Формирование российской гражданской идентичности студентов


Формирование российской гражданской идентичности студентов
(из опыта работы)
Ванюшина Е.Е. – преподаватель ОГСЭДВозрастание роли гражданского общества в России, новые мировые реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач образовательных учреждений особое значение имеет гражданское образование и воспитание молодёжи, главной целью которого является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей и готовность участвовать в общественно-политической жизни (то, что называют гражданской компетентностью личности).

В структуре гражданской идентичности специалисты выделяют четыре основных компонента:
1. когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности;
2. ценностный (ценностно-ориентировочный)– уважение прав других людей, толерантность; самоуважение; умение определять влияние общественной жизни на свою собственную; принятие и уважение основ государства и общества;3. эмоциональный (эмоционально-оценочный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность чётко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
4. поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.
Наиболее полно педагогические задачи воспитания гражданской идентичности решаются на уроках истории, обществознания, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности студента. Предметы социально-гуманитарного цикла дают студентам систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Гражданские компетентности также тесно связаны с универсальными умениями и способностями, которые проявляются и в других сферах жизни (не только в социальной сфере). Освоение обучающимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками - все это служит развитию гражданских компетентностей.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, объединяющий политическое, правовое, нравственное образование и воспитание.
Формирование гражданской идентичности начинается еще в начальной школе, где закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог.
В основной школе продолжается формирование системы гражданских ценностей: уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.
На ступени среднего профессионального образования (в рамках нашего образовательного учреждения) появляется возможность углублять, расширять знания студентов о процессах, происходящих в различных сферах общества (в т.ч. будущей профессиональной сфере), о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности студенты совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Изучение истории родной страны в его неповторимой судьбе помогает формированию чувства патриотизма и гордости за свою страну, представлений о самых значимых исторических событиях, о достижениях культуры и науки, традициях и ценностях, о великих людях, оставивших заметный след в нашем прошлом. Историческая память является необходимым условием гражданской идентичности и самосознания личности будущего учителя.
Формированию ценностно-мировоззренческой основы гражданской идентичности, представлений о социально-политическом устройстве, о структуре и динамике развития общества и государства, демократических основах его функционирования способствует изучение таких дисциплин, как обществознание, основы права, основы социологии и политологии.
Таким образом, следует отметить особое значение знаниевой составляющей гражданской идентичности. Но по ФГОС СПО третьего поколения из учебных планов убрали дисциплины, играющие важную роль в формировании гражданских качеств личности («Основы права», «Отечественная история», «Основы социологии и политологии»). Насколько это оправданно? Что это? Очередной «ляп» наших чиновников от образования или чей-то заказ? К сожалению, уровень образования, общей культуры, в т. ч. политической, гражданской наших студентов оставляет желать лучшего.
Мы стараемся строить нашу образовательную и воспитательную деятельность по всем направлениям.
Образовательная практика подтверждает, что обучающийся формируется как гражданин не просто благодаря внешним воздействиям на него, а, прежде всего, с помощью взаимодействий с окружающим миром, в процессе деятельности.
Традиционным на протяжении последних лет является привлечение студентов к участию во Всероссийских конкурсах, фестивалях «Человек в истории. Россия XX век», «Портфолио». Это позволяет участникам больше узнать и рассказать в работах об истории своей малой родины, своей школы, своих родных и близких. Собирая материалы, студенты берут интервью, записывают воспоминания, знакомятся с документами школьных и районных музеев, семейных архивов. Так история страны раскрывается для них через историю жизни реальных, близких людей, их родных мест.
С 2011 г. более 30 студентов приняли участие в реализации областного интернет-проекта «Защитники Отечества». В 2011- 2012 уч. году он проходил под девизом «1941 год. Начало трудного пути к Победе». Большая работа, проделанная студентами и преподавателями ОГСЭД по сбору и публикации воспоминаний участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей военных лет, была отмечена благодарственным письмом Астраханского государственного университета. В 2012-2013 уч. г. студенты I –II курсов участвуют в очередном этапе проекта «Великие битвы Великой Отечественной войны», посвящённом 70-летию Победы в Сталинградской и Курской битвах.Прошлый 2011-2012 уч. год был особым, он проходил под знаком выборов. В 2011 г. отметили 105 годовщину первого российского парламента, в декабре состоялись выборы депутатов Государственной Думы, а в марте 2012г. – выборы президента страны. Естественно, мы использовали эти важные события в организации внеклассной работы с целью формирования активной гражданской позиции студентов, овладения ими знаниями в области электоральной культуры. В рамках колледжа был реализован социальный проект «Голосует молодёжь», в котором смогли проявить себя студенты всех курсов. Состоялся конкурс презентаций «Голосуешь за партию – выбираешь судьбу страны», конкурс плакатов «Мы – молодые, нам выбирать», викторина «Что я знаю о выборах и избирательных системах», деловая игра «Технология избирательной кампании». Изучение проблемы участия молодёжи в выборах позволило подготовить исследовательскую работу, которая заняла I место в областном конкурсе студентов ССУЗ «Я – гражданин России». В областном конкурсе методических разработок внеклассных мероприятий наш проект занял II место. Все эти мероприятия не только дали возможность студентам пополнить багаж своих знаний и представлений о ценностях демократии, значении выборов в жизни общества, но и, главное, проявить себя, свои творческие возможности, удовлетворить потребность в общественно-политической активности, почувствовать свою сопричастность к событиям, происходящим в стране.
Используем мы и такую форму работы, как общеколледжная конференция. Участие в ней позволяет студентам не только изучить и представить теоретическое обоснование интересующей проблемы, но проявить свою гражданскую позицию, выразить своё понимание обсуждаемой темы и отношение к ней. Вот темы последних конференций: «Толерантность – залог выживания человечества», «Гражданином быть обязан!».
Большой интерес у студентов I – II курсов вызвал конкурс презентаций «Герой нашего времени», состоявшийся в феврале 2013г. В своих творческих работах участники конкурса получили возможность рассказать о наших современниках, людях, ставшими героями в мирное время; проявившими высокие человеческие и гражданские качества: майор Сергей Солнечников, турецкая мама Гульсум Габадейи, рядовой Евгений Родионов, зверски убитый в чеченскую кампанию и др.
«Нам есть с кого брать пример, на кого равняться!»: - такой вывод сделали все присутствующие на конкурсе.
Большой интерес и важное воспитательное значение имело наше участие в областном конкурсе инсценированной песни среди студентов ССУЗ «О подвигах, о доблести, о славе». Студенчество продемонстрировало своё уважение исторического и культурного наследия России, верность традициям прошлых поколений, гордость за наши великие победы.
В знаменитом стихотворении А.А. Некрасова есть фраза: «Отечества достойный сын». Достойный! Сыновьями рождаются – достойными сыновьями становятся. И, значит, достойным сыном отечества вырастет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. Не только реальная повседневная жизнь общества, организованная целенаправленная воспитательная работа, но и самовоспитание играет важную роль в формировании гражданских качеств личности. В жизни, как в спорте, можно быть «болельщиком», а можно – и «игроком», страстным, заинтересованным в общем результате. Гражданственность измеряется этим стремлением обязательно участвовать самому, быть готовым действовать, брать на себя определённую меру ответственности.
В целях активизации гражданского образования и воспитания молодёжи, повышения его эффективности нам представляется возможным рекомендовать следущее:
1. разработка общеколледжной программы гражданско-патриотического воспитания студентов, которая объединила бы усилия всех цикловых комиссий, преподавателей, соответствующих служб; сделала бы эту работу более продуманной и целенаправленной;
2. совершенствование демократического уклада жизни колледжа, расширение студенческого самоуправления. Гражданское воспитание – это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.
Каждый человек рано или поздно делает свой выбор: быть обывателем или быть гражданином, разумными и полезными действиями влияющим на судьбы своего Отечества. Требуется много педагогических усилий, чтобы выбор наших студентов был сделан верный, и любой гражданин не по паспорту, а, по сути, был готов взять на себя ответственность за себя, общество, страну.