Урок на тему Паломничество и святыни

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа сельского поселения Тамбовское



Конкурс «Применение ИКТ в современной школе»


ОРК и СЭ в 4 классе


Тема: « Паломничества и святыни»


Участник конкурса:
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ СП Тамбовское
Шомахова С.В.







2014 г






Цель урока: показать святые места мировых и национальных религиозных культур : Христианства, Ислама, Иудаизма, Буддизма
Художественно – педагогическая идея урока: « Святые места – это места. Связанные с деяниями богов и святых различными событиями священной истории, являющиеся объектами поклонения верующих, совершающих паломничества к ним»
Задачи урока:
1. Образовательная: раскрыть понятие «паломничество», показать роль паломничества мировых и национальных религиозных культур.
Формировать понятия: реликвия, мощи, хадж, Кааба, Стена Плача, Накхор, Бодхгая.
2.Развивающая: развитие художественного восприятия через иллюстративный материал; развитие воображения, мышления, внимания, умение работать с текстом учебника и тетрадью.
3. Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к святым местам, нравственность, коллективизм, умение выслушивать мнение друг друга; воспитывать культуру речи.
Данный урок является частью курса « Основы религиозных культур» , модуль « Основы мировых религиозных культур»
Оборудование:
- учебное пособие « Основы мировых религиозных культур» 4-5 кл.А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева.
-компьютер, интерактивная доска
- презентация к уроку
- карточки с терминами, карточки для голосования

Ход урока
I.Орг. момент (знакомство с классом)
II. Актуализация опорных знаний через игру голосование «Да или нет»
Ход игры: учитель читает утверждения, дети путем голосования карточками двух цветов (красная – нет, белая - да) отвечают на поставленный вопрос.
Вопросы:
Религиозные чувства возникли у человека в глубокой древности?
Первобытные люди верили , что души умерших предков продолжают участвовать в жизни семьи, рода?
Древние люди верили в духов?
В древних государствах – Египте, Греции,Риме, Индии, Китае, Японии – люди верили в единого Бога?
Религия, в которой почитается много богов, называется единобожием?
- Ребята, подумайте и скажите, как вы понимаете слово религия?
- Назовите, какие есть религии?
- Какие религии относятся к мировым, какие к национальным?
( работа в группах)
У вас на столе находятся карточки с терминами. Надо прочитать и определить к какой религии относятся данные слова, и дать им определение. Христианская культура:
Мессия – помазанник, перевод с греческого языка – Христос
Христианство – учение о жизни и воскресении Иисуса
Библия – священное писание христиан

Исламская культура
Ханифы – так в Аравии называли людей, которые верили в Единого Бога
Умма – община
Коран – священное писание мусульман
Иудейская вера
Танах - священное писание иудеев
Раввин – учитель, верующие евреи
Менора - светильник, в котором всегда должно быть семь фитилей
Буддийская культура
Типитака – священное писание буддистов
Ступа – сооружение, где хранится прах Будды
Нирвана – освобождение от страданий
Составление ассоциограммы к слову Религия в форме солнышко (работа учащихся у доски)
III. Новый материал
План:
1.Что такое паломничество
2.Что такое реликвии и мощи
3.О главных святынях мировых религий
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Почему вы сделали такой вывод?
Правильно, сегодня мы узнаем, что у людей разных мировых религиозных культур есть святые места, которым они поклоняются.
Паломничество - это путешествие с целью поклонения, какому – то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.
Паломничество имеет латинское происхождение от слова палома, что означает пальмовая ветвь.
Жители Иерусалима встречали Иисуса Христа с пальмовыми ветвями. Главным объектом паломничества у христиан это место захоронения Иисуса Христа.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме построен на том месте, где был распят Иисус Христос. Город Иерусалим и Вифлеем, где родился Иисус и другие места - вся эта территория носит название Святой Земли.
Центром паломничества для христиан стали и другие места в мире. Обычно это те места, где находится, какая ни будь реликвия.
Реликвия – особо хранимая и почитаемая верующими святыня.
Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные с жизнью Иисуса части креста, на котором был распят Иисус, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти.
Святынями считаются и мощи.
это останки тел умерших людей. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью и поэтому признан Христианской церковью. Паломничество могут совершать и к иконам.
Для мусульман чрезвычайно важно паломничество в город Мекку - Хадж
Хадж считается одним из столпов мусульманской веры.
В определенное время в священной для всех мусульман Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира и совершают ритуалы паломничества. Именно в Мекке находится главная святыня мусульман – храм Кааба. Паломники семь раз обходят вокруг этого храма , имитируя движение ангелов вокруг Всевышнего.
Это интересно
Храм Кааба – почти кубическое здание, которое накрыто покрывалом с расшитыми на нем изречениями из Корана. Внутри храма не проводится никаких молитв, здесь только горят лампады. Каабу называют «дом Аллаха», сюда направляют свои взоры все мусульмане во время молитв.
« Лучезарная Медина» - второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммад. Гробница Мухаммада располагается в мечети пророка в Медине. Эта мечеть построена около дома Мухаммада. Ныне мечеть пророка - одна из крупнейших, в ней одновременно могут молиться до 700 тысяч человек. Многие паломники посещают ее после выполнения всех обрядов хаджа.
Третья по значимости святыня ислама находится в Иерусалиме. Величественный храм, который называется « Купол Скалы» ( Куббатас – Сахра), и « Отдаленнейшую» мечеть ( ал – Маджид ал – Акса)
Иудеи считают главной своей святыней – Иерусалим, где раньше находится Иерусалимский храм, который разрушил Навуходоносор II. Тысячи евреев стекаются к сохранившемуся фрагменту храма, который получил название Стена Плача. Стена Плача находится на храмовой горе. Здесь иудеи совершают личные и совместные молитвы. Верующие евреи закладывают записки в Стену Плача с пожеланиями.
В окрестностях Иерусалима находятся и могилы библейских праотцов, которые почитаются не только иудеями, но и христианами, мусульманами. У некоторых групп иудеев особым почитанием пользуются места жизни и могилы выдающихся учителей – раввины.
Земля Израиля стала Святой для всех христиан, мусульман, иудеев. Все главные события трех религий произошли на этом небольшом пространстве, земле расположенной между Средиземным, Красным морями и рекой Иордан. Иерусалим – это самое загадочное место на планете Земля.
Паломничество в буддизме Накхор. Поклонение останкам Будды, которые разделены на 8 частей и помещены в специальные ступы.
Паломничество могут совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет, с целью очиститься от мирской скверны. Наиболее священными в буддизме являются 4 места , где произошли основные события жизни Будды:
место, где он родился
где к нему пришло просветление – Бодхгая
где произнес первую проповедь
место, где он умер
Но в целом в буддизме паломничество играет меньшую роль , чем в других религиях.
IV. Релаксация ( клип “ Улыбка»)
V.Рефлексия.
А)Места паломничества и святыни.
православная культура
исламская культура
иудейская культура
буддийская культура

- храм Гроба Господня
- Реликвия
- Мощи
- Икона

- Хадж
- Кааба
- « Лучезарная Медина»
- «Купол Скалы»

-город Иерусалим
-Стена Плача
-Могила Раввина
- Накхор
- Бодхгая
- паломничество в любое время

Б) Синквейн
« Паломничество»
« Святыня»
В) Почему Иерусалим называют « город трех религий»?
VI. Д/з. с. 58 -61 читать. Подготовить проект совместно с родителями
« Паломничество и Святыни»
VII. Итог урока (дети встают из- за парт подходят к учителю и становятся в круг)
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что решили взять с собой?
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Что для вас осталось непонятным?
Заканчивая урок, я хочу, чтобы вы послушал следующее четверостишие:

Паломник, усердный путник
В кармане молитвослов
И рядом ангел – заступник
И жажда прощенья грехов
Источники:
Учебник
Интернет ресурсы

«Основы мировых религиозных культур» 4-5 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.Просвещение, 2010г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]