников в рамках реализации ФГОС
начального общего образования.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, что предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Федеральный государственный образовательного стандарт второго поколения приоритетом начального общего образования определил формирование метапредметных результатов обучающихся (включающих универсальные учебные действия), а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
2 слайд
«В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться» (выдержка из ФГОС НОО второго поколения)
Эту проблему – формирование универсальных учебных действий, в начальной школе можно решить через организацию проектно-исследовательской деятельности, которая составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самообразования школьников в процессе выполнения проектов.
Проанализировав сложившуюся ситуацию по проектной деятельности, я сделала вывод: полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно.
Изучив специальную литературу по этой теме, я пришла к выводу, что обучение школьников специальным знаниям, а также формирование и развитие у них универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, одна из основных практических задач современного образования.
В 2010 году я начала работать с первым классом по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения. До этого, в 4 классе, я подготовила с группой ребят проекты, которые мы презентовали на школьной научно-практической конференции «К науке первые шаги» Нашу работу комиссия оценила достаточно высоко: Пряхина Ирина с исследовательской работой «История Олимпийских игр» заняла 1 место, Трофименко Анастасия - «Одежда современности», 2 место и Корнева Анна - «Редкие растения Ростовской области», 3 место. Но начинать эту работу в 4 классе уже поздно, не всем ребятам понятно, что от них требует педагог, поэтому решила не терять времени, а развивать учащихся с 1 класса, чтобы они в будущем могли успешно применять свои достижения в исследовательской и проектной деятельности.
Переключить стрелку
И вот здесь мне на помощь пришёл стандарт второго поколения. 10 часов внеурочной деятельности, которые предполагает новый стандарт, дают большой простор для формирования УУД у учащихся. Я выбрала курс «Мои первые проекты», который вела во всей параллели первых классов.
Мне, как учителю, очень помогли в работе в этом направлении книги «Методика исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенкова и «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б. Воронцова. Упражнения, которые предлагают авторы, можно использовать во внеурочной деятельности во второй половине школьного дня.
Приведу несколько примеров упражнений, которые я использую на своих занятиях, упражнений, которые помогают формировать метапредметные результаты.
3 слайд
Умение увидеть проблему. Один из метапредметных результатов звучит так: «готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».
Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
В этом поможет несложное упражнение: «Посмотри на мир чужими глазами». Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги»
Предложим детям продолжить рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например, представив, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к первому снегу? А если представить себя водителем машины, едущей по дороге или лётчиком, отправляющимся в полёт? Мэром города? А если вороной, сидящей на дереве?
Ответы детей были очень разнообразными. И они, рассуждая, убеждались в том, что не все были рады этому снегу. И таких рассказов можно придумать множество, и, используя эти сюжеты, можно учить смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
Следующее упражнение «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Задание детям формулируется так: «Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным и т.д. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».
Часто детские ответы поражают своей оригинальностью.
Ещё одно интересное упражнение «Составьте рассказ, используя данную концовку»: детям читается концовка рассказа и предлагается сначала подумать, а потом рассказать, что же было вначале.
«Нам так и не удалось поехать на дачу» или «Прозвенел звонок с урока, а Саша продолжал стоять у доски» и т.д.
Развитие умений выдвигать гипотезы.
В профессиональной исследовательской деятельности бывает так: учёный думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты. В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причём чаще всего это «необычное» обнаруживается там, где другим всё представляется ясным и понятным. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» - говорили ещё древние греки.
Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных идей, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений. В умении выдвигать гипотезы нужно специально потренироваться.
Задание «Давайте вместе подумаем».
Как птицы узнают дорогу на юг? (варианты: Определяют по движению воздуха, с юга же дует тёплый ветер? Им указывают путь старшие птицы, которые туда уже летали. Птицы видят сверху растения, которые указывают им путь.)
4 слайд
Задание «Найдите возможную причину события»
Звонят колокола;
Трава во дворе пожелтела;
Друзья поссорились;
Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги; и др.
Задание «Что бы произошло, если бы»
Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов, слоны стали меньше кошек, люди стали в несколько раз больше, чем сейчас и т.д.
Развитие умений задавать вопросы – это тоже один из способов формирования метапредметных результатов. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Вопросы можно поделить на две большие группы:
Уточняющие: верно ли, что; должен ли; надо ли;
Например, правда ли, что у тебя дома живёт морская свинка?
Восполняющие (или неопределённые): где, когда, кто, что, почему, какие и др.
Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» (на стол кладём любой предмет)
Игра «Угадай, о чём спросили».
Ученику, вышедшему к доске, даётся карточка с вопросом. Он читает вопрос про себя, а вслух говорит ответ. Дети должны догадаться, какой вопрос был задан.
Задание «Вопросы машине времени».
Детям предлагается задать три самых необычных вопросов: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.
5 слайд
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности.
Поставим перед детьми какую-нибудь яркую игрушку. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей. Рассматриваем этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Уберём предмет и попросим детей вспомнить и назвать все его детали.
Затем вновь покажем этот предмет и коллективно побеседуем о том, что назвали, а чего не заметили, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета. Следующий этап: нарисуем этот предмет по памяти. Естественно, что для таких упражнений надо подбирать игрушки и предметы, которые содержали бы много деталей, но при этом не были бы слишком сложными для детского рисования. Я
· детям показывала мягкую игрушку – клоуна.
Развитие умений и навыков экспериментирования.
В формировании УУД это звучит так: «освоение способов решения проблем творческого и поискового характера».
Очень ребятам нравится такой эксперимент «определяем плавучесть предметов». Предлагаем детям собрать десять самых разных предметов.
Выстраиваем гипотезу, какие предметы будут плавать, а какие нет. Проверяем, делаем вывод, от чего зависит плавучесть предметов. А если соединить плавающий предмет и тонущий, что будет?
Также можно провести эксперимент с лучом света или с магнитом и металлами.
Развитие мышления.
В ходе выполнения задач развиваются важнейшие исследовательские навыки, а также важные характеристики креативности: оригинальность, гибкость, беглость мышления, лёгкость ассоциирования и др. свойства.
6 слайд
Задание «Рассказ на заданную тему». Например, тема «Зима». Каждый называет один предмет, связанный с этой темой. Учитель все слова записывает на доске, а затем составляется из них короткий рассказ.
7 слайд
Очень интересное задание «Сочиняем сказку». Дети прекрасные сказочники и настоящие специалисты в их сочинении. Учитель готовит карточки с изображением сказочного персонажа. Карточки надо приготовить по принципу: «чем больше, тем лучше».
Класс разбивается на группы по 5-6 человек и наугад вытягивает карточки.
Даётся время на подготовку и через 10-15 минут дети должны разыграть сказку, в которой действовали бы доставшиеся им герои.
Этими упражнениями достигаются такие метапредметные результаты, как определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
8 слайд
Развитие творческого воображения.
Склеивание (агглютинация). Путём мысленного «склеивания» рождается много героев легенд и мифов (дракон, русалка, кентавр и т.д.).
Задание: мысленно соединяя части различных животных, попробуй нарисовать живое существо с новыми свойствами.
Аналогии.
Это один из приёмов творческого воображения. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы (облака, падающие тени, пятна краски и т.п.) пройдя через наше сознание, часто ассоциируется в нашем мозгу со сходными, реальными предметами.
Переключить стрелку
Задание: нарисуйте дом, похожий на цветок.
9 слайд
Найдите технические объекты, делая которые, люди использовали аналогии с живой природой (на какое животное или птицу похож подъёмный кран, автомобиль, вертолёт, поезд, подводная лодка и др.)
Сконструируйте или нарисуйте эти объекты, похожими на этих животных.
Конечно, этими упражнениями все возможности развития ребёнка не исчерпываются, но даже такие нехитрые приёмы позволяют существенно расширить способности каждого учащегося, побудить его к поиску и созданию нового. Я использовала все эти упражнения во внеурочной деятельности, но, как видно из заданий, их можно применять и на уроках.
10 слайд
Во втором и третьем классе я продолжила работу по развитию у учащихся этих способностей. Очень помогает в этом программа О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Данный курс реализуется мною в рамках внеурочной деятельности и создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Развивается самосознание и самоконтроль, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, развивается интерес к учебе. Один из приёмов работы вы увидите на «Мастер-классе».
Третьеклассники с удовольствием работают на занятиях «Умники и умницы» и умеют применять полученные знания в учебной деятельности. Это видно по успехам моего 3а класса: из 26 учащихся 7 отличников и 15 ребят, успевающих на «5» и «4».
В интеллектуальном марафоне «Умники и умницы» (школьный тур) 1 и 2 место по математике заняли учащиеся 2а класса: Осипенко Алексей – 1 место, Костина Ольга - 2 место. В городском туре этого конкурса – Осипенко Алексей занял 2 место. В этом году победителями школьного конкурса «Умники и умницы» стали опять мои ученики. Они будут представлять школу в городском туре.
Занятия по этому курсу – это длительная, целенаправленная работа. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.
В основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, который хорошо отражён в программе «Школа 2100». Вся система заданий направлена на формирование у учащихся УУД. Мне хотелось бы остановиться на предмете окружающий мир, в котором деятельностный подход – основной способ получения знаний. Например, при изучении темы «Природные зоны жаркого пояса» или «Путешествие в дальние страны» ребятам предлагается ряд тем, по которым они самостоятельно подбирают материал. У детей моего класса это вызвало большой интерес. Они с удовольствием, вначале с родителями, а теперь самостоятельно, находят дополнительный материал, фотографии и оформляют всё в виде небольших презентаций. Каждому хочется, чтобы его рассказ понравился одноклассникам, поэтому стараются оформить материал в доступной и интересной форме.
Также вы увидели на открытом уроке деятельностный подход, когда ребята сами, исследуя материал, делали выводы и заключения.
Всё это также способствует формированию метапредметных результатов.
Вместе с ребятами мы создали банк электронных пособий для учебной и внеклассной работы. Результат представлен в таблице.
11-12 слайд
Банк электронных пособий учащихся.
Ф.И. уч-ся
Предмет
Название пособия
Результативность
Корнева Анна,
4 класс
Окружающий мир
Редкие растения Ростовской области.
(проектно-исследовательская работа)
Школьная конференция «В науке первые шаги», 3 место.
Трофименко Анастасия, 4 класс
Художественный труд
Одежда современности.
(проектно-исследовательская работа)
Школьная конференция «В науке первые шаги», 2 место.
Пряхина Ирина,
4 класс
Окружающий мир
Олимпийские игры.
(проектно-исследовательская работа)
Школьная конференция «В науке первые шаги», 1 место.
Муштоватова Мария, 2 класс
Окружающий мир
Солнечные затмения (презентация)
Презентовала учащимся 2а класса.
Муштоватова Мария, 2 класс
Внеурочная деятельность «Мир профессий»
Инженерные таланты России.
(проектно-исследовательская работа)
Представила учащимся 2-ых классов, на городском конкурсе творческих и проектно-исследовательских работ, 2 место.
Блиставцева Ольга,
2 класс
Окружающий мир
Город, в котором я живу. История улицы Московской. (проектно-исследовательская работа)
Презентовала учащимся 2-ых классов, на городском конкурсе творческих и проектно-исследовательских работ (2 место), на школьной научно-практической конференции «К науке первые шаги», 1 место.
Осипенко Алексей,
2,3 класс
Внеурочная деятельность «Мир профессий»
История освоения человеком космоса (презентация)
Презентовал учащимся 2-ых классов, выступил на городском конкурсе творческих и проектно-исследовательских работ, 2 место.
Муштоватова Мария, 2,3 класс.
Внеклассная работа.
История появления куклы.
(исследовательский проект)
Выступила на классном часе перед учащимися 2-х классов, на школьной конференции «К науке первые шаги», 1 место.
Блиставцева
Ольга
3 класс
Окружающий мир
Город, в котором я живу. История улицы Московской. (проектно-исследовательская работа)
Продолжение темы:
«Платов в войне 1812 года»
Лауреат 2 степени во Всероссийском конкурсе исследовательских работ.
1 место в городском конкурсе «Отечество»
«Человек рождён для мысли и действия» - говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Окружающая жизнь-это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. И поэтому важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
13 слайд
Литература:
ФГОС НОО второго поколения, Москва «Просвещение», 2010 год.
«Проектные задачи в начальной школе», под ред. А.Б.Воронцова, Москва «Просвещение», 2010 год.
«Методика исследовательского обучения младших школьников», А.Е.Савенков, издательство «Учебная литература», 2008 год.
«Юным умникам и умницам», О.Холодова, методическое пособие, Москва РОСТ книга, 2010 год.
15