Выступление по теме: Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС
Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС
Степанова Е.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №20» НМР РТ
1 слайд:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС»
2 слайд:
Преемственность дошкольного образования подразумевает обеспечение плавного перехода одного этапа образования к другому. Человек учится чему-то новому каждый день на протяжении всей жизни, и тот этап, который охватывается обучением в образовательных учреждениях, начинается с детского сада.
Хочется ещё раз подчеркнуть, что дошкольное образование является первой ступенью системы образования в целом.
3 слайд:
Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап – ученика, учащегося школы.
При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
4 слайд:
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.Педагоги дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.
5 слайд:
Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Образование – это ресурс развития общества.
6 слайд:
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
7 слайд:
Программы между детским садом и школой имею сходства как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
8 слайд:
В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
9 слайд:
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.
10 слайд:
У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:- способность действовать по образцу;
- умение слушать и выполнять инструкцию;- умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;- умение задавать и отвечать на вопросы;- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.
11 слайд:
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
12 слайд:
Одним из главных, позволяющих дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности, игру на учение является принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы.
13 слайд:
При организации деятельности воспитанников используем разнообразные формы взаимодействия. Это совместные экскурсии и праздники, конкурсы и выставки, занятия с различными специалистами.
14 слайд:
Для качественного результата реализации программы необходимо тесное взаимодействие между педагогами детского сада и школы.
Важнейшим условием эффективности работы является:
- четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
- создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения.
15 слайд:
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями.
Совместное проведение родительских собраний.
Проведение дня открытых дверей.
Посещение уроков родителями.
Открытые занятия для родителей ДОУ.
Консультации воспитателя, учителя начальных классов
Организация экскурсий в школу.
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований
16 слайд:
Благодаря совместной деятельности коллектива детского сада и учителей 1-х классов, семьи, ребенок безболезненно адаптируется к школьной жизни, приобретает важные личностные качества необходимые для дальнейшей жизни в обществе.
17 слайд:
Спасибо за внимание!
15